СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по окружающему миру на тему "Природа и мы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы»  составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.

Программа относится к эколого-биологической направленности  внеурочной деятельности.

Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса «Природа и мы»  рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации  программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.

 

Цель программы состоит в создании условий для:

- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;

- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;

- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы «Природа и мы »:

- научить использовать полученные знания об экологии;

- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы»  составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.

Программа относится к эколого-биологической направленности  внеурочной деятельности.

Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса «Природа и мы»  рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации  программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.

 

Цель программы состоит в создании условий для:

- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;

- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;

- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы «Природа и мы »:

- научить использовать полученные знания об экологии;

- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы»  составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.

Программа относится к эколого-биологической направленности  внеурочной деятельности.

Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса «Природа и мы»  рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации  программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.

 

Цель программы состоит в создании условий для:

- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;

- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;

- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы «Природа и мы »:

- научить использовать полученные знания об экологии;

- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы»  составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.

Программа относится к эколого-биологической направленности  внеурочной деятельности.

Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса «Природа и мы»  рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации  программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.

 

Цель программы состоит в создании условий для:

- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;

- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;

- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы «Природа и мы »:

- научить использовать полученные знания об экологии;

- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы»  составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.

Программа относится к эколого-биологической направленности  внеурочной деятельности.

Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса «Природа и мы»  рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации  программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.

 

Цель программы состоит в создании условий для:

- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;

- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;

- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы «Природа и мы »:

- научить использовать полученные знания об экологии;

- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы»  составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.

Программа относится к эколого-биологической направленности  внеурочной деятельности.

Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса «Природа и мы»  рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации  программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.

 

Цель программы состоит в создании условий для:

- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;

- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;

- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы «Природа и мы »:

- научить использовать полученные знания об экологии;

- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы»  составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.

Программа относится к эколого-биологической направленности  внеурочной деятельности.

Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса «Природа и мы»  рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации  программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.

 

Цель программы состоит в создании условий для:

- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;

- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;

- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы «Природа и мы »:

- научить использовать полученные знания об экологии;

- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы»  составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.

Программа относится к эколого-биологической направленности  внеурочной деятельности.

Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса «Природа и мы»  рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации  программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.

 

Цель программы состоит в создании условий для:

- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;

- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;

- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы «Природа и мы »:

- научить использовать полученные знания об экологии;

- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы»  составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.

Программа относится к эколого-биологической направленности  внеурочной деятельности.

Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса «Природа и мы»  рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации  программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.

 

Цель программы состоит в создании условий для:

- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;

- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;

- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы «Природа и мы »:

- научить использовать полученные знания об экологии;

- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по окружающему миру на тему "Природа и мы"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия№34»

«Рассмотрено»

Методист:

____/ И.В. Анисимова /

Протокол № 1

от «30» августа 2021г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Гимназия № 34»: ______ / Е.В. Коротина / «30 » августа 2021г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназия № 34»:

___________/ О.В.Иванова

Приказ № 180 от «01 » сентября 2021г.







Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружка «Природа и мы»


Грининой Ольги Валерьевны,

учителя начальных классов

Программа рассчитана на четыре года обучения

для обучающихся 7-10 лет (класс 1.6)






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1от

«30» августа 2021г.











2021 – 2022 учебный год

г. Саратов

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы» составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.

Программа относится к эколого-биологической направленности внеурочной деятельности.

Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса «Природа и мы» рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.


Цель программы состоит в создании условий для:

- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;

- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;

- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы «Природа и мы »:

- научить использовать полученные знания об экологии;

- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.


  1. Результаты освоения программы внеурочной деятельности

«Природа и мы»


Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

В результате освоения содержания программы внеурочной деятельности «Природа и мы» учащиеся научатся:

- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;

- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;

- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ


Содержание программы «Природа и мы»


1 класс


Название разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Мир вокруг нас.

4

2

2

2

Разнообразие растительного и животного  мира.

