СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Общеупотребительные слова "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Общеупотребительные слова "

Просмотр содержимого документа
«"Общеупотребительные слова "»

Тема урока: Общеупотребительные слова (6 класс)

Цель урока: дать учащимся понятие об общеупотребительных и необщеупотребительных словах; учить находить их в тексте и разграничивать в речи; показать лексическое богатство русского языка и пробуждать гордость за него.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент



  1. Опрос по домашнему заданию





  1. Актуализация опорных знаний

Беседа

  • Что такое лексика?

  • Что такое лексикология?

  • В каких книгах можно узнать толкование слов, их происхождение?

  • Как вы думаете, зачем нам нужно знать, на какие категории делятся слова языка?

  • Разберите по составу слово общеупотребительные.

  • На основе морфемного разбора сделайте вывод о лексическом значении этого слова: что такое общеупотребительные слова?



  1. Постановка целей и задач урока



  1. Работа над темой урока


  1. Работа с материалом учебника

  • Прочитайте теоретические сведения из § 22 (стр. 58).

  • Выпишите названия двух групп слов.

  • Выполните задания упражнения № 107.

  • Где можно найти значения слов, помеченных звёздочкой? (В толковом словаре учебника)



  1. Объяснительный диктант



  • Запишите текст

Я сел у костра и слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах – мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлики. Мне не хотелось двигаться.

  • Какие пунктуационные правила вам встретились в предложениях?

  • Объясните графически знаки препинания.

  • Найдите общеупотребительное слово. Объясните его значение.



  1. Работа с материалом учебника

  1. Выполнение упражнения № 108

  • Выполните задания к упражнению.

  • Напишите слова с выделенными буквами и буквосочетаниями, составив с ними словосочетания.

  • Разберите два словосочетания.

  • Придумайте и запишите три примера на те орфограммы, на которые даны слова с выделенными буквами и буквосочетаниями (безударная гласная, непроверяемые гласные и согласные, большая буква в именах собственных, ЧК – ЧН, окончания имен существительных, проверяемая согласная, окончание глагола).



  1. Выполнение упражнения № 109

  • Выполните задания к упражнению.



  1. «Это интересно»

Учитель. Сложности в различении глаголов одеть и надеть начались довольно давно. В учебнике представлено стихотворение современной поэтессы Новеллы Николаевны Матвеевой. А вот еще одно стихотворение.

Определите когда оно написано.

Какое стихотворение помогло вам лучше разобраться в сложном вопросе употребления слов надеть и одеть?



Любезный друг, не надо забывать,

Что одевать не значит надевать;

Не надо путать эти выраженья,

У каждого из них свое значенье.

Запомнить это можно без труда:

Глагол «одеть» мы говорим, когда

На что-нибудь одежду надеваем,

Иль что-нибудь одеждой покрываем,

Иль иначе в одежду одеваем.

Себя нарядней хочешь ты одеть,

Так должно платье новое надеть,

И руку ты перчаткой одеваешь,

Коли на руку ты перчатку надеваешь.

Дитя оденешь в платьице его,

Когда наденешь платье на него.

Кому родной язык и мил и дорог,

Ошибки тот не стерпит и следа,

И потому, дружок мой, никогда

Не делай ты подобных оговорок.

(Виктор Александрович Крылов (1838-1908),

русский драматург)



Запомните! Надеть НА голову (на что-то, на кого-то).



  1. Рефлексия

  • О каких двух группах слов вы узнали сегодня?

  • Какие необщеупотребительные слова вы запомнили из урока?



  1. Домашнее задание

  1. Выучить словарные слова, данные в рамках, со стр. 27 по стр. 59.

  2. Подготовиться к словарному диктанту.

  3. Выполнить упражнение № 110.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!