СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для работы на уроках обществознания. 8 класс. Тема: "Экономическая сфера общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привлечение документов на уроках обществознания может выполнять различные функции. Документы позволяют конкретизировать, углубить, а также проиллюстрировать изучаемое содержание. Работа с документами знакомит учащихся с источниками общественных наук, методами научного познания общества, способами и формами фиксации материала. Обращение к ним создает возможность решения на уроке жизненной, обыденной ситуацию, учит разбираться в текстах, с которыми человек и гражданин встречается в практической деятельности. Также использование документов является способом введения в курс актуальной информации, представления учащимся злободневных проблем, не находящих отражения в школьном учебнике.

Просмотр содержимого документа
«Тексты для работы на уроках обществознания. 8 класс. Тема: "Экономическая сфера общества"»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 1. ОТ ХОЗЯЙСТВА РОБИНЗОНА К ЭКОНОМИКЕ

 Текст 1. О перспективах науки и технологий в XXI веке

      А. И. Ракитов — доктор философских наук, действительный член Российской академии естественных наук

      На смену восторженному преклонению перед наукой и техникой, характерному для XVII — первой четверти XX века... приходит трезвое понимание значения науки и технологии как средства организации жизни и управления будущим, средства, одновременно более опасного, мощного и вместе с тем более эффективного, чем деньги, ракеты и водородные бомбы.

      Сегодня в основе оценки и характеристики стран лежит уже не мощь вооруженных сил и не столько экономические показатели — страны бедные и богатые, индустриальные и сельскохозяйственные, — а способность продуцировать и «выбрасывать» на рынок знания (через систему образования) и реализующие их наукоемкие и высокие технологии. С этой точки зрения страны делятся на сырьевые, товаропроизводящие, производящие индустриальные технологии и, наконец, на производящие научные знания, наукоемкие и высокие технологии. Страны, принадлежащие к последней группе, — это одновременно и мировые экономические, технологические, научные и военные лидеры.

      Ракитов А. И. Заглядывая в будущее: Наука XXI века: глобальные трансформации и российская перспектива // Наука и жизнь. — 1998. — № 12. — С. 4.

      Вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте на основе выводов ученого современное значение науки и технологии как средства организации жизни людей. 2. Каковы, на ваш взгляд, причины, побуждающие автора текста давать такие противоречивые оценки значению науки и технологии: опасное и вместе с тем эффективное средство? 3. Приведите примеры различных результатов воздействия науки и технологии на общественную жизнь. 4. Разделяете ли вы мнение ученого о роли наукоемких и высоких технологий в решении современных социально-экономических проблем государства? Аргументируйте ответ.

    

 Текст 2. Роботизация производства

      П. Скотт — видный английский ученый, специалист в области робототехники

      Применение современных промышленных роботов увеличивает производительность оборудования и выпуск продукции, улучшает качество продукции, заменяет человека на монотонных и тяжелых работах, помогает экономить материалы и энергию. Кроме того, они обладают достаточной гибкостью, чтобы использовать их при выпуске продукции средними и малыми партиями, т. е. в той области, где традиционные средства автоматизации неприменимы. Мелкосерийная продукция имеет большой рынок.

      ...Роботы еще не обладают многими важнейшими качествами, присущими человеку, например не способны к разумному реагированию на непредвиденную обстановку и изменение рабочей среды, к самообучению на основе собственного опыта, использованию тонкой координации системы «рука — глаз»... Первоначальные иллюзии о возможности создать универсальный робот, способный выполнить почти любую работу — от сборки до точечной сварки, теперь в значительной степени развеяны.

      ...С появлением сложных робототехнических устройств нельзя более утверждать, что роботы просто заменят людей на непривлекательных работах, однако человечеству грозит деградация, если оно, опасаясь безработицы, будет продолжать растрачивать свои силы, просто выполняя роль машины.

      Скотт П. Промышленные роботы — переворот в производстве. — М., 1987. — С. 33—34.

      Вопросы и задания: 1. Опираясь на текст, охарактеризуйте результаты применения в производстве промышленных роботов. 2. Как вы думаете, должны ли люди развивать себя или мы отдадим свои обязанности машинам? Какими качествами, присущими человеку, не могут овладеть роботы? 3. Разделяете ли вы опасения автора о негативном влиянии на развитие общества снижения роботизации производства? Аргументируйте свое мнение. 4. Актуальны ли для современного производства эти проблемы? Приведите примеры использования роботов.

