СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общество как сложная система

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общество как сложная система»

Общество как сложная система.  Уроки 4-5 10 а

Общество как сложная система.

Уроки 4-5

10 а

Проблема уроков : Раскрытие понятия «социальный институт» как устойчивой формы организации совместной деятельности людей .

Проблема уроков :

Раскрытие понятия «социальный институт» как устойчивой формы организации совместной деятельности людей .

План уроков: Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы. Социальные институты.

План уроков:

  • Общее понятие системы.
  • Характерные черты общества как системы.
  • Социальные институты.
Общее понятие системы. Понятие «система» – сложный объект, как например, механический, биологический, социальный. Все сложные объекты имеют свою структуру, с различными элементами, которые взаимодействуют между собой. Свойства системы принадлежат всей системе в целом.
  • Общее понятие системы.
  • Понятие «система» – сложный объект, как например, механический, биологический, социальный.
  • Все сложные объекты имеют свою структуру, с различными элементами, которые взаимодействуют между собой.
  • Свойства системы принадлежат всей системе в целом.
Общее понятие системы. В настоящее время, в наиболее общем виде  под системой понимается  совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов.
  • Общее понятие системы.
  • В настоящее время, в наиболее общем виде  под системой понимается  совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов.
Общее понятие системы. В наиболее общей классификации системы подразделяются на две большие группы: материальные – представляющие собой совокупность материальных объектов и абстрактные – являющиеся продуктом человеческого мышления.
  • Общее понятие системы.
  • В наиболее общей классификации системы подразделяются на две большие группы: материальные – представляющие собой совокупность материальных объектов и абстрактные – являющиеся продуктом человеческого мышления.
Общее понятие системы. Особым классом материальных, живых систем являются социальные системы, представляющие собой сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе. Разновидностью социальных систем является государство, его различные подсистемы, органы власти и управления и, в частности, такая специфическая система как система Министерства внутренних дел Российской Федерации.
  • Общее понятие системы.
  • Особым классом материальных, живых систем являются социальные системы, представляющие собой сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе.
  • Разновидностью социальных систем является государство, его различные подсистемы, органы власти и управления и, в частности, такая специфическая система как система Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Общее понятие системы. Признаки системы: Система представляет собой набор относительно самостоятельных элементов (отдельных частей), которые играют роль подсистем. Свойства элементов определяют их место в системе и реализуются в соответствующих функциях
  • Общее понятие системы.
  • Признаки системы:
  • Система представляет собой набор относительно самостоятельных элементов (отдельных частей), которые играют роль подсистем. Свойства элементов определяют их место в системе и реализуются в соответствующих функциях
Общее понятие системы. Признаки системы: 2. В каждой системе существует механизм, посредством которого элементы взаимодействуют между собой, а также с ней самой. 3. Каждая система имеет структуру и существующие между ними связи, способ организации целого, составленного из частей. Связи, как и системообразующий элемент обеспечивают целостность системы, ее единство.
  • Общее понятие системы.
  • Признаки системы:

2. В каждой системе существует механизм, посредством которого элементы взаимодействуют между собой, а также с ней самой.

3. Каждая система имеет структуру и существующие между ними связи, способ организации целого, составленного из частей. Связи, как и системообразующий элемент обеспечивают целостность системы, ее единство.

Общее понятие системы. Признаки системы: 4. Система имеет границы, отделяющие ее от внешней среды. В зависимости от прозрачности границ системы могут быть открытыми и закрытыми. 5.   Системе присуща эмерджентность, т.е. появление качественно новых свойств, отсутствующих или нехарактерных для ее элементов. В то же время объединенные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы. Таким образом, свойства целого не равны сумме свойств частей, хотя и зависят от них
  • Общее понятие системы.
  • Признаки системы:

4. Система имеет границы, отделяющие ее от внешней среды. В зависимости от прозрачности границ системы могут быть открытыми и закрытыми.

5.  Системе присуща эмерджентность, т.е. появление качественно новых свойств, отсутствующих или нехарактерных для ее элементов. В то же время объединенные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы. Таким образом, свойства целого не равны сумме свойств частей, хотя и зависят от них

Общее понятие системы. Признаки системы: 6. Система обладает обратной связью, под которой понимается определенная реакция ее в целом (отдельных элементов) на импульсы друг друга и внешние воздействия. Обратная связь обеспечивает их информацией о реальной системе, компенсирует влияние помех. Например, в системе взаимоотношений «руководитель-подчиненный» формой обратной связи может быть служебная записка о выполнении распоряжения. 7. Система характеризуется адаптивностью, т.е. способностью сохранять качественную определенность в изменяющихся условиях. Адаптивность обеспечивается простотой структуры, гибкостью, избыточностью ресурсов.
  • Общее понятие системы.
  • Признаки системы:

6. Система обладает обратной связью, под которой понимается определенная реакция ее в целом (отдельных элементов) на импульсы друг друга и внешние воздействия. Обратная связь обеспечивает их информацией о реальной системе, компенсирует влияние помех. Например, в системе взаимоотношений «руководитель-подчиненный» формой обратной связи может быть служебная записка о выполнении распоряжения.

7. Система характеризуется адаптивностью, т.е. способностью сохранять качественную определенность в изменяющихся условиях. Адаптивность обеспечивается простотой структуры, гибкостью, избыточностью ресурсов.