16

6

10

3

Красная Книга

7

3

4

4

Невидимые нити

7

3

4

Итого

34

14

20


2 класс


Название разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводные занятия. Основы экологического образования

5

3

2

2

Лес как экосистема

8

4

4

3

Мир грибов

3

1

2

4

В мире животных

8

5

3

5

Мир птиц

6

3

3

6

Комнатные растения

6

3

3

Итого

36

19

17


3 класс


Название разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Воздух

5

3

2

2

Вода – источник жизни.

10

6

4

3

Мир насекомых.

4

2

2

4

Красная книга

2

1

1

5

Человек и природа

4

2

2

6

Экология человека

11

6

5

Итого

36

20

16


4 класс


Название разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

2

Среда обитания

6

4

2

3

Жизнь животных

6

4

2

4

Реки и озёра

8

5

3

5

Человек и животные

8

4

4

6

Сельскохозяйственный труд весной

7

3

4

Итого

36

21

15




В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. При реализации программы активно используются игровые технологии, в том числе ролевые игры, проектная методика, а также программой предусмотрены экскурсии. Итогами реализации программы являются результаты участия детей в различных конкурсах, праздниках.

Основные методы обучения:

  • фронтальный;

  • объяснительно-иллюстративный,

  • групповой,

  • практический,

  • частично-поисковый,

  • исследовательский метод.

Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

  • чтение и обсуждение;

  • экскурсии на пришкольный участок;

  • практические занятия;

  • творческие домашние задания;

  • конкурсы

  • мини-проекты

  • совместная работа с родителями


  1. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Природа и мы»


Тематическое планирование первого года обучения

(36 часов из расчета 1 час в неделю)




Наименования разделов и тем

Содержание занятия

Кол-во часов

теория

практика


1.Мир вокруг нас. (4 часа)


2

2

1

«Мир, окружающий нас»    

1.Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы)

2.  Сравнение объектов природы и рукотворного мира.

3.  Глобус — модель Земли

4. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных

5.  Прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных

1


2

«Неживая и живая природа»

1.  Живая и неживая природа, их отличия.

2.  Связь между живой и неживой природой

1


3

«В гости к осени»

 (1-я экскурсия)

Осенние изменения в неживой и живой природе (растительном мире)


1

4

«В гости к осени»

 (2-я экскурсия)

Изменения в жизни животных с приходом осени».

Рассказывать о роли животных в

природе и жизни людей.


1


2.Разнообразие растительного и животного  мира. (16 часов)


6

10

5

«Разнообразие растительного мира»

1.  Деревья, кустарники и травы. Их отличительные признаки.

2.  Лиственные и хвойные растения.

3.  Изготовление модели «клина журавлей»

1


6

«Разнообразие животного мира»

1.  Звери, птицы, рыбы, насекомые и пауки.

2.  Отличительные признаки этих групп животных.

3.  Дидактическая игра «Рассели животных по домам»

Рассказывать о роли животных в

природе и жизни людей.


1

7

«Что где растет? Кто где живет?»

1.Животные и растения разных мест обитания

2. Их приспособления к жизни в этих условиях

Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы

Различать растения и животных,

используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.


1

8

«У воды, на воде и в воде»

1.Сезонные изменения на водоеме

2. Водоем как среда обитания животных и растений. 3.Приспособление к жизни в водных условиях среды обитания.

Рассмотрение  иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема

Наблюдение за обитателями водоемы.


1

9

«Дикие и домашние животные»

1.Основные признаки и отличительные особенности диких и домашних животных.

Уточнить признаки домашних и диких животных, их сходства и различия.

Роль человека в жизни домашних животных.

1


10

«Лес -многоэтажный дом»

1.Лес как пример сообщества. 2.Взаимосвязь живых организмов друг с другом.

3.«Дома» лесных растений и животных. Бережное отношение ко всем лесным жителям.

Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий.


1

11

Киты, дельфины, акулы.

Разнообразие морского мира.

Рисунки детей по теме занятия

Формирование умения правильно использовать  монологическую речь для решения  различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции.


1

12

Грибы - удивительное царство.

Где и какие грибы встречаются в Саратовской области.



1

13

«В гости к зиме» (экскурсия)

1.  Изменения в  живой и неживой природе с приходом зимы.

2.  Д/игра «Узнай птицу по описанию»

1


14

«Растения и животные зимой»

1.  Жизнь растений и диких животных зимой.