     

Текст 3. Система хозяйствования и окружающая среда

      Д. Э. Дроздовский — доктор экономических наук, академик Российской экологической академии

      Первая половина уходящего столетия характеризовалась экстенсивным развитием. Это была индустриальная эпоха, в рамках которой научно-технический прогресс реализовывался преимущественно в добывающе-перерабатывающем промышленном комплексе... Все это создавало высокую динамику экономического роста, одновременно сопровождавшуюся возрастанием давления общественного производства на окружающую природную среду. Изменения в окружающей среде к середине столетия стали столь значительными, что человечество через «науку», а затем и в политике, на уровне ООН, поставило проблему качества среды в ранг абсолютного приоритета, даже переместив на второй план проблему войны и мира. Проблема качества окружающей среды соединилась в один комплекс с экономическими проблемами, поскольку стало очевидным, что качество окружающей среды находится в абсолютной зависимости от функций системы хозяйствования.

      ...Эволюция мировой хозяйственной системы привела к необходимости гармонизации трех паритетных ее сущностей: экономической, социальной и экологической. Именно это и положено в основу генеральной концепции «устойчивого развития», принятой мировым сообществом для реализации в XXI веке.

      Дроздовский Д. Э. и др. Системность в обеспечении регионального устойчивого развития и безопасность России // Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. — Т. 6. — М., 1999. — С. 110.

      Вопросы и задания: 1. О каких причинах снижения качества окружающей среды вы узнали из текста? 2. Разделяете ли вы мнение автора о прямой зависимости состояния окружающей природной среды и хозяйственной деятельности людей? Какова ваша позиция? 3. О каких социальных последствиях научно-технического прогресса вы знаете из учебника? Подтвердите примерами актуальность вывода документа о необходимости гармоничного решения экономических, социальных и экологических проблем в XXI в.

     

Текст 4. Научно-технический потенциал экономики

      Е. П. Велихов — академик Российской академии наук, президент Российского научного центра «Курчатовский институт»

      Прикладная наука — основа развития нашей промышленности. Скажем, без института Крылова невозможно развитие судостроения, без ЦАГИ — авиации. Такую же роль играет Курчатовский институт в атомной промышленности и энергетике, базовые институты — в отраслях, хотя многие из них сегодня находятся в непростом положении...

      Где выход?.. Надо активнее искать наукоемкие рынки... Пора отвыкать от советских методов работы: сначала копить идеи и разработки, а потом их с грехом пополам внедрять. Мир так не работает. В нормальной рыночной экономике все наоборот: вы ищете потребителя, изучаете его, смотрите, что ему нужно, предлагаете свои услуги и способы научного разрешения тех или иных проблем.

      Велихов Е. П. Русские ученые еще не раз удивят мир // Человек и труд. — 2000. — № 1. — С. 14.

      Вопросы и задания: 1. Научно-технический потенциал — один из важных элементов национального богатства. Как спасти его и возродить в условиях кризисного этапа развития российской экономики? 2. Какие новые подходы к использованию и внедрению современных технологий и научно-технических разработок в промышленность предлагает автор? Определите ваше отношение к этой позиции ученого. 3. Предложите возможные пути и сферы реализации богатого российского технологического потенциала в условиях рыночной экономики. 4. Как вы понимаете и оцениваете роль государства в качестве посредника между учеными, разработчиками и производителями, способствующего переходу передовых технологий из лабораторий в промышленность?


Тема 2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

     

Текст 1. О происхождении и употреблении денег

      А. Смит (1723—1790) — шотландский ученый-экономист

      Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет обменом того излишка продуктов труда, который остается после удовлетворения его потребностей, на излишки продукта труда других людей, в которых он нуждается.

      ...Каждый разумный человек... должен был стараться так устроить свои дела, чтобы постоянно наряду с особыми продуктами своего собственного промысла иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла.

      ...В варварском состоянии общества таким общим орудием обмена... был скот... В Абиссинии обычным средством торговли и обмена служит соль; на берегах Индии таким средством служат раковины особого вида, в Нью-Фаундленде — сушеная треска, в Виргинии — табак...

