4. Целеполагание. | Наблюдение над текстом. СЛАЙД 1 Бабушка и внук. – Бабушка, где Маша? – По батожья ушла. – По что? – Ну, по столбцы! – По что? – Ну, по петушки! – По что, по что?! – По стебни. – Не понимаю, бабушка! – Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща. — Чего принести, бабушка? — Бураков. — А это что такое? — Ну, у нас в деревне так свЁклу называют. Беседа 1.Ребята, почему внук не понял бабушку? 2.Назовите общеупотребительные слова. 3.Запишите непонятные вам слова, которые использовала в своей речи бабушка? 4.Можете ли сказать, как называются они? Спрогнозируйте тему урока, поставьте цель, определите задачи. | Читают, анализируют, осмысливают. (Записать слова: щавЕль, свЁкла). (Записать на доске и в тетрадях: батожья, столбцы, петушки, стебни,). (Ответы учащихся: “ старинные слова, устаревшие, старорусские, немодные, так говорят в деревне…”.) |
5. Работа по теме урока. | Большинство общеупотребительных слов появилось в русском языке много столетий назад, поэтому нам понятен язык сказок, былин. Учитель: Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности, кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык. В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры. Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности) Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др. Речь жителей той или иной местности называют диалектом. В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры). Рассмотрим схему стр. 86 упр.165. Физкультминутка. | Слушают, анализируют, осмысливают, отвечают. Работают со схемой стр. 86. Выполняют физкультминутку. |
6. Закрепление материала. | Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами. Упражнение 166 стр.86 (коллективная работа) -Запишите в два столбика слова: общеупотребительный и ограниченного употребления Сейчас мы с вами поиграем: я буду называть диалектные слова, если вы слышали какое-то из них - запишите: Учитель читает синонимичные диалектные слова: ВЕтры: сивер, летник, хилок, сток, зимняк, осенник, хиус, поветерь. Изгородь: городьба, горожа, огород, заплот, тын, осторокол, плетень. Жилой дом: изба, хата, курень. Чердак: подволока, гора, горнице, потолок. Красная смородина: киселна, киселица, кислица, княженка, команец. Луга: покос, пожня, полой, елай. Долины: дол, суходол, балка, лощина, подолье. Укладка сена: копна, куча, одонок, озгород, зарод, заколье. | Выполняют упр.166 Слова общеупотребительные: земля, идти, читать, человек, белый, первый, хороший, десять, кто, думать, дом. Слова ограниченного употребления: морфема, векша (белка), бурак (свекла), чувак, дожжок (дождь), копм (компьбютер) |