СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к ОПИСАНИЮ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1-2 КЛАСС) ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРИЛОЖЕНИЕ к описанию  опыта педагогической деятельности "Развитие самостоятельности младших школьников (1-2 классы) при решении текстовых задач":

13 приложений, список литературы, диаграммы, таблицы, диагностика учащихся

Просмотр содержимого документа
«приложение к ОПИСАНИЮ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1-2 КЛАСС) ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»»


Приложение 1


Презентация «Знакомство с составной задачей»


























Презентация «Составные задачи на нахождение суммы, в которых не известно одно из слагаемых»





















Видеоприложение 1

«Простые задачи в косвенной форме»

Видеоприложение 2

«Составные задачи на нахождение неизвестного слагаемого»

Видеоприложение 3

«Составные задачи на нахождение неизвестного вычитаемого»

Приложение 2

Таблица №1. Показатели и критерии сформированности умения самостоятельно решать текстовые задачи

показатели

критерии

баллы

Чтение

задачи, выделение опорных слов и наименований

- читает задачу как нематематический текст, медленно осмысливает задачу;

- читает задачу осмысленно, иногда ошибается в выделении опорных слов, чисел и наименований;

- не допуская ошибок, самостоятельно читает задачу осмысленно,

-выделяет опорные слова, числа и наименования;

0 б


1 б


2 б


3 б

анализ содержания задачи для выбора действий

(основание-краткая запись)

- краткую запись самостоятельно выполнить не может, вопросы учителя не помогают;

- анализ задачи для выбора действий выполняет под руководством учителя, при этом допускает ошибки;

- анализ выполняет с помощью вопросов учителя;

- самостоятельно выполняет анализ задачи для выбора действия, иногда допускает ошибки;

- самостоятельно выполняет анализ задачи, не допуская ошибок;

0 б


1 б


2 б

3 б


4 б

запись решения задачи

- решение задачи самостоятельно записать не может;

- записывает решение задачи с ошибками, даже используя помощь учителя;

- записывает правильно решение задачи, но с помощью учителя;

- самостоятельно записывает решение задачи, иногда допускает ошибки;

- правильно и самостоятельно записывает решение задачи;

0 б

1 б


2 б


3 б


4 б

формулировка ответа

- ответ даёт с ошибками, предложение строит неправильно;

- ответ формулирует с помощью учителя;

- отвечает самостоятельно, но неполно, затрудняется в построении предложений;

- правильно и полно формулирует ответ задачи;

0 б

1 б

2 б


3 б

работа с решённой задачей

- самостоятельно не может доказать: задача решена верно или неверно, а так же не знает способов проверки задач;

- может доказать, что задача решена верно или неверно, только опираясь на помощь учителя, в составлении обратной задачи испытывает затруднения;

- может доказать, что задача решена верно или неверно, но в составлении обратной задачи затрудняется;

- может доказать, что задача решена верно или неверно, так же может составить обратную задачу, иногда допускает ошибки;

- самостоятельно может доказать, что задача решена верно или неверно, составляет обратную задачу;

-предъявляет творческий уровень при решении задач.

0 б


1 б



2 б


3 б



4 б


5 б

Уровни сформированности самостоятельного решения задач

(начальный этап)

Умения




ФИ

учащихся

чтение задачи, выделение опорных слов и наименований

анализ содержания задачи для выбора действий

запись решения задачи

формулировка ответа

работа с решенной задачей

баллы

уровень

Амелькович Анастасия

3

1

2

2

2

10

С

Витко Ксения

2

1

2

3

3

11

С

Гайдукова Валерия

1

1

1

2

1

6

Н

Готовко Никита

1

1

2

2

1

7

Н

Дробышевский Георгий

3

2

2

2

2

11

С

Калыхневич Артем

2

3

3

3

3

11

С

Карченко Роман

2

2

2

2

2

10

С

Каськевич Глеб

3

2

3

3

2

13

С

Кострома София

2

2

3

3

2

12

С

Кунина Варвара

3

3

3

3

4

16

В

Неверо Александра

2

1

2

2

1

8

Н

Нестерик Александра

2

1

3

3

2

11

С

Пацевич Василий

3

3

4

3

4

17

В

Потапова Валерия

2

2

2

3

2

11

С

Ракитский Максим

3

3

4

3

3

16

В

Шулико Михаил

2

1

1

2

1

7

Н


В 14-18 б. С 9-13 б. Н 0-8 б.

