СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение критическому мышлению

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данная разработка представляет собой размышления об использовании техник критического мышления в собственной педагогической практике на уроках русского языка и литературы, позволит учителю переосмыслить свою деятельность в связи с новыми подходами к обучению учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Обучение критическому мышлению»

19.09.2014 г.

Обучение критическому мышлению


1. Я думаю, что речь идет об основных навыках, формируемых приемами критического мышления. Приведу пример из своей практики. Урок словесности в 6 классе по теме «Повесть А.С. Пушкина «Метель» начинаю с приема «Мозговой штурм» для определения и обобщения известных знаний учащихся об авторе. Работая индивидуально над фактами биографии поэта, учащиеся осуществляют сбор релевантной (достоверной) информации, вспоминая ее из программы предшествующих классов. Обсуждая в парах и четверках выбранные факты, ученики осуществляют оценку и критический анализ доказательств, так как им необходимо выработать общий ответ, а значит, суметь аргументированно высказать свою точку зрения, выслушать мнение других, подвергнуть сомнению какие-либо факты и т.д. Всё это ведет к обоснованным выводам и обобщениям, когда ребята представляют факты, которые им удалось вспомнить. Соответственно, каждый из них имеет возможность не только показать свои знания фактов биографии поэта, но и расширить эти знания посредством мнения одноклассников, то есть пересмотреть предложения и гипотезы на основе значительного опыта.

В подтверждение высказывания о составных элементах базового уровня процесса критического мышления хочу привести пример работы с приемом «Углы» на уроке литературы в 7 классе. Изучая трагедию А. Пушкина «Моцарт и Сальери» ребята обсуждают вопрос, ставший спорным для героев произведения (талант и гениальность). Для этого им необходимо сначала собрать релевантную информацию (аргументы к собственной точке зрения), затем оценить и критически проанализировать доказательства при обсуждении в групповой работе. Доказывая оппонентам свою точку зрения, ученики делают обоснованные выводы и обобщения, не просто высказывая точку зрения, а доказывая ее примерами из жизни, отнесением к тексту и т.д. Наконец, каждый ученик формирует свое понимание данного вопроса, пересматривая предположения и гипотезы на основе значительного опыта.

2. Я работаю в средне-старшем звене, поэтому самыми младшими школьниками для меня являются пятиклассники. Для них очень важно развитие коммуникативных навыков, поэтому часто в работе с ними на уроках словесности использую прием «Взаимоопрос», который еще помогает развить навык осмысленного чтения (которому в нашей школе уделяется серьезное внимание, он входит в число проверяемых общеучебных умений и навыков). Также этот прием учит детей задавать вопросы.

На этапе вызова с детьми разного возраста использую прием «Мозговой штурм», применимый к урокам и русского языка, и литературы. Прием позволяет развить навыки мышления: анализа при индивидуальной деятельности, общения, выбора, аргументации, умения делать выводы при парном и групповом обсуждении.

Часто использую диаграмму Венна, которая направлена на развитие навыка сравнения. Часто дети подразумевают под сравнением только различия и не видят противоположностей признаков. Подобная форма учит выделять сходства не только двух, но и большего количества предметов или явлений, определять их противоположности. Использую этот прием при сравнении героев произведений или литературных направлений, сопоставлении частей речи, например, самостоятельные и служебные, причастие и деепричастие. Вот такую диаграмму мы составляли при анализе сходств и различий понятий «миф» и «сказка» на уроке словесности в 6 классе:

миф

общее

сказка

Люди принимают за правду

Олицетворение явлений природы

Люди принимают за вымысел

Принуждает человека верить в свою реальность

Отражает мечту человека о возможном и желаемом

Объясняет изображаемое явление действительности, исходя из утверждения, что этого явления когда-то не было

Рассказывается для развлечения или морального назидания

Или делают вывод о том, как использует А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» библейские мотивы:

Библейская история

общее

Повесть

На первом месте сын

Сын остается в дураках

Сцена всепрощения и радости

Мотив

Тема отцов и блудных детей

На первом месте отец

Дочь становится богатой

Сцена горя

Очень любят мои ученики прием «Синквейн», который развивает не только мыслительные возможности ребенка (анализ, ассоциативный ряд, оценивание, умение делать выводы), но и творческие способности. Синквейн позволяет повысить самооценку детей, которым кажется, что они не могут писать стихи или другие творческие работы. Ложится этот прием на любой предмет, мы описываем с его помощью и термины, и героев, и явления, которые рассматриваем на уроке.

