СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе "Простое осложненное предложение. Предложения с однородными и обособленными членами, знаки препинания в них"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №6.

Дата:_____________________

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными и обособленными членами, знаки препинания в них.

Цель:

  1. обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Предложения с однородными и обособленными членами»; совершенствовать умение находить в предложении однородные и обособленные члены, определять их синтаксическую роль и способы выражения;
  2. обогатить речь учащихся данными конструкциями; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; стимулировать и развивать мыслительные процессы, познавательную активность и творческие способности учащихся.
  3. воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают изученные пунктуационные правила; конструируют простые предложения, осложнённые однородными и обособленными членами; находят в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; обосновывают выбор знаков препинания и расставляют их в предложениях в соответствии с изученными правилами; владеют соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка.

Оборудование:

учебник, учебные тексты.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой.

Деление на группы «Определи свою группу» (учащимся предлагаются карточки с предложениями – проверка домашнего задания «Односоставные предложения»).

Приветствуют учителя.

Делятся на группы:

  1. Определенно-личные
  2. Неопределенно-личные
  3. Безличные
  4. Назывные
  5. Обобщенно-личные
  1. Определение темы урока. Постановка целей.

Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила ещё жалобнее.

  • Расставьте знаки препинания в данном предложении.
  • Определите их количество (2).
  • Составьте схему предложения, объясните расстановку знаков препинания
  • Назовите пунктограммы, которые встретились в предложении.
  • Укажите тему урока. Поставьте цели.

Записывают предложение, выполняют предложенные задания

Предполагают тему урока.

Формулируют цели урока

  1. Актуализация опорных знаний.

1 группа – кластер «Простое осложненное предложение»

2, 3 группы - «Однородные члены предложения»

  • «Восстанови определение».
  1. Отвечают …
  2. Относятся …
  3. Выражаются …
  4. Выполняют …
  5. Соединяются…
  • Используя данные схемы, расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах.

О, О, О

О и О

О или О

и О, и О

О и О, О и О

О, зато О

то О, то О

не только О, но О

 

4, 5 группы - «Обособленные члены предложения».

  • Ответьте на вопросы:
  • ŠВ «Большом толковом словаре современного русского языка» Д. Н. Ушакова одно из двух его значений определяется так: «Отделить, выделить из чего-нибудь общего, поставить в особое положение». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля к нему приводится следующий ряд: обокромить, отделить особо, окроме; выделить, выгородитьисключить из общего; противоположное по значению — обобщать. Что же это за слово? (Обособить)
  • Š«Изымите всё произведение, если в этом произведении вам не нравится запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл». (А. А. Блок) Как вы понимаете слова А. А. Блока? Прямое или переносное значение имеет утверждение поэта?
  • ŠКакие члены предложения могут быть обособленными? Могут ли обособляться подлежащее и сказуемое? Почему?

 

  • Рассмотрите предложения и расскажите об обособленных обстоятельствах, определениях и приложениях.

Месяц на закате похож на раскаленный   (В. Катаев.)

Это был морской  (К. Паустовский.)

Дальше шел уже настоящий    (В. Катаев.)

В последнюю минуту Шмидт вместе со своим    бросился в воду. (К. Паустовский.)

 не выносил лени во все ее видах. (К. Симонов.)

О родина святая, какое сердце не  (В. Жуковский.)

Волны  чуждые звезды глядят с высоты. (Ф. Тютчев)  на строившуюся колонну. (К. Симонов.)

Выполняют предложенные задания, презентуют свою работу.

В группах с одинаковым заданием: одна группа выступает, другая- дополняет, исправляет допущенные ошибки.

  1. Практикум.

 

  1. Выборочно-распределительное письмо.

 

предложение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Однородные определения

+

   

+

 

+

 

+

 

+

Неоднородные определения

 

+

+

 

+

 

+

 

+

 
  1. Глубокая, дремучая старина окружала детство мое на слободке (С. Маршак)
  2. Прошел серый пассажирский пароход (К. Паустовский)
  3. Шел надоедливый октябрьский дождь (К. Паустовский)
  4. Леднев боролся с таким же рослым, здоровым парнем (А. Рыбаков)
  5. Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи (И. Бунин)
  6. Снова потянулись длинные, однообразные дни (С. Щипачев)
  7. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку (К. Паустовский)
  8. Много раз мы с Яковом теряли друг друга в густом, местами непроходимом кустарнике (А. Куприн)
  9. Веселые белые облака плыли над синими отрогами (А. Фадеев)
  10. Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи (К. Паустовский)

 

  1. Работа с текстом.
  • Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные определения и обстоятельства.

