СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные члены предложения . Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. Употребление предложений с однородными членами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный конспект (два урока) содержит материалы из опыта работы, которые могут быть использованы при проведении уроков, факультативных занятий. Предложенные задания носят компетентностно-ориентированный характер. 

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения . Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. Употребление предложений с однородными членами.»

Гальвина Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГУО «Гимназия № 10 г. Гродно»


Тема урока Однородные члены предложения (первый урок). Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. Употребление предложений с однородными членами (второй урок).


Цели урока:

  • формирование понятия об однородных членах предложения; формирование умений употреблять в однородном ряду логически сопоставимых понятий, правильно определять синтаксическую роль однородных членов предложения;

  • ознакомление с предложениями, имеющими обобщающее слово при однородных членах;

  • формирование навыков правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, составления схем предложений.

  • развитие речи учащихся, аналитического и творческого мышления.




ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний. Реализация домашнего задания. Целеполагание

  • Индивидуальное задание (получают 4 учащихся);

  • На доске записана схема:


ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ





обозначает

отвечает на вопрос

выражается

в предложении подчеркивается

Рассказать о членах предложения (работают 3 ученика)


  • На доске записано предложение:


З…л...тые листья …пускают(?)ся (на)землю.


Выполнить синтаксический разбор этого предложения


  • Класс проверяет домашнее задание. Задание было разноуровневым. Озвучить характеристику предложений.


  • Проверка работающих у доски (рецензирование ответов). Оценивание отвечающих, рецензентов.


  1. Изучение нового материала.


На доске записаны предложения:

В Беловежской пуще водятся олени. В Беловежской пуще водятся косули.

В Беловежской пуще водятся зубры.


– Перед вами три предложения. Скажите, о чём говорится в каждом из них? А можем ли мы объединить эти три предложения в одно? (Можем). Давайте запишем получившееся предложение:


В Беловежской пуще водятся (кто?) олени сущ., (кто?) косули сущ., (кто?) зубры сущ..


– Определите члены предложения. Вывод: Главные члены предложения (подлежащее) относятся к одному слову, отвечают на один вопрос, являются одним членом предложения.

– Откройте учебник, прочитайте правило, сверьте с нашим выводом. Может быть, мы что-то забыли отметить? (Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения). Правило записывается в теоретическую тетрадь.

– Итак, какие члены предложения называются однородными?


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Переход к объяснению понятия «обобщающее слово».

– Скажите, пожалуйста, каким словом мы могли бы назвать оленей, косуль, зубров? (Животные). Какую функцию выполняет это слово по отношению к однородным подлежащим? Как мы могли бы назвать это слово? (После ответов учащихся предлагаю обратиться к информации в учебнике, прочитать вслух, сформулировать и записать определение в тетрадь).

Вывод: На какой вопрос отвечает обобщающее слово? (На тот же, что и однородные члены). К какому слову относится? (К тому же, что и однородные члены). Итак, что такое обобщающее слово? Привести примеры.



  1. Закрепление нового материала.

Предполагается работа в парах (пары постоянного состава, пары сменного состава).

Задание 1. Используя прием «Бусы», составить предложение из слов и словосочетаний с однородными членами, добавив обобщающее слово.

Васильки, незабудки, колокольчики, на рассвете, с лучами яркого солнца, летняя мелодия, звуки лета.

Задание 2. Учитель начинает предложение, а учащиеся по очереди продолжают, стараясь распространить его однородными членами. Например, можно взять высказывания о Родине К.Г. Паустовского или Лихачева Д.С.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята пишут тест, состоящий из трех заданий, сдают учителю.

  1. Домашнее задание §24, I. учебник; II. составить текст-миниатюру о зиме, обязательно включить однородные члены предложения.


Знаки препинания в предложениях с однородными членами

(второй урок)

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Реализация домашнего задания. Целеполагание

Проверка домашнего упражнения, творческого задания. Оценивание.

Анализ тестовых работ.

III. Изучение нового материала.

– Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Продолжим говорить об однородных членах предложения, узнаем о правилах постановки знаков препинания между однородными членами).

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Знаки препинания между однородными членами» (с опорой на §25).


Знаки препинания между однородными членами


Знаки препинания/ Схема Ставится

Не ставится

ЗАПЯТАЯ




Союзы А, НО

перечислительная интонация (если нет союзов)

Одиночные соединительные союзы

И, ИЛИ

ДВОЕТОЧИЕ



После обобщающего слова


ТИРЕ



После однородных членов перед обобщающим словом



На доске записаны три предложения, в которых необходимо расставить недостающие знаки препинания, составить схемы. Работа выполняется по вариантам (I, II, III). Проверка.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


  1. Закрепление изученного материала.

  • 2-3 уровень. Упражнения 152,153. Учащиеся выполняют упражнения у доски.

  • 4-5 уровень. Работа может выполняться индивидуально и в парах.

I Вариант. Помогите ученику выполнить задание.

На доске записаны наборы слов (прием «Собери предложение»). Составить предложения с однородными членами, расставить знаки препинания + собрать текст. Определить стиль речи.

II Вариант. Помогите своему другу выполнить задание.

Редактирование теста (перестроить предложения с однородными членами), исправление ошибок (орфографические, пунктуационные). Определить стиль речи.

Проверка. Оценивание.

  1. Подведение итогов урока.

– Итак, какие члены предложения называют однородными? Что такое обобщающее слово? Какие знаки препинания ставятся между однородными предложениями? В каких случаях?

Выполнение тестового задания.

Рефлексия («Продолжи фразу…»)

  1. Домашнее задание.

§24-25, I. Составить предложения-примеры к таблице «Знаки препинания между однородными членами»;

II. Написать миниатюру на тему «Путешествие» (описать сборы и само путешествие, реальное или выдуманное, события, людей, природу, употребив однородные члены предложения).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!