Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шумячский Дом детского творчества»
Утверждаю
Директор
___________В.Г.Прудникова
Протокол заседания
педагогического совета
№ 1 от _30.09.2017 г.
Образовательная программа
Кружка «Юный эколог»
на 2016-2017 учебный год
срок реализации – 1 год
возраст детей – 15 -17 лет
Cоставил: Василенкова Ольга Владимировна -педагог дополнительного образования
Пгт Шумячи
2017 г.
Пояснительная записка.
Программа ориентирована на решение проблемы сохранения и защиты окружающей среды, даёт возможность будущим гражданам России с раннего возраста заботиться об окружающей природе. В современных условиях социума программа кружка решает проблему занятости обучающихся в свободное от учебного процесса время, помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Одним из основных прав человека является право на экологически благоприятную среду обитания, полную объективную и своевременную информацию о среде проживания. Программа кружка направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху ребёнка.
Новизна программы заключается в интеграции традиционных занятий с конкурсными и развлекательными и интеллектуальными мероприятиями, проводимыми как самим педагогом, так и педагогом – организатором. Подобная интеграция даёт возможность обучающимся развивать ключевые компетенции
Для реализации помимо учебной, воспитательной и развивающей функций большое значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции.
Самообразовательная функция связана с вооружением обучающихся методами работы с различными источниками информации, способности анализировать и преобразовывать информацию, аргументировать выводы, обладать способностью переносить знания из одной области в другую, умело применять их на практике.
Стимулирующая функция способствует формированию мотивации образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждает воспитанников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять и развивать свои знания.
Воспитание компетентных, самостоятельно мыслящих детей должно осуществляться совместными усилиями педагогов школы и дополнительного образования.
Программа кружка «Юный эколог» подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.
Концепция программы направлена на развитие обучающихся как здоровой личности и творческой индивидуальности, позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода.
Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования от общества: формирование гармонически развитой личности. В этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности.
При составлении своей программы использовала работы известных педагогов, таких, как И.Н.Пономарёва, Л.Н. Захлебный, И.Г. Суравегина, И.Д.Зверев. Они в своих работах исследуют содержание, формы и методы экологического образования.
Программа кружка «Юный эколог» направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов).
Концептуальные идеи программы:
В природе всё взаимосвязано;
Человек – часть природы;
Бережное отношение к окружающей природе, рациональное использование – дело каждого человека;
Мировоззренческие и научные пласты знаний взаимосвязаны и представлены через обращение универсальных ценностей, выделения основных понятий различных направлений экологии и др.
Варианты реализации идей:
через целеполагание и задачи;
через методику построения курса («от простого к сложному» и др.);
через разнообразные формы занятий;
через методы, средства и приёмы образовательной программы;
через основные принципы курса:
через взаимосвязь с другими науками и предметами;
через обобщённые способы действий и умения ( в конце года дети должны знать и уметь) и др.
Программа предусматривает поэтапное формирование экологической культуры и экологического отношения к природе:
Познавательное отношение к природе;
Бережное отношение к природе;
Ответственное отношение к природе.
Программа учит детей реализовывать принцип «мыслить глобально – действовать локально».
Реализация программы «Юный эколог» предусматривает работу по направлениям:
Цель программы:
Создание условий для формирования экологически грамотной личности, развитой, творческой, способной к жизненному самоопределению, преобразованию окружающей действительности, эмоциональному сопереживанию с миром.
Задачи программы:
Формировать стремление у обучающихся детей к познанию окружающего мира;
Формировать интерес к исследовательской деятельности, вовлекать обучающихся детей в практическую деятельность по охране окружающей среды;
Обеспечивать выработку приёмов и навыков самостоятельной творческой деятельности;
Развивать экологическое мышление у детей;
Развивать ответственность, значимость в экологическом движении своего посёлка,края;
Развивать интерес к решению проблем окружающей среды;
Воспитывать экологическую культуру и активную жизненную позицию;
Воспитывать чувство уважения, любви и гордости за природу своего посёлка и края.
Принципы обучения и воспитания:
Принцип добровольности (зачисление в группу возможно только по желанию ребёнка);
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование групп обучающихся);
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений;
Принцип доступности (предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка);
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия);
Принцип ориентации на успех;
Принцип взаимоуважения;
Принцип индивидуально – личностной ориентации (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью);
Принцип связи обучения с жизнью;
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности;
Принцип природосообразности (учитывается возраст обучающихся, уровень интеллектуальной подготовки, физиологических и биологических особенностей и природных склонностей ребёнка);
Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе;
Принцип научности содержания методов образовательного процесса;
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Программа кружка «Юный эколог» даёт научное обоснование и понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогает выработать способность анализировать факты и материалы, выявлять причинно – следственные связи, сформировать практические умения по анализу различных экологических ситуаций.
