СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Просмотр содержимого документа
«ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Государственное учреждение образования

«Гимназия имени Я. Купалы»









ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»









Юницкая Наталья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

e-mail: [email protected]








Одной из задач языкового и литературного образования в современной школе является формирование коммуникативных умений на основе овладения учащимися речеведческими понятиями, формирование умения создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи.

Опыт работы показывает, что учащиеся, поступившие в 5 класс гимназии, испытывают затруднения в создании письменных и устных высказываний: уровень сформированности коммуникативных навыков на высоком и достаточном уровне показывают 51,5% учащихся, среднем – 33,3%, а для 14,2% правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом превращается в мучения, которые отбивают охоту искренне высказываться (Приложение 3). Так как уроки русского языка и литературы связаны с интеллектуальным и речевым развитием школьников, с обогащением их эмоционального, духовного мира, то возникает необходимость создания на уроке культурной речевой среды.

Для меня как учителя при формировании коммуникативной компетенции учащихся на уроках важно создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с учащимися с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Вместе с тем в практике формирования коммуникативной компетентности учащихся я столкнулась со следующими противоречиями между:

  • необходимостью обеспечения коммуникативной компетентности всех учащихся и недостаточной учебной мотивацией некоторых из них;

  • социальным заказом на культурную личность, владеющую правилами речевого общения, умениями создавать самостоятельные тексты разных стилей, типов и жанров речи и необходимостью дать прочные предметные знания, которые обеспечивают успех в ЦТ.

Осознание данных противоречий явилось основанием для совершенствования собственной практики работы по формированию у учащихся коммуникативных умений, чтобы она носила системный характер, обеспечивала образовательную и социальную успешность учащихся.

Таким образом, целью опыта является:

- формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с текстом.

Для реализации данной цели я определила следующие задачи:

  1. Осуществить рефлексию собственной практики и выявить противоречия в организации коммуникативной деятельности учащихся.

  2. Изучить виды работы с текстом, влияющие на формирование коммуникативной компетенции учащихся.

  3. Обновить практику проектирования учебных занятий с использованием текстовых материалов, заданий, применение которых эффективно для формирования коммуникативных способностей учащихся.

Опыт формировался в течение 10 лет. Можно выделить этапы его формирования:

  • рефлексивный. Анализ массового и собственного опыта развития коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы;

  • поисковый. Поиск и подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;

  • практический. Формирование и развитие собственной системы работы по формированию культуры устной и письменной речи учащихся в процессе работы над текстом.

Для решения поставленных задач я знакомлюсь с методической литературой по данной проеблеме. Например, теоретические основы хорошо представлены такими авторами как Печенева Т.А. 2,3, Ладыженская Т.А 4, практические советы по использованию текста на уроках языка и литературы представлены Печеневой Т.А.

Текст становится на уроках полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи, интегрирующая значение всех языковых средств. Внимание к закономерностям построения текстов разных функционально-смысловых типов речи, стилей, жанров помогает ученикам создавать свои высказывания, целенаправленно отбирая языковые средства для выражения своих мыслей. Изучение теоретического и практического опыта работы с текстом на уроках позволило мне обобщить существующие подходы к использованию текстов на уроках русского языка и литературы (Приложение 1) и определить педагогические условия формирования коммуникативной компетенции учащихся. Текст изучается с учетом конкретных условий его употребления, а также психологических и социальных параметров коммуникативной ситуации.

Практика убеждает в том, что решение одной из важнейших задач формирования речевой компетенции заключается в том, чтобы более полноценно и многоаспектно использовать результат языкового анализа образцовых художественных текстов для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей. Анализ текста “как готового продукта речи” позволяет увидеть динамику речевой деятельности — от замысла до конкретной “речевой реализации”, т.е. проследить процесс формирования мысли автора. Одновременно с осознанием речи у учащихся формируется литературная интуиция, спонтанная речь, которая имеет более автоматизированный характер, так как находится во внутреннем, мысленном плане. Более того, развитие спонтанной речи непосредственно влияет на совершенствование умений самостоятельного создания текстов.

