СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общешкольное родительское собрание "Нравственное воспитание учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема очень важная и актуальная. Родители найдут в этой работе много полезной информации.

Просмотр содержимого документа
«Общешкольное родительское собрание "Нравственное воспитание учащихся"»

Общешкольное родительское собрание по теме

«Нравственное воспитание учащихся в семье»

Цель:

1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; 2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей семье. Задачи: 1. Выявить уровень нравственного воспитания детей в семье. 2.Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.

Эпиграф: 

«Каждый твой поступок отражается на других людях: не забывай, что рядом с тобой человек»

(В.А.Сухомлинский).

Материал для обсуждения.

Вопрос о нравственном воспитании – один из наиболее важных вопросов в педагогике. Ещё большее внимание уделено ему в педагогике народной, в пословицах и поговорках, например:

  • Стать человеком – долгий путь, уподобиться зверю – один миг (киргизская).

  • За плохую привычку и умного дураком назовут (немецкая пословица).

  • За худые наклонности и умный не знает, как расплатиться (болгарская).

  • Не всякому строгое взыскание идёт на пользу.

  • От наказания хороший улучшается, а плохой ухудшается (итальянская).

  • Кто с храбрыми живет и сам храбрым будет (ненецкая пословица).

  • С хорошим человеком и до вершины доберешься с плохим – с пути собьешься (киргизская).

  • Оглядывайся на себя по три раза в день (японская).

  • Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).

  • Дай ребёнку волю – сам пойдёшь в неволю (литовская).

  • Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг. Тот, кто говорит о достоинствах – не всегда твой друг (китайская половица).



В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объек­тивных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Шко­ла сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрос­лением учащихся, касаются не только старшего школьного возра­ста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 8-9 классах, а в 5—6 классах. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ре­бенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления ребенка с минималь­ными потерями для него.

Первым и главным чувством родителей по отношению к свое­му ребенку должна быть глубокая вера в него и дове­рие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родите­ли, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспи­тания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед ро­дителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в шко­ле существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы — заложить в ребенке понимание того, что школа — это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно про­должать его, а это возможно лишь в том случае, если семья дове­ряет школе, а школа оправдывает это доверие и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.

Именно в подростковом возрасте родители приходят в школу к учите­лям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье. Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», по­вседневной, из общения между членами семьи исчезают доверие и искренность. Данная сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что не подозревая того сами, отец и мать «проглядели» ду­шевное становление своего ребенка. Поэтому, чтобы этого не произошло, никогда нельзя терять из поля зрения психическое состояние своего дитя. Почувствовав, какие либо «нелады» у ребенка, необходимо вмешательство взрослых, т. к. без помощи взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта очень трудно найти ответы на вопросы «отчего?» и «почему?».

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая, вполне выполнимая, задача родителей.

Что же нужно для её успешного решения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов:

-её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью,

-культурно-образовательным уровнем родителей,

-существующим в ней морально - психологическим климатом,

-авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.

В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны следующими причинами:

1) неполная семья;

2) конфликтная атмосфера в семье;

3) наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»;

4) при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;

5) излишняя порочная родительская любовь и т. п.

Задачи педагога:

а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;

Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:

1)Атмосфера любви. (давайте разберем эти причины огрехов в воспитании нравственности)

Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка формирования и реализации его нравственных потребностей. Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции». При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности.

«Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»

3) Разъяснение. Воздействие словом.

Слово должно применяться именно к конкретному человеку. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно!

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.

Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. Основное зло упреков в том, что такие они вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия считается наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.



6) Порицание.

Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение.

Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом потворство родителей действует очень вредно

8) Необходимо воспитывать чувства.

Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства. Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка.

Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка:

Роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.

Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал И. А. Ильин.

Притча!

«Однажды, когда был серый, дождливый день, мальчик по имени Пэт не мог найти себе места и крутился вокруг своего отца, мешая последнему готовиться к докладу. Когда же терпение его отца подошло к концу, он вытащил из кучи один из старых журналов, вырвал из него большой красочный лист с картой мира, разорвал его на множество мелких кусочков и вручил их своему сыну со словами: «Пэт, собери из этих кусочков снова карту, а я за это дам тебе денег на мороженое».

Казалось, что даже для взрослого человека, это будет работа не на 5 минут, тем более для маленького Пэта. Каково же было удивление отца, когда сын постучался в его комнату с выполненным заданием уже через 10 минут.

— Как тебе удалось так быстро справиться с заданием? — спросил отец. — Это не было совсем сложно, — ответил Пэт. — Просто на другой стороне карты, был большой рисунок человека. Я просто перевернул все кусочки с картой наоборот, собрал изображение человека и перевернув снова лист получил правильно собранную карту мира. Я подумал, что если человек правильный, то и мир будет правильный. Отец улыбнулся и передал сыну деньги на мороженое. «Если человек правильный, то и мир будет правильный», — размышлял отец, понимая, что название доклада у него определённо есть.



Выводы:

-Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

-Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.

-Родители составляют первую общественную среду ребёнка. --Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.

-Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Уважаемые родители!

Эти незатейливые и в то же время практические советы должны помочь вам всегда иметь тесный контакт и взаимопонимание с вашими детьми. И тогда ваши дети будут доверять вам.

Любите своих детей! (так, чтобы они это знали!)

Любовь и вера родителей имеют исключительное значение в воспитании детей. Любовь родителей к ребенку делает его уверенным в себе, раскованным, свободным. Ребенок, получивший много любви в семье, будет щедро делиться ею с людьми всю жизнь.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!