В качестве ключевых компетенций для экологического образования выделены следующие:
ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою определяющую программу жизнедеятельности в целом и др.);
общекультурные (ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России и мира, осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира);
учебно-познавательные или специальные (формирование грамотности обучающихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности актуализировать знания и т.д.);
социально-гражданские (практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности);
информационные (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников и др.);
коммуникативные (умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата, направленного на содействие улучшению состояния. окружающей среды);
личностного роста (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры).
Предметные компетенции:
Здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни.
Ценностно – смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности.
Интеграции – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека.
Гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды.
Ответственность, долг.
Самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой.
Социальные взаимодействия – социальное партнёрство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем.
Деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий.
Межпредметные компетенции:
Межпредметные проекты – по этнографии, истории, географии, сельскому хозяйству, физической экологии и др.
Исследования – в области ботаники, зоологии, географии, сельского хозяйства, биологии.
Интегрированный материал – по ступеням обучения, по мере усложнения из одного курса в другой (из ботаники в биологию, из биологии в географию и др.)
Компетенции в области информационных технологий – компетенции использования компьютера для создания, хранения, презентаций и обмена информацией, включая интернет.
Базовые компетенции по предметам – компетенция предложения новых идей в научной области (способность к научному творчеству).
Компетентность формирования личной системы ценностей на основе культурных национальных и мировых ценностей – компетентность знания национального и мирового культурного наследия и его применения для творческого самовыражения личности.
Направления программы:
Естественнонаучное направление обеспечивает образование, т.е. передачу детям определённого объёма знаний об устройстве мира, о существующих в нём многочисленных связях, о человеке как части Природы. В основу всех структурных единиц программы положены шесть ключевых понятий:
Среда и место обитания живых существ;
Условия существования живых существ в данном месте обитания;
Приспособление живых существ к условиям существования в их месте обитания;
Взаимосвязи между организмами и окружающей средой;
Цикличность природных процессов;
Биоразнообразие как основа устойчивости биосферы.
Эмоционально – чувственное направление направлено на воспитание в детях эмоционального положительного отношения к окружающему прекрасному и гармоничному миру с помощью разнообразных приёмов художественного и литературного творчества.
Эколого – этнографическое направление признано дать детям представление о нерасторжимой связи человека с его природным окружением. Учащиеся обращаются к народным традициям, которые позволяли нашим предкам поддерживать физическое и духовное здоровье путём гармонизации своих отношений с окружающим миром. Взгляд в прошлое даёт детям возможность задуматься об ответственности за сохранность окружающего мира для будущих поколений.
Программа расчитана на 72 часа, 2 часа в неделю.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы и методы работы.
Активные методы направлены на организацию самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. Они ориентируются на личность ребенка, на развитие его творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».
Интерактивные методы -
Все эти методы обучения делятся на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные.
Индивидуальные методы обучения – являются активными по характеру действий, выполняемых ребёнком: он самостоятельно управляет процессом усвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет её на обособленные блоки, распределяет в определённой последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме.
Групповые методы обучения – работа детей в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов и мини – проектов в наибольшей степени соответствует понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых формируется новая учебная информация.
Коллективные методы обучения направлены – на работу со всем коллективом, требуют синхронизации действий воспитанника и педагога для достижения конкретной учебной цели.
Словесные методы : Беседа – организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.
Рассказ – Возможно несколько видов рассказа. Это рассказ – вступление, рассказ – изложение, рассказ – заключение.
Наглядные методы обучения - достаточно важны для обучающихся, имеющих визуальное восприятие действительности. Она ориентирует педагога на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.
Практические методы обучения - охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности. Во время их использования применяются приёмы: постановки задания, планирование его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы. Применяются в сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а так же анализ выполненной работы.
Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения
Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения
Методы формирования познавательного интереса
Познавательные игры
Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций
Создание ситуации успеха в учении
Метод проектов
Календарно - тематический план
№ | содержание | Всего часов | теория | практика | месяц |
1. | Вводное занятие. | 4 | 2 | 2 | сентябрь |
2. | Растительные ресурсы Алтая. | 4 | 2 | 2 | Сентябрь октябрь |
3. | Биосфера | 6 | 3 | 3 | Ноябрь - январь |
4. | Красная книга Алтая. | 5 | 3 | 2 | Январь |
5. | Экологические проблемы и здоровье человека. | 10 | 5 | 5 | Январь- февраль |
6. | Поиск альтернативы. | 10 | 5 | 5 | Февраль - март |
7. | Глобальное потепление. | 10 | 5 | 5 | Апрель |
8. | практикум | 10 | | 10 | Апрель – май |
9. | экология водной системы | 10 | 5 | 5 | Май |
10. | обобщение тем программы. | 2 | | 2 | Май |
11. | итоговое занятие | 1 | | 1 | Май |
| итого | 72 | 30 | 42 | |
Учебно – тематический план.
Цель:
Формирование активной гражданской позиции по защите окружающей среды. Развитие творческого мышления за счёт перехода знаний к активным действиям.
Задачи:
Стимулировать детей к постоянному пополнению знаний об окружающей нас природе;
Формировать представление об экологическом кризисе и глобальных экологических проблемах;
Обеспечить детям возможность самореализации;
Развивать творческие способности;
Вовлекать детей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических действий и валантёрства);
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки по отношению к окружающему миру.
I.Введение – 4 часа.
N | тема занятия | часы | Число,месяц | результат |
1.1 | Инструктаж. Анкетирование. | 2 | 18 сентября | Знакомство с законами Б.Коммонера. обзор экологических проблем. |
1.2 | Знакомство с планом работы. | 2 | 25 сентябя | |
II.Растительные ресурсы края – 5часа.
N | тема занятия | часы | месяц | результат |
2.1 2.2 | Исследователи флоры края. | 1 | 2 октября | Знание лесных сообществ. Участие в природоохранной акции. |
2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 | Леса края, как природный растительный ресурс. | 1 | 2октября |
2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 | Лесные сообщества Подготовка к конкурсу «Сохраним биосферу» | 1 | 9 октября |
2.13 2.14 2.15 2.16 | Характеристика отдельных пород деревьев и кустарников края. Экскурсия в центральный парк п. Шумячи | 1 | 9 октября |
2.17 | Итоговое занятие. Тест. | 1 | 16 октября |
III.Биосфера – 7 часа.
N | тема занятия | часы | месяц | результат |
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 | Среда обитания живых организмов. Подготовка к конкурсу «Сохраним биосферу» | 1 | 16октября | Изучение среды обитания организмов и адаптация к ней. |
3.7 3.8 3.9 | Адаптация живых организмов к среде обитания. | 1 | 23 октября |
3.10 3.11 3.12 | Популяции. | 1 | 23 октября |
3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 3.18 | Биоценозы и экосистемы. Подготовка к олимпиаде по натуралистическому направлению. | 1 | 30 октября |
3.19 3.20 3.21 | Биологические ритмы и циклы в природе. | 1 | 30 октября |
3.22 3.23 3.24 3.25 3.26 3.27 | Человек и природа. Организация и проведение олимпиады. | 1 | 6 ноября |
3.28 3.29 3.30 3.31 | Подготовка к краевому конкурсу «Сохраним биосферу» | 1 | 6 ноября |
3.32 | Итоговое занятие. Тест. | | 13 ноября |
IV.Красная книга природы Алтая – 3 часов.
N | тема занятия | часы | месяц | результат |
4.1 4.2 | Растения Смоленской области, занесённые в Красную книгу. | 1 | 13 ноября | Составление Красной книги региона. |
4.3 4.4 | Животные Смоленской области, занесённые в Красную книгу. | 1 | 20 ноября |
4.5 | Итоговое занятие. Викторина. | 1 | 20ноября |
V.Экологические проблемы – 10 часов.
N | тема занятия | часы | месяц | результат |
5.1 5.2 5.3 | Проблемы питания: модифицированные продукты. Подготовка к олимпиаде (окружной этап). | 4 | 27 ноября | Защита рефератов |
5.4 5.5 5.6 | Генная инженерия: плюсы и минусы. Подготовка к олимпиаде (окружной этап). | 2 | 4 декабря |
5.7 5.8 5.9 | Болезни 21 века. | 2 | 11 декабря |
5.10 | Итоговое занятие. Диспут. | 2 | 18 декабря |
VI.Поиск альтернативы – 10 часов.
N | тема занятия | часы | месяц | результат |
6.1 6.2 6.3 | Воздействие экологического неблагополучия на сферы жизни. | 1 | 25 декабрь | конкурс проектов |
6.4 6.5 6.6 | Ядерные отходы и их утилизация | 1 | 25 декабря |
6.7 6.8 6.9 | Выхлопные газы – альтернативное топливо. | 1 | 22 января |
6.10 6.11 6.12 | Экологическое прогнозирование. | 1 | 22января |
6.13 6.14 6.15 6.16 | Подготовка и оформление проектов. Конкурс проектов. | 4 | 29 января |
6.17 | Итоговое занятие. | 2 | 5 февраля |
VII.Глобальное потепление – 10 часов.
