Гальвина Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия № 10 г. Гродно»
Тема урока Однородные члены предложения (первый урок). Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. Употребление предложений с однородными членами (второй урок).
Цели урока:
формирование понятия об однородных членах предложения; формирование умений употреблять в однородном ряду логически сопоставимых понятий, правильно определять синтаксическую роль однородных членов предложения;
ознакомление с предложениями, имеющими обобщающее слово при однородных членах;
формирование навыков правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, составления схем предложений.
развитие речи учащихся, аналитического и творческого мышления.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Актуализация знаний. Реализация домашнего задания. Целеполагание
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
обозначает
отвечает на вопрос
выражается
в предложении подчеркивается
Рассказать о членах предложения (работают 3 ученика)
З…л...тые листья …пускают(?)ся (на)землю.
Выполнить синтаксический разбор этого предложения
Изучение нового материала.
На доске записаны предложения:
В Беловежской пуще водятся олени. В Беловежской пуще водятся косули.
В Беловежской пуще водятся зубры.
– Перед вами три предложения. Скажите, о чём говорится в каждом из них? А можем ли мы объединить эти три предложения в одно? (Можем). Давайте запишем получившееся предложение:
В Беловежской пуще водятся (кто?) олени сущ., (кто?) косули сущ., (кто?) зубры сущ..
– Определите члены предложения. Вывод: Главные члены предложения (подлежащее) относятся к одному слову, отвечают на один вопрос, являются одним членом предложения.
– Откройте учебник, прочитайте правило, сверьте с нашим выводом. Может быть, мы что-то забыли отметить? (Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения). Правило записывается в теоретическую тетрадь.
– Итак, какие члены предложения называются однородными?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Переход к объяснению понятия «обобщающее слово».
– Скажите, пожалуйста, каким словом мы могли бы назвать оленей, косуль, зубров? (Животные). Какую функцию выполняет это слово по отношению к однородным подлежащим? Как мы могли бы назвать это слово? (После ответов учащихся предлагаю обратиться к информации в учебнике, прочитать вслух, сформулировать и записать определение в тетрадь).
Вывод: На какой вопрос отвечает обобщающее слово? (На тот же, что и однородные члены). К какому слову относится? (К тому же, что и однородные члены). Итак, что такое обобщающее слово? Привести примеры.
Закрепление нового материала.
Предполагается работа в парах (пары постоянного состава, пары сменного состава).
Задание 1. Используя прием «Бусы», составить предложение из слов и словосочетаний с однородными членами, добавив обобщающее слово.
Васильки, незабудки, колокольчики, на рассвете, с лучами яркого солнца, летняя мелодия, звуки лета.
Задание 2. Учитель начинает предложение, а учащиеся по очереди продолжают, стараясь распространить его однородными членами. Например, можно взять высказывания о Родине К.Г. Паустовского или Лихачева Д.С.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ребята пишут тест, состоящий из трех заданий, сдают учителю.
Домашнее задание §24, I. учебник; II. составить текст-миниатюру о зиме, обязательно включить однородные члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
(второй урок)
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Реализация домашнего задания. Целеполагание
Проверка домашнего упражнения, творческого задания. Оценивание.
Анализ тестовых работ.
III. Изучение нового материала.
– Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Продолжим говорить об однородных членах предложения, узнаем о правилах постановки знаков препинания между однородными членами).
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Знаки препинания между однородными членами» (с опорой на §25).
Знаки препинания между однородными членами
Знаки препинания/ Схема | Ставится | Не ставится |
ЗАПЯТАЯ | Союзы А, НО перечислительная интонация (если нет союзов) | Одиночные соединительные союзы И, ИЛИ |
ДВОЕТОЧИЕ | После обобщающего слова | |
ТИРЕ | После однородных членов перед обобщающим словом | |
На доске записаны три предложения, в которых необходимо расставить недостающие знаки препинания, составить схемы. Работа выполняется по вариантам (I, II, III). Проверка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Закрепление изученного материала.
2-3 уровень. Упражнения 152,153. Учащиеся выполняют упражнения у доски.
4-5 уровень. Работа может выполняться индивидуально и в парах.
I Вариант. Помогите ученику выполнить задание.
На доске записаны наборы слов (прием «Собери предложение»). Составить предложения с однородными членами, расставить знаки препинания + собрать текст. Определить стиль речи.
II Вариант. Помогите своему другу выполнить задание.
Редактирование теста (перестроить предложения с однородными членами), исправление ошибок (орфографические, пунктуационные). Определить стиль речи.
Проверка. Оценивание.
Подведение итогов урока.
– Итак, какие члены предложения называют однородными? Что такое обобщающее слово? Какие знаки препинания ставятся между однородными предложениями? В каких случаях?
Выполнение тестового задания.
Рефлексия («Продолжи фразу…»)
Домашнее задание.
§24-25, I. Составить предложения-примеры к таблице «Знаки препинания между однородными членами»;
II. Написать миниатюру на тему «Путешествие» (описать сборы и само путешествие, реальное или выдуманное, события, людей, природу, употребив однородные члены предложения).