18,75% 56,25% 25%



Приложение 3

Диагностические задания

1.Составная задача на нахождение суммы.

Ваня купил 23 тетради, а Коля на 19 тетрадей больше. Сколько всего тетрадей купили мальчики?


2.Составная задача на нахождение остатка.

С одной грядки сняли 45 огурцов, а с другой 50. Засолили 35 огурцов. Сколько свежих огурцов осталось?



Приложение 4

Уровень самостоятельности (начальный этап диагностики)

низкий уровень: (Готовко Никита, Гайдукова Валерия, Шулико Михаил, Неверо Александра)

средний уровень: Амелькович Анастасия, Витко Ксения, Дробышевский Георгий, Калыхневич Артем, Карченко Роман, Каськевич Глеб, Кострома София, Нестерик Александра, Потапова Валерия

высокий уровень: Кунина Варвара, Ракитский Максим, Пацевич Василий




Приложение 5


Анкета «Самостоятельная деятельность»


Укажи свою фамилию, имя, класс …………………………

Отметь те ответы, которые выражают твоё мнение:

Как ты относишься к самостоятельному выполнению заданий?

А) положительно

Б) отрицательно

В) безразлично

Что тебя привлекает в самостоятельном выполнении заданий?

А) возможность пополнить и углубить знания

Б) возможность быть самостоятельным

В) желание проверить свои знания

Г) желание получить отметку

Какие виды самостоятельной деятельности ты выполняешь с интересом?

А) работа с учебником

Б) работа с дополнительной литературой

В) работа с таблицами

Г) выполнение заданий в классе

Д) выполнение домашнего задания

Спасибо за работу!









Приложение 6

Анкета «Стимулы»


Укажи свою фамилию, имя, класс ………………………………………..

Ответь на неоконченные предложения: да (+), нет (-), не знаю (?)


Старательно и охотно выполняю работу, когда:

Задание интересное …………….

Работа важна для изучения предмета……………..

Считаю, что могу её выполнить…………………

Хочу заслужить одобрение родителей……………….

Хочу заслужить одобрение учителя………………

Работа проходит успешнее, если выполняю задание:

один…………

в группе…………

в паре…………….

Мне необходима помощь учителя в:

объяснении задания……….

корректировке………….

проверке результатов…………

Спасибо за работу!










Приложение 7

Анкета «Самостоятельная деятельность» (начальный этап)

ФИ учащихся


Отношение к самостоятель-ной деятельности

Чем нравится самостоятельная деятельность

Виды

самостоятельных работ

Положительное

Отрицательное

Безразличное

Возможность пополнить знания



знания

Возможность быть самост.

Желание проверить знания

Желание получить отметку

Работа с учебником

С дополн литературой

Работа с таблицей

Выполн. дом. заданий

Амелькович Анастасия

+




+






+

Витко Ксения

+




+






+

Гайдукова Валерия


+


+




+




Готовко Никита


+



+



+




Дробышевский Георгий

+




+






+

Калыхневич Артем



+


+






+

Карченко Роман


+





+

+




Каськевич Глеб

+



+





+



Кострома София


+


+




+




Кунина Варвара

+



+





+



Неверо Александра


+


+





+



Нестерик Александра



+


+





+


Пацевич Василий


+


+






+


Потапова Валерия

+




+






+

Ракитский Максим

+



+





+



Шулико Михаил


+



+



+




ИТОГО

7

7

2

7

8

1

0

5

4

2

5




























Приложение 8

Анкета «Стимулы» (начальный этап)

