СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеупотребительные слова. Диалектизмы (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах; ознакомление учащихся с особенностями диалектной речи, углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся; формирование умения находить в художественных текстах диалектные слова, определять их роль; привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам.

Просмотр содержимого документа
«Общеупотребительные слова. Диалектизмы (6 класс)»

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6

Урок №________ Дата _____________

Тема урока: Общеупотребительные слова. Диалектизмы.

Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах; ознакомление учащихся с особенностями диалектной речи, углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся; формирование умения находить в художественных текстах диалектные слова, определять их роль; привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.


Мотивация к учебной деятельности. Создает условия для осознания и осмысления учебной задачи (не с именами прилагательными.)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

2. Проверка д\з

Проверка наличия домашнего задания

Показывают работы.

3. Актуализация знаний

Воспроизведите схему «Лексика русского языка». Прокомментируйте.

Продолжите фразу:

1.Историзмы это…

2.Архаизмы это…

3.Неологизмы это…

4.Расскажите о словах ограниченного употребления.

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

4. Целеполагание.

Наблюдение над текстом. СЛАЙД 1

Бабушка и внук.

– Бабушка, где Маша? – По батожья ушла. – По что? – Ну, по столбцы! – По что? – Ну, по петушки! – По что, по что?! – По стебни. – Не понимаю, бабушка! – Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща. — Чего принести, бабушка? — Бураков. — А это что такое? — Ну, у нас в деревне так свЁклу называют.

Беседа

1.Ребята, почему внук не понял бабушку?

2.Назовите общеупотребительные слова.

3.Запишите непонятные вам слова, которые использовала в своей речи бабушка?

4.Можете ли сказать, как называются они?


Спрогнозируйте тему урока, поставьте цель, определите задачи.

Читают, анализируют, осмысливают.







(Записать слова: щавЕль, свЁкла).

(Записать на доске и в тетрадях: батожья, столбцы, петушки, стебни,).

(Ответы учащихся: “ старинные слова, устаревшие, старорусские, немодные, так говорят в деревне…”.)

5. Работа по теме урока.

Большинство общеупотребительных слов появилось в русском языке много столетий назад, поэтому нам понятен язык сказок, былин.

Учитель: Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности, кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)

Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др.

Речь жителей той или иной местности называют диалектом.

В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры).


Рассмотрим схему стр. 86 упр.165.

Физкультминутка.



Слушают, анализируют, осмысливают, отвечают.












Работают со схемой стр. 86.

Выполняют физкультминутку.

6. Закрепление материала.

Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами.

Упражнение 166 стр.86 (коллективная работа)

-Запишите в два столбика слова: общеупотребительный и ограниченного употребления


Сейчас мы с вами поиграем: я буду называть диалектные слова, если вы слышали какое-то из них - запишите:

Учитель читает синонимичные диалектные слова:

ВЕтры: сивер, летник, хилок, сток, зимняк, осенник, хиус, поветерь.

Изгородь: городьба, горожа, огород, заплот, тын, осторокол, плетень.

Жилой дом: изба, хата, курень.

Чердак: подволока, гора, горнице, потолок.

Красная смородина: киселна, киселица, кислица, княженка, команец.

Луга: покос, пожня, полой, елай.

Долины: дол, суходол, балка, лощина, подолье.

Укладка сена: копна, куча, одонок, озгород, зарод, заколье.

Выполняют упр.166

Слова общеупотребительные: земля, идти, читать, человек, белый, первый, хороший, десять, кто, думать, дом.

Слова ограниченного употребления: морфема, векша (белка), бурак (свекла), чувак, дожжок (дождь), копм (компьбютер)






7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Что изучили на уроке?

Понятен ли вам новый материал?

Какие вопросы по теме у вас остались?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Выполняют рефлексию.

8. Домашнее задание

Выполнить упр. 167.

Записывают домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!