Работа в группах. Я предлагаю вам разделиться на 5 групп по 5 человек. В группах обсудите, какими словами и фразами можно заполнить таблицы, лежащие у вас на партах. С чего начинается любое сочинение? (вступления). Примерный текст вступления у вас есть в таблице. Затем его продолжают основная часть и заключение. Что является неотъемлемой частью нашей работы перед началом написания сочинения? Что облегчит написание текста? (план). Какие виды плана вы знаете? (тезисный и вопросный). Какой план пропечатан в ваших таблицах? (вопросный). Попробуйте сами дать описание снегу (учащиеся пытаются описать снег). -Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим мнением, эмоциями. Чтобы наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой. На листах в таблицу предлагаю вам вписать примерный текст к каждому пункту плана (каждая группа будет работать со своим абзацем). Но сначала поработаем вместе. По ходу нашей работы прошу вас записывать необходимые слова и предложения в графы таблицы. Итак, начнем с первого абзаца основной части: Каким бывает снег? Учащиеся в ходе прослушивания музыкальных отрывков и чтения учителем текста вносят записи в графу 2 абзаца о том, каким бывает снег. 1. Работа с текстом. На фоне пьесы «Тройка» (Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 2) Учитель с 28 сек. музыкального произведения читает отрывок из «Разговора о снеге» Бориса Петрова (ДОСКА!!!), учащиеся дослушивают до конца муз. фрагмент: …Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию. Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами… Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию. - Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста? Запишите их в таблицу. - Какие ощущения вызывают у него эти слова? 2. Беседа по личным наблюдениям - Вы, наверняка, часто наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями. - Каков же снег? Всегда ли он одинаков? - От чего зависит состояние, вид снега? Ребята делятся своими наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном, парке, лесу. 4. Работа с текстом - А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов (Доска!!!), чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» (Слайд 3 и 4) мы сейчас услышим. По ходу чтения заполняйте графу таблицы: Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья... Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц... Мороз, ну и морозище! Много cнегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней - ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг - по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото... - Каким же увидел автор январский снег? - Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке? - Какие выразительные средства языка использовал автор? - А каким становится снег весной? (Слайд 5) Учащиеся в группах слушают текст, отбирают нужное. Заполняют таблицу. |