N | Тема занятия | часы | месяц | результат |
7.1 7.2 | Загрязнение атмосферы. | 4 | 12;19февраля | диспут «Грозит ли нам опустынивание?» |
7.3 7.4 7.5 | Чем грозит глобальное потепление. | 2 | 26 февраля |
7.6 7.7 | Грозит ли нам опустынивание. Диспут. | 2 | 4 марта |
7.8 | Итоговое занятие. | 2 | 11мара |
VIII.Практикум – 10 часов.
N | Тема занятий | часы | месяц | результат |
8.1 8.2 | Решение задач по теме: «Растительные ресурсы Смоленской области» | 2 | 18 марта | решение экологических задач |
8.3 8.4 | Решение задач по теме: «Биосфера» | 2 | 25 марта |
8.5 8.6 | Решение задач по теме: «Биосфера» | 2 | 1 апреля |
8.7 8.8 | Решение задач по теме: «Биосфера» | 2 | 8 апреля |
8.9 8.10 | Решение задач по теме: «Красная книга Смоленской области ». | 2 | 15апреля |
IX.Экология водной экосистемы – 10 часов.
N | тема занятия | часы | месяц | результат |
9.1 | Растительный мир озера. | 1 | 22 апреля | сбор легенд и преданий о нашем озере. |
9.2 | Животный мир озера. | 1 | 22 апреля |
9.3 | Индикаторы чистоты водной среды. | 2 | 29 апреля |
9.4 9.5 | Итоговое занятие. Видеофильм «Легенды и предания о земле Смоленской». | 2 | 6 мая |
X.Обобщение тем программы – 2 часа.
Конкурсная познавательная игра «Экологическая карусель» - 13 мая.
XI.Итоговое занятие.
Поход в природу – 27мая
По окончании обучения учащиеся должны:
Уметь видеть и решать посильные экологические проблемы;
Уметь предвидеть проблемы экологии через организацию творческой и экологической деятельности;
Приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды.
Содержательная характеристика курса:
I.Введение – 4 часа.
Цели, задачи курса. Инструктаж по технике безопасности на занятиях в клубе. Анкетирование. Составление плана работы на учебный год.
II.Растительные ресурсы края – 5 часа.
Исследователи флорыСмоленской области. Леса края, как природный растительный ресурс. Знакомство с лесными экологическими сообществами. Характеристика отдельных пород деревьев.
Экскурсия вцентральный парк п. Шумячи. Итоговое занятие – тест.
III.Биосфера – 7 часа.
Среда обитания живых организмов в природе. Адаптация живых организмов к среде обитания. Популяции. Биоценозы и экологические системы. Биологические ритмы и циклы в природе. Человек и природа. Подготовка к краевому экологическому конкурсу «Сохраним биосферу». Подготовка к олимпиаде по натуралистическому направлению. Итоговое занятие – тест.
IV.Красная книга природы Алтая – 3 часов.
Красная книга растений Алтая. Знакомство с растениями Смоленской области, занесёнными в Красную книгу. Красная книга животных Смоленской области. Знакомство с животными Смоленской области, занесёнными в Красную книгу и находящимися на грани исчезновения.
Итоговое занятие – викторина.
V.Экологические проблемы – 10 часов.
Проблемы питания – модифицированные продукты и их влияние на здоровье человека и животных. Генная инженерия – плюсы и минусы. Болезни 21 века и причины их появления.
Итоговое занятие - Диспут.
VI.Поиск альтернативы – 10 часа.
Воздействие экологического неблагополучия на сферы жизни человека. Ядерные отходы и их утилизация. Выхлопные газы – альтернативное топливо. Экологическое прогнозирование.
Подготовка к олимпиаде по натуралистическому направлению.
Конкурс проектов.
VII.Глобальное потепление – 10 часов.
Загрязнение атмосферы. Чем грозит глобальное потепление всему живому на планете Земля. Грозит ли нам опустынивание.
Диспут.
VIII.Практикум – 10 часов. Решение экологических задач по темам: «Растительные ресурсы Смоленской области», «Биосфера», «Красная книга Смоленской области ».
IX.Экология водной системы – 10 часов.
Растительный мир экосистемы озера. Животный мир экосистемы озера. Индикаторы чистоты водной среды.
Просмотр видеофильма «Легенды и предания о земле Смоленской».