      Однако во всех странах люди... сочли в конце концов необходимым дать предпочтение для этой цели металлам... Металлы не только можно сохранять с наименьшею потерею... их можно также делить без всяких потерь на любое количество частей, которые потом опять могут быть легко сплавлены в один кусок... Древние спартанцы употребляли в качестве средства обмена железо, древние римляне пользовались для этого медью; золотом и серебром пользовались все богатые и торговые народы.

      Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. — М., 1993. — С. 97—99.

      Вопросы и задания: 1. Что, по мнению автора, послужило причиной возникновения обмена между людьми? 2. Какие товары в разные времена служили общим средством обмена? 3. Почему люди отдали предпочтение металлу как средству обмена и обращения? 4. Оцените значение и роль денег как всеобщего орудия торговли, при посредстве которого товары обмениваются или покупаются.

     

Текст 2. Как рынок регулирует производство

      В. И. Данилов-Данильян — современный российский экономист

      Рынок таким образом регулирует затраты и результаты, что в обобщенном выражении они оказываются примерно пропорциональными для каждого целесообразного производства. Если у какого-то производителя результаты обгоняют затраты, то, по классической схеме, в эту сферу деятельности устремляются другие. Это приводит к росту предложения, падению цен на соответствующую продукцию, и устанавливается стандартное соотношение между затратами и результатами. Если же, наоборот, где-то затраты начинают обгонять результаты, то такой производитель разоряется, закрываются принадлежащие ему производства. То, что нерентабельно, — не выживает, то, что сверхрентабельно, — становится областью применения новых сил, равновесие затрат и результатов восстанавливается в обоих случаях. Эта классическая схема, разработанная еще А. Смитом, не всегда точно отражает реальные процессы, но в принципе остается верной.

      Данилов-Данильян В. И. Бегство к рынку. — М., 1991. — С. 21.

      Вопросы и задания: 1. Объясните, опираясь на текст, каким образом рынок регулирует затраты и результаты производства. Охарактеризуйте поведение производителя в условиях рынка. От чего зависит получение прибыли? 2. Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер называл механизм вытеснения рынком старых товаров, технологий, идей, не приносящих прибыль, и замены их новой системой созидательным разрушением. Подумайте почему. 3. Обсудите причины и следствия созидательного разрушения для экономики. 4. Оцените роль рынка как регулятора производства.

     

Текст 3. Действие механизма рыночных цен

      Ф. Хайек (1899—1992) — австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии

      Поскольку никакой мыслимый центр не в состоянии всегда быть в курсе всех обстоятельств постоянно меняющихся спроса и предложения на различные товары и оперативно доводить эту информацию до сведения заинтересованных сторон, нужен какой-то механизм, автоматически регистрирующий все существенные последствия индивидуальных действий и выражающий их в универсальной форме, которая одновременно была бы и результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений.

      Именно таким механизмом является в условиях конкуренции система цен, и никакой другой механизм не может его заменить. Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, как наблюдает инженер движение стрелок приборов, предприниматель получает возможность согласовывать свои действия с действиями других. Существенно, что эта функция системы цен реализуется только в условиях конкуренции, т. е. лишь в том случае, если отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать.

      Хайек Ф. Дорога к рабству. — М., 1992. — С. 44.

      Вопросы и задания: 1. Каким образом в условиях конкуренции отдельные производители согласовывают свои действия с действиями других? 2. Объясните, опираясь на текст и материалы учебника, действие механизма рыночных цен как координатора поведения основных участников рынка. 3. Как вы думаете, почему ученый называет рыночную цену товара «результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений» производителей? 4. Охарактеризуйте значение и роль равновесной (рыночной) цены в реализации принципа «невидимой руки» рынка, раскрытого в материалах учебника.

     

Текст 4. Проблема выбора в экономике

      Из коллективного труда российских ученых

      Большинство ситуаций таковы, что нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных. Лучшую, естественно, для того, кто выбирает... Если вам предстоит построить мост и есть несколько вариантов места для его строительства, то никак невозможно выбрать два варианта, ибо нужен только один мост.

