СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеупотребительные слова. Диалектизмы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеупотребительные  слова.  Диалектизмы

Просмотр содержимого документа
«Общеупотребительные слова. Диалектизмы»

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН



РУССКИЙ ЯЗЫК

класс дата

Урок : №49

Тема: «Общеупотребительные слова. Диалектизмы.»

Цели урока:

Предметные: познакомить учащихся с понятиями «общеупотребительные слова», «диалектизмы» и с их сферами употребле­ния, со способами обозначения их в толковых словарях; познакомить учащихся с личностью В.И. Даля; повторение тем «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы»

Метапредметные: сформировать умение находить диалектные слова в толковых словарях, объяснять цель употребления диалектных слов в художественных произведениях; развивать навык работы со словарем; развитие умений работать с текстом; умение высказывать свое мнение;

Личностные: воспитывать у школьников внимание к каждому живому слову, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, портреты С.И.Ожегова, В.И.Даля.

Тип урока: Изучение нового материала.

ХОД УРОКА



1.Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Всем говорю я: Здравствуйте!

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем ВЫ и Я.

Улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение, чтобы всем нам сегодня было интересно и увлекательно идти по дороге Знаний.

Садитесь, пожалуйста. Запишем число, классная работа.

2.Проверка домашнего задания:

Игра-соревнование «Кто быстрее?»

Задание. К каждому слову подберите сначала синоним, затем антоним.

Друг - приятель, товарищ……. враг

Правда – истина…….. ложь, обман

Сладкий – сахарный, приторный……… горький

Добавить – дополнить, включить……….. убавить, исключить

Воля – свобода….. желание - неволя

Счастье – благополучие, благодать, удача….. горе, несчастье

Высоко – за облаками, недосягаемо, возвышенно….. – низко

Легко – свободно, поверхностно, безболезненно, беззаботно… - тяжело.

3.Актуализация опорных знаний, умений и навыков:

  1. Тест по теме «Лексика». Взимопроверка. (Для 5 учащихся)

1) Подберите синоним к слову АЛЫЙ

а) красный б) яркий в) синий

2) Найдите слово в переносном значении

а) горячий кофе б) горячий человек в) горячее солнце

3) Лексическое значение какого слова сформулировано неверно

а) Богатырь — человек большого роста, сильный, крепкого телосложения.
б) Автобиография - описание жизни писателя.
в) Абзац - красная строка, отступ вправо в начале строки.
4) В каком словосочетании выделенное слово имеет прямое значение?

а) золотая пшеница б) спит река в) горят дрова

5) Какое слово не является синонимом?

а) всадник б) наездник в) человек

6) Какое прилагательное можно заменить антонимом «чёрствый»?

а) свежий костюм б) свежий хлеб г) свежий журнал

7)Укажите слова, которые не являются антонимами.

а) небрежность-аккуратность б) пассивный-равнодушный в) мягко-жестко

а)Сообщение темы урока:

О чем вам говорят термины: общеупотребительные и необщеупотребительные слова? (высказывания учеников)

б)Опрос-актуализация:
4.Изучение нового материала:

  1. Объяснение новой темы с последующим закреплением.

Тема нашего урока «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»

Вы правильно поняли, какие слова являются общеупотребительными

Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица, зелёный, синий, длинный, идти, думать, говорить. Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все люди, говорящие на русскому языке, независимо от места жительства и профессии.

А необщеупотребительные слова делятся на группы: диалекты, профессионализмы и жаргоны

Стр 86 упр 165

Диалектные слова – слова местных говоров, распространенные среди жителей определенной территории. Например, Коса – литовка, петух – кочет, гадюка – козюля, сарай – стайка, крынка – махотка, кошелек – гомонок, лужа – лыва.

Давайте прочитаем одну историю (чтение по ролям)

Получил Коля сразу два письма: от маминой мамы с севера и от папиной – с юга. Обе бабушки в гости зовут.

«В избе у нас места всем хватит…»

«Хата у нас просторная…»

«К речке узенькая тропинка ведет»

«Добежишь до речки по стежке»

«Утром рано петух тебя разбудит»

«По утрам станет кочет тебя будить»

«Кто такой «кочет»? – подумал Коля. – Поеду уж лучше на север».

Но пока он собирался, обе бабушки приехали в гости к ним. Послушали бы вы их разговор!

Хотя обе они говорили по-русски, но иногда не понимали друг друга.

- Это что же за дерево такое – ветла?

- Иву у нас так называют.

- А у нас ее зовут лоза.

- День был ведренный, - рассказывает бабушка с севера.

- Какой?

-Хороший, значит, солнечный.

- Кочет наш красавец, только вот задира, забияка.

Тут-то Коля не выдержал и спросил:

- А кто такой кочет?

Все рассмеялись:

- Да это же петух!

Слайд №14. Почему же так по-разному говорят бабушки?

Ответы учащихся.

Слайд 15. Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога стынет квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Ученики: - Непонятны слова драчёна, дёжка, паз, махотка, печурка.

Информация для учеников. ( Раздаточный материал взят из словаря В. И. Даля)

Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка крынка, горшок, кувшин; печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Учитель: - Как думаете, ребята, для чего Сергей Есенин в своем стихотворении употребил так много диалектных слов?

Ученики: - Для того чтобы передать колорит русской хаты, сделать стихотворение более образным, живым.

Учитель: - Совершенно верно,

Учитель: - Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.



5.Проведение физкультминутки.

6.Обобщение пройденного материала.

7.Домашнее задание. Стр 86 упр 166





































ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН



РУССКИЙ ЯЗЫК

класс дата

Урок :

Тема:

Цели урока:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитывающие.

Оборудование:

Тип урока:

ХОД УРОКА

1.Организационный момент:

2.Проверка домашнего задания:

3.Актуализация опорных знаний, умений и навыков:



а)Сообщение темы урока

.
4.Изучение нового материала:


5.Обобщение пройденного материала.

6.Домашнее задание.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!