2.  Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии


1

15

«С кем дружит ель?»

1.  Ель. Внешний вид, продолжительность жизни; животные, связанные

с елью.

2.  Сюжетно-ролевая игра «В лес за елкой»


1

16

«Как рождается ветер»

1.Дать представление о движении воздуха (ветре)

2. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури

1


17

«Водоемы нашего края»

1.  Водоемы Земли (океаны, моря, реки, озера, болота, водохранилища, пруды, каналы), их обозначения на глобусе.

2.  Части реки: исток, устье, русло, притоки

.  Значение воды в природе и жизни человека.

3.  Загрязнение воды и ее охрана


1

18

«Воздух-невидимка, без которого не жить»

1.  Знакомство с воздухом, его значением для живого на Земле, для жизни человека.

2.  Загрязнение воздуха и его охрана

1


19

Тайны камней

1.Разнообразие камней.

2.Айсберг. Что такое коралловый остров?

3.Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

4.Сады камней.

5.Откуда взялись статуи на острове Пасха?

6.Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

7.Откуда взялись алмазы?


1

20

«Из чего что сделано?»

1.  Знакомство с технологией изготовления книги, глиняных, шерстяных  изделий.

2.  Игра «Что из чего?»

1



3.Красная Книга

(7 часов)


3

4

21

«Красная книга»

1.  Знакомство с Красной книгой.

2.  Просмотр диафильма «Красная книга»

1


22

Эти удивительные животные

1.«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. 2.Красная книга Саратовской области.

3.Разумные дельфины.


1

23

Жили-были динозавры... и не только они

1.Голубые лягушки.

*2.Когда появились первые рептилии? *Какими были первые рыбы?

3.Как улитка строит свой панцирь?

4.Где живут «карманные динозавры?»

1


24

«В гости к весне» (экскурсия)

Изменения в живой и неживой природе с приходом весны.

Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам

Цикл наблюдений «Пробуждение природы»

Признаки наступления весны. Изменения в живой природе связанны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни


1

25

«Если посмотреть вокруг...»

Знакомство с горизонтом, линией горизонта, сторонами горизонта


1

26

«Как солнце жизнь дает земле»

1.  Знакомство с понятием «ориентирование».

2.  Правила появления Солнца на небе.

3.  Задачи-упражнения на определение сторон горизонта по Солнцу


1

27

«Компас»

1.  Знакомство с компасом, его устройством и назначением, правилами определения сторон горизонта.

2.  Практическая работа по определению сторон «Найди спрятанную игрушку» (по компасу)

1



4.Невидимые нити (7часов)


3

4

28

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Знакомство с миром насекомых.

Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях.

1


29

Летающие птицы и звери, их особенности

 Приспособления к воздушной среде:

-форма тела летающих:

-обтекаемость тела (птица),

-наличие плоскостей для опоры на воздух (крылья, парашют),

-облегченная конструкция (полые кости),

-наличие крыльев и иных приспособлений для полета (летательные перепонки, например),

-облегчение конечностей (укорочение, уменьшение массы мышц).


1

30

«Невидимые нити»

1.  Знакомство с понятием «невидимые нити».

2.  Примеры невидимых нитей, нарушений их человеком

1


31

«Впереди лето»

1.  Изменения в живой и неживой природе с приходом лета.

2.  Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

3.  Рассказы-загадки о растениях.

4.  Правила друзей природы


1

32

«Что мы узнали и чему научились за год?»

Диагностика знаний, умений, навыков, приобретенных за год.

Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)


1

33 - 34

«Что мы узнали и чему научились за год?»

Выполнение общего теста, где предлагается определить по внешнему виду бегающих, лазящих и летающих существ.

1

1




14

20


Итого:


34



Тематическое планирование второго года обучения

(36 часов из расчета 1 час в неделю)





Наименования разделов и тем

Содержание занятия

Кол-во часов

теория

практика


1.Вводные занятия. Основы экологического образования (5 часов)


3

2

1

Формирование и открытие кружка «Природа и мы»

Знакомство с целями, задачами, планом работы кружка.

1


2

Я и природа


Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом и человеком. Просмотр презентации по теме: «Я и природа». Беседа.