      По принципу «все или ничего» может быть принято совсем немного решений... Бизнесмен может сочетать ограниченный бюджет на газетную рекламу с широко развернутой кампанией рекламы по почте, а правительство может отложить постройку некоторых школ с целью отремонтировать дороги с интенсивным движением. Каждое из этих решений представляет собой компромиссный выбор — частично отказаться от чего-либо, чтобы получить что-то другое в более полной мере.

      Одними из наиболее ясных примеров проблемы выбора являются решения, принимаемые в связи с проблемами защиты окружающей среды. Например, больной астмой, инженеры, политики и экологи могут спорить о допустимых нормах загрязнения атмосферы, однако стоимость полного устранения атмосферного загрязнения очень высока. В результате принятые правительством допустимые нормы являются компромиссными с учетом противоположных интересов данных групп людей.

      Российская экономика. — М., 1997. — С. 14.

      Вопросы и задания: 1. Как данный текст помогает понять проблему ограниченности ресурсов и выбора в экономике? Почему, выбирая одно, людям приходится отказываться от другого? 2. Что вы узнали о компромиссном выборе? В чем он заключается? 3. Приведите примеры принятия решения вами или другими на основе экономического выбора.

Тема 3. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА

     

Текст 1. О различных видах государственных расходов

      В. Петти (1623—1687) — английский экономист

      Государственными расходами являются расходы на оборону государства на суше и на море, расходы на обеспечение мира как внутри страны, так и вне ее...

      Другой статьей государственных расходов является содержание правителей, главных и подчиненных...

      В эту же графу могут быть отнесены расходы по отправлению правосудия как в делах частных лиц друг с другом, так и между государством и обществом в целом и отдельными членами его...

      Следующей статьей являются расходы на школы и университеты... Школы и колледжи существуют, правда, в настоящее время большей частью лишь на пожертвование частных лиц... Но было бы несомненно отнюдь не плохо, если бы они задались целью оказать всякую мыслимую помощь людям, наделенным от природы самым выдающимся и острым умом, направленным на изучение природы во всех ее проявлениях. В этом случае они должны были бы содержаться за счет государства...

      Следующей статьей является содержание сирот, найденных и покинутых детей... а также всякого рода немощных людей и, кроме того, таких, которые нуждаются в получении работы...

      Последней статьей расходов могут явиться расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, нужные для блага пользования всех.

      Петти В. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики. — М., 1993. — С. 11—12.

      Вопросы и задания: 1. О каких видах государственных расходов вы узнали из документов XVII в.? Сравните их с расходами современного государства. 2. Обсудите в классе каждую статью государственных расходов с позиции ее значения для общества в целом, отдельного человека. 3. Привлекая текст учебника, предложите ваши варианты распределения доходов современного российского государства.

     

Текст 2. Роль государства в экономической политике

      Л. Григорьев — кандидат экономических наук, генеральный директор Бюро экономического анализа

      Дискуссии о выборе пути развития России, проходившие в начале 2000 г., показали, что серьезной альтернативы продолжению рыночной трансформации не выдвинуто. При этом в программах большинства политических партий акцент был сделан на укреплении роли государства в проведении экономической политики и реализации национальных целей. Данная тенденция отражает несколько принципиальных особенностей переходного периода в стране. Во-первых, незавершенность перестройки старого бюрократического государства и увеличение численности сотрудников государственного аппарата в период реформ, их стремление к контролю за экономическими процессами привели к тому, что прежние институты и функции правительственных органов, соседствуя с рыночными, нередко их подавляют. Во-вторых, и это, может быть, самое главное, не определена роль государства как регулятора рыночных процессов. В борьбе с его вмешательством в экономику под либеральными лозунгами часто упускаются из виду необходимость выполнения им своих базисных функций и реформаторской задачи создания условий для эффективного функционирования рынка, когда государство выступает в качестве гаранта соблюдения «правил игры». В-третьих, общественные объединения представителей бизнеса пока не смогли обеспечить баланс между государственным регулированием и рыночным саморегулированием.

      Григорьев Л. К новому этапу трансформации // Вопросы экономики. — 2000. — № 4. — С. 4.

