СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обзор зарубежной  литературы второй половины 19 века

Просмотр содержимого документа
«Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века»

ЛЕКЦИЯ № 7 Обзор зарубежной литературы  второй половины XIX века

ЛЕКЦИЯ № 7

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

На развитие мировой художественной культуры во второй половине XIX века оказали влияние следующие исторические факторы и явления:  открытие в области естественных наук;  интерес деятелей искусства к научному методу  познания мира;  изучение истории своих народов для  осмысления явлений современности;  проблемы образования и просвещения;  введение школьных реформ в странах Западной  Европы.

На развитие мировой художественной культуры во второй половине XIX века оказали влияние следующие исторические факторы и явления:

  • открытие в области естественных наук;
  • интерес деятелей искусства к научному методу

познания мира;

  • изучение истории своих народов для

осмысления явлений современности;

  • проблемы образования и просвещения;
  • введение школьных реформ в странах Западной

Европы.

Критический реализм как ведущий художественный метод во второй половине XIX века. Декаданс – характеризующийся оппозицией к общепринятой морали с его культом красоты, эстетизацией греха и порока. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей. Натурализм  с культом природы, как единым и универсальным принципом объяснения всего сущего; направление в литературе и искусстве, возникшее в последней трети XIX в. и стремящееся к внешне точному, идейно не осмысленному изображению действительности. Импрессионизм , представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и естественности.  Постимпрессинизм  – художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как реалисты), или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать ее основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни.

Критический реализм как ведущий художественный метод во второй половине XIX века.

Декаданс – характеризующийся оппозицией к общепринятой морали с его культом красоты, эстетизацией греха и порока. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.

Натурализм  с культом природы, как единым и универсальным принципом объяснения всего сущего; направление в литературе и искусстве, возникшее в последней трети XIX в. и стремящееся к внешне точному, идейно не осмысленному изображению действительности.

Импрессионизм , представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и естественности. 

Постимпрессинизм  – художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как реалисты), или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать ее основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни.

Норвежский драматург Ибсен Генрик (1828-1906 гг.)

1850 г. – драма «Катилина»

26 сентября 1850 г . поставлена пьеса – одноактная лирическая драма –«Богатырский курган».

В 1851—1857 гг. Ибсен занимает место драматурга, режиссера и художественного руководителя Норвежского театра в Бергене.

В конце 1840 — начале 1850-х гг. Ибсен обратился к сатире и гротеску: «Иванова ночь», «Фру Ингер из Эстрота», «Пир в Сульхауге», «Воители в Хельгеланде».

1866 г. – драматическая поэма «Бранд», пьеса в стихах «Пер Гюнт».

На рубеже 70-х гг. Ибсен пишет политические и историко-философские стихи.

1872 г. – пьеса «Приведения»

1873 г. – дилогия о Юлиане-отступнике «Кесарь и галилеянин».

1877 г. – пьеса «Столпы общества»

1879 г. – пьеса «Кукольный дом»

1882 г. – пьеса «Враг народа»

С середины 80-х гг. социальная критика у Ибсена ослабевает.

1857 – 1862г.г. - возглавляет столичный Норвежский театр (г. Христиания).

В 1858 г . Ибсен женится на Сусанне Торесен. Рождается их единственный сын Сигурд.

С 1864 по 1891 гг . живёт в Риме, Дрездене, Мюнхене.

23 мая 1906 г. после тяжелой продолжительной болезни Ибсен умер в Христиании.

С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию.

С 2008 года вручается Международная премия Ибсена.

Социально-психологическая пьеса «Кукольный дом»  Эта пьеса является примером того, как социальный по своей сути конфликт — столкновение естественных человеческих стремлений и бесчеловечных законов общества — приобретает сначала нравственную окраску (в рамках семьи выясняется, морально или аморально поступила Нора, подделав подпись на векселе), а потом действие переходит в сферу психологии — основное внимание сосредоточивается на душевной борьбе главной героини.

Социально-психологическая пьеса «Кукольный дом»

Эта пьеса является примером того, как социальный по своей сути конфликт — столкновение естественных человеческих стремлений и бесчеловечных законов общества — приобретает сначала нравственную окраску (в рамках семьи выясняется, морально или аморально поступила Нора, подделав подпись на векселе), а потом действие переходит в сферу психологии — основное внимание сосредоточивается на душевной борьбе главной героини.

