СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общество и человек. Введение в обществознание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адресована учащимся 10 классов, изучающих обществознание на базовом уровне. Можно использовать для повторения при подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Общество и человек. Введение в обществознание.»

Общество и человек Введение в обществознание Тевс И.Г. учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия № 4 г. Новосибирска

Общество и человек

Введение в обществознание

Тевс И.Г. учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия № 4 г. Новосибирска

Социально-гуманитарные науки Объект  изучения общество человек Социо- логия биология Социальная сущность психика экономика Право- ведение Полито- логия Социальная философия Анатомия Физиология Генетика Медицина Психология Педагогика социология Социальная психология

Социально-гуманитарные науки

Объект

изучения

общество

человек

Социо-

логия

биология

Социальная

сущность

психика

экономика

Право-

ведение

Полито-

логия

Социальная

философия

Анатомия

Физиология

Генетика

Медицина

Психология

Педагогика

социология

Социальная

психология

Понятие «общество» В узком смысле Организация (формальная или неформальная), например, Общество спасения на водах Страна или сообщества государств, например, российское общество Исторически конкретный тип социальной системы, например, феодальное общество

Понятие «общество»

В узком смысле

  • Организация (формальная или неформальная), например, Общество спасения на водах
  • Страна или сообщества государств, например, российское общество
  • Исторически конкретный тип социальной системы, например, феодальное общество
Понятие «общество» В широком смысле Совокупность всех способов взаимодействия и исторически сложившихся форм объединения людей.  Признаки общества Совокупность индивидов Разрешение противоречий между интересами отдельных членов общества и общими интересами . Сотрудничество членов общества для достижения совместных целей Потребность индивидов друг в друге, носящая постоянный и объективный характер

Понятие «общество»

В широком смысле

Совокупность всех способов взаимодействия и исторически сложившихся форм объединения людей.

Признаки общества

  • Совокупность индивидов
  • Разрешение противоречий между интересами отдельных членов общества и общими интересами .
  • Сотрудничество членов общества для достижения совместных целей
  • Потребность индивидов друг в друге, носящая постоянный и объективный характер
Общество как система Система – целое, составленное из частей. Системный объект, признаки: целое имеет части части имеют значение только в рамках целого все части связаны определенным способом целое больше, чем сумма его частей открытость системы – они взаимодействуют с внешней средой, изменяют свои свойства, сохраняя целостность. саморазвитие (изменчивость и стабильность) Общество – сложная открытая динамичная система. Основные элементы: люди общественные отношения общественные институты.

Общество как система

Система – целое, составленное из частей.

Системный объект, признаки:

  • целое имеет части
  • части имеют значение только в рамках целого
  • все части связаны определенным способом
  • целое больше, чем сумма его частей
  • открытость системы – они взаимодействуют с внешней средой, изменяют свои свойства, сохраняя целостность.
  • саморазвитие (изменчивость и стабильность)

Общество – сложная открытая динамичная система.

Основные элементы:

  • люди
  • общественные отношения
  • общественные институты.
Социальные институты Социальный институт - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и статусов.  Примеры социальных институтов: род семья государство институт науки школа церковь и т.д. Социальные институты первобытнообщинного строя (род, большая семья) базируются на жестко предписанных ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного характера; Современные социальные институты характеризуются большей независимостью от морали, приятием нон-конформизма.

Социальные институты

Социальный институт - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и статусов.

Примеры социальных институтов:

  • род
  • семья
  • государство
  • институт науки
  • школа
  • церковь и т.д.

Социальные институты первобытнообщинного строя (род, большая семья) базируются на жестко предписанных ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного характера;

Современные социальные институты характеризуются большей независимостью от морали, приятием нон-конформизма.

Развитие социального института  Изменение социального института Функционирование «большой» семьи, включающей всех родственников Осознание возможности выживания так называемой «малой семьи», состоящей из родителей и их детей; появление финансовой возможности выживания и благополучия такой семьи. Исчезновение «большой» семьи и развитие «малой» семьи. Функционирование «малой» семьи.

