Тема урока: Общеупотребительные слова (6 класс)
Цель урока: дать учащимся понятие об общеупотребительных и необщеупотребительных словах; учить находить их в тексте и разграничивать в речи; показать лексическое богатство русского языка и пробуждать гордость за него.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Опрос по домашнему заданию
Актуализация опорных знаний
Беседа
Что такое лексика?
Что такое лексикология?
В каких книгах можно узнать толкование слов, их происхождение?
Как вы думаете, зачем нам нужно знать, на какие категории делятся слова языка?
Разберите по составу слово общеупотребительные.
На основе морфемного разбора сделайте вывод о лексическом значении этого слова: что такое общеупотребительные слова?
Постановка целей и задач урока
Работа над темой урока
Работа с материалом учебника
Прочитайте теоретические сведения из § 22 (стр. 58).
Выпишите названия двух групп слов.
Выполните задания упражнения № 107.
Где можно найти значения слов, помеченных звёздочкой? (В толковом словаре учебника)
Объяснительный диктант
Я сел у костра и слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах – мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлики. Мне не хотелось двигаться.
Какие пунктуационные правила вам встретились в предложениях?
Объясните графически знаки препинания.
Найдите общеупотребительное слово. Объясните его значение.
Работа с материалом учебника
Выполнение упражнения № 108
Выполните задания к упражнению.
Напишите слова с выделенными буквами и буквосочетаниями, составив с ними словосочетания.
Разберите два словосочетания.
Придумайте и запишите три примера на те орфограммы, на которые даны слова с выделенными буквами и буквосочетаниями (безударная гласная, непроверяемые гласные и согласные, большая буква в именах собственных, ЧК – ЧН, окончания имен существительных, проверяемая согласная, окончание глагола).
Выполнение упражнения № 109
«Это интересно»
Учитель. Сложности в различении глаголов одеть и надеть начались довольно давно. В учебнике представлено стихотворение современной поэтессы Новеллы Николаевны Матвеевой. А вот еще одно стихотворение.
Определите когда оно написано.
Какое стихотворение помогло вам лучше разобраться в сложном вопросе употребления слов надеть и одеть?
Любезный друг, не надо забывать,
Что одевать не значит надевать;
Не надо путать эти выраженья,
У каждого из них свое значенье.
Запомнить это можно без труда:
Глагол «одеть» мы говорим, когда
На что-нибудь одежду надеваем,
Иль что-нибудь одеждой покрываем,
Иль иначе в одежду одеваем.
Себя нарядней хочешь ты одеть,
Так должно платье новое надеть,
И руку ты перчаткой одеваешь,
Коли на руку ты перчатку надеваешь.
Дитя оденешь в платьице его,
Когда наденешь платье на него.
Кому родной язык и мил и дорог,
Ошибки тот не стерпит и следа,
И потому, дружок мой, никогда
Не делай ты подобных оговорок.
(Виктор Александрович Крылов (1838-1908),
русский драматург)
Запомните! Надеть НА голову (на что-то, на кого-то).
Рефлексия
О каких двух группах слов вы узнали сегодня?
Какие необщеупотребительные слова вы запомнили из урока?
Домашнее задание
Выучить словарные слова, данные в рамках, со стр. 27 по стр. 59.
Подготовиться к словарному диктанту.
Выполнить упражнение № 110.