СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оформление отчета. Многотабличные базы данных

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Оформление отчета. Многотабличные базы данных»

Цели урока:

Обучающая: освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню

Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приобрести опыт использования теоретических знаний и средств СУБД MS Access в реализации конкретной задачи

Воспитывающая: понимать значимость хранения и структурирования  информации

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос

Вопросы:

  • Что собой представляет база данных?
  • Для чего предназначены базы данных?
  • Какие существуют варианты классификации БД?
  • Почему реляционный вид БД является наиболее распространенным?
  • Что такое запись в реляционной БД?
  • Что такое поле в реляционной БД?
  • Какие бывают типы полей?
  • Что такое главный ключ записи?
  1. Объяснение нового материала

Рассмотрим на конкретном примере методику проектирования много табличной базы данных.

Имеем модель данных, состоящую из трех взаимосвязанных таблиц.

АБИТУРИЕНТЫ

Регистрационный номер

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Город

Законченное учебное заведение

Название специальности

Производственный стаж

Медаль

Оценка за экзамен 1

Оценка за экзамен 2

Оценка за экзамен 3

Зачисление

 

ФАКУЛЬТЕТЫ

Название факультета

Экзамен 1

Экзамен 2

Экзамен 3

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Название специальности

Название факультета

План приема

 

 

 

 

 

 

 

Эти таблицы можно рассматривать как модель данных в реляционной СУБД. Но работать с БД в таком виде неудобно, т.к. к реляционной БД предъявляется требование: минимизация избыточности данных.

Недостаток этих таблиц - многократное повторение длинных значений полей в разных записях.

Внесем изменения в таблицы

ФАКУЛЬТЕТЫ

Название факультета

Экзамен 1

Экзамен 2

Экзамен 3

 

ФАКУЛЬТЕТЫ

Код факультета

Название факультета

Экзамен 1

Экзамен 2

Экзамен 3

 

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Название специальности

Название факультета

План приема

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Название специальности

Название факультета

План приема

 

 

 

 

 

 

Таблицу АБИТУРИЕНТЫ разделим на четыре таблицы

АНКЕТЫ

Регистрационный номер

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Город

Учебное заведение

 

АБИТУРИЕНТЫ

Регистрационный номер

Код специальности

Медаль

Производственный стаж

 

ОЦЕНКИ

Регистрационный номер

Оценка за экзамен 1

Оценка за экзамен 2

Оценка за экзамен 3

 

 

 

 

 

 

ИТОГИ

Регистрационный номер

Зачисление

 

 

 

 

 

Чтобы эти шесть таблиц представляли собой систему, между ними должны быть установлены связи. Связи позволяют определить соответствия между любыми данными в этих таблицах. Например: между фамилией абитуриента и его оценкой по математике. Благодаря этим связям становится возможным получение ответов на запросы, требующие поиска информации в нескольких таблицах одновременно.

Для указания связей между таблицами построим схему базы данных

 

ФАКУЛЬТЕТЫ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

АБИТУРИЕНТЫ

ИТОГИ

АНКЕТЫ

ОЦЕНКИ

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В схеме указывается наличие связей между таблицами и типы связей.

Здесь использованы два типа связей:

  • «один-к-одному»;
  • «один-ко-многим».

При связи «один-к-одному» с одной записью в таблице связана одна запись в другой таблице. При наличии связи «один-ко-многим» одна запись в некоторой таблице связана с множеством записей в другой таблице.

Просмотр содержимого документа
«Оформление отчета. Многотабличные базы данных»

19-20 урок, 11 класс – практика

Учитель: Брух Т.В.

Дата: _________

Тема: «Оформление отчета. Многотабличные базы данных»

Цели урока:

Обучающая: освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню

Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приобрести опыт использования теоретических знаний и средств СУБД MS Access в реализации конкретной задачи

Воспитывающая: понимать значимость хранения и структурирования информации

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Фронтальный опрос

Вопросы:

  • Что собой представляет база данных?

  • Для чего предназначены базы данных?

  • Какие существуют варианты классификации БД?