1

3

Живая и неживая природа

Формирование углубленных знаний об объектах живой и неживой природы. Беседа о взаимосвязи живой и неживой природы.

1


4

Основы экологического образования


Что такое экология. Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Экология и мы.


1

5

Основы экологического образования

Что и кто влияет на живой организм.

Работа с демонстрационным материалом. Совместная работа – составление плаката «Что влияет на человека».

1



2.Лес как экосистема (8 часов)


4

4

6

Леса – земли краса


Знакомство детей с лесом, как экосистемой. Работа с демонстрационным материалом.

1


7

Лес – дом растений и животных

Формирование углубленных знаний об обитателях леса и растениях. Игра «Жители леса» – разрезные картинки. Составление общего плакала – «Лес – дом растений и животных»


1

8

Деревья наши друзья

Формирование углубленных знаний о деревьях. Формирование представления о деревьях, как о живых организмах.

1


9

Деревья нашего двора

Формирование умения распознавать деревья.


1

10

Биография дерева

Формирование умения рассказать о жизни дерева по срезу.


1

11

Лесные пожары

Беседа о причинах и последствиях лесных пожаров. Формирование модели поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара.

1


12

Польза деревьев

Беседа о пользе деревьев и их защите.


1

13

Листопад

Составление гербария из принесенных учениками материалов.

1



3. Мир грибов (3 часа)


1

2

14

Мир грибов

Формирование углубленных знаний о грибах.


1

15

Съедобное и несъедобное

Закрепление знаний о съедобных и несъедобных грибах. Правила «Тихой охоты».

1


16

Съедобное и несъедобное

Составление альбома-справочника о грибах. Рисование по теме.


1


4. В мире животных (8 часов)


5

3

17

В мире животных

Формирование углубленных знаний о животных. Просмотр презентации по теме: «Удивительные животные».

1


18

В мире животных

Продолжение беседы о животных. Закрепление полученных знаний.


1

19

В мире животных

Закрепление полученных знаний. Викторина «Угадай по описанию».

1


20

Братья наши меньшие

Воспитание чувства ответственности за прирученных животных. Профилактика такого явления, как брошенное, бездомное животное.


1

21

Братья наши меньшие

Обучение правильному обращению с животными. Профилактика несчастных случаев при неправильном обращении с животными.

1


22

Братья наши меньшие

Рассказ о своих домашних питомцах. Беседа на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили.

1


23

Братья наши меньшие

Продолжение рассказов о своих питомцах. Беседа на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили.


1

24

Мой домашний любимец

Выставка «Братья наши меньшие». Организация совместно с детьми выставки «Братья наши меньшие».

1



5. Мир птиц (6 часов)


3

3

25

Пернатые друзья

Формирование углубленных знаний о птицах. Просмотр презентации по теме: «Удивительные птицы». Беседа.

1


26

Пернатые друзья

Продолжение беседы о птицах. Роль птиц в жизни человека.



1

27

Птицы нашего двора

Формирование умения различать птиц.

1


28

Голоса птиц

Прослушивание голосов птиц.


1

29

Столовая для птиц

Беседы с учащимися о том, как помочь птицам пережить зиму.

1


30

Столовая для птиц

Изготовление простых кормушек.


1


6.Комнатные растения (6 часов)


3

3

31

Сад на нашем окне

Формирование углубленных знаний о комнатных растениях. Беседа о пользе и вреде комнатных растений.

1


32

От семечки до цветка

Формирование знаний о посадке и размножении комнатных растений.


1

33

Уход за комнатными растениями.

Формирование знаний о выращивании и уходе за комнатными растениями.

1


34

Атмосфера в классе

Опыт – влияние света на рост растений . Совместное проведение опыта и формирование выводов.


1

35

Атмосфера в классе

Опыт – влияние полива на рост растений. Совместное проведение опыта и формирование выводов.

1


36

«Что мы узнали и чему научились за год?»

Выполнение общего теста, где предлагается определить по внешнему виду бегающих, лазящих и летающих существ.


1




19

17


Итого:


36



Тематическое планирование третьего года обучения

(36 часов из расчета 1 час в неделю)




Наименования разделов и тем

Содержание занятия

Кол-во часов

теория

практика


1.Воздух (5 часов)


3

2

1

Чем мы дышим?