ФИ учащихся

Старательно выполняю задание, если

Работа проходит успешнее, если работаю

Какая помощь учителя требуется


Задание интересное

Могу его выполнить

Оно важно для изучения предмета


Хочу получить одобрение учителя

Хочу получить одобрение родителей

Один

В группе

В паре

При постоянном контроле учителя

Объяснение учителя

Корректировка

Проверка результатов

Амелькович Анастасия


+







+


+


Витко Ксения


+






+




+

Гайдукова Валерия




+





+

+



Готовко Никита





+




+

+



Дробышевский Георгий

+





+






+

Калыхневич Артем

+





+






+

Карченко Роман



+






+

+



Каськевич Глеб

+






+





+

Кострома София

+







+



+


Кунина Варвара

+





+






+

Неверо Александра




+





+

+



Нестерик Александра



+





+



+


Пацевич Василий



+





+


+



Потапова Валерия

+







+



+


Ракитский Максим



+



+






+

Шулико Михаил





+



+


+



Итого

6

2

4

2

2

4

1

5

6

6

4

6

















Приложение 9


Алгоритм составления обратных задач


1. Выпиши все данные задачи и ответ в одну строку.

2. Выбери новое искомое и обозначь его вопросительным знаком во 2-й строке.

3. Запиши все оставшиеся данные, включая и ответ задачи в эту же 2-ю строку.

4. Помни, что полученный при решении 1-й задачи ответ будет новым данным.

5. Сформулируй текст новой задачи, используя указанные данные и новый вопрос задачи.

6. Если трудно, обратись к учебнику. Новое искомое называй словом «некоторое», «несколько» и т. д.

7. Реши составленную задачу.

8. Сравни ответ обратной задачи с тем данным, которое приняли за новое искомое.

9. Сделай вывод, правильно ли решена задача.












Приложение 10


Использование дифференцированных заданий при работе с текстовой задачей для разных групп учащихся



В парке росло 48 лип, а берёз на 12 больше. Сколько всего деревьев было в парке?


Этапы работы над задачей

Низкий уровень

Восприятие и осмысление задачи

Найди на чертеже данные и искомые. Что обозначает фигурная скобка?

Л. - 48 ? дер.

Б.- ?, на 12 д.

Поиск плана решения

Рассмотри план решения. Что обозначает каждое число. Подумай, что нужно поставить вместо точек.

1) 48 *…= 50 (д.)

2) … +… = …(д.)

Выполнение

плана решения

Запиши решение задачи по действиям

Проверка

Сравни с образцом










В парке росло 48 лип, а берёз на 12 больше. Сколько всего деревьев было в парке?


Этапы работы над задачей

Средний уровень

Восприятие и осмысление задачи

Подпиши данные и искомые на чертеже

Л. -… ?...

Б. -? , на …

Поиск плана решения

Закончи начатый план решения

1) … *… = … (д.)

2) … + … =… (д.)

Выполнение

плана решения

Запиши по действиям с пояснением.

Проверка

Сравни с образцом



В парке росло 48 лип, а берёз на 12 больше. Сколько всего деревьев было в парке?


Этапы работы над задачей

Высокий уровень

Восприятие и осмысление задачи

Самостоятельно составь чертёж и подпиши данные

Поиск плана решения

Запиши план решения задачи

Выполнение

плана решения

Запиши по действиям и выражением.

Проверка

Придумай свою задачу, которая имеет такое же решение, с такими же числами и сравни результаты.


Для учащихся с низким уровнем предлагались опорные схемы, по которым можно было ориентироваться при анализе задачи. Был составлен план решения задачи, где учащиеся должны были только вписать данные. После решения им предлагался алгоритм проверки. На каждом этапе работы от анализа до проверки результатов, происходила совместная деятельность учащихся и педагога. Дальнейшая работа учителя постепенно сокращалась, от несамостоятельной деятельности учащиеся переходили к самостоятельной, но опять же в рамках своего уровня.

Для учащихся со средним уровнем умения решать текстовые задачи

предлагались задание повышенной сложности, но так же с опорой на подсказки. На этапе восприятия и осмысления задачи им предлагалось заполнить схему краткой записи, на этапе поиска плана решения из нескольких вариантов действий дети должны были выбрать правильное решение и записать к каждому действию пояснение. На этапе проверки решения учащиеся должны были заполнить схему. На каждом этапе работы учащиеся могли получить консультацию учителя. Дальнейшая работа учителя так же постепенно сокращалась. Учащиеся могли самостоятельно выполнить задание, но в рамках своего уровня.

