Просмотр содержимого документа
«Общество как сложная система»
Общество как сложная система.
Уроки 4-5
10 а
Проблема уроков :
Раскрытие понятия «социальный институт» как устойчивой формы организации совместной деятельности людей .
План уроков:
- Общее понятие системы.
- Характерные черты общества как системы.
- Социальные институты.
- Понятие «система» – сложный объект, как например, механический, биологический, социальный.
- Все сложные объекты имеют свою структуру, с различными элементами, которые взаимодействуют между собой.
- Свойства системы принадлежат всей системе в целом.
- В настоящее время, в наиболее общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов.
- В наиболее общей классификации системы подразделяются на две большие группы: материальные – представляющие собой совокупность материальных объектов и абстрактные – являющиеся продуктом человеческого мышления.
- Особым классом материальных, живых систем являются социальные системы, представляющие собой сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе.
- Разновидностью социальных систем является государство, его различные подсистемы, органы власти и управления и, в частности, такая специфическая система как система Министерства внутренних дел Российской Федерации.
- Система представляет собой набор относительно самостоятельных элементов (отдельных частей), которые играют роль подсистем. Свойства элементов определяют их место в системе и реализуются в соответствующих функциях
2. В каждой системе существует механизм, посредством которого элементы взаимодействуют между собой, а также с ней самой.
3. Каждая система имеет структуру и существующие между ними связи, способ организации целого, составленного из частей. Связи, как и системообразующий элемент обеспечивают целостность системы, ее единство.
4. Система имеет границы, отделяющие ее от внешней среды. В зависимости от прозрачности границ системы могут быть открытыми и закрытыми.
5. Системе присуща эмерджентность, т.е. появление качественно новых свойств, отсутствующих или нехарактерных для ее элементов. В то же время объединенные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы. Таким образом, свойства целого не равны сумме свойств частей, хотя и зависят от них
6. Система обладает обратной связью, под которой понимается определенная реакция ее в целом (отдельных элементов) на импульсы друг друга и внешние воздействия. Обратная связь обеспечивает их информацией о реальной системе, компенсирует влияние помех. Например, в системе взаимоотношений «руководитель-подчиненный» формой обратной связи может быть служебная записка о выполнении распоряжения.
7. Система характеризуется адаптивностью, т.е. способностью сохранять качественную определенность в изменяющихся условиях. Адаптивность обеспечивается простотой структуры, гибкостью, избыточностью ресурсов.
8. Системе свойственна редукция, проявляющаяся в том, что при определенных условиях она ведет себя проще, чем ее отдельные элементы.
9. Система со временем может разрушаться под воздействием, как внешней среды, так и внутренних процессов.
10. Системой можно управлять с целью обеспечения следования ею по заданной траектории развития и функционирования.
2. Характерные черты общества как системы.
- Работа с пунктом «Особенности социальной системы» – ваша задача составить простой план по тексту пункта.
2. Характерные черты общества как системы.
2. Характерные черты общества как системы.
- Работа по группам, по структуре плана, подобрать тезисы к своему пункту, раскрыть внутреннее содержание его. 5 минут на подготовку.
2. Характерные черты общества как системы.
- Почему социальную систему называют суперсистемой?
- В чём проявляется разное качество элементов системы?
- Почему непременным элементом любой социальной системы является человек?
- Чем объясняется динамичность социальной системы?
- Чем отличается качество системы от качеств её элементов?
- Какая подсистема делает общество самоуправляющейся системой?
- Каким образом взаимодействует общество как система и его среда?
- В чём заключается каждая из функций общества как системы?
3. Социальные институты.
- Встречаем ли мы в жизни понятие «институт»? В каких случаях мы употребляем это слово?
- На нашем уроке мы должны понять другую трактовку данного понятия, применимое к науке.
- Отправным для научного подхода является понятие «деятельность».
3. Социальные институты.
- Работа с учебником, какое определение дано социальным институтам?
- Как вы поняли данное определение?
- Работа с таблицей в учебнике и с раздаточным материалом.
3. Социальные институты.
- Социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей;
- Деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества;
- Социальный институт представляет собой устойчивые формы организации деятельности;
- Формы деятельности сложились исторически;
- Деятельность регулируется традициями, нормами, обычаями.
3. Социальные институты.
- На протяжении многих веков люди занимались хозяйством, назначение деятельности – удовлетворение потребностей населения;
- Формы организации были разные: предприятия, биржи, банки – вспомните как складывались эти формы организаций!
- Каждая сфера деятельности регулируется определёнными социальными нормами.
3. Социальные институты.
- Работа с учебником по понимают термина «социальный институт», со слов «Итак, социальный институт - …» 3 абзаца на примере института «образование»
- 1 абзац – какие лица включены сюда?
- 2 абзац – как регулируется деятельность?
- 3 абзац – что можно отнести к материально-техническим средствам?
3. Социальные институты.
- Значение социальных институтов – стабилизация социальных отношений, согласованность в действиях.
- Как ещё доказывается важность социальных институтов в пункте?
- Работа с практическими выводами.
Домашнее задание:
- § 2, вопросы и задания.
- Подготовить выступления по социальным институтам.