СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа кружка «Юный эколог» 72 часа (2 часа в неделю)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на решение проблемы сохранения и защиты окружающей среды, даёт возможность будущим гражданам России с раннего возраста заботиться об окружающей природе. В современных условиях социума программа кружка решает проблему занятости обучающихся в свободное от учебного процесса время, помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Одним из основных прав человека является право на экологически благоприятную среду обитания, полную объективную и своевременную информацию о среде проживания. Программа кружка направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа кружка «Юный эколог» 72 часа (2 часа в неделю)»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шумячский Дом детского творчества»



Утверждаю

Директор

___________В.Г.Прудникова


Протокол заседания

педагогического совета

№ 1 от _30.09.2017 г.



Образовательная программа

Кружка «Юный эколог»


на 2016-2017 учебный год

срок реализации – 1 год

возраст детей – 15 -17 лет






Cоставил: Василенкова Ольга Владимировна -педагог дополнительного образования















Пгт Шумячи

2017 г.









Пояснительная записка.

Программа ориентирована на решение проблемы сохранения и защиты окружающей среды, даёт возможность будущим гражданам России с раннего возраста заботиться об окружающей природе. В современных условиях социума программа кружка решает проблему занятости обучающихся в свободное от учебного процесса время, помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Одним из основных прав человека является право на экологически благоприятную среду обитания, полную объективную и своевременную информацию о среде проживания. Программа кружка направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху ребёнка.

Новизна программы заключается в интеграции традиционных занятий с конкурсными и развлекательными и интеллектуальными мероприятиями, проводимыми как самим педагогом, так и педагогом – организатором. Подобная интеграция даёт возможность обучающимся развивать ключевые компетенции

Для реализации помимо учебной, воспитательной и развивающей функций большое значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции.

Самообразовательная функция связана с вооружением обучающихся методами работы с различными источниками информации, способности анализировать и преобразовывать информацию, аргументировать выводы, обладать способностью переносить знания из одной области в другую, умело применять их на практике.

Стимулирующая функция способствует формированию мотивации образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждает воспитанников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять и развивать свои знания.

Воспитание компетентных, самостоятельно мыслящих детей должно осуществляться совместными усилиями педагогов школы и дополнительного образования.

Программа кружка «Юный эколог» подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.

Концепция программы направлена на развитие обучающихся как здоровой личности и творческой индивидуальности, позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода.

Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования от общества: формирование гармонически развитой личности. В этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности.

При составлении своей программы использовала работы известных педагогов, таких, как И.Н.Пономарёва, Л.Н. Захлебный, И.Г. Суравегина, И.Д.Зверев. Они в своих работах исследуют содержание, формы и методы экологического образования.

Программа кружка «Юный эколог» направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов).

Концептуальные идеи программы:

  • В природе всё взаимосвязано;

  • Человек – часть природы;

  • Бережное отношение к окружающей природе, рациональное использование – дело каждого человека;

  • Мировоззренческие и научные пласты знаний взаимосвязаны и представлены через обращение универсальных ценностей, выделения основных понятий различных направлений экологии и др.

Варианты реализации идей:

  • через целеполагание и задачи;

  • через методику построения курса («от простого к сложному» и др.);

  • через разнообразные формы занятий;

  • через методы, средства и приёмы образовательной программы;

  • через основные принципы курса:

  • через взаимосвязь с другими науками и предметами;

  • через обобщённые способы действий и умения ( в конце года дети должны знать и уметь) и др.

Программа предусматривает поэтапное формирование экологической культуры и экологического отношения к природе:

  • Познавательное отношение к природе;

  • Бережное отношение к природе;

  • Ответственное отношение к природе.

Программа учит детей реализовывать принцип «мыслить глобально – действовать локально».


Реализация программы «Юный эколог» предусматривает работу по направлениям:

  • Работа с обучающимися;

  • Работа с родителями и общественностью;

  • Информационно – методическое обеспечение.

