Конспект урока по русскому языку на тему "Общеупотребительные слова и профессионализмы" (6 класс)
Цель урока: развивать творческие способности и познавательные интересы учащихся к предмету; повышать их интеллектуальный уровень
Задачи:
Обучающая: сформировать у учащихся знания, умения и навыки использования общеупотребительных слов и терминов в устной и письменной речи, умение работать со словарем.
Развивающая: развивать речь и обогащать словарный запас слов учащихся
Воспитательная: воспитывать любовь к труду, уважение к профессиям.
Ход занятия
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Ребята, а как вы понимаете значение выражения “Труд облагораживает человека”.(Учащиеся делятся своими мнениями.)
- “Значит, труд нужно любить!
Объяснение нового материала.
Слов столько в русском языке, сколько звезд на небе.
Л. Успенский.
- Запишем эпиграф занятия.
- Ребята, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу добрые слова. (счастье, радость, удача, дружба и т.д.)
- А ведь и вправду слов очень много, которыми пользуются все люди, говорящие на данном языке. Эти слова называются...
“Общеупотребительные слова” (хлеб, дерево, стол, дом)
Учащиеся приводят свои примеры.
- Но виды деятельности людей очень многообразны: они учат, лечат, строят, создают машины, одежду, продукты питания. Невозможно кратко перечислить все специальности и профессии, которыми владеют люди. Слова, которые употребляются в коллективе, объединенном какой-либо специальностью, профессией, называются…
Профессиональные слова. Например:
- Ребята, сегодня на занятии каждый из вас будет иметь свою профессию, я вручаю вам табличку с названием профессий – “Учитель”, “Строитель”, “Врач”, «Продавец» “Лексическая разминка”: как вы думаете, какие профессиональные слова употребляют в своей речи учителя, строители, врачи, продавцы?
Задание: найдите профессиональные слова, подходящие вашей профессии. (Педагог диктует слова, учащиеся выписывают в тетрадь слова соответствующие их профессии)
Градусник, мел, журнал, касса, кирпич, бетон, бинт, счёты, указка, лекарство, рецепт, чек, витамины, песок, гвоздь, товар, сдача, краска, вата, урок, учебник, тонометр.
Проверка выполнения задания: каждый читает то, что написал.
- Почему люди разных профессии понимают все-таки друг друга?
Запись определения профессионализма.
Физкультминутка.
Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности.
- Как вы думаете, в чем разница между словами «профессия» и «специальность»?
Профессия – более расширенное понятие. Врач – профессия, хирург – специальность, педагог- профессия, учитель математики – специальность.
Работа с упражнениями учебника.
“Лингвистический поиск”
Что означает слово “термин”? Для чего термины нужны в нашей речи?
Что изучает терминология?
Куда нужно обращаться, чтобы узнать значение того или иного термина?
Напишите в тетради какая профессия и специальность у ваших родителей, у сестер или братьев?
Рефлексия. “Литературная разминка”
- Ребята, а давайте мысленно вообразим себя в какой-либо профессии. Какие предметы или атрибуты нам необходимы, в первую очередь?
Если вам было интересно, поднимите веселый смайл, если вы скучали – грустный.