Развитие социального института

Изменение социального института

  • Функционирование «большой» семьи, включающей всех родственников
  • Осознание возможности выживания так называемой «малой семьи», состоящей из родителей и их детей; появление финансовой возможности выживания и благополучия такой семьи. Исчезновение «большой» семьи и развитие «малой» семьи.
  • Функционирование «малой» семьи.
Развитие социального института Появление социального института Отсутствие государства Выделение групп господствующих и подчиняющихся индивидов, выделение управляющего аппарата. Появление государства

Развитие социального института

Появление социального института

  • Отсутствие государства
  • Выделение групп господствующих и подчиняющихся индивидов, выделение управляющего аппарата.
  • Появление государства
Развитие социального института Исчезновение социального института Существование родов Осознание других оснований общности: национальный, семейный, образовательный, географический и тому подобное Исчезновение родов

Развитие социального института

Исчезновение социального института

  • Существование родов
  • Осознание других оснований общности: национальный, семейный, образовательный, географический и тому подобное
  • Исчезновение родов
Пример анализа социального института Социальный институт школа Историческая эволюция Функции в обществе Социальные организации, входящие в институт Традиции и обычаи Статусы и роли Таблица заполняется в ходе обсуждения в классе, учащиеся предлагают свои варианты ответов, примеры. Можно организовать работу в группах или в парах, дав задание по образцу на слайде проанализировать другие социальные институты (наука, церковь, семья и т.д.) Можно коллективно заполнить таблицу на уроке, и дать задание проанализировать другие социальные институты на дом .

Пример анализа социального института

Социальный институт

школа

Историческая эволюция

Функции в обществе

Социальные организации, входящие в институт

Традиции и обычаи

Статусы и роли

Таблица заполняется в ходе обсуждения в классе, учащиеся предлагают свои варианты ответов, примеры. Можно организовать работу в группах или в парах, дав задание по образцу на слайде проанализировать другие социальные институты (наука, церковь, семья и т.д.) Можно коллективно заполнить таблицу на уроке, и дать задание проанализировать другие социальные институты на дом .

Сферы общественной жизни (подсистемы общества) Экономическая сфера.  включает в себя создание материальных благ Элементы: • Материальные потребности • Экономические блага • Экономические ресурсы (источники производства благ) • Хозяйствующие субъекты Деятельность людей и отношения между ними:  Производство, распределение и потребление материальных благ и соответствующие отношения

Сферы общественной жизни (подсистемы общества)

Экономическая сфера.

включает в себя создание материальных благ

Элементы:

  • • Материальные потребности
  • • Экономические блага
  • • Экономические ресурсы (источники производства благ)
  • • Хозяйствующие субъекты

Деятельность людей и отношения между ними:

Производство, распределение и потребление материальных благ и соответствующие отношения

Сферы общественной жизни (подсистемы общества) Социальная сфера. включает в себя взаимосвязи между людьми во всем их многообразии и развитии Элементы: • Социальные группы • Социальные связи • Социальные институты • Социальные нормы • Социальная культура Деятельность людей и отношения между ними:  Отношения между различными социальными общностями и группами.

Сферы общественной жизни (подсистемы общества)

Социальная сфера.

включает в себя взаимосвязи между людьми во всем их многообразии и развитии

Элементы:

  • • Социальные группы
  • • Социальные связи
  • • Социальные институты
  • • Социальные нормы
  • • Социальная культура

Деятельность людей и отношения между ними:

Отношения между различными социальными общностями и группами.

Сферы общественной жизни (подсистемы общества) Политическая сфера включает в себя отношения власти и подчинения, а также управление обществом Элементы: • Политические организации • Политические институты • Политическая культура(нормы политического поведения) • Политическая идеология  Деятельность людей и отношения между ними:  Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями.

Сферы общественной жизни (подсистемы общества)

Политическая сфера

включает в себя отношения власти и подчинения, а также управление обществом

Элементы:

  • • Политические организации
  • • Политические институты
  • • Политическая культура(нормы политического поведения)
  • • Политическая идеология

Деятельность людей и отношения между ними:

Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями.

Сферы общественной жизни (подсистемы общества) Духовная сфера. включает в себя создание и освоение духовных благ Элементы: • Духовные потребности • Духовное производство • Субъекты духовной деятельности • Духовные ценности  Деятельность людей и отношения между ними:  Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения распространения м потребления.

Сферы общественной жизни (подсистемы общества)

Духовная сфера.

включает в себя создание и освоение духовных благ

Элементы:

  • • Духовные потребности
  • • Духовное производство
  • • Субъекты духовной деятельности
  • • Духовные ценности

Деятельность людей и отношения между ними:

Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения распространения м потребления.

Взаимосвязь природы и общества Природа Мир в целом, естественная среда существования жизни  природно – географическая среда обитания человека Человек  внутри  природы Природа  вокруг  человека

Взаимосвязь природы и общества

Природа

Мир в целом,

естественная среда существования жизни

природно – географическая среда обитания человека

Человек внутри природы

Природа вокруг человека

Общество и природа Стадия развития общества Отношение человека к природе Первобытность (40 – 6 тыс. лет назад) Воздействие общества на природу Природа – божество Доиндустриальное общество (6 тыс – 200 лет назад) Природа – мать Индустриальное общество (200 лет назад – наши дни) Человек – повелитель природы Современное общество Человек – преобразователь природы Работу с таблицей также можно провести как в классе, так и дать в качестве задания на дом. Если предполагается домашнее задание, можно предложить учащимся привлечь в качестве примеров материалы других предметов и СМИ (вырезки, материалы из И-нета) Взаимодействие человека с природой носит следующие формы • экологическая (сохранение, охрана природных богатств) • экономическая (потребление природных богатств, как восполнимых, так и невосполнимых, проявляющаяся в загрязнении, истощении и разрушении).