      Вопросы и задания: 1. Чем, по мнению автора, вызвана необходимость усиления роли государства в проведении экономической политики в переходный период российской экономики? О каких особенностях этого периода вы узнали из документа? 2. Объясните функцию государства в условиях рынка как гаранта соблюдения «правил игры». Опираясь на материалы учебника, охарактеризуйте задачи и формы вмешательства государства в рыночную экономику. 3. Обсудите следующую проблему: в чем заключается роль государства — быть инициатором необходимых для общества изменений, преодолевать корыстные групповые интересы ради общества в целом или стремиться вмешиваться в конкретные дела, замещая самостоятельность граждан деятельностью чиновников? Какую позицию вы бы поддержали: либеральную или регулирующую? Обоснуйте свое мнение.

     

Текст 3. Модель взаимодействия государства и экономики

      М. Мессенгиссер — современный ученый-экономист, доцент Свободного университета (Берлин)

      Государство, действуя в рамках рынка, может оказывать существенное влияние на становление рыночного хозяйства, выбор формы его функционирования. Будет ли оно социально рыночного типа по образцу некоторых стран Западной Европы или традиционно классического, как в США, зависит от природы самого государства, его законов и административно-экономического устройства.

      Если Россия намерена двигаться к модели рыночного хозяйства западноевропейского образца, что вполне оправданно, учитывая территориальную близость и наличие тесных экономических связей со странами Западной Европы в отличие от стран Азии и Северной Америки, то она, скорее, должна использовать опыт Германии, Франции, Голландии и других государств. Это предполагает сильное в экономическом смысле государство, крупный государственный сектор экономики, прямое государственное регулирование банковской сферы, налоговое законодательство, обеспечивающее доходы бюджета, общегосударственную систему транспорта и связи, широкомасштабное жилищное строительство за счет федеральных и привлеченных средств, но с обязательной продажей жилья с целью пополнения бюджета при социальной поддержке определенных слоев населения. В этом случае непонятно, зачем нужно копировать американскую систему более «свободного» рынка, где госрегулирование сведено, по сути, лишь к налоговому «прессу». Хотя и в США крупнейшие транснациональные корпорации и прямо, и косвенно поддерживаются государством.

      Мессенгиссер М. Проблемы организационных структур управления российским рынком // Вопросы экономики. — 1997. — № 6. — С. 51.

      Вопросы и задания: 1. С какой моделью взаимодействия государства и рынка вы познакомились? Чем она отличается от американской? Разделяете ли вы мнение автора, что данная модель должна быть использована Россией? Какова ваша позиция? 2. Опираясь на текст и материалы учебника, объясните, какой должна быть роль государства в российской экономике. 3. Как вы понимаете слова «сильное в экономическом смысле государство»?

     

Текст 4. Государство и рынок

      Б. Э. Мильнер — доктор экономических наук, профессор

      Сегодня уже очевидно, что ни смена форм собственности, ни либерализация цен, ни свободная внешняя торговля, ни приглашение к конкуренции сами по себе не смогут в обозримое время изменить ситуацию. Главное состоит в том, что государственная политика невмешательства должна быть заменена государственной политикой регулирования и управления. И этому должны быть подчинены и налоговая, и ценовая политика, и структурная... и практически любые действия, которые ориентированы на социально-экономическое развитие...

      На смену иллюзиям, что силы рыночной самоорганизации смогут вывести страну на траекторию промышленного подъема без участия государства, должно прийти понимание того, что должна быть обеспечена тесная взаимосвязь промышленной политики государства, гибкой налоговой и ценовой системы, инвестиционных возможностей и рыночных механизмов.

      Мильнер Б. Э. О некоторых итогах анализа промышленной политики России // Труды Вольного экономического общества России. — М., 1997. — С. 74.

      Вопросы и задания: 1. Какие изменения в российской экономике автор считает недостаточными для промышленного подъема? 2. Как вы понимаете словосочетание «рыночная самоорганизация»? Как автор документа относится к рыночной самоорганизации? 3. Почему он считает важным условием социально-экономического развития российской экономики усиление ее государственного регулирования? Определите свое отношение к этой позиции. 4. Обсудите в классе возможности рыночной саморегуляции и государственного регулирования экономикой, сравните рыночные механизмы их воздействия.