Цель программы:

  • Создание условий для формирования экологически грамотной личности, развитой, творческой, способной к жизненному самоопределению, преобразованию окружающей действительности, эмоциональному сопереживанию с миром.

Задачи программы:

  • Формировать стремление у обучающихся детей к познанию окружающего мира;

  • Формировать интерес к исследовательской деятельности, вовлекать обучающихся детей в практическую деятельность по охране окружающей среды;

  • Обеспечивать выработку приёмов и навыков самостоятельной творческой деятельности;

  • Развивать экологическое мышление у детей;

  • Развивать ответственность, значимость в экологическом движении своего посёлка,края;

  • Развивать интерес к решению проблем окружающей среды;

  • Воспитывать экологическую культуру и активную жизненную позицию;

  • Воспитывать чувство уважения, любви и гордости за природу своего посёлка и края.

Принципы обучения и воспитания:

  • Принцип добровольности (зачисление в группу возможно только по желанию ребёнка);

  • Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование групп обучающихся);

  • Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений;

  • Принцип доступности (предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка);

  • Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия);

  • Принцип ориентации на успех;

  • Принцип взаимоуважения;

  • Принцип индивидуально – личностной ориентации (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью);

  • Принцип связи обучения с жизнью;

  • Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности;

  • Принцип природосообразности (учитывается возраст обучающихся, уровень интеллектуальной подготовки, физиологических и биологических особенностей и природных склонностей ребёнка);

  • Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе;

  • Принцип научности содержания методов образовательного процесса;

  • Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).


Программа кружка «Юный эколог» даёт научное обоснование и понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогает выработать способность анализировать факты и материалы, выявлять причинно – следственные связи, сформировать практические умения по анализу различных экологических ситуаций.


В качестве ключевых компетенций для экологического образования выделены следующие:

  • ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою  определяющую программу жизнедеятельности в целом и др.);

  • общекультурные (ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России и мира,  осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира);

  • учебно-познавательные или  специальные (формирование грамотности обучающихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности актуализировать знания и т.д.);

  • социально-гражданские (практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности);

  • информационные (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников и др.);

  • коммуникативные (умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата, направленного на содействие улучшению состояния. окружающей среды);

  • личностного роста (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки,  забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры).

Предметные компетенции:

  1. Здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни.

  2. Ценностно – смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности.

  3. Интеграции – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека.

  4. Гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды.

  5. Ответственность, долг.

  6. Самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой.

  7. Социальные взаимодействия – социальное партнёрство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем.

  8. Деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий.

Межпредметные компетенции:

  1. Межпредметные проекты – по этнографии, истории, географии, сельскому хозяйству, физической экологии и др.

  2. Исследования – в области ботаники, зоологии, географии, сельского хозяйства, биологии.

  3. Интегрированный материал – по ступеням обучения, по мере усложнения из одного курса в другой (из ботаники в биологию, из биологии в географию и др.)

  4. Компетенции в области информационных технологий – компетенции использования компьютера для создания, хранения, презентаций и обмена информацией, включая интернет.

  5. Базовые компетенции по предметам – компетенция предложения новых идей в научной области (способность к научному творчеству).

  6. Компетентность формирования личной системы ценностей на основе культурных национальных и мировых ценностей – компетентность знания национального и мирового культурного наследия и его применения для творческого самовыражения личности.

Направления программы:

  • Естественнонаучное;

  • Эмоционально – чувственное;

  • Эколого – этнографическое.

Естественнонаучное направление обеспечивает образование, т.е. передачу детям определённого объёма знаний об устройстве мира, о существующих в нём многочисленных связях, о человеке как части Природы. В основу всех структурных единиц программы положены шесть ключевых понятий:

  • Среда и место обитания живых существ;

  • Условия существования живых существ в данном месте обитания;

  • Приспособление живых существ к условиям существования в их месте обитания;

  • Взаимосвязи между организмами и окружающей средой;

  • Цикличность природных процессов;

  • Биоразнообразие как основа устойчивости биосферы.

