СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общество как сложная динамическая система

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может использоваться для проведения занятия на тему "Общество как сложная система" как в средней школе, так и в старших классах, а также на первом курсе обучения студентов СПО.

Просмотр содержимого документа
«Общество как сложная динамическая система»

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - Понятие о социальных институтах Разработчик: Овчинникова Н.А.

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА -

Понятие о социальных институтах

Разработчик: Овчинникова Н.А.

 «установление» Социальные институты Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей   семья  в воспроизводстве рода  в безопасности и социальном порядке  в средствах существования  в получении знаний, социализации  подготовке кадров  в решении духовных проблем  смысла жизни   государство   производство   образование   религия

«установление»

Социальные институты

Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей

 семья

в воспроизводстве рода

в безопасности и социальном порядке

в средствах существования

в получении знаний, социализации

подготовке кадров

в решении духовных проблем

смысла жизни

 государство

 производство

 образование

 религия

ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА- ИНСТИТ УЦИАЛИЗАЦИЯ ЭТАПЫ. 1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАСУЩНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ. 2.ВЫРАБОТКА СОЦ. НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ОБЛАСТЬ. 3.ОСОБАЯ СИСТЕМА ЗНАКОВ, СИМВОЛОВ ДАННОГО ИНСТИТУТА. 4.СИСТЕМА СТАТУСОВ И РОЛЕЙ. 5.СОЗДАНИЕ МАТ. БАЗЫ СОЦ. ИНСТИТУТА

ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА- ИНСТИТ УЦИАЛИЗАЦИЯ

ЭТАПЫ.

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАСУЩНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ.

2.ВЫРАБОТКА СОЦ. НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ОБЛАСТЬ.

3.ОСОБАЯ СИСТЕМА ЗНАКОВ, СИМВОЛОВ ДАННОГО ИНСТИТУТА.

4.СИСТЕМА СТАТУСОВ И РОЛЕЙ.

5.СОЗДАНИЕ МАТ. БАЗЫ СОЦ. ИНСТИТУТА

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ. 1 . ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ ЛЮБОГО ИНСТИТУТА- УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА. ТАКИЕ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЮТСЯ ЯВНЫМИ. 2.Социализация и интеграция новых поколений в общество; 3.Социальный контроль за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.

1 . ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ ЛЮБОГО ИНСТИТУТА- УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ЧЕЛОВЕКА. ТАКИЕ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЮТСЯ ЯВНЫМИ.

2.Социализация и интеграция новых поколений в общество;

3.Социальный контроль за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества.

Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как системы, имеющей свои потребности. Социолог Дж. Ленски выделил 6 основных потребностей 1 ) потребность в коммуникации (СМИ)  2) потребность в производстве товаров и услуг  3)потребность в распределении товаров и услуг (торговля)  4) потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (армия, МЧС)  5) потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве (семья)  6) контроль за поведением и деятельностью членов общества  ( политические институты, милиция, прокуратура, судебная система) Г.Спенсер полагал, что общество нуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержания существования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) и координации этих видов деятельности (государство).

Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как системы, имеющей свои потребности.

Социолог Дж. Ленски выделил 6 основных потребностей 1 ) потребность в коммуникации (СМИ) 2) потребность в производстве товаров и услуг 3)потребность в распределении товаров и услуг (торговля) 4) потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (армия, МЧС) 5) потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве (семья) 6) контроль за поведением и деятельностью членов общества ( политические институты, милиция, прокуратура, судебная система)

  • Г.Спенсер полагал, что общество нуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержания существования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) и координации этих видов деятельности (государство).
Основные комплексы социальных институтов Институты в духовной сфере Политические институты Экономические институты Социальные институты партии деньги религия семья Правоохранительные органы собственность образование брак СМИ хозяйственные отношения опека Юстиция музеи Кровная месть Армия банки библиотеки материнство биржи Общественные движения 6

Основные комплексы

социальных институтов

Институты в духовной сфере

Политические

институты

Экономические

институты

Социальные

институты

партии

деньги

религия

семья

Правоохранительные органы

собственность

образование

брак

СМИ

хозяйственные

отношения

опека

Юстиция

музеи

Кровная месть

Армия

банки

библиотеки

материнство

биржи

Общественные движения

6

Образец задания  С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества. Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.  Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др. 6

Образец задания

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся,

устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется

наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма

отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.

6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!