Учащиеся с высоким уровнем самостоятельно решали туже задачу, но задание им предлагалось в соответствии с их уровнем. На этапе восприятия и осмысления задачи дети должны были самостоятельно сделать чертёж к задаче и подписать все данные. Им необходимо было самостоятельно, без опорных схем, выполнить и записать решение задачи, а на этапе проверки решения учащиеся должны были составить выражение и сопоставить ответы с решением задачи. Консультации учителя в этой группе как правило не требовалось.

Учащиеся самостоятельно справлялись с решением задачи на всех её этапах.




Приложение 11



Динамика уровней сформированности умений решать задачи


Уровень сформированности умения решать задачи

Начальный этап

Итоговый этап

Динамика

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Высокий

3

18,75

11

68,75

+8

+60

Средний

9

56,25

5

31,25

-4

-25

Низкий

4

25

0

0

-4

-25


















Уровни сформированности самостоятельного решения задач

(итоговая диагностика)

Умения




ФИ

учащихся

чтение задачи, выделение опорных слов и наименований

анализ содержания задачи для выбора действий

запись решения задачи

формулировка ответа

работа с решенной задачей

баллы

уровень

Амелькович Анастасия

3

3

3

3

2

14

В

Витко Ксения

3

3

3

3

3

15

В

Гайдукова Валерия

2

2

2

3

2

11

С

Готовко Никита

2

2

2

3

2

11

С

Дробышевский Георгий

3

3

3

3

2

14

В

Калыхневич Артем

2

3

3

3

2

13

С

Карченко Роман

3

4

4

3

3

17

В

Каськевич Глеб

3

2

3

3

2

13

С

Кострома София

3

3

3

3

3

15

В

Кунина Варвара

3

4

3

3

4

17

В

Неверо Александра

2

2

3

3

2

12

С

Нестерик Александра

3

2

3

3

3

14

В

Пацевич Василий

3

3

4

3

4

17

В

Потапова Валерия

3

3

3

3

3

15

В

Ракитский Максим

3

3

4

3

4

17

В

Шулико Михаил

3

2

2

3

2

12

С

В 14-18 б. С 9-13 б. Н 0-8 б.

В-11 (68,75%) С-5 (31,25%) Н-0


Анкета «Стимулы»

(итоговая диагностика)

ФИ учащихся

Старательно выполняю задание, если

Работа проходит успешнее, если работаю

Какая помощь учителя требуется


Задание интересное

Могу его выполнить

Оно важно для изучения предмета


Хочу получить одобрение учителя

Хочу получить одобрение родителей

Один

В группе

В паре

При постоянном контроле учителя

Объяснение учителя

Корректировка

Проверка результатов

Амелькович Анастасия

+


+

+

+

+






+

Витко Ксения

+


+

+

+

+






+

Гайдукова Валерия

+


+

+

+



+


+

+


Готовко Никита

+



+

+



+


+

+


Дробышевский Георгий

+


+

+

+

+




+


+

Калыхневич Артем

+


+

+

+

+





+


Карченко Роман

+


+

+

+

+




+


+

Каськевич Глеб

+


+

+

+

+






+

Кострома София

+


+

+

+



+


+


+

Кунина Варвара

+


+

+

+

+






+

Неверо Александра

+


+

+

+



+


+

+


Нестерик Александра

+


+

+

+


+



+

+


Пацевич Василий

+


+

+

+

+






+

Потапова Валерия

+


+

+

+

+




+

+


Ракитский Максим

+


+

+

+

+






+

Шулико Михаил

+



+

+



+


+

+


Итого

16

0

14

16

16

10

1

5

0

9

7

9

Анкета «Самостоятельная деятельность»

Итоговая диагностика

ФИ учащихся


Отношение к самостоятель-ной деятельности

Чем нравится самостоятельная деятельность

Виды

самостоятельных работ

Положительное

Отрицательное

Безразличное

Возможность пополнить знания

Возможность быть самост.