Эмоционально – чувственное направление направлено на воспитание в детях эмоционального положительного отношения к окружающему прекрасному и гармоничному миру с помощью разнообразных приёмов художественного и литературного творчества.

Эколого – этнографическое направление признано дать детям представление о нерасторжимой связи человека с его природным окружением. Учащиеся обращаются к народным традициям, которые позволяли нашим предкам поддерживать физическое и духовное здоровье путём гармонизации своих отношений с окружающим миром. Взгляд в прошлое даёт детям возможность задуматься об ответственности за сохранность окружающего мира для будущих поколений.


Программа расчитана на 72 часа, 2 часа в неделю.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы и методы работы.

Активные методы направлены на организацию самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. Они ориентируются на личность ребенка,  на развитие его творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».

Интерактивные методы -

Все эти методы обучения делятся на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальные методы обученияявляются активными по характеру действий, выполняемых ребёнком: он самостоятельно управляет процессом усвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет её на обособленные блоки, распределяет в определённой последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме.

Групповые методы обученияработа детей в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов и мини – проектов в наибольшей степени соответствует понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых формируется новая учебная информация.

Коллективные методы обучения направлены – на работу со всем коллективом, требуют синхронизации действий воспитанника и педагога для достижения конкретной учебной цели.

Словесные методы : Беседа – организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

Рассказ – Возможно несколько видов рассказа. Это рассказ – вступление, рассказ – изложение, рассказ – заключение.

Наглядные методы обучения - достаточно важны для обучающихся, имеющих визуальное восприятие действительности. Она ориентирует педагога на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.

Практические методы обучения - охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности. Во время их использования применяются приёмы: постановки задания, планирование его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы. Применяются в сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а так же анализ выполненной работы.

Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения

Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

Методы формирования познавательного интереса

Познавательные игры

Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций

Создание ситуации успеха в учении

Метод проектов















Календарно - тематический план


содержание

Всего

часов

теория

практика

месяц

1.

Вводное занятие.

4

2

2

сентябрь

2.

Растительные ресурсы Алтая.

4

2

2

Сентябрь

октябрь

3.

Биосфера

6

3

3

Ноябрь - январь

4.

Красная книга Алтая.

5

3

2

Январь

5.

Экологические проблемы и здоровье

человека.

10

5

5

Январь- февраль

6.

Поиск альтернативы.

10

5

5

Февраль - март

7.

Глобальное потепление.

10

5

5

Апрель

8.

практикум

10


10

Апрель – май

9.

экология водной системы

10

5

5

Май

10.

обобщение тем программы.

2


2

Май

11.

итоговое занятие

1


1

Май


итого

72

30

42



Учебно – тематический план.

Цель:

Формирование активной гражданской позиции по защите окружающей среды. Развитие творческого мышления за счёт перехода знаний к активным действиям.

Задачи:

  • Стимулировать детей к постоянному пополнению знаний об окружающей нас природе;

  • Формировать представление об экологическом кризисе и глобальных экологических проблемах;

  • Обеспечить детям возможность самореализации;

  • Развивать творческие способности;

  • Вовлекать детей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических действий и валантёрства);

  • Воспитывать чувство ответственности за свои поступки по отношению к окружающему миру.


I.Введение – 4 часа.


N

тема занятия

часы

Число,месяц

результат

1.1

Инструктаж. Анкетирование.

2

18 сентября

Знакомство с законами Б.Коммонера. обзор экологических проблем.

1.2

Знакомство с планом работы.

2

25 сентябя




II.Растительные ресурсы края – 5часа.


N

тема занятия

часы

месяц

результат

2.1

2.2

Исследователи флоры края.

1

2 октября

Знание лесных сообществ. Участие в природоохранной акции.

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Леса края, как природный растительный ресурс.

1

2октября

2.8

2.9

2.10

2.11

2.12

Лесные сообщества

Подготовка к конкурсу «Сохраним биосферу»

1

9 октября


2.13

2.14

2.15

2.16

Характеристика отдельных пород деревьев и кустарников края.