Формирование знаний о воздухе, его составе.

Чем все дышат. Растительный покров Земли – ее легкие.

1


2

Загрязнение воздуха

Загрязнения воздуха. Знакомство учащихся с источниками загрязнения воздуха. Природные факторы загрязнения воздуха.

1


3

Загрязнение воздуха

Искусственные или антропогенные факторы загрязнения воздуха


1

4

Воздух и здоровье

Формирование понятия о значении воздуха в природе и для жизни человека. Знакомство учащихся с мерами защиты воздуха. 


1

5

Воздушные процедуры и здоровье человека.

Формирование знаний о взаимосвязи воздуха и здоровья человека.

1



2.Вода – источник жизни. (10 часов)


6

4

6

Вода, ее признаки и свойства

Расширение представлений учащихся о свойствах и значении воды в жизни человека и природы. Закрепление знаний учащихся о воде как веществе природы, о трёх состояниях воды.

1


7

Вода, ее признаки и свойства

Расширение знаний о круговороте воды в природе.


1

8

Вода – источник жизни

Формирование представления о воде как ценности живой и неживой природы.

Формирование у детей представления об уникальных свойствах воды, развитие представления о воде как составной части живых организмов. Развивать представление о незаменимости воды в жизни всех живых существ.

1


9

Водоемы нашего края

Знакомство с водоемами нашего края. Наблюдение в природе за водой. Работа с картой области, знакомство с водоемами нашего края.


1

10

Жизнь на водоемах

Формирование у школьников представление о пресном водоёме как природном сообществе, знакомство с разнообразием обитателей пресного водоема.

1


11

Загрязнение воды

Формирование представление детей о единстве природы и человека, а также знания об отрицательном влиянии человека на природу и её охране.


1

12

Кругом вода

Формирование знаний о правилах экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах.

1


13

Вода – источник жизни

Формирование бережного отношения к питьевой воде, желания сохранять красоту и чистоту местных водоёмов.


1

14

Жизнь в водоемах

Оригами «Рыбки в аквариуме».

1


15

Берегите воду! 

Формирование бережного отношения к воде. Просмотр презентации «Берегите воду». Беседа «Чем я могу помочь воде».

1



3.Мир насекомых. (4 часа)


2

2

16

Мир насекомых

Формирование углубленных знаний о насекомых. Загадки о насекомых.

1


17

Удивительный мир насекомых

Книга рекордов среди насекомых. Знакомство с необычными представителями насекомых.


1

18

Мир насекомых

Расширение и обобщение знаний о полезных и вредных насекомых. Беседа о значимости насекомых в природе. Воспитание бережного, экологически правильного отношения к насекомым.

1


19

Красочный мир насекомых

Рассказ о жизненном цикле бабочки. Оригами «Бабочки».


1


4.Красная книга (2 часа)


1

1

20

Охрана животных и растений

Тема «Красная книга». Беседа.

1


21

Охрана животных и растений

Знакомство с животными и растениями нашего края, занесенными в Красную книгу.


1


5.Человек и природа (4 часа)




2



2

22

Человек и природа

 Формирование представлений о человеке, как части природы.

1


23

Человек часть природы

Определение вместе с учащимися места человека в окружающем мире.


1

24

Человек часть природы

Сравнение человека с животными, выявление сходных признаков, позволяющих сделать вывод о принадлежности человека к царству животных, а затем выявление коренные отличий человека от животных.

1


25

Мир, в котором я живу

Ознакомление с состоянием окружающей среды нашего края.


1


6.Экология человека. (11 часов)


6

5

26

Экология человека

Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающему миру, ответственности за состояние природной среды.

1


27

ЗОЖ

Формирование представлений учащихся о здоровье, как главной ценности в жизни любого человека. Беседа о правилах и рекомендациях здорового образа жизни в детском возрасте, когда происходит активное развитие и формирование тела и психики человека.


1

28

Режим дня

Беседа о режиме дня.

Ознакомление с правилами составления режима дня.

Воспитывать у младших школьников собранность

• Познакомить детей с правилами составления режима дня

• Закреплять знания детей о гигиенических нормах и культуре поведения

• Воспитывать ответственность за своё здоровье

• Обогащать словарный запас детей, развивать кругозор

Формирование умения рационально распределять время на все виды деятельности и отдыха в течение суток. 