Достаточно часто использую в своей деятельности прием критического мышления «Углы». Это очень хорошее подспорье в формировании у учащихся навыка вести полемику, аргументировать, убеждать с помощью собственных высказываний. Так, на уроке в 6 классе мы с ребятами после прочтения баллады о Робине Гуде спорим, кто же такой этот герой: благородный человек или всё-таки разбойник. Задача у каждого ученика одна: подобрать аргументы, доказывающие его точку зрения, а затем не только отстоять ее в полемике, но еще и переманить на свою сторону ребят, сомневающихся в определении своей позиции. При помощи этой методики мы развиваем у детей и навык письменной речи (работе предшествует письменное составление аргументов – дискуссионной карты), и устной (в процессе высказывания доказательств и подборе противоположной аргументации).

Для старшеклассников наиболее интересным приемом является РАФТ. На уроках литературы при изучении классических произведений ребята вживаются в эпоху (а для этого надо составить свое понимание времени, героев) и создают высказывание (например, письмо собаки Кусаки из рассказа Л. Андреева бросившим ее дачникам и др.)

3. Наблюдение, анализ, вывод и интерпретация как навыки критического мышления представляют собой этапы работы при использовании приемов КМ. Так, для составления диаграммы Венна по сравнению героев повести Н. Гоголя «Тарас Бульба», братьев Андрия и Остапа, учащимся сначала необходимо выбрать соотносящиеся черты героев (провести наблюдение), затем проанализировать сходства и различия, сделать вывод о причинах поступков героев, связанных с особенностями их характера. Итогом это работы является интерпретация, когда учащиеся переносят особенности воспитания и любви родителей на себе, свои семейные взаимоотношения, на свое отношение к Родине.

4. Учитель может оказать помощь детям в выстраивании понимания их собственных процессов обучения разными способами. Так, работая с дискуссионной картой на уроках литературы дети учатся оценивать поступки героя, основываясь на своих моральных принципах; дискутируя в приеме «Углы», оценивают высказывания своих оппонентов; создавая четвертую строку синквейна, оценивают свое отношение к описываемому явлению; изучая текст приемом «З-Х-У», определяют уровень своих знаний. Диаграмма Венна, «Углы», РАФТ, кластер учат детей объяснять свои гипотезы и предположения, аргументировать идеи. Работая с приемом свободного письма после проведения дискуссии, ребятам анализируют то, как они пришли к своему мнению, на основании чего выстроили его, т.е. использовать навыки метапознания. Учитель направляет учеников, выстраивая подмостки в форме наводящих вопросов, заданий для рефлексии, творческих работ.

5. Модели взаимодействия (исследовательский разговор, аргументация и диалог) способствуют развитию высокого уровня критического мышления, так как в этом случае дети рассматривают не только собственную точку зрения, но и аргументированно принимают либо опровергают мнения своих собеседников, следовательно, развивают свое понимание обсуждаемого явления, совместно вырабатывают эффективные пути разрешения проблем, выбирают новые возможности их решения. Таким образом, анализируя, оценивая разные точки зрения, учащиеся учатся учиться, размышляют о своем мышлении, формируют навыки метапознания.

6. Считаю, что развитое критическое мышление и навыки исследования позволят ученикам эффективно и успешно участвовать в коммуникативных процессах. Во-первых, многие приемы критического мышления развивают речь учащихся, учат их грамотно формулировать свои мысли, чтобы донести их до других (дискуссионная карта, синквейн, РАФТ). Во-вторых, довольно часто формой организации приемов критического мышления является групповая работа, которая учит учащихся задавать вопросы (взаимоопрос), выделять в тексте главное и доносить его понимание до других (Жигсо), вырабатывать совместное понимание (мозговой штурм). В-третьих, такие приемы, как РАФТ, синквейн формируют навыки письменной речи. Одним словом, формируя понимание окружающего мира, обмениваясь мнениями, доказывая, оценивая, ученики развивают свои коммуникативные способности.

7. Рефлексивные практики – это учителя, которые «выявляют проблему и решают ее экспериментально в своей практической деятельности» (Руководство учителя, с. 158, 2014). Другими словами, это учитель, способный прогнозировать и оценивать влияние своей деятельности на процесс обучения посредством анализа результатов и переосмысления. Почему? Потому что настоящий учитель, профессионал своего дела должен уметь постоянно рефлексировать, и делать это не только после получения результатов, но и до начала действий: определяя уровень способностей учащихся, выбирать стратегию обучения, оценивать и интерпретировать этот выбор, решать, как действовать дальше. Этот процесс для учителя должен быть неразрывным, замкнутым.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!