Экскурсия в центральный парк п. Шумячи

1

9 октября

2.17

Итоговое занятие. Тест.

1

16 октября


III.Биосфера – 7 часа.

N

тема занятия

часы

месяц

результат

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Среда обитания живых организмов.

Подготовка к конкурсу «Сохраним биосферу»

1

16октября

Изучение среды обитания организмов и адаптация к ней.

3.7

3.8

3.9

Адаптация живых организмов к среде обитания.

1

23 октября


3.10

3.11

3.12

Популяции.

1

23 октября


3.13

3.14

3.15

3.16

3.17

3.18

Биоценозы и экосистемы.

Подготовка к олимпиаде по натуралистическому направлению.

1

30 октября


3.19

3.20

3.21

Биологические ритмы и циклы в природе.

1

30 октября


3.22

3.23

3.24

3.25

3.26

3.27

Человек и природа.

Организация и проведение олимпиады.

1

6 ноября

3.28

3.29

3.30

3.31

Подготовка к краевому конкурсу «Сохраним биосферу»

1

6 ноября

3.32

Итоговое занятие. Тест.


13 ноября


IV.Красная книга природы Алтая – 3 часов.

N

тема занятия

часы

месяц

результат

4.1

4.2

Растения Смоленской области, занесённые в Красную книгу.

1

13 ноября

Составление Красной книги региона.

4.3

4.4

Животные Смоленской области, занесённые в Красную книгу.

1

20 ноября

4.5

Итоговое занятие. Викторина.

1

20ноября


V.Экологические проблемы – 10 часов.


N

тема занятия

часы

месяц

результат

5.1

5.2

5.3

Проблемы питания: модифицированные продукты.

Подготовка к олимпиаде (окружной этап).

4

27 ноября

Защита рефератов

5.4

5.5

5.6

Генная инженерия: плюсы и минусы.

Подготовка к олимпиаде (окружной этап).

2

4 декабря

5.7

5.8

5.9

Болезни 21 века.

2

11 декабря

5.10

Итоговое занятие. Диспут.

2

18 декабря


VI.Поиск альтернативы – 10 часов.

N

тема занятия

часы

месяц

результат

6.1

6.2

6.3

Воздействие экологического неблагополучия на сферы жизни.

1

25 декабрь

конкурс

проектов

6.4

6.5

6.6

Ядерные отходы и их утилизация

1

25 декабря

6.7

6.8

6.9

Выхлопные газы – альтернативное топливо.

1

22 января

6.10

6.11

6.12

Экологическое прогнозирование.

1

22января

6.13

6.14

6.15

6.16

Подготовка и оформление проектов.

Конкурс проектов.

4

29 января

6.17

Итоговое занятие.

2

5 февраля


VII.Глобальное потепление – 10 часов.



N

Тема занятия

часы

месяц

результат

7.1

7.2

Загрязнение атмосферы.

4

12;19февраля

диспут «Грозит ли нам опустынивание?»

7.3

7.4

7.5

Чем грозит глобальное потепление.

2

26 февраля

7.6

7.7

Грозит ли нам опустынивание.

Диспут.

2

4 марта

7.8

Итоговое занятие.

2

11мара


VIII.Практикум – 10 часов.

N

Тема занятий

часы

месяц

результат

8.1

8.2

Решение задач по теме: «Растительные ресурсы Смоленской области»

2

18 марта

решение экологических задач

8.3

8.4


Решение задач по теме: «Биосфера»

2

25 марта


8.5

8.6

Решение задач по теме: «Биосфера»

2

1 апреля


8.7

8.8

Решение задач по теме: «Биосфера»

2

8 апреля


8.9

8.10

Решение задач по теме: «Красная книга Смоленской области ».


2

15апреля





IX.Экология водной экосистемы – 10 часов.


N

тема занятия

часы

месяц

результат

9.1

Растительный мир озера.