Английский поэт Филипп Сидни уже при жизни пр..вратился в легенду. Семейные узы связывали его с выдающимися людьми эпохи. Прославл..ный итальянец Джордано Бруно посв..тил ему знаменитую книгу «О героическом энтузиазме». Крёстн..м отцом Сидни давш..м ему своё имя стал буд..щий король Испании Филипп II женатый на английской королеве Марии Тюдор. Участвуя в войне с армией крёстного отца в Нидерландах Сидни получил смертельн..ю рану в бедро. Мучимому жаждой ему подали воду но чувствуя что ум..рает он протянул её легко ран..ному солдату сказав что тому помощь нужнее. В последний раз Сидни исполнил пр..дворн..ю должность кравчего правда на этот раз дал напи..ся не королю а простому воину.

(По И. Шайтанову)

 

  1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (в группах – по одному вопросу)
  • В книге А. Т. Арсирия «Материалы по занимательной грамматике» есть рубрики: «Как вы думаете?», «Будь внимателен», «Давайте посмотрим». Попытайтесь ответить на их вопросы.

 

1) Какие определения в следующем предложении являются обособленными и где определяемое слово: Старший, худенький, голубоглазый, с русыми волосами, держал в руке наготове топор (Б. Полевой)? Почему могли возникнуть трудности с опознанием определяемого слова?

2) Найдите и обозначьте обособленный член в предложении: Было чудесно ехать так, в никуда, которое и есть страна неожиданностей и счастья (Л. Леонов). К какой группе обособленных членов он относится — к уточняющим или со значением добавочного сообщения?

3) Попытайтесь объяснить постановку тире в предложении с обособленным определением: На море ложилась ночь — сероватая, будто после дождя (К. Паустовский).

4) Почему обособлено приложение в предложении: Лучший друг Николая, Виктор не мог остаться равнодушным к его судьбе?

5) Чем является выделенное слово в предложении: Так, бедняга, испугался, что слова вымолвить не мог? Может ли существовать приложение без слова, к которому оно прилагается?

 

Выполняют практические упражнения

Проверка:

  1. Самопроверка (самооценивание)
  2. Взаимопроверка (взаимооценивание)
  3. Фронтально (оценка учителя)

 

Ответы

1) В качестве определяемого слова использовано имя прилагательное старший, употребляемое здесь в значении существительного. При нём — однородные обособленные определения: два согласованных и одно — несогласованное.

2) … ехать так, в никуда… — уточняющее обособленное обстоятельство.

3) Тире обозначает паузу, а вместе с ней и значение добавочного сообщения, выражаемого обособленным определением. В данном случае тире — знак авторский (не было бы ошибкой и употребление запятой).

4) Приложение при имени собственном имеет значение добавочного сообщения о причине того, что сообщается в предложении.

5) В данном неполном предложении (в нём опущено подлежащее) слово бедняга является обособленным приложением (со значением причины).

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

«Три М + одно П».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Домашнее задание.

Параграф_______. Упражнения __________

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе "Простое осложненное предложение. Предложения с однородными и обособленными членами, знаки препинания в них"»

11 «Б» класс

Урок №6.

Дата:_____________________

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными и обособленными членами, знаки препинания в них.

Цель:

  1. обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Предложения с однородными и обособленными членами»; совершенствовать умение находить в предложении однородные и обособленные члены, определять их синтаксическую роль и способы выражения;

  2. обогатить речь учащихся данными конструкциями; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; стимулировать и развивать мыслительные процессы, познавательную активность и творческие способности учащихся.

  3. воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают изученные пунктуационные правила; конструируют простые предложения, осложнённые однородными и обособленными членами; находят в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; обосновывают выбор знаков препинания и расставляют их в предложениях в соответствии с изученными правилами; владеют соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка.

Оборудование:

учебник, учебные тексты.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой.

Деление на группы «Определи свою группу» (учащимся предлагаются карточки с предложениями – проверка домашнего задания «Односоставные предложения»).

Приветствуют учителя.

Делятся на группы:

  1. Определенно-личные

  2. Неопределенно-личные

  3. Безличные

  4. Назывные

  5. Обобщенно-личные

  1. Определение темы урока. Постановка целей.


Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила ещё жалобнее.

  • Расставьте знаки препинания в данном предложении.

  • Определите их количество (2).

  • Составьте схему предложения, объясните расстановку знаков препинания

  • Назовите пунктограммы, которые встретились в предложении.

  • Укажите тему урока. Поставьте цели.


Записывают предложение, выполняют предложенные задания

Предполагают тему урока.

Формулируют цели урока

  1. Актуализация опорных знаний.


1 группа – кластер «Простое осложненное предложение»

2, 3 группы - «Однородные члены предложения»

  • «Восстанови определение».

  1. Отвечают …

  2. Относятся …

  3. Выражаются …

  4. Выполняют …

  5. Соединяются…

  • Используя данные схемы, расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах.

