(Слайд 1)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна. Я очень рада видеть вас.
- Сначала нам надо настроиться на работу.
- Итак,
1 - 2 – выше голова!
3 - 4 – плечи шире!
5 - 6 – ровно сесть!
7 - 8 – лень отбросим!
9 – глубоко вдохнём….
И работать мы начнём.
- Вы готовы это делать вместе со мной? Если да, покажите открытые ладошки.
- Отлично!
( Слайд 2)
- Посмотрите, что это за предмет? Как он называется?
- Как вы думаете, как лупа может помочь нам сегодня на уроке? Для чего она нужна? (Поможет всё рассмотреть, ничего не упустить)
- Мы будем исследователями. Мы должны быть внимательными. Лупа будет напоминать нам об этом.
- Начнём наше исследование.
(Слайд 3)
- Определим тему урока.
- Прочитайте глазками ту запись.
Березы, клены, липы пожелтели осенью.
- Что вы сейчас прочитали? (Это предложение)
- Докажите, что это предложение. (Слова связаны по смыслу. Мысль закончена)
- Давайте найдём в этом предложении грамматическую основу. Что такое грамматическая основа? (Подлежащее и сказуемое)
- О чём же говорится в этом предложении? (О берёзах, клёнах и липах)
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)
- Каким же членом в предложении они являются? (Это подлежащее)
- Интересно…. А разве может быть в предложении сразу несколько подлежащих? (Версии детей)
- А если может, то, как в таком случае они называются? (Версии детей)
- Давайте проверим.
(Слайд 4)
- Они называются однородные члены предложения.
- В толковом словаре Ожегова сказано: «однородный» - относящийся к тому же роду, разряду или одинаковый.
- Так какова же тема нашего урока? Кто может её сформулировать?
- Всё верно.
(Слайд 5)
- Какую цель поставим перед собой? (Зачитать?)
- Несколько подлежащих при одном сказуемом – это однородные члены. Между ними ставится запятая.
- Как вы думаете, однородными могут быть только подлежащие? (Версии детей)
(Слайд 6)
- Продолжим исследование.
- Посмотрите на доску. Сколько здесь предложений? (Три)
Листья летят. Листья кружатся.
- Что-то здесь не так. Некрасиво звучит.
- Как можно избежать повторения одного и того же слова?
- Составьте такое предложение.
(Слайд 7)
Листья летят, кружатся.
- Назовите подлежащее. (Листья)
- Что можете сказать о сказуемых? Сколько их? (Их два)
- Назовите сказуемые. (Летят, кружатся)
- Какие это сказуемые? Как их можно назвать? (Однородные)
(Слайд 8)
- А теперь поработайте в парах. Возьмите карточку №1. Прочитайте предложения. Составьте своё красивое предложение, устранив повторы одних и тех же слов. Запишите его ниже.
Солнце осветило поля. Солнце осветило леса. Солнце осветило луга.
- Приступайте к работе. Кому нужна моя помощь, поднимайте руку.
- Проверим. (Документ- камера)
- Посмотрите, какое предложение составили ребята. Если у вас так же, покажите открытые ладошки.
- Назовите главные члены этого предложения. (Солнце осветило)
- Понаблюдаем за второстепенными членами. Назовите их. (Поля, леса, луга)
- С каким членом предложения они связаны? (Со сказуемым)
- Докажите. Задайте вопрос от сказуемого.
осветило (что?) поля
осветило (что?) леса
осветило (что?) луга
- Если второстепенные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, то они какие? (однородные).
- Сделайте вывод, какие члены предложения называются однородными? Что у них должно быть одинаковым? (Вопрос, член предложения)
(Слайд 9)
- Как проверить правильность, сделанного вами вывода?
- Откройте учебники на стр. 26 прочитайте глазками правило.
- Если наш вывод был верным, покажите свои ладошки.
- А это значит, что мы молодцы.
(Слайд 10)
- Предлагаю поработать самостоятельно.
- Возьмите карточку 2. Там вы видите инструкцию.
- Что вам следует сделать?
(1. Прочитать предложения на доске.
2. Списать предложение с однородными подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами.)
- Приступайте к работе.
Ласточки питаются мошками, комарами, мухами.
В роще птицы поют, свистят, щебечут.
В садах поспели яблоки, груши, сливы.
- Поменяйтесь карточками и выполните проверку друг у друга. Если считаете работу правильной, поставьте рядом знак +.
- Верните работы.
- В каком предложении встретились однородные подлежащие?
- Сказуемые?
- Второстепенные члены?
(Слайд 11)
- Подведём итог урока.
- Продолжите фразу: Члены предложения называются однородными, если ….
(Слайд 12)
- Какую цель мы ставили в начале урока? Зачитайте.
- Если мы её достигли, покажите ладошки.
(Слайд 13)
- Закончите предложение, используя однородные члены.
Урок для меня был. . . , . . . , . . .
(Слайд 14)
- Оценим свою работу. На лестнице успеха разместите фигурку человечка на той ступеньке, которую сумели достичь сегодня. Следуйте этой инструкции (Флипчарт)
- Кто готов, выходите к доске. Размещайте своего человечка на нужную ступеньку лесенки успеха.
- Я рада, что у вас всё получилось. Что нам удалось так высоко подняться.
(Слайд 15)
Окончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно, с азартом учились.
И знания точно уж нам пригодились.
До новых встреч!
Карточка №1
Солнце осветило поля.
Солнце осветило леса.
Солнце осветило луга.
Карточка №1
Солнце осветило поля.
Солнце осветило леса.
Солнце осветило луга.
Карточка №1
Солнце осветило поля.
Солнце осветило леса.
Солнце осветило луга.
Карточка №2
Инструкция:
1. Прочитать предложения на доске.
2.Списать предложение с однородными сказуемыми.
Карточка №2
Инструкция:
1. Прочитать предложения на доске.
2.Списать предложение с однородными сказуемыми.
Карточка №2
Инструкция:
1. Прочитать предложения на доске.
2.Списать предложение с однородными второстепенными членами.
________________________________________
Карточка №2
Инструкция:
1. Прочитать предложения на доске.
2.Списать предложение с однородными второстепенными членами.
________________________________________
Карточка №2
Инструкция:
1. Прочитать предложения на доске.
2.Списать предложение с однородными подлежащими.
________________________________________
Карточка №2
Инструкция:
1. Прочитать предложения на доске.
2.Списать предложение с однородными подлежащими.
________________________________________