1

22 апреля

сбор легенд и преданий о нашем озере.

9.2

Животный мир озера.

1

22 апреля

9.3

Индикаторы чистоты водной среды.

2

29 апреля

9.4

9.5

Итоговое занятие. Видеофильм «Легенды и предания о земле Смоленской».

2

6 мая


X.Обобщение тем программы – 2 часа.

Конкурсная познавательная игра «Экологическая карусель» - 13 мая.

XI.Итоговое занятие.

Поход в природу – 27мая

По окончании обучения учащиеся должны:

  • Уметь видеть и решать посильные экологические проблемы;

  • Уметь предвидеть проблемы экологии через организацию творческой и экологической деятельности;

  • Приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды.


Содержательная характеристика курса:

I.Введение – 4 часа.

Цели, задачи курса. Инструктаж по технике безопасности на занятиях в клубе. Анкетирование. Составление плана работы на учебный год.

II.Растительные ресурсы края – 5 часа.

Исследователи флорыСмоленской области. Леса края, как природный растительный ресурс. Знакомство с лесными экологическими сообществами. Характеристика отдельных пород деревьев.

Экскурсия вцентральный парк п. Шумячи. Итоговое занятие – тест.

III.Биосфера – 7 часа.

Среда обитания живых организмов в природе. Адаптация живых организмов к среде обитания. Популяции. Биоценозы и экологические системы. Биологические ритмы и циклы в природе. Человек и природа. Подготовка к краевому экологическому конкурсу «Сохраним биосферу». Подготовка к олимпиаде по натуралистическому направлению. Итоговое занятие – тест.

IV.Красная книга природы Алтая – 3 часов.

Красная книга растений Алтая. Знакомство с растениями Смоленской области, занесёнными в Красную книгу. Красная книга животных Смоленской области. Знакомство с животными Смоленской области, занесёнными в Красную книгу и находящимися на грани исчезновения.

Итоговое занятие – викторина.

V.Экологические проблемы – 10 часов.

Проблемы питания – модифицированные продукты и их влияние на здоровье человека и животных. Генная инженерия – плюсы и минусы. Болезни 21 века и причины их появления.

Итоговое занятие - Диспут.

VI.Поиск альтернативы – 10 часа.

Воздействие экологического неблагополучия на сферы жизни человека. Ядерные отходы и их утилизация. Выхлопные газы – альтернативное топливо. Экологическое прогнозирование.

Подготовка к олимпиаде по натуралистическому направлению.

Конкурс проектов.

VII.Глобальное потепление – 10 часов.

Загрязнение атмосферы. Чем грозит глобальное потепление всему живому на планете Земля. Грозит ли нам опустынивание.

Диспут.

VIII.Практикум – 10 часов. Решение экологических задач по темам: «Растительные ресурсы Смоленской области», «Биосфера», «Красная книга Смоленской области ».

IX.Экология водной системы – 10 часов.

Растительный мир экосистемы озера. Животный мир экосистемы озера. Индикаторы чистоты водной среды.

Просмотр видеофильма «Легенды и предания о земле Смоленской».

X.Обобщение тем программы – 2 часа.

Конкурсно – познавательная игра «Экологическая карусель».

XI.Итоговое занятие – 1 час. Поход в природу.

Ключевые понятия (глоссарий).

  • Альтернативный – один из возможных вариантов.

  • Бытовой мусор - фракция твердых отходов, которая образуется в коммунальном хозяйстве городов, а также в сельской местности.

  • Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.                                                     

  • Биотопливо - любая биомасса, способная, сгорая, давать энергию (древесина, торф, водоросли и т. д.), органические отходы (мусор, навоз, опилки), способные при брожении давать тепло для обогрева парников, теплиц и других объектов.

  • Вода - важнейший экологический ресурс и главная составляющая живых организмов.

  • Выживаемость - способность организмов сохраняться в условиях воздействия неблагоприятных факторов (засухи, холода, любой формы загрязнения - физического, химического и др.).