Для того чтобы возникли предпосылки для успешного развития речевых возможностей детей, выдвигаю следующие принципы:

  1. От простого – к сложному.

  1. Принцип креативности.

Большую роль в развитии речи учащихся играют связные тексты, которые являются основой уроков русского языка. Связный текст выражает законченную мысль, дает материал для речевой практики, позволяет показать источник информации, словарь, все виды речевой деятельности. Каждая новая тема, каждое явление языка изучается на материале художественных текстов [3, с.31]. Теория проверяется на практике, учащиеся видят, как слово живет в тексте, в речи.

Я использую следующие задания к текстам:

  1. Поиск в тексте определенных форм и конструкций, их классификацию, объяснение их роли в тексте. Здесь от грамматики идем к содержанию.

  2. Определение грамматических средств, с помощью которых раскрывается содержание.

  3. Активная работа с текстом (изменение структуры предложений, подбор синонимов, определение стиля и жанра текстов).

  4. Грамматические задания, которые соотносятся с учебными целями урока, а также способствуют повторению правописных умений. Например, найти слова с изученными орфограммами, объяснить все случаи сомнительного написания, произвести орфографический разбор отдельных слов, составить словарный диктант из наиболее трудных, на взгляд учащихся, слов, составить схемы сложных и осложненных предложений.

Такая работа помогает учащимся осмыслить художественный текст, оценить его достоинства, понять, как и почему выбраны лексические средства. И, конечно, такая кропотливая, вдумчивая работа с текстом пробуждает интерес к русскому языку, появляется желание самостоятельно искать и находить что-то интересное.

Большое место в преподавании русского языка и литературы я отвожу обучению написания и рецензирования сочинений. Считаю, что сочинения, как никакой другой вид творческих работ, формируют главное: потребность в самовыражении, сопереживании, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей при создании текста.

На подготовительном этапе я провожу творческие мини-работы. Сочинение-миниатюра таит в себе неограниченные возможности. Оно относится к типу тех синтетических упражнений, которые помогают комплексно решать многие задачи обучения, развивать духовные возможности всех учеников: одни учащиеся в сочинениях-миниатюрах оттачивают свое владение речью, стараются создать с помощью языковых средств зарисовку, стремятся к творчеству в полном смысле этого слова; другие видят в таких работах возможность проявить себя, увидеть хоть маленькое, но продвижение вперед, что, к сожалению, им не всегда удается в больших сочинениях. В зависимости от трудности темы, от степени подготовленности класса я предлагаю несколько тем для сочинений.

Работу над сочинениями начинаю с чтения миниатюр известных писателей для того, чтобы учащиеся почувствовали, насколько содержательны, безукоризненно отточены произведения художников слова. Стараюсь создать атмосферу восхищения мастерством писателя, сумевшего в малом по размерам сочинении сказать о многом. Н уроках использую отрывки из произведений И.С. Тургенева, М.М. Пришвина, А.П. Чехова и многих других писателей.

Для развития способности писать миниатюры и этюды применяю следующие упражнения:

  • Попробуйте сочинить диалог Правды и Лжи, или Смелости и Трусости, или Доброты и Жестокости, в котором бы раскрывались их существенные признаки, а также было бы выражено ваше отношение к сравниваемым понятиям.

  • Изобразите в словесных рисунках пословицы: «весна красна цветами, а осень снопами», «любишь кататься, люби и саночки возить»…

  • Попробуйте написать свою шуточную миниатюру о настроении человека, о явлении природы как о живых существах, используя в своем тексте слова в переносном значении.

  • Прослушайте текст. По впечатлениям от услышанного нарисуйте свои картины природы. Попробуйте символически (только с помощью цвета, без изображения конкретных предметов) передать свое настроение.

  • Прослушайте музыкальное произведение и создайте словесную картину (например, падающего снега) и т.д.

Для подготовки к сочинению провожу следующие упражнения:

  • аналитического характера по готовому тексту;

  • с заданиями, направленными на переработку готового текста;

  • требующие создания нового текста на основе данного (готового);

  • тренирующие учащихся в создании своего текста (или продолжения программного литературного произведения).