Общее понятие системы. Признаки системы: 8. Системе свойственна редукция, проявляющаяся в том, что при определенных условиях она ведет себя проще, чем ее отдельные элементы. 9. Система со временем может разрушаться под воздействием, как внешней среды, так и внутренних процессов. 10. Системой можно управлять с целью обеспечения следования ею по заданной траектории развития и функционирования.
  • Общее понятие системы.
  • Признаки системы:

8. Системе свойственна редукция, проявляющаяся в том, что при определенных условиях она ведет себя проще, чем ее отдельные элементы.

9. Система со временем может разрушаться под воздействием, как внешней среды, так и внутренних процессов.

10. Системой можно управлять с целью обеспечения следования ею по заданной траектории развития и функционирования.

2. Характерные черты общества как системы. Работа с пунктом «Особенности социальной системы» – ваша задача составить простой план по тексту пункта.

2. Характерные черты общества как системы.

  • Работа с пунктом «Особенности социальной системы» – ваша задача составить простой план по тексту пункта.

2. Характерные черты общества как системы.

2. Характерные черты общества как системы.

2. Характерные черты общества как системы. Работа по группам, по структуре плана, подобрать тезисы к своему пункту, раскрыть внутреннее содержание его. 5 минут на подготовку.

2. Характерные черты общества как системы.

  • Работа по группам, по структуре плана, подобрать тезисы к своему пункту, раскрыть внутреннее содержание его. 5 минут на подготовку.

2. Характерные черты общества как системы. Ответим на вопросы: Почему социальную систему называют суперсистемой? В чём проявляется разное качество элементов системы? Почему непременным элементом любой социальной системы является человек? Чем объясняется динамичность социальной системы? Чем отличается качество системы от качеств её элементов? Какая подсистема делает общество самоуправляющейся системой? Каким образом взаимодействует общество как система и его среда? В чём заключается каждая из функций общества как системы?

2. Характерные черты общества как системы.

  • Ответим на вопросы:
  • Почему социальную систему называют суперсистемой?
  • В чём проявляется разное качество элементов системы?
  • Почему непременным элементом любой социальной системы является человек?
  • Чем объясняется динамичность социальной системы?
  • Чем отличается качество системы от качеств её элементов?
  • Какая подсистема делает общество самоуправляющейся системой?
  • Каким образом взаимодействует общество как система и его среда?
  • В чём заключается каждая из функций общества как системы?

3. Социальные институты. Встречаем ли мы в жизни понятие «институт»? В каких случаях мы употребляем это слово? На нашем уроке мы должны понять другую трактовку данного понятия, применимое к науке. Отправным для научного подхода является понятие «деятельность».

3. Социальные институты.

  • Встречаем ли мы в жизни понятие «институт»? В каких случаях мы употребляем это слово?
  • На нашем уроке мы должны понять другую трактовку данного понятия, применимое к науке.
  • Отправным для научного подхода является понятие «деятельность».
3. Социальные институты. Работа с учебником, какое определение дано социальным институтам? Как вы поняли данное определение? Работа с таблицей в учебнике и с раздаточным материалом.

3. Социальные институты.

  • Работа с учебником, какое определение дано социальным институтам?
  • Как вы поняли данное определение?
  • Работа с таблицей в учебнике и с раздаточным материалом.

3. Социальные институты. Важно понять: Социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей; Деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; Социальный институт представляет собой устойчивые формы организации деятельности; Формы деятельности сложились исторически; Деятельность регулируется традициями, нормами, обычаями.

3. Социальные институты.

  • Важно понять:
  • Социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей;
  • Деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества;
  • Социальный институт представляет собой устойчивые формы организации деятельности;
  • Формы деятельности сложились исторически;
  • Деятельность регулируется традициями, нормами, обычаями.

3. Социальные институты. Проследим цепочку: На протяжении многих веков люди занимались хозяйством, назначение деятельности – удовлетворение потребностей населения; Формы организации были разные: предприятия, биржи, банки – вспомните как складывались эти формы организаций! Каждая сфера деятельности регулируется определёнными социальными нормами.

3. Социальные институты.

  • Проследим цепочку:
  • На протяжении многих веков люди занимались хозяйством, назначение деятельности – удовлетворение потребностей населения;
  • Формы организации были разные: предприятия, биржи, банки – вспомните как складывались эти формы организаций!
  • Каждая сфера деятельности регулируется определёнными социальными нормами.

3. Социальные институты. Работа с учебником по понимают термина «социальный институт», со слов «Итак, социальный институт - …» 3 абзаца на примере института «образование» 1 абзац – какие лица включены сюда?  2 абзац – как регулируется деятельность? 3 абзац – что можно отнести к материально-техническим средствам?

3. Социальные институты.

  • Работа с учебником по понимают термина «социальный институт», со слов «Итак, социальный институт - …» 3 абзаца на примере института «образование»
  • 1 абзац – какие лица включены сюда?
  • 2 абзац – как регулируется деятельность?
  • 3 абзац – что можно отнести к материально-техническим средствам?

3. Социальные институты. Значение социальных институтов – стабилизация социальных отношений, согласованность в действиях. Как ещё доказывается важность социальных институтов в пункте? Работа с практическими выводами.

3. Социальные институты.

  • Значение социальных институтов – стабилизация социальных отношений, согласованность в действиях.
  • Как ещё доказывается важность социальных институтов в пункте?
  • Работа с практическими выводами.
Домашнее задание: § 2, вопросы и задания. Подготовить выступления по социальным институтам.

Домашнее задание:

  • § 2, вопросы и задания.
  • Подготовить выступления по социальным институтам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!