1


29

Движение – жизнь!

Беседа о роли физкультуры в жизни человека, о том, как физические нагрузки помогают восстанавливать и укреплять организм, улучшать состояние здоровья.

1


30

Движение – жизнь!

Беседа об основных физических качествах (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений).


1

31

Движение – жизнь!

Организация выставки и рассказ детей о своих достижениях в спорте.

1


32

Здоровый сон

Формирование представления детей о том, что такое сон и о том, какое значение он имеет в жизни человека. Гигиена сна.


1

33

Умеешь трудиться – умей отдыхать!

Формирование знания о важности чередования труда и отдыха.

1


34

Правильное питание

Формирование у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью, освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

1


35

Меньше мусора – меньше проблем!

Беседа о проблеме бытового мусора и вреде, который наносится планете.


1

36

Переработка и повторное использование бытовых отходов

Обсуждение путей решения проблемы загрязнения планеты мусором.


1




20

16


Итого:


36 часа



Тематическое планирование четвертого года обучения

(36 часов из расчета 1 час в неделю)




Наименования разделов и тем

Содержание занятия

Дата

теория

теория


Введение (1час)


1


1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении

наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом

учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле».

Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров

разные эпохи развития Земли

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении

наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом

учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле».

Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров

разные эпохи развития Земли

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении

наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом

учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле».

Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров

разные эпохи развития Земли

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении

наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом

учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле».

Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров

разные эпохи развития Земли.

1



1. Среда обитания (6 часов)


4

2

2

Времена года на Земле

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость

разных форм жизни от изменений температуры и осадков

1


3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы

увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.


1

4

Изменения окружающей среды

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество

растительности – численность травоядных – численность хищников)

1


5

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение.

Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.


1

6

Условия жизни растений

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые

растения

1


7

Разнообразие животных, условия их жизни

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных

в экосистеме. Цепи питания.

1



2. Жизнь животных ( 6 часа)


4

2

8-9

Динозавры – вымерший вид животных

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Научатся извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний.

2


10

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных

видов динозавров.


1

11

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения

вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.


1

12-13

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Саратовской области. Разгадывание загадок.

2



3. Реки и озера (8 часов)


5

3

14

Реки и озера

Пресная вода. Осадки.

1


15

Получение кислорода под водой

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения

кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под

крыльями воздушный пузырь)

1


16

Пресноводные животные и растения

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о

жителях пресных водоемов.


1

17

Жизнь у рек и озер

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие

(перепончатые конечности)

1


18

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод -

причина загрязнения водоемов

Защита проекта.


1

19

Околоводные птицы

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

1


20

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной

книге края.

1


21

Акция « Сохраним первоцвет!»

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к

жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.


1


4. Человек и животные ( 8 часов)


4

4

22

Жизнь среди людей

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек.

1


23

Ролевая игра «Это все кошки»

Игра «Это все кошки».


1

24

Домашние животные

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих

питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация –

декупаж.


1

25

Викторина «Собаки – наши друзья»

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина

«Породы собак».

1


26

Уход за домашними животными

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки,

собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).


1

27

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.


1

28

Люди и паразиты

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной

литературой.

1


29

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и

бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

1



5. Сельскохозяйственный труд весной (7часов)


3

4

30

Почва

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах

перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая

работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные,

суглинистые).

0,5

0,5

31

Семена овощных и декоративных культур

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по

внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

0,5

0,5

32

Заботы хлебороба весной

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о

видах и значении труда людей весной в поле.

1


33

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения

их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых

растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.


1

34

Подготовка почвы на пришкольном участке

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём.

Перекапывание участка, внесение органических удобрений.


1

35

Высадка рассады на участке. Составление графика полива

Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы

(по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в

группах.


1

36

Декоративные растения

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об

основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки.

Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

1





21

15


Итого:


36 часа


































Список литературы

Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д.

Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010 – 331 с.

Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993

Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики

Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009

Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.:

Просвещение, 2015

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель»,

2016

Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2015

Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 2012

Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2017

Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 2016




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!