Желание проверить знания

Желание получить отметку

Работа с учебником

С дополн литературой

Работа с таблицей

Выполн. дом. заданий

Амелькович Анастасия

+





+


+



+

Витко Ксения

+



+




+



+

Гайдукова Валерия

+





+


+



+

Готовко Никита

+





+


+



+

Дробышевский Георгий

+




+




+


+

Калыхневич Артем

+




+



+



+

Карченко Роман

+





+


+



+

Каськевич Глеб

+



+





+


+

Кострома София

+



+





+


+

Кунина Варвара

+



+





+


+

Неверо Александра

+





+


+



+

Нестерик Александра

+





+


+



+

Пацевич Василий

+



+





+


+

Потапова Валерия

+





+


+



+

Ракитский Максим

+



+





+


+

Шулико Михаил

+





+


+



+

ИТОГО

16

0

0

6

2

8

0

10

6

0

16



















Приложение 12

Список литературы

  1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / А.Г. Асмолов – М: Просвещение, 2010г

  2. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования – М: Просвещение , 2011г

  3. Белошистая А.В. Обучение математики в начальной школе: метод. пособие\.- М.; Айрис – пресс, 2006г

  4. Веденькина, М.В. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук / М.В. Веденькина. Волгоград, 2007г.

  5. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности . [Текст] /Л.В. Жарова. // Народное образование", – М. : Просвещение, 1993 №6

  6. Журавлёва Н.Т. Коллективные фронтальные работы на уроках математики. [Текст] Журавлёва Н.Т. // Начальная школа № 5 2000г

  7. Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника. -М 2008г

  8. Меренков А.В. Развитие навыков самоопределения учащихся начальной школы [Текст] / Меренков А.В. Методики формирования у школьников навыков самоопределения – Екатеринбург, Изд-во «Сократ», 2006г

  9. Мостовой А.И. Некоторые эффективные пути активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике. – М 2007г

  10. Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» – К.: Пед.пресса, 2001г

  11. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.” — М, 1980г

  12. Петунин О.В. Проблема активизации познавательной самостоятельности обучаемых в зарубежной педагогике\ Образование в современном мире №3 2008г

  13. Ручкина В.П. Методика математики в начальных классах: учебное пособие/- Екатеринбург: Издатель: Калинина Г.П., 2008г

  14. Соскова Е. А. Развитие познавательного универсального учебного действия на материале решения текстовых задач по математике/ Материалы конференции: Модернизация образования: технологии, практики, опыт ведущих школ. Волгоград. 2012

  15. Сотникова Н. Дифференцированный подход при объяснении нового материала\Первое сентября 2010г №2

  16. Туркина В.М. Как развить математические способности у учащихся начальной школы. М.,2007

  17. Фёдорова А. «Дидактическая интерпретация понятия «Учебная самостоятельная деятельность» / Информационно-аналитический журнал «Образование и общество»№3, 2009 г

  18. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. М: 1998г

  19. Царева, С.Е. Учебная деятельность и умение учиться [Текст] С.Е. Царева // Начальная школа, 2007 – № 9.

  20. Цукерман Г.Учебная самостоятельность [Текст] Цукерман Г.// Первое сентября №1,2012г

  21. Интернет-ресурсы:

http://lk.videouroki.by/

http://infourok.ru/

http://multiurok.ru/

http://mp.minsk.edu.by


Интеллектуальные конкурсы и олимпиады

международного проекта «ВИДЕУРОКИ NET» Декабрь-2015


дистанционная олимпиада «Математика», 2 «В» класс

  1. Амелькович Анастасия Диплом 3 степени

  2. Калыхневич Артем сертификат участника

  3. Карченко Роман Диплом 3 степени

  4. Пацевич Василий Диплом 1 степени

  5. Ракитский Максим сертификат участника

  6. Готовко Никита Диплом 2 степени


Дистанционная олимпиада «Математика», 2 «В» класс

коррекционная школа

  1. Викторчик Кирилл Диплом 3 степени

  2. Крот Иван Диплом 1 степени

  3. Пахомов Максим сертификат участника

  4. Юрченко Мария сертификат участника

  5. Игнатик Снежана сертификат участника














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!