«Дитя Шекспира» Артюр Рембо (1854 — 1891 ) Жан-Никола-Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в провинциальном городке Шарлевиль на северо-востоке Франции в буржуазной семье. Первый период творчества писателя (1860-1870) 1860 г. – начало литературного творчества. 1869 г. – стихотворения «Сенсация», «Зло». 1870 г. – стихотворения «Офелия», «Бал  повешенных», «Спящий в долине». Второй период творчества (1870 – 1871) 1871 г. – стихотворение «Пьяный корабль» Третий период творчества (1872 – 1873) Цикл «Озарение» Все свои гениальные стихи Рембо успел написать до двадцати лет. Затем, проведя анализ современной поэзии, решил, что лучше путешествовать по свету и зарабатывать на жизнь торговлей.

«Дитя Шекспира» Артюр Рембо (1854 — 1891 )

Жан-Никола-Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в провинциальном городке Шарлевиль на северо-востоке Франции в буржуазной семье.

Первый период творчества писателя (1860-1870)

1860 г. – начало литературного творчества.

1869 г. – стихотворения «Сенсация», «Зло».

1870 г. – стихотворения «Офелия», «Бал

повешенных», «Спящий в долине».

Второй период творчества (1870 – 1871)

1871 г. – стихотворение «Пьяный корабль»

Третий период творчества (1872 – 1873)

Цикл «Озарение»

Все свои гениальные стихи Рембо успел написать до двадцати лет. Затем, проведя анализ современной поэзии, решил, что лучше путешествовать по свету и зарабатывать на жизнь торговлей.

Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан (1850—1893) 1863 г. – обучение в духовной семинарии. 1866-1869 г.г. – обучение в руанском лицее. 1870 г. – поступление в Парижский университет на юридический факультет. 1870-1871 г.г. – участие во Франко-прусской войне. 1880 г. – начало литературного творчества. 1880-1890 г.г. – романы «Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан», «Сильна как смерть», «Наше сердце».  Главные темы творчества. В русском переводе сочинения Мопассана появлялись неоднократно в журналах, а в  1894 году  изданы особым собранием (2-е изд. 1896).  Нормандия, родной регион писателя – «Жизнь», «Пьер и Жан», «В полях», «Милый друг», «Сильна как смерть», «Ожерелье»  Франко-прусская война – «Пышка», «Старый Милон», «Безумная», «Два друга»  Тема Женщины – «Маленькая Рок», «Мисс Гариет».  Тема семьи и детей – «Буатель», «В полях», «Ребенок», «По-родственному»  Темы безумия, депрессии и паранойи – «Орля», «Шевелюра», «Госпожа Эрме», «На воде», «Мушка», «Выезд на природу», «Любовь».

Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан

(1850—1893)

1863 г. – обучение в духовной семинарии.

1866-1869 г.г. – обучение в руанском лицее.

1870 г. – поступление в Парижский университет на юридический факультет.

1870-1871 г.г. – участие во Франко-прусской войне.

1880 г. – начало литературного творчества.

1880-1890 г.г. – романы «Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан», «Сильна как смерть», «Наше сердце».

Главные темы творчества.

В русском переводе сочинения Мопассана появлялись неоднократно в журналах, а в  1894 году  изданы особым собранием

(2-е изд. 1896).

  • Нормандия, родной регион писателя – «Жизнь», «Пьер и Жан», «В полях», «Милый друг», «Сильна как смерть», «Ожерелье»
  • Франко-прусская война – «Пышка», «Старый Милон», «Безумная», «Два друга»
  • Тема Женщины – «Маленькая Рок», «Мисс Гариет».
  • Тема семьи и детей – «Буатель», «В полях», «Ребенок», «По-родственному»
  • Темы безумия, депрессии и паранойи – «Орля», «Шевелюра», «Госпожа Эрме», «На воде», «Мушка», «Выезд на природу», «Любовь».
Новелла «Ожерелье», 1884 год В новелле Мопассан поднял сразу несколько жизненных проблем:  конфликт желаний и  возможностей,  несоответствие духовной  организации человека  социальным условиям его  существования,  пагубное воздействие  буржуазного общества на душу,  человеческую слабость,  страх перед более успешными в  социальном плане людьми.

Новелла «Ожерелье», 1884 год

В новелле Мопассан поднял сразу несколько жизненных проблем:

  • конфликт желаний и

возможностей,

  • несоответствие духовной

организации человека

социальным условиям его

существования,

  • пагубное воздействие

буржуазного общества на душу,

человеческую слабость,

  • страх перед более успешными в

социальном плане людьми.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!