СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура общества . Общество как сложная динамическая система.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                            Поурочный план (11 класс)                                          

Тема урока:     Структура общества . Общество как сложная динамическая система.

Просмотр содержимого документа
«Структура общества . Общество как сложная динамическая система.»

Поурочный план (11 класс) 08.09.17

Тема урока:     Структура общества . Общество как сложная динамическая система.

Цель: познакомить с основными компонентами общества как социальной системы;

охарактеризовать главные социальные институты; выявить основные черты социального института.

Задачи: дать научное представление об обществе как о социальной системе, способной создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

1.Организационный момент (Приветствие, наличие готовности к уроку)

2.Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?

Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества?

  1. Вопросы для беседы с классом:

3.Изучение нового материала.

План:

Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы.

Основные сферы общественной жизни. Социальные институты.

Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы.

Основные сферы общественной жизни.

Социальные институты.



Общее понятие системы.

Понятие «система» относится к сложным объектам и механическим , и биологическим, и социальным. Все они включают в себя разнородные элементы.

Все эти элементы, части системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию.

Свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.

Характерные черты общества как системы

  • Сложный характер общественной системы: множество уровней, подсистем элементов

  • Общество как система включает в себя разнокачественные- элементы – материальные (классы) и идеальные (добрые люди)

  • Человек включен в каждую из социальных систем

  • Общество отличает динамичность, незавершенность, альтернативность развития, т.к. человек ставит цел

  • Средой общества определённой страны как системы является природа, мировое сообщество

  • Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция.

Общество является динамической саморазвивающейся системой, т.к.

мировоззрение,

социальные ценности,

трудовые процессы,

экономические и политические задачи,

религиозные и нравственные установки и т.п.

  • создаются самими людьми

  • развиваются в ходе истории

  • могут различаться между собой в разные исторические эпохи

Основные сферы общественной жизни (подсистемы).

Экономическая сфера (базис)  регулирует вопросы производства собственности, распределения и потребления материальных и духовных благ. Включает:

  • Отношения человека к средствам производства (владеть, пользоваться, распоряжаться)

  • Место человека в системе общественного производства (отношения господства или подчинения)

  • Способ и размер получения доли общественного богатства.

  • Характер деятельности в системе производства (умственный, физический, управления…)

Политическая сфера – управленческая надстройка общества, которая включает в себя

  • политику

  • государство

  • право

и их соотношение и функционирование.

Социальная сфера – определенный способ взаимодействия людей, занимающих определенный статус и выполняющих свои роли в соответствии с принятыми в данной социальной системе нормами и ценностями.

Структурные образования:

  • классы

  • социальные слои

  • нации

в их взаимоотношении и взаимодействии.



Культурная или духовная сфера – отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Основания для разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека

Базовые потребности человека

Основные сферы общественной жизни

  • Материальные потребности

  • Потребности в контактах, общении

  • Потребность в организованности, мире, законе и порядке

  • Потребность в самореализации, в возрастании добра, в нравственном совершенствовании

  • Экономическая

  • Социальная

  • Политическая

  • Духовная

Социологи выделяют пять таких  общественных потребностей:

  • потребность в воспроизводстве рода;

  • потребность в безопасности и социальном порядке;

  • потребность в средствах существования;

  • потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

  • потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

  • Каково соотношение основных сфер общественной жизни?

  • Каковы приоритеты?

Социальные институты

Социальные институты – это общественные образования

  • учреждения,

  • нормы,

  • культурные образцы

  • способы поведения

служащие для упорядочивания и регуляции отношений между людьми.

Социальные институты

  • институт семьи и брака;

  • политические институты, особенно государство;

  • экономические институты, в первую очередь производство;

  • институты образования, науки и культуры;

  • институт религии.



Функции социального института скрытые, явные

  • Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов

  • Включают систему санкций

  • Упорядочивают, координируют действия

  • Обеспечивают стандартное поведение

4. Практические выводы

  • Общество – сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания.

  • Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

  • В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

  • В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

6. .информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выучить записи в тетради, термины.



7 этап: рефлексия.

Продолжите предложения:

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!