О, О, О

О и О

О или О

и О, и О

О и О, О и О

О, зато О

то О, то О

не только О, но О


4, 5 группы - «Обособленные члены предложения».

  • Ответьте на вопросы:

  • ŠВ «Большом толковом словаре современного русского языка» Д. Н. Ушакова одно из двух его значений определяется так: «Отделить, выделить из чего-нибудь общего, поставить в особое положение». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля к нему приводится следующий ряд: обокромить, отделить особо, окроме; выделить, выгородитьисключить из общего; противоположное по значению — обобщать. Что же это за слово? (Обособить)

  • Š«Изымите всё произведение, если в этом произведении вам не нравится запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл». (А. А. Блок) Как вы понимаете слова А. А. Блока? Прямое или переносное значение имеет утверждение поэта?

  • ŠКакие члены предложения могут быть обособленными? Могут ли обособляться подлежащее и сказуемое? Почему?



  • Рассмотрите предложения и расскажите об обособленных обстоятельствах, определениях и приложениях.

Месяц на закате похож на раскаленный   (В. Катаев.)

Это был морской  (К. Паустовский.)

Дальше шел уже настоящий    (В. Катаев.)

В последнюю минуту Шмидт вместе со своим    бросился в воду. (К. Паустовский.)

 не выносил лени во все ее видах. (К. Симонов.)

О родина святая, какое сердце не  (В. Жуковский.)

Волны  чуждые звезды глядят с высоты. (Ф. Тютчев)  на строившуюся колонну. (К. Симонов.)


Выполняют предложенные задания, презентуют свою работу.

В группах с одинаковым заданием: одна группа выступает, другая- дополняет, исправляет допущенные ошибки.

  1. Практикум.


  1. Выборочно-распределительное письмо.


предложение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Однородные определения

+



+


+


+


+

Неоднородные определения


+

+


+


+


+


  1. Глубокая, дремучая старина окружала детство мое на слободке (С. Маршак)

  2. Прошел серый пассажирский пароход (К. Паустовский)

  3. Шел надоедливый октябрьский дождь (К. Паустовский)

  4. Леднев боролся с таким же рослым, здоровым парнем (А. Рыбаков)

  5. Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи (И. Бунин)

  6. Снова потянулись длинные, однообразные дни (С. Щипачев)

  7. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку (К. Паустовский)

  8. Много раз мы с Яковом теряли друг друга в густом, местами непроходимом кустарнике (А. Куприн)

  9. Веселые белые облака плыли над синими отрогами (А. Фадеев)

  10. Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи (К. Паустовский)


  1. Работа с текстом.

  • Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные определения и обстоятельства.

Английский поэт Филипп Сидни уже при жизни пр..вратился в легенду. Семейные узы связывали его с выдающимися людьми эпохи. Прославл..ный итальянец Джордано Бруно посв..тил ему знаменитую книгу «О героическом энтузиазме». Крёстн..м отцом Сидни давш..м ему своё имя стал буд..щий король Испании Филипп II женатый на английской королеве Марии Тюдор. Участвуя в войне с армией крёстного отца в Нидерландах Сидни получил смертельн..ю рану в бедро. Мучимому жаждой ему подали воду но чувствуя что ум..рает он протянул её легко ран..ному солдату сказав что тому помощь нужнее. В последний раз Сидни исполнил пр..дворн..ю должность кравчего правда на этот раз дал напи..ся не королю а простому воину.

(По И. Шайтанову)


  1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (в группах – по одному вопросу)

  • В книге А. Т. Арсирия «Материалы по занимательной грамматике» есть рубрики: «Как вы думаете?», «Будь внимателен», «Давайте посмотрим». Попытайтесь ответить на их вопросы.


1) Какие определения в следующем предложении являются обособленными и где определяемое слово: Старший, худенький, голубоглазый, с русыми волосами, держал в руке наготове топор (Б. Полевой)? Почему могли возникнуть трудности с опознанием определяемого слова?

2) Найдите и обозначьте обособленный член в предложении: Было чудесно ехать так, в никуда, которое и есть страна неожиданностей и счастья (Л. Леонов). К какой группе обособленных членов он относится — к уточняющим или со значением добавочного сообщения?

3) Попытайтесь объяснить постановку тире в предложении с обособленным определением: На море ложилась ночь — сероватая, будто после дождя (К. Паустовский).

4) Почему обособлено приложение в предложении: Лучший друг Николая, Виктор не мог остаться равнодушным к его судьбе?

5) Чем является выделенное слово в предложении: Так, бедняга, испугался, что слова вымолвить не мог? Может ли существовать приложение без слова, к которому оно прилагается?


Выполняют практические упражнения

Проверка:

  1. Самопроверка (самооценивание)

  2. Взаимопроверка (взаимооценивание)

  3. Фронтально (оценка учителя)


Ответы

1) В качестве определяемого слова использовано имя прилагательное старший, употребляемое здесь в значении существительного. При нём — однородные обособленные определения: два согласованных и одно — несогласованное.