Упражнения направлены на овладение умением раскрыть тему, строить рассуждения, программируют усвоение учащимися определенных знаний и способов деятельности.

Организую работу с отдельными словами из текста, например:

  • Давайте вслушаемся в слово «зима». (Дети произносят его несколько раз).

  • Подберите прилагательные и существительные, которые отражают ваше отношение к зиме. (Ребята подбирают слова: сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, унылая, грозная, хладнокровная, манящая, румяная, волшебница, колдунья, чародейка, фея и т.д.)

  • Если бы вы писали стихотворение, о каких явлениях природы вы бы рассказали своим читателям? (О снеге, метели, буране, пурге, морозе)

  • Какие мысли, чувства, ассоциации вызывают у вас слова, их обозначающие?

Сбор рабочих материалов. Здесь необходима или лексико-грамматическая группировка слов, или тематическая. Я предлагаю сбор материалов по следующим направлениям:

а) что я вижу;

б) что я чувствую;

в) что я думаю.

Чтобы сбор рабочего материала для учащихся превратился в интересный, я стараюсь постоянно и целенаправленно развивать у них наблюдательность, без которого невозможна творческая деятельность. Умение по-своему взглянуть на окружающий мир, увидеть «удивительное рядом», заметить изменения в объекте наблюдения, сравнить явления действительности формируется во время экскурсий, походов, самостоятельных наблюдений. Они обогащают авторов будущих сочинений новыми впечатлениями, расширяют их жизненный опыт.

Еще один вид творческой работы учащихся – изложение. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ [1]. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста:

- определение темы и основной мысли высказывания;

- определение стиля и типа речи;

- определение способов связи предложений;

- наблюдение над функционированием языковых средств.

Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:

  • начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;

  • слова-памятки каждого предложения записывай;

  • между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;

  • окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;

  • помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;

  • из слов составь все предложения;

  • активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;

  • закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.

Работая по этому алгоритму, ученики выполняют упражнения на развитие памяти.

Умение учащихся создавать самостоятельные связные устные и письменные высказывания разных стилей, типов и жанров речи в соответствии с речевой ситуацией формируется мною на уроках литературы при использовании проектной деятельности. Метод работы в проектной деятельности построен по принципу самообразования, то есть приобретения знаний путем самостоятельных занятий. Я являюсь консультантом, к которому обращаются за помощью участники проекта, если сталкиваются с трудностями в решении какой-либо задачи. Главное в проектной деятельности – интерес. Сформировав свой интерес, ребенок ставит перед собой цель и стремится к ее достижению [1]. В работе над проектом важен момент представления работы, ведь именно здесь используется возможность становления и развития коммуникативных навыков. Ценю проектную деятельность за то, что она позволяет ученику поставить себя на равные позиции со мной, а значит дает возможность почувствовать себя уверенней на уроке, не боятся высказывать свою точку зрения, рассуждая, доказывать. Как правило, с темами проектов я знакомлю учащихся уже на первом уроке изучения произведения, на обобщающем уроке они презентуют и защищают свои работы. Анализ работ проходит коллективно, для этого использую опору (Приложение 2). Например, к обобщающему уроку по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (7 класс) учащиеся представляют работы на следующие темы: «Гринев и его роль в произведении, формирование его характера и взглядов», «Жанровое произведение произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: историческая повесть и семейная хроника» и т.д. Проекты представляются в форме сочинений-рассуждений, впечатлений, эссе.

Особое место в работе по формированию у учащихся коммуникативных навыков отвожу учебно-исследовательским работам. В процессе исследовательской деятельности ценным является знание, добытое своим трудом. Эта деятельность направлена на создание нового, интеллектуального и познавательного продукта. Исследовательская работа развивает мыслительные навыки, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни, умение работать с информацией, анализировать, принимать решения и создавать свое высказывание [2, с. 126].

