УТВЕРЖДАЮ
Директор ООО «Мультиурок»
Д. А. Тарасов _______________
Описание программы курса
«Личная безопасность участников образовательных отношений в образовательных организациях»
Актуальность программы заключается в том, что ее освоение предназначено для педагогических работников, пришедших работать в образовательные организации РФ, с разным уровнем знаний по данной проблематике, но видящих своё профессиональное будущее в должности педагогических работников, психологов, социологов, сотрудников правоохранительных органов, юрисконсультов, адвокатов и т. д. Новые знания, новые навыки, умения и правовые компетенции, приобретенные в результате изучения программы, помогут педагогическим работникам в дальнейшем при реализации национального проекта «Образование». В свою очередь, педагогические работники могут осознанно проанализировать свои реальные возможности при выборе профессии и места работы. Программа разработана в соответствии с социальным заказом государства (ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование»). Программа ориентирована на изменение мотивации к изучению программного материала по данной проблематике, а также учитывает необходимость формирования у педагогических работников практических навыков и умений реализовать ст.45 Конституции РФ, ст. 30 Федерального конституционного закона РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и №39 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» в целях защиты участников образовательных отношений в образовательных организациях. Педагогические работники не имеют базового юридического образования. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, умение работать самостоятельно.
В целях осуществления прорывного развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года" закреплены пять национальных целей развития РФ на период до 2030 года:
1. Сохранение населения, здоровья и благополучия людей.
2. Возможности для самореализации и развития талантов. Эту национальную цель реально возможно реализовать только при формировании правовых компетенций у педагогических работников.
3. Комфортная и безопасная среда для жизни.
4. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
5. Цифровая трансформация.
В рамках второй национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" закреплены шесть задач, которые призваны реализовать педагогические работники:
1.Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
3. Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.
4. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
5. Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов.
6. Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года. Эти шесть задач реально возможно реализовать только при формировании участников образовательных отношений и в первую очередь у педагогических работников правовых компетенций.
Педагогическая целесообразность в изучении данной программы курса заключается в желании слушателей добывать новые научные знания, формировать новые навыки и умения в области защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ. В педагогической целесообразности этой программы не приходиться сомневаться, т. к. слушатели научатся юридически грамотно принимать решения и действовать в соответствии с действующим законодательством РФ с учетом юридических последствий для личности, общества и государства. Программа имеет комплексный характер, так как включает основы различных учебных дисциплин: конституционное право РФ, административное право РФ, уголовное право РФ, криминология.
Цель программы курса формирование у обучающихся практических навыков и умений по реализации норм права в целях защиты конституционных прав и свобод участников образовательных отношений.
Планируемые результаты и способы определения их результативности.
По окончании изучения программы курса слушатель должен знать:
- классификацию законов по их юридической силе;
- виды норм права;
- структуру нормы права;
- формы реализации норм права;
- обстоятельства, исключающие преступность деяния.
По окончании изучения программы курса слушатель должен уметь: соблюдать нормы права.
По окончании изучения программы курса слушатель должен уметь: исполнять нормы права.
По окончании изучения программы курса слушатель должен уметь: использовать нормы права.
По окончании изучения программы курса слушатель должен уметь: применять нормы права.
По окончании изучения программы курса слушатель должен уметь: характеризовать право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты.
По окончании изучения программы курса слушатель должен уметь: объяснять содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений; особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом.
По окончании изучения программы курса слушатель должен уметь: различать формы (источники) права; основания и порядок назначения наказания.
По окончании изучения программы курса слушатель должен уметь: приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав.
По окончании изучения программы курса слушатель должен уметь: использовать приобретенные новые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
По окончании изучения программы курса слушатель должен уметь ориентироваться в конституционном праве РФ, административном праве РФ, уголовном праве РФ.
По окончании изучения программы курса слушатель будет иметь реальную возможность научиться соблюдать, исполнять и использовать нормы права в соответствии с действующим законодательством РФ.
Проектируемые результаты обучения. По окончании курса слушатель овладеет компетенциями, необходимыми для реализации ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и 39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» в целях защиты участников образовательных отношений.
Сформирует навыки и умения личности безопасного типа. Будет готов и психологически способен реализовать алгоритм личности безопасного типа: знать, предвидеть, уклониться, активно использовать право на активную необходимую оборону в целях самозащиты и защиты участников образовательных отношений.
Освоение содержания программы курса осуществляется через проблемные лекции, самостоятельную работу слушателей по изучению основной и дополнительной литературы, тематический контроль и итоговый контроль.