Общество и человек
Введение в обществознание
Тевс И.Г. учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия № 4 г. Новосибирска
Социально-гуманитарные науки
Объект
изучения
общество
человек
Социо-
логия
биология
Социальная
сущность
психика
экономика
Право-
ведение
Полито-
логия
Социальная
философия
Анатомия
Физиология
Генетика
Медицина
Психология
Педагогика
социология
Социальная
психология
Понятие «общество»
В узком смысле
- Организация (формальная или неформальная), например, Общество спасения на водах
- Страна или сообщества государств, например, российское общество
- Исторически конкретный тип социальной системы, например, феодальное общество
Понятие «общество»
В широком смысле
Совокупность всех способов взаимодействия и исторически сложившихся форм объединения людей.
Признаки общества
- Совокупность индивидов
- Разрешение противоречий между интересами отдельных членов общества и общими интересами .
- Сотрудничество членов общества для достижения совместных целей
- Потребность индивидов друг в друге, носящая постоянный и объективный характер
Общество как система
Система – целое, составленное из частей.
Системный объект, признаки:
- целое имеет части
- части имеют значение только в рамках целого
- все части связаны определенным способом
- целое больше, чем сумма его частей
- открытость системы – они взаимодействуют с внешней средой, изменяют свои свойства, сохраняя целостность.
- саморазвитие (изменчивость и стабильность)
Общество – сложная открытая динамичная система.
Основные элементы:
- люди
- общественные отношения
- общественные институты.
Социальные институты
Социальный институт - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и статусов.
Примеры социальных институтов:
- род
- семья
- государство
- институт науки
- школа
- церковь и т.д.
Социальные институты первобытнообщинного строя (род, большая семья) базируются на жестко предписанных ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного характера;
Современные социальные институты характеризуются большей независимостью от морали, приятием нон-конформизма.
Развитие социального института
Изменение социального института
- Функционирование «большой» семьи, включающей всех родственников
- Осознание возможности выживания так называемой «малой семьи», состоящей из родителей и их детей; появление финансовой возможности выживания и благополучия такой семьи. Исчезновение «большой» семьи и развитие «малой» семьи.
- Функционирование «малой» семьи.
Развитие социального института
Появление социального института
- Отсутствие государства
- Выделение групп господствующих и подчиняющихся индивидов, выделение управляющего аппарата.
- Появление государства
Развитие социального института
Исчезновение социального института
- Существование родов
- Осознание других оснований общности: национальный, семейный, образовательный, географический и тому подобное
- Исчезновение родов
Пример анализа социального института
Социальный институт
школа
Историческая эволюция
Функции в обществе
Социальные организации, входящие в институт
Традиции и обычаи
Статусы и роли
Таблица заполняется в ходе обсуждения в классе, учащиеся предлагают свои варианты ответов, примеры. Можно организовать работу в группах или в парах, дав задание по образцу на слайде проанализировать другие социальные институты (наука, церковь, семья и т.д.) Можно коллективно заполнить таблицу на уроке, и дать задание проанализировать другие социальные институты на дом .
Сферы общественной жизни (подсистемы общества)
Экономическая сфера.
включает в себя создание материальных благ
Элементы:
- • Материальные потребности
- • Экономические блага
- • Экономические ресурсы (источники производства благ)
- • Хозяйствующие субъекты
Деятельность людей и отношения между ними:
Производство, распределение и потребление материальных благ и соответствующие отношения
Сферы общественной жизни (подсистемы общества)
Социальная сфера.
включает в себя взаимосвязи между людьми во всем их многообразии и развитии
Элементы:
- • Социальные группы
- • Социальные связи
- • Социальные институты
- • Социальные нормы
- • Социальная культура
Деятельность людей и отношения между ними:
Отношения между различными социальными общностями и группами.
Сферы общественной жизни (подсистемы общества)
Политическая сфера
включает в себя отношения власти и подчинения, а также управление обществом
Элементы:
- • Политические организации
- • Политические институты
- • Политическая культура(нормы политического поведения)
- • Политическая идеология
Деятельность людей и отношения между ними:
Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями.
Сферы общественной жизни (подсистемы общества)
Духовная сфера.
включает в себя создание и освоение духовных благ
Элементы:
- • Духовные потребности
- • Духовное производство
- • Субъекты духовной деятельности
- • Духовные ценности
Деятельность людей и отношения между ними:
Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения распространения м потребления.
Взаимосвязь природы и общества
Природа
Мир в целом,
естественная среда существования жизни
природно – географическая среда обитания человека
Человек внутри природы
Природа вокруг человека
Общество и природа
Стадия развития
общества
Отношение человека к природе
Первобытность (40 – 6 тыс. лет назад)
Воздействие
общества на природу
Природа – божество
Доиндустриальное общество (6 тыс – 200 лет назад)
Природа – мать
Индустриальное общество (200 лет назад – наши дни)
Человек – повелитель природы
Современное общество
Человек – преобразователь природы
Работу с таблицей также можно провести как в классе, так и дать в качестве задания на дом. Если предполагается домашнее задание, можно предложить учащимся привлечь в качестве примеров материалы других предметов и СМИ (вырезки, материалы из И-нета)
Взаимодействие человека с природой носит следующие формы
• экологическая (сохранение, охрана природных богатств)
• экономическая (потребление природных богатств, как восполнимых,
так и невосполнимых, проявляющаяся в загрязнении, истощении и разрушении).
Общество и культура
среда обитания человека
Природа
Культура («вторая природа»)
природно – географическая среда обитания человека
совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека ,
Человек как биосоциальное существо
Человек
- Субъект общественно-исторической деятельности и культуры,
биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.
Человек как биосоциальное существо
Биологическая индивидуальность
- Специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.
Психологическая индивидуальность
- Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.
Социальная индивидуальность
- Отношение к собственности. Место в социально-классовой структуре.
Человек как биосоциальное существо
Индивид
- - неделимый, мельчайшая часть целого,
- - человек как один из людей,
- - типичный представитель определенной общности.
Индивидуальность
- - отличия человека от других людей,
- - совокупность социально значимых качеств человека.
Человек как биосоциальное существо
Личность
- человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности,
- устойчивая система социально значимых черт, определяющих индивида как члена того или иного общества.
Личность (признаки)
- - продукт социализации человека,
- - способна нести ответственность и решать проблемы,
- - контролирует поведение, обладает силой воли,
- - отличается самостоятельностью в поступках.
Личность
Личностью не рождаются, личностью становятся.
Качества прирожденные, индивидуальные
Качества приобретенные, личностные
И снова самое главное – привести примеры, учащиеся могут сделать краткие сообщения, аргументируя свои ответы.
Личности в истории -
Наши современники -
Литература.
«Человек и общество. Обществознание», учебник для 10 -11 класса, базовый уровень / под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, часть 1. – М.: «Просвещение», 2014.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»\ под ред. Л.Н.Боголюбова. В 2 частях. . – М.: «Просвещение», 2010.
Школьный словарь по обществознанию\ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.:Просвещение,2000.
Обществознание: 10 – 11 кл.: практикум: пособие для учащихся. – М., 2015.