В зависимости от возраста учащихся я организую исследовательскую работу следующим образом:

6 класс: знакомлю с проблемой, целью исследования, с гипотезой, планом. Учащиеся самостоятельно выполняют работу по готовому плану, с помощью учителя создают текст учебного исследования;

7-8 класс: учащиеся принимают цель эксперимента и его гипотезу, планируют и осуществляют эксперимент, с помощью учителя создают текст учебного исследования;

9 класс: учащиеся сами выдвигают гипотезу, планируют и осуществляют эксперимент, создают текст учебного исследования.

Так учащимися 6 класса была проведена работа по исследованию языка смайлов, 7 класса – истории исконно русского слова петух, а в 9 классе – системы знаков препинания.

Для оценки результативности и эффективности опыта были использованы следующие критерии:

    1. динамика роста среднего балла оценки творческих работ учащихся (Приложение 3);

    2. умение оперировать языковыми средствами языка (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими);

    3. умение взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, информационными потоками;

    4. умение работать с источниками информации: книгой, учебником, словарями;

    5. умение создавать тексты в соответствии с целью, содержанием речи, условиями общения.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Об этом свидетельствуют и результаты учащихся (Приложение 3).

В ходе описания опыта мной установлено, что правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста художественного произведения способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает коммуникативные способности учащихся. Умение учащимися создавать собственный текст зависит от овладения ими умением пользоваться теми языковыми средствами, которые учащиеся научились видеть в текстах признанных мастеров слова. Результаты обучения доказывают необходимость целенаправленной работы с текстом, в процессе которой формируются и развиваются умения и навыки основных видов речевой деятельности, а также языковое чутье учащихся.

Данный опыт был представлен при участии в районном этапе конкурса «Учитель года 2014», на заседании районного ресурсного центра, заседании методического объединения учителей русского языка и литературы гимназии.

Список литературы


  1. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии -2 / Н.И.Запрудский. – 2-ое изд. – Минск, 2010. – 256 с.

  2. Печенева, Т.А. Тренировочные и контрольные работы на уроках русского языка: изложения: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. И бел. Яз. Обучения / Т.А.Печенева. –Минск: Сэр-Вит, 2006. – 128 с.

  3. Печенева, Т.А. Уроки русского языка: 5 класс: Пособие для учителей / Т.А.Печенева. – Минск: ООО «Юнипресс», 2004. – 288 с.

  4. Ладыженская, Т.А. Обучение различным видам речевой деятельности // Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин – тов по специальности № 2101 “Русский язык и литература” / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. / Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 264 – 290.
















Приложение 1

Урок русского языка в 8 классе по теме:

«Стилистическое использование однородных членов предложения»

Обучающая цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся

будут знать:

функции однородных членов предложения в текстах различных стилей;

будут уметь:

строить однородный ряд предложения в соответствии с синтаксической нормой, создавать тексты художественного стиля.

Задачи урока:

  • Повторить и обобщить изученное, познакомить учащихся с функцией однородных членов предложения в текстах различных стилей; проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа.

  • Развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умения работать во времени.

  • Совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

Рабочий лист урока Приложение 1, интерактивная доска для демонстрации слайдов.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

(Запись даты, вида работы)

  1. Повторение ранее изученного материала как средство подготовки к усвоению нового материала

Лингвистическая разминка.

  1. Словарный диктант (Взаимопроверка).

Балагур, лощина, дощатый, лучезарный, искусство, аллея, аромат, бриллиантовый, гирлянда, гостиная, партер, тщательно, масса, сарафан, гостиница, баллада, превозмочь.

  1. Составить пропорцию:

Словосочетание, предложение ?

------------------------------------------- = ------------------

Тире, двоеточие синтаксис

- Какой раздел науки о языке называется «Синтаксис»?

- Пунктуация?

  1. Исправьте пунктуационные ошибки (Схемы предложений на доске).

  2. Тест (Простые предложения, осложненные однородными членами предложения)

- С какими предложениями вы сейчас работали? Какие члены предложения называются однородными?

Ответы учащихся.

- Как вы думаете, в текстах каких стилей встречаются предложения, осложненные однородными членами?

Учебное сообщение «Использование однородных членов предложения в речи» (упр. 264, 266)

Объявление темы и целей урока.

- Подчеркните однородные члены предложения. Примеры на доске.