  • Почему реляционный вид БД является наиболее распространенным?

  • Что такое запись в реляционной БД?

  • Что такое поле в реляционной БД?

  • Какие бывают типы полей?

  • Что такое главный ключ записи?

  1. Объяснение нового материала

Рассмотрим на конкретном примере методику проектирования много табличной базы данных.

Имеем модель данных, состоящую из трех взаимосвязанных таблиц.

АБИТУРИЕНТЫ

Регистрационный номер

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Город

Законченное учебное заведение

Название специальности

Производственный стаж

Медаль

Оценка за экзамен 1

Оценка за экзамен 2

Оценка за экзамен 3

Зачисление


ФАКУЛЬТЕТЫ

Название факультета

Экзамен 1

Экзамен 2

Экзамен 3



СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Название специальности

Название факультета

План приема








Эти таблицы можно рассматривать как модель данных в реляционной СУБД. Но работать с БД в таком виде неудобно, т.к. к реляционной БД предъявляется требование: минимизация избыточности данных.

Недостаток этих таблиц - многократное повторение длинных значений полей в разных записях.

Внесем изменения в таблицы

ФАКУЛЬТЕТЫ

Название факультета

Экзамен 1

Э кзамен 2

Э кзамен 3


ФАКУЛЬТЕТЫ

Код факультета

Название факультета

Экзамен 1

Экзамен 2

Экзамен 3


С ПЕЦИАЛЬНОСТИ

Название специальности

Название факультета

План приема







СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Название специальности

Название факультета

План приема







Таблицу АБИТУРИЕНТЫ разделим на четыре таблицы

АНКЕТЫ

Регистрационный номер

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Город

Учебное заведение


АБИТУРИЕНТЫ

Регистрационный номер

Код специальности

Медаль

Производственный стаж


ОЦЕНКИ

Регистрационный номер

Оценка за экзамен 1

Оценка за экзамен 2

Оценка за экзамен 3







ИТОГИ

Регистрационный номер

Зачисление






Чтобы эти шесть таблиц представляли собой систему, между ними должны быть установлены связи. Связи позволяют определить соответствия между любыми данными в этих таблицах. Например: между фамилией абитуриента и его оценкой по математике. Благодаря этим связям становится возможным получение ответов на запросы, требующие поиска информации в нескольких таблицах одновременно.

Для указания связей между таблицами построим схему базы данных











В схеме указывается наличие связей между таблицами и типы связей.

Здесь использованы два типа связей:

  • «один-к-одному»;

  • «один-ко-многим».

При связи «один-к-одному» с одной записью в таблице связана одна запись в другой таблице. При наличии связи «один-ко-многим» одна запись в некоторой таблице связана с множеством записей в другой таблице.

  1. Самостоятельна работа:

Задание: Построить модель данных для данной предметной области, определив количество таблиц в БД. Установить связи и указать тип связи между таблицами. Определить для каждой таблицы поля и типы полей. Заполнить лист отчета.

Вариант 1.

БД «Больница»

В таблицах должна содержаться следующая информация: название отделения, ФИО заведующего отделением, число больничных коек в отделении, телефон заведующего, ФИО врача, категория врача, ФИО больного, дата рождения больного, адрес больного, место работы, должность, диагноз при поступлении, номер палаты, первичный ли больной (впервые ли поступил в стационар с данным диагнозом), дата выписки, дата состояния, температура, общее состояние (тяжелое, удовлетворительное и т.п.), лечение (список лекарств и процедур).

Вариант 2.

БД «Кадры»

В таблицах должна содержаться следующая информация: название отдела, ФИО начальника отдела, номер кабинета начальника, телефон начальника отдела, код рабочей группы, ФИО руководителя группы, номер кабинета руководителя, телефон руководителя, количество сотрудников в группе, ФИО сотрудника, дата рождения, адрес, образование, семейное положение, количество детей, дата поступления в организацию, имеет ли награды, имеет ли взыскания, дата назначения на должность, название должности, зарплата.

  1. Итог урока, рефлексия

  2. Домашнее задание: повторение теории БД, подготовка к контрольной работе



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!