2) … ехать так, в никуда… — уточняющее обособленное обстоятельство.

3) Тире обозначает паузу, а вместе с ней и значение добавочного сообщения, выражаемого обособленным определением. В данном случае тире — знак авторский (не было бы ошибкой и употребление запятой).

4) Приложение при имени собственном имеет значение добавочного сообщения о причине того, что сообщается в предложении.

5) В данном неполном предложении (в нём опущено подлежащее) слово бедняга является обособленным приложением (со значением причины).


  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

«Три М + одно П».


Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Домашнее задание.

Параграф_______. Упражнения __________

























«Однородные члены предложения»

  1. Актуализация опорных знаний.

  • «Восстановите определение».

  1. Отвечают …


  1. Относятся …


  1. Выражаются …


  1. Выполняют …


  1. Соединяются…



  • Используя данные схемы, расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах.

О, О, О

О и О

О или О

и О, и О

О и О, О и О

О, зато О

то О, то О

не только О, но О

  1. Выборочно-распределительное письмо.

предложение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Однородные определения











Неоднородные определения











  1. Глубокая дремучая старина окружала детство мое на слободке (С. Маршак)

  2. Прошел серый пассажирский пароход (К. Паустовский)

  3. Шел надоедливый октябрьский дождь (К. Паустовский)

  4. Леднев боролся с таким же рослым здоровым парнем (А. Рыбаков)

  5. Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи (И. Бунин)

  6. Снова потянулись длинные однообразные дни (С. Щипачев)

  7. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку (К. Паустовский)

  8. Много раз мы с Яковом теряли друг друга в густом местами непроходимом кустарнике (А. Куприн)

  9. Веселые белые облака плыли над синими отрогами (А. Фадеев)

  10. Молодой нежный месяц лежал на синем пологе ночи (К. Паустовский)


«Обособленные члены предложения»

  1. Актуализация опорных знаний.

Задание. Рассмотрите предложения и расскажите об обособленных обстоятельствах, определениях и приложениях.

Месяц на закате похож на раскаленный   (В. Катаев.)

Это был морской  (К. Паустовский.)

Дальше шел уже настоящий    (В. Катаев.)

В последнюю минуту Шмидт вместе со своим    бросился в воду. (К. Паустовский.)

 не выносил лени во все ее видах. (К. Симонов.)

О родина святая, какое сердце не  (В. Жуковский.)

Волны  чуждые звезды глядят с высоты. (Ф. Тютчев)  на строившуюся колонну. (К. Симонов.)

Обособленные определения

Обособленные обстоятельства



















  1. Работа с текстом.

  • Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные определения и обстоятельства.

Английский поэт Филипп Сидни уже при жизни пр..вратился в легенду. Семейные узы связывали его с выдающимися людьми эпохи. Прославл..ный итальянец Джордано Бруно посв..тил ему знаменитую книгу «О героическом энтузиазме». Крёстн..м отцом Сидни давш..м ему своё имя стал буд..щий король Испании Филипп II женатый на английской королеве Марии Тюдор. Участвуя в войне с армией крёстного отца в Нидерландах Сидни получил смертельн..ю рану в бедро. Мучимому жаждой ему подали воду но чувствуя что ум..рает он протянул её легко ран..ному солдату сказав что тому помощь нужнее. В последний раз Сидни исполнил пр..дворн..ю должность кравчего правда на этот раз дал напи..ся не королю а простому воину.

(По И. Шайтанову)



  1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (в группах – по одному вопросу)

  • В книге А. Т. Арсирия «Материалы по занимательной грамматике» есть рубрики: «Как вы думаете?», «Будь внимателен», «Давайте посмотрим». Попытайтесь ответить на их вопросы.

1) Какие определения в следующем предложении являются обособленными и где определяемое слово: Старший, худенький, голубоглазый, с русыми волосами, держал в руке наготове топор (Б. Полевой)? Почему могли возникнуть трудности с опознанием определяемого слова?

2) Найдите и обозначьте обособленный член в предложении: Было чудесно ехать так, в никуда, которое и есть страна неожиданностей и счастья (Л. Леонов). К какой группе обособленных членов он относится — к уточняющим или со значением добавочного сообщения?

3) Попытайтесь объяснить постановку тире в предложении с обособленным определением: На море ложилась ночь — сероватая, будто после дождя (К. Паустовский).

4) Почему обособлено приложение в предложении: Лучший друг Николая, Виктор не мог остаться равнодушным к его судьбе?

5) Чем является выделенное слово в предложении: Так, бедняга, испугался, что слова вымолвить не мог? Может ли существовать приложение без слова, к которому оно прилагается?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!