Тема 4. ТРУД  И  СОБСТВЕННОСТЬ


Текст 1. Значение труда в жизни человека

      К. Д. Ушинский (1824—1870 / 71) — русский педагог

      Труд не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.

      Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте; но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь.

      «В поте лица твоего снеси хлеб твой!» — сказал Господь человеку, оставляя его за вратами рая и открывая перед ним широкую землю: труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе, необходимым условием его телесного, нравственного и умственного совершенствования, его человеческого достоинства, его свободы и, наконец, его наслаждения и его счастья.

      Ушинский К. Д. Избранные произведения. — Вып. 3. Принципиальные вопросы русской педагогики / Под ред. В. Я. Струминского. — М., 1946. — С. 130.

      Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль фрагмента? В чем значение труда для жизни человека? 2. Как вы понимаете слова о том, что «труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной»? 3. Что означают слова «смерть овладевает человеком заживо»? В каком случае это происходит? 4. Что дает основание утверждать, что труд личный, свободный и есть жизнь? 5. Нет ли противоречия между словами о том, что труд тяжел и что труд — условие свободы, наслаждения и счастья? Аргументируйте свой ответ.

     

Текст 2. Частная собственность

      И. А. Ильин (1882—1954) — русский философ, правовед, публицист

      Частная собственность соответствует тому индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы... Она развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу и тем укрепляет характер. Она дает собственнику чувство уверенности, доверие к людям, к вещам и к земле... Частная собственность научает человека творчески любить труд и землю, свой очаг и родину. Она выражает и закрепляет его оседлость, без которой невозможна культура. Она объединит семью, вовлекая ее в собственность. Она питает и напрягает государственный инстинкт человека. Она раскрывает ему художественную глубину хозяйственного процесса и научает его религиозному приятию природы и мира... Частная собственность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать «мое» и «твое», приучая его к правовой взаимности и к уважению чужих полномочий, взращивая в нем верное чувство гражданского порядка и гражданственной самостоятельности, верный подход к политической свободе... Наконец, частная собственность воспитывает человека к хозяйственной солидарности, не нарушающей хозяйственную свободу, ибо каждый собственник, богатея, обогащает и свое окружение, и самое народное хозяйство; и конкуренция собственников ведет не только к борьбе, но и к творческому напряжению, необходимому для народного хозяйства.

      Ильин И. А. Блаженны собственники // Новое время. — 1992. — № 15. — С. 58.

      Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с этой характеристикой частной собственности? Можете ли вы возразить против каких-либо утверждений автора? Каковы ваши аргументы? 2. Как вы понимаете утверждение о том, что индивидуальный способ бытия дан человеку природой? 3. Разъясните, каким образом собственник, богатея, обогащает и самое народное хозяйство. 4. Какая общая идея пронизывает характеристику частной собственности?

     

Текст 3. Право собственности

      Из Гражданского кодекса РФ

      Статья 209. Содержание права собственности.

      1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

      2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

      3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц...

      Гражданский кодекс Российской Федерации. — Ч. 1 // Кодексы РФ. — М., 1996. — С. 88.

      Вопросы: 1. Какие права собственника имущества закрепляет статья 209 Гражданского кодекса? Почему они необходимы? 2. Как вы понимаете ограничения прав собственника, установленные статьей 209? Почему они необходимы?

     

Текст 4. Преступления против собственности

      Из Уголовного кодекса РФ

      Глава 21. Преступления против собственности.

      Статья 158. Кража.

      1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

      2. Кража, совершенная:

      а) группой лиц по предварительному сговору;

      б) неоднократно;

      в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище;

      г) с причинением значительного ущерба гражданину, — наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

      3. Кража, совершенная:

      а) организованной группой;

      б) в крупном размере;

      в) лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

      Примечания.

      1. Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимается совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинивших ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

      Уголовный кодекс Российской Федерации. — М., 1996. — С. 68—69.

      Вопросы и задания: 1. Распространяется ли действие этой статьи на четырнадцатилетних? Обратитесь к статье 20 Уголовного кодекса, приведенной в текстах к теме «Роль права в жизни человека, общества, государства». 2. Почему кража чужого имущества влечет за собой разную меру наказания (см. пункты 1—3 статьи 158 УК)? В чем состоят различия общественной опасности деяний, указанных в пунктах 1—3 статьи 158 УК?