  1. Поклонились друг другу мы неловко, неторопливо.

  2. Я был здоров, молод, весел.

  3. Но чувство то жгучее, нежное, глубокое уже не повторилось.

  4. Городок этот мне понравился своим местоположением, дряхлыми стенами и башнями, вековыми липами, крутым мостом, хорошим вином.

- Узнали произведение, из которого взяты предложения?

На примере повести «Ася» посмотрим, как используются экспрессивные возможности этих конструкций в языке И.С.Тургенева

Что обозначает слово «экспрессивный»?

Экспрессивный – содержащий экспрессию, выразительный.

Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность

  1. Работа с текстом художественного произведения.

- На уроке литературы мы познакомились с повестью «Ася». О чем она?

(о любви)

- О какой любви? (нежной, грустной, трагической, незабываемой)

Повесть представляет собой рассказ господина Н.Н. о делах и днях давно минувших.

- Что мы знаем о нем? (он богат, здоров, молод и путешествует без цели, без плана).

Ребята, я просила вас провести небольшое исследование: отметить те эпизоды, в которых наиболее часто встречаются предложения с однородными членами.

-Итак, где встречаются чаще всего однородные члены?

(Там, где идет описание, например, описание природы.)

Вывод: наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании природы, в эпизодах, передающих душевное состояние главных героев.

- Зачитайте, пожалуйста, свои предложения и скажите, какие однородные члены использует автор в повести. (Прекрасно описана красота Рейна, красота вечера и просто красота того местечка, где остановился наш герой).

Запишем предложение. Часть знаков препинания я скажу, недостающие поставите вы.

Мы проболтали два часа. День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь.

- Обратим внимание на вторую часть этого ССП. Отметьте однородные члены, объясните знаки препинания.

- Ребята, мы уже сказали, что повествование ведется от лица господина Н.Н.. Подумайте и скажите, как это и многие другие подобные предложения характеризуют рассказчика? Почему автор обращает наше внимание на то, как воспринимает окружающий мир господин Н.Н.? (Как человек тонко чувствующий и замечающий все краски и оттенки природы).

-Проследим, какие чувства испытывает господин Н.Н., возвращаясь после прогулки домой.

Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнату весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель.

- Скажите, только ли прекрасный вечер так всколыхнул чувства главного героя?

Конечно же, нет. Встреча с загадочной и привлекательной Асей произвела на него сильное впечатление, так как он способен увидеть что-то необычное не только в природе, но и в человеке.

Я предлагаю вам лингвистический эксперимент.

-Допишите предложение, взятое мною из повести:

Было что-то свое, особенное, в складе ее …. …. лица, с небольшим … носом, почти … щечками и … … глазами.

Предложение, записанное учащимися, сравнивается с предложением И.С.Тургенева.

(Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами.)

- Обратите внимание на определение «светлые» глаза. Как вы его понимаете?

Светлый - ясный, проницательный.

Проницательный – наблюдательный, много замечающий, предвидящий, угадывающий.

Ясный – ничем не омраченный, спокойный.

(Из словаря зачитать после того, как дети выскажут свои предположения)

-На протяжении повести мы еще не раз встречаем описание Аси в разные моменты ее жизни (чтение эпизодов).

- Итак, сможете ли вы сказать, какую роль как в данном предложении, так и в других предложениях выполняют однородные члены?

Вывод: из всего многообразия синтаксических конструкций Тургенев выбирает именно предложения с однородными членами, что дает ему возможность лаконично и ясно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние ее черты, и качества характера.

- Итак, с первых страниц повести мы видим, как бережно и умело обращается Тургенев с русским языком, как точно выбирает единственно нужную конструкцию.

Хотя мы и сказали с вами, что господин Н.Н. тонкая и чувствительная натура, но вот Асе он кроме боли и разочарования ничего не принес.

- Найдите сцену свидания Аси с господином Н.Н.

- Отметьте однородные члены.

-Какие однородные члены преобладают в данном отрывке? (Однородные сказуемые)

- Почему здесь нет ни однородных определений, ни однородных обстоятельств? (автору важно передать душевное состояние героев)

- Запишите предложение:

Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались

- Найдите и подчеркните однородные члены предложения, укажите, чем они выражены.