  • Вредное вещество - любое вещество, которое при внесении может вызвать загрязнение.

  • Глобальный - относящийся ко всей планете в целом.

  • Естественный отбор -  процесс выживания и воспроизводства наиболее приспособленных к изменяющимся условиям окружающей среды организмов и вымирание в ходе эволюции неприспособленных.

  • Загрязнение - привнесение в природную среду, а также возникновение и нарастание в ней исходно ей не присущих химических, физических, информационных и биологических агентов.

  • Иммунитет - невосприимчивость организма к заболеваниям, вредителям или загрязняющим веществам

  • Компетентность - это качество индивида, которое влияет на эффективность его деятельности.  

  • Хлорирование воды — способ обеззараживания питьевой воды с использованием хлора.

  • Шумовое загрязнение — шум, воспринимаемый человеком в качестве помехи, один из видов физического загрязнения среды.

  • Экологические ниши экологической нишей называют положение вида, которое он занимает в общей системе биоценоза, комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды.


Условия реализации программы.

Программа реализуется на базе МБОУ «Шумячской СШ им. В.Ф.Алешина», где имеется:

  • Помещение для занятий;

  • Мебель;

  • Оборудование (технические средства обучения);

  • Демонстрационный материал (схемы, карты, иллюстрации, плакаты, таблицы, аудиоматериал, карточки);

  • Литература (учебная, научная, методическая, художественная).

Литература

нормативно – правовая:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Федеральный закон «О дополнительном образовании»

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

  • Устав

Для педагогов:

1.  Верзилин, Н.М. По следам Робинзона. - Мн: Народная асвета, 1982 – 112 c.

2. Дежникова, Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детой и подростков. М., 2003 – 140 с.

3. http://festival.1september.ru/subjects/27/

Для детей:

2. Балбышев, И. Н. Родная природа. - Л., 1975 – 156 с.

3. Балбышев, И. Н. Из жизни леса. - Л., 1987 – 129 с.

4. Балбышев, И. Н. Лесные встречи. - Л., 1981 – 220 с.

5. Бианки, В.Н. Лесная газета. - М., 1971 – 167 с.

6. Верзилин, Н. М. По следам Робинзона. - Л., 1974 – 204 с.

7. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001 – 178 с.

8. Ляхов, П.Р. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. “АСТ”, 1999 – 289 с.

9. Маркин, В. А. Я познаю мир. - М., 2000 – 154 с.



Приложение 1

Матрица

самооценки сформированности компонентов

экологической компетентности.


Компонент

Уровень



низкий (неосознанная некомпетент­ность)

средний (осознанная некомпетент­ность)

высокий

(осознанная

компетентность)

Потребностно-мотивационный

Я не задумыва­юсь о том, зачем мне участвовать в экологических проектах

Я не хочу участвовать в экологиче­ских проектах

Я хочу участво­вать в экологи­ческих проектах

Когнитивный

Я не задумыва­юсь, какие зна­ния необходимы для реализации экологических проектов

У меня не­достаточно знаний для реализации экологиче­ских проектов

У меня доста­точно знаний для реализации эко­логических проектов

Практически-деятельностный

Я не задумыва­юсь, как прак­тически реали­зовать экологи­ческий проект

Я не обладаю нужными уме­ниями и навы­ками, чтобы практически реализовать экологический проект

Я обладаю нуж­ными умениями и навыками, что­бы практически реализовать эко­логический про­ект

Эмоционально-волевой

Я не задумыва­юсь о том, какие чувства и эмо­ции можно ис­пытать от реа­лизации эколо­гических проек­тов

Я нее испы­тываю осо­бых чувств и эмоций от реализации экологиче­ских проектов

Я испытываю сильные чувства и эмоции от реа­лизации эколо­гических проек­тов

Ценностно-смысловой

Я не задумыва­юсь о том, зачем экологические проекты могут быть нужны лю­дям и природе

Я не пони­маю, зачем экологиче­ские проекты нужны людям и природе

Я понимаю, что экологические проекты нужны людям и природе





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!