Общество и природа

Стадия развития

общества

Отношение человека к природе

Первобытность (40 – 6 тыс. лет назад)

Воздействие

общества на природу

Природа – божество

Доиндустриальное общество (6 тыс – 200 лет назад)

Природа – мать

Индустриальное общество (200 лет назад – наши дни)

Человек – повелитель природы

Современное общество

Человек – преобразователь природы

Работу с таблицей также можно провести как в классе, так и дать в качестве задания на дом. Если предполагается домашнее задание, можно предложить учащимся привлечь в качестве примеров материалы других предметов и СМИ (вырезки, материалы из И-нета)

Взаимодействие человека с природой носит следующие формы

экологическая (сохранение, охрана природных богатств)

экономическая (потребление природных богатств, как восполнимых,

так и невосполнимых, проявляющаяся в загрязнении, истощении и разрушении).

Общество и культура среда обитания человека Природа Культура  («вторая  природа») природно  –  географическая  среда  обитания  человека совокупность  всех видов и  результатов преобразующей  деятельности  человека ,

Общество и культура

среда обитания человека

Природа

Культура («вторая природа»)

природно – географическая среда обитания человека

совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека ,

Человек как биосоциальное существо Человек Субъект общественно-исторической деятельности и культуры,  биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Человек как биосоциальное существо

Человек

  • Субъект общественно-исторической деятельности и культуры,

биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Человек как биосоциальное существо Биологическая индивидуальность Специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. Психологическая индивидуальность Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. Социальная индивидуальность Отношение к собственности. Место в социально-классовой структуре.

Человек как биосоциальное существо

Биологическая индивидуальность

  • Специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

Психологическая индивидуальность

  • Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.

Социальная индивидуальность

  • Отношение к собственности. Место в социально-классовой структуре.
Человек как биосоциальное существо Индивид - неделимый, мельчайшая часть целого, - человек как один из людей, - типичный представитель определенной общности. Индивидуальность - отличия человека от других людей, - совокупность социально значимых качеств человека.

Человек как биосоциальное существо

Индивид

  • - неделимый, мельчайшая часть целого,
  • - человек как один из людей,
  • - типичный представитель определенной общности.

Индивидуальность

  • - отличия человека от других людей,
  • - совокупность социально значимых качеств человека.
Человек как биосоциальное существо Личность - человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, - устойчивая система социально значимых черт, определяющих индивида как члена того или иного общества. Личность (признаки) - продукт социализации человека, - способна нести ответственность и решать проблемы, - контролирует поведение, обладает силой воли, - отличается самостоятельностью в поступках.

Человек как биосоциальное существо

Личность

- человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности,

- устойчивая система социально значимых черт, определяющих индивида как члена того или иного общества.

Личность (признаки)

  • - продукт социализации человека,
  • - способна нести ответственность и решать проблемы,
  • - контролирует поведение, обладает силой воли,
  • - отличается самостоятельностью в поступках.
Личность Личностью не рождаются, личностью становятся.  Качества прирожденные, индивидуальные Качества приобретенные, личностные  И снова самое главное – привести примеры, учащиеся могут сделать краткие сообщения, аргументируя свои ответы. Личности в истории -   Наши современники -

Личность

Личностью не рождаются, личностью становятся.

Качества прирожденные, индивидуальные

Качества приобретенные, личностные

И снова самое главное – привести примеры, учащиеся могут сделать краткие сообщения, аргументируя свои ответы.

Личности в истории -

Наши современники -

Литература.   «Человек и общество. Обществознание», учебник для 10 -11 класса, базовый уровень / под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, часть 1. – М.: «Просвещение», 2014. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»\ под ред. Л.Н.Боголюбова. В 2 частях. . – М.: «Просвещение», 2010. Школьный словарь по обществознанию\ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.:Просвещение,2000. Обществознание: 10 – 11 кл.: практикум: пособие для учащихся. – М., 2015.

Литература.

«Человек и общество. Обществознание», учебник для 10 -11 класса, базовый уровень / под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, часть 1. – М.: «Просвещение», 2014.

Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»\ под ред. Л.Н.Боголюбова. В 2 частях. . – М.: «Просвещение», 2010.

Школьный словарь по обществознанию\ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.:Просвещение,2000.

Обществознание: 10 – 11 кл.: практикум: пособие для учащихся. – М., 2015.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!