- В чем особенность этого предложения? (это предложение с однородными членами, соединенными интонацией, т.е. связь бессоюзная)

- Как вы думаете, почему? (бессоюзие усиливает экспрессивность фразы)

- Проведем эксперимент. Перестроим предложение по схеме:

и О, и О, и О.

- Что меняется? (эмоциональная окраска: фраза становится мелодичной, исчезает напряженность, и мы не чувствуем волнения Аси)

- Что еще, на ваш взгляд, способствует повышению выразительности данного предложения? (расположение глаголов – градация).

Работа со словарем: дать определение градации.

Ребята, один из исследователей творчества Тургенева заметил, что «глагол в его прозе пушистый и клейкий. Пушистый в том смысле, что в одном слове вмещается много оттенков значений, а клейкий – значит, не прилагается к предмету, а входит в него и к нему прилипает. Глагол часто наделен силой эпитета» (Градация).

  1. Упр.269

  2. Подведение итогов урока.

- Итак, погрузившись в язык И.С. Тургенева, мы наблюдали сегодня, как «работают» предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в передаче тончайших душевных переживаний героев.

Отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение к слову, которое, по определению Аристотеля, является «знаком состояния души», помогли нам и насладиться языком мастера, оценив все своеобразие тургеневского стиля, и попробовать свои силы по составлению рассуждений на заданную тему.

  1. Домашнее задание. СТР.186, вопросы 1-6, упр. 269 (написать сочинение на заданную тему, используя предложения, осложненные однородными членами).







Приложение 2

Памятка

«Рецензия устного сообщения учащегося»

  1. Познакомил ли выступающий со своей темой, целью, планом?

  2. Учитывал ли он знания слушателей?

  3. Раскрывалось ли в сообщении слова и выражения, которые показывают последовательность частей текста, вывод и переход к примерам?

  4. Повторял ли выступающий важные мысли?

  5. Формулировался ли в заключении четкий вывод? Использовались ли при этом слова и выражения, которые показывают вывод?

  6. Что бы вы могли посоветовать выступающему?

Рекомендации по анализу художественного произведения

  1. Тема произведения, основная мысль.

  2. Вопросы, раскрываемые автором в тексте (общественные, патриотические, философские, морально-этические, исторические, экологические и т.д).

  3. Авторское отношение, переданное в тексте (радость, страх, печаль, равнодушие, крик души, возмущение и т.д).

  4. Жизненные истоки произведения (отношение «автор и реальность»), соотношение факта и вымысла.

  5. Тип композиции (последовательная, ретроспективная, рамочная).

  6. Жанровая характеристика произведения (эпос, лирика, драма и их разновидности).

  7. Лингвистические реалии текста: художественная фонетика (аллитерация, ассонанс и т.д.), интонационно-синтаксический уровень (типы предложений, роль однородных членов, союзов и т.д.), лексико-морфологический уровень (фразеологизмы, историзмы, диалектизмы и т.д.).

  8. Сюжетная канва произведения и внесюжетные элементы (описания, авторские отступления, диалог, монолог).

Приложение 3

Результативность участия учащихся в конкурсах, олимпиадах

Учебный год

Предметная олимпиада

Научно-практическая конференция

Областная олимпиада

Республиканская олимпиада

гимназия

район

Второй этап

Третий этап

Второй этап

Третий этап


Диплом 2 степени

2014/2015

-

-

2 диплома 2 степени

Диплом 2 степени



2013/2014

3 диплома 2 степени,1- 2 степени

Диплом 2 степени

-

-

Диплом 2 степени


2012/2013

2 диплома 2 степени,1- 3 степени




Диплом 1 степени



Динамика роста среднего балла оценки творческих работ учащихся

Класс/уровень усвоения учеб­ного материала (%)

5 класс

8 класс

9 класс

Высокий

23

55,8

66,6

Достаточный

28,5

35

27,8

Средний

33,3

9,3

5,5

Удовлетворительный

14,2

-



13



Скачать

© 2016 753 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!