X.Обобщение тем программы – 2 часа.
Конкурсно – познавательная игра «Экологическая карусель».
XI.Итоговое занятие – 1 час. Поход в природу.
Ключевые понятия (глоссарий).
Альтернативный – один из возможных вариантов.
Бытовой мусор - фракция твердых отходов, которая образуется в коммунальном хозяйстве городов, а также в сельской местности.
Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
Биотопливо - любая биомасса, способная, сгорая, давать энергию (древесина, торф, водоросли и т. д.), органические отходы (мусор, навоз, опилки), способные при брожении давать тепло для обогрева парников, теплиц и других объектов.
Вода - важнейший экологический ресурс и главная составляющая живых организмов.
Выживаемость - способность организмов сохраняться в условиях воздействия неблагоприятных факторов (засухи, холода, любой формы загрязнения - физического, химического и др.).
Вредное вещество - любое вещество, которое при внесении может вызвать загрязнение.
Глобальный - относящийся ко всей планете в целом.
Естественный отбор - процесс выживания и воспроизводства наиболее приспособленных к изменяющимся условиям окружающей среды организмов и вымирание в ходе эволюции неприспособленных.
Загрязнение - привнесение в природную среду, а также возникновение и нарастание в ней исходно ей не присущих химических, физических, информационных и биологических агентов.
Иммунитет - невосприимчивость организма к заболеваниям, вредителям или загрязняющим веществам
Компетентность - это качество индивида, которое влияет на эффективность его деятельности.
Хлорирование воды — способ обеззараживания питьевой воды с использованием хлора.
Шумовое загрязнение — шум, воспринимаемый человеком в качестве помехи, один из видов физического загрязнения среды.
Экологические ниши - экологической нишей называют положение вида, которое он занимает в общей системе биоценоза, комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды.
Условия реализации программы.
Программа реализуется на базе МБОУ «Шумячской СШ им. В.Ф.Алешина», где имеется:
Помещение для занятий;
Мебель;
Оборудование (технические средства обучения);
Демонстрационный материал (схемы, карты, иллюстрации, плакаты, таблицы, аудиоматериал, карточки);
Литература (учебная, научная, методическая, художественная).
Литература
нормативно – правовая:
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребёнка
Федеральный закон «О дополнительном образовании»
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
Устав
Для педагогов:
1. Верзилин, Н.М. По следам Робинзона. - Мн: Народная асвета, 1982 – 112 c.
2. Дежникова, Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детой и подростков. М., 2003 – 140 с.
3. http://festival.1september.ru/subjects/27/
Для детей:
2. Балбышев, И. Н. Родная природа. - Л., 1975 – 156 с.
3. Балбышев, И. Н. Из жизни леса. - Л., 1987 – 129 с.
4. Балбышев, И. Н. Лесные встречи. - Л., 1981 – 220 с.
5. Бианки, В.Н. Лесная газета. - М., 1971 – 167 с.
6. Верзилин, Н. М. По следам Робинзона. - Л., 1974 – 204 с.
7. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001 – 178 с.
8. Ляхов, П.Р. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. “АСТ”, 1999 – 289 с.
9. Маркин, В. А. Я познаю мир. - М., 2000 – 154 с.
Приложение 1
Матрица
самооценки сформированности компонентов
экологической компетентности.
Компонент | Уровень |
| низкий (неосознанная некомпетентность) | средний (осознанная некомпетентность) | высокий (осознанная компетентность) |
Потребностно-мотивационный | Я не задумываюсь о том, зачем мне участвовать в экологических проектах | Я не хочу участвовать в экологических проектах | Я хочу участвовать в экологических проектах |
Когнитивный | Я не задумываюсь, какие знания необходимы для реализации экологических проектов | У меня недостаточно знаний для реализации экологических проектов | У меня достаточно знаний для реализации экологических проектов |
Практически-деятельностный | Я не задумываюсь, как практически реализовать экологический проект | Я не обладаю нужными умениями и навыками, чтобы практически реализовать экологический проект | Я обладаю нужными умениями и навыками, чтобы практически реализовать экологический проект |
Эмоционально-волевой | Я не задумываюсь о том, какие чувства и эмоции можно испытать от реализации экологических проектов | Я нее испытываю особых чувств и эмоций от реализации экологических проектов | Я испытываю сильные чувства и эмоции от реализации экологических проектов |
Ценностно-смысловой | Я не задумываюсь о том, зачем экологические проекты могут быть нужны людям и природе | Я не понимаю, зачем экологические проекты нужны людям и природе | Я понимаю, что экологические проекты нужны людям и природе |