     

Текст 5. Кого считать предпринимателем

      Г. К. Гинс (1887—1971) — русский советский юрист

      Предприниматель — разновидность хозяина, именно хозяина, а не собственника. Собственник коллекций и собственник, живущий на проценты от своих вкладов, не хозяева. Хозяин дома, заботливо поддерживающий свое имущество, — не предприниматель. С другой стороны, антрепренер, на чужие деньги организующий спектакли, предприниматель, хотя и не имеющий собственности, и даже самое название «антрепренер» по-французски означает также «предприниматель».

      Хотя люди вольных профессий: врачи, адвокаты, писатели — не предприниматели по характеру своей основной деятельности, но они могут заняться предпринимательством. Так, например, врач, открывающий лечебницу, адвокат, открывающий кабинет с канцелярией и переводчиками, писатель, за свой счет издавший книги, несомненно, становятся предпринимателями.

      ...Предпринимателем мы считаем такого хозяина, который отступает от рутины, вводит новые хозяйственные комбинации... осуществляет новые планы... С психологической точки зрения предпринимателем является человек со свободной инициативой, рискующий своими средствами ради получения выгодного хозяйственного результата.

      Можно ли понятие предпринимателя оторвать целиком от собственности? Каково его отношение к формальным юридическим понятиям?

      Безусловно, предпринимательство родилось в обстановке частноправового строя экономических отношений. Оно находится в тесной связи с собственностью и еще более — в связи со свободой хозяйственной инициативы, с хозяйством децентрализованным, не подчиненным государству. Предприниматель может не быть собственником основного капитала, но он должен иметь право на присвоение полностью или частью выгоды предприятия, он должен также в той или иной форме нести его риск.

      Гинс Г. К. Предприниматель. — М., 1992. — С. 21—22.

      Вопросы и задания: 1. Какое различие между понятиями «хозяин» и «собственник» отмечает автор? Всякий ли собственник является предпринимателем? 2. Каковы главные признаки предпринимательской деятельности? 3. Сравните материал параграфа учебника и настоящий фрагмент: какие новые по сравнению с текстом параграфа идеи он содержит?

     

Текст 6. Проблемы этики бизнеса

      П. Н. Шихирев — современный российский психолог

      Опустим подробности того пути, на котором бизнес в США подвергался воспитанию и самовоспитанию. Американскому обществу еще предстояло пережить и биржевой крах 1929 года, и смены различных курсов правительства, и скандалы, связанные с мошенничеством. Но каждый раз, когда появлялся повод, деловое сообщество открывало дискуссии об этических проблемах бизнеса и способах ее решения. Вот перечень лишь некоторых из обсуждаемых проблем:

      —  если цель бизнеса — прибыль, то каков ее «разумный» предел? How much is enough? — как говорят американцы;

      —  какова ответственность бизнеса перед обществом;

      —  должны ли предприниматели чувствовать свою ответственность;

      —  кто должен воспитывать у бизнесменов это чувство — семья, школа, церковь, университет, корпорация, босс;

      —  если я отдаю часть своей прибыли на благотворительные цели и косвенно поощряю неудачников, вместо того чтобы вкладывать ее в дело, то в конечном итоге не ослабляет ли это и мой бизнес, и общество?

      —  если существующий закон в силу своего несовершенства оставляет лазейку для наживы, следует ли ее использовать втихомолку или нужно обратить на нее внимание законодателя?

      —  ведя дело в другой стране, следует ли подчиняться ее или своим моральным стандартам;

      —  если все участники сделки знают, что одним из правил ведения переговоров является право обмана, «блефа», морально ли обманывать партнера;

      —  совместимы ли вообще эффективность дела (т. е. прибыль) и такие «материи», как совесть, жалость и т. п.;

      —  как сочетать личный интерес и общую пользу.

      Шихирев П. Н. Возможна ли этика бизнеса? // Общественные науки и современность. — 1997. — № 6. — С. 21—22.

      Вопросы и задания: Какие этические проблемы бизнеса вызывают у вас наибольший интерес? Проведите в классе дискуссию по этим проблемам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!