СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание Тема "Человек и общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

теория, необходимая для самостоятельной подготовки выпускников одинадцатых классов к итоговой аттестации, в форме ЕГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание Тема "Человек и общество"»

Тема 1. « Человек и общество» Лекция.

  1. Различать: человек, индивид, личность , индивидуальность.

    1. Человек – биологический вид, результат биологической эволюции с присущими ему чертами

    2. Индивид -конкретный единичный человек с присущими только ему чертами (Индивидуальностью) , результат социальной эволюции

    3. Личность – субъект сознательной деятельности, результат культурной эволюции

  2. Уметь выделять социальные (присущие только человеку-личности) и биологические (присущие человеку как биологическому организму). Биологические потребности – органические, первичные.

  3. Знать о других видах потребностей человека.



  1. Способности человека - Присутствуют как задатки в любом индивиде, Развиваются в способности в личности, Могут дойти до степени таланта

  2. Деятельность - Присущий только человеку способ преобразования окружающего мира и способ существования. Выделяют виды деятельности: труд , познание, творчество, игра, общение. Важным вопросом является свобода и ответственность личности в деятельности. Личность не свободна в своих действиях , будучи постоянно сдерживаема законом, понятиями морали и нравственности, чувством долга и пр.

  3. В структуру деятельности входит: цель , способы(технология), средства (техника) , результат, субъект , объект.

  4. Познание - форма деятельности человека, направленная на постижение истины. Истина – соответствие представления человека реальности. Истина бывает абсолютная и относительная. Критерии истины – логика и практика.

  5. Абсолютная истина недостижима, но к ней стремимся. Абсолютная истина – полное, всеобъемлющее, непротиворечивое знание об объекте познания. Абсолютная Истина - безусловная, неопровержимая истина; Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Относительная истина – объективная истина, которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира.

  6. Недостижимой абсолютная истина является по причине: 1. Ограниченности наших возможностей, 2. Недостаточной развитости науки, 3. Постоянной изменчивости окружающего нас мира.

  7. Формы познания: чувственное и рациональное. Уровни познания – эмпирический (опытным путем) и теоретический. Виды познания: обыденное, научное, художественное, социальное и пр. Мир может быт познаваем любым видом. Наиболее актуальны с помощью науки и с помощью искусства.

  8. Общество – в широком смысле слова- все человечество в прошлом, настоящем и будущем. В узком смысле слова - группа людей с общими интересами.

Также существуют следующие определения:

Общество - динамическая саморазвивающаяся система, состоит из сфер и социальных институтов.

Общество - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира

  1. Социальные сферы – социальная , экономическая, политическая, духовная. Все сферы взаимосвязаны, постоянно находятся в развитии.

  2. Социальный институт (общественный институт , институт общества) – некая форма организации деятельности людей , которая необходима для удовлетворения потребностей и регулирует отношения в обществе. Выделяют такие институты общества как семья, государство , право , производство, религия , образование, армия , наука и пр.

  3. Культура - «вторая природа». В широком смысле культура - это все созданное человеком. В узком смысле слова - искусство (живопись ,литература, кино, музыка, архитектура, скульптура, цирк…..)

  4. Пути общественного развития – Прогресс, Регресс, Революция, Эволюция, Перманентное реформирование.

  5. Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Глобализация – процесс объединения мировой культуры. Глобализация проявляется в 2 разноречивых тенденциях: 1. Интеграция национальных культур; 2. Дифференциация национальных культур

  6. Глобальные проблемы - современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Они носят глобальный характер , появились во второй половине XX века, могут быть решены совместными усилиями стран. Проблемы: Экологическая, Демографическая, Терроризм, Экономический разрыв стран «Севера» и «Юга» ,Угроза нехватки продовольствия, Сырьевое и энергетическое истощение, Угроза третьей мировой войны

  7. Типология обществ: традиционное, индустриальное, информационное. ( СМ. таблицы) . Полезно помнить, что традиционное общество – «восточное». Также оно наиболее древнее. Информационное общество отличается от индустриального тем, что в экономике основной продукт – в сфере услуг и информации. Также важно: традиционное ( аграрное, доиндустриальное), индустриальное, информационное (постиндустриальное).

  8. Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Народная – исходит из народных традиций. Массовая – простое содержание, не требует специальной подготовки, невысокий уровень, всегда ориентирована на прибыль. Элитарная культура – для элиты, требует спец. Подготовки, высокий уровень (вся классическая музыка, литература, живопись и т.д.). Все формы культуры взаимосвязаны, могут переходить в другое положение.

  9. Субкультура- система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологи же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям общества.

  10. Контркультура – противоречит ценностям общества. Контркультура — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологи контркультура — это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей

  11. Религия – вера в сверхъестественное

  12. Наука -систематизированное представление о мире

  13. Образование - приобщение человека к знаниям и ценностям, накопленным до него .

  14. Социализация - (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

  15. Искусство - отображение мира и его отдельных элементов посредством художественных образов

  16. СМИ - «четвертая власть»

  17. Тенденции в современном образовании - Гуманитаризация (внимание у гуманитарным предметам), Гуманизация (внимание к интересам учащихся, их способностям и индивидуальным особенностям), Информатизация (процесс информатизации обучения).

  18. Мораль - Представление о добре и зле. Зависит от эпохи, зависит от культуры ее представителей, является социальным институтом, является одним из видов социальных норм






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!