Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы» составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.
Программа относится к эколого-биологической направленности внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Программа курса «Природа и мы» рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.
Цель программы состоит в создании условий для:
- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;
- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;
- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Природа и мы »:
- научить использовать полученные знания об экологии;
- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.
Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы» составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.
Программа относится к эколого-биологической направленности внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Программа курса «Природа и мы» рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.
Цель программы состоит в создании условий для:
- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;
- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;
- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Природа и мы »:
- научить использовать полученные знания об экологии;
- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.
Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы» составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.
Программа относится к эколого-биологической направленности внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Программа курса «Природа и мы» рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.
Цель программы состоит в создании условий для:
- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;
- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;
- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Природа и мы »:
- научить использовать полученные знания об экологии;
- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.
Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы» составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.
Программа относится к эколого-биологической направленности внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Программа курса «Природа и мы» рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.
Цель программы состоит в создании условий для:
- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;
- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;
- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Природа и мы »:
- научить использовать полученные знания об экологии;
- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.
Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы» составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.
Программа относится к эколого-биологической направленности внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Программа курса «Природа и мы» рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.
Цель программы состоит в создании условий для:
- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;
- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;
- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Природа и мы »:
- научить использовать полученные знания об экологии;
- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.
Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы» составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.
Программа относится к эколого-биологической направленности внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Программа курса «Природа и мы» рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.
Цель программы состоит в создании условий для:
- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;
- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;
- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Природа и мы »:
- научить использовать полученные знания об экологии;
- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.
Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы» составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.
Программа относится к эколого-биологической направленности внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Программа курса «Природа и мы» рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.
Цель программы состоит в создании условий для:
- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;
- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;
- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Природа и мы »:
- научить использовать полученные знания об экологии;
- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.
Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы» составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.
Программа относится к эколого-биологической направленности внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Программа курса «Природа и мы» рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.
Цель программы состоит в создании условий для:
- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;
- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;
- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Природа и мы »:
- научить использовать полученные знания об экологии;
- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.
Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы» составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.
Программа относится к эколого-биологической направленности внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Программа курса «Природа и мы» рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.
Цель программы состоит в создании условий для:
- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;
- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;
- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Природа и мы »:
- научить использовать полученные знания об экологии;
- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по окружающему миру на тему "Природа и мы"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия№34»
«Рассмотрено» Методист: ____/ И.В. Анисимова / Протокол № 1 от «30» августа 2021г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Гимназия № 34»: ______ / Е.В. Коротина / «30 » августа 2021г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Гимназия № 34»: ___________/ О.В.Иванова Приказ № 180 от «01 » сентября 2021г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
кружка «Природа и мы»
Грининой Ольги Валерьевны,
учителя начальных классов
Программа рассчитана на четыре года обучения
для обучающихся 7-10 лет (класс 1.6)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1от
«30» августа 2021г.
2021 – 2022 учебный год
г. Саратов
Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и мы» составлена для учащихся 7-10 лет в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программ: Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с., факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.
Программа относится к эколого-биологической направленности внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом особенностей обучения на уровне начального общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Программа курса «Природа и мы» рассчитана на детей 7 - 10 лет (1 - 4 классы). Срок реализации программы курса внеурочной деятельности 4 года, 1 час в неделю.
Цель программы состоит в создании условий для:
- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;
- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;
- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Природа и мы »:
- научить использовать полученные знания об экологии;
- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Природа и мы»
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
В результате освоения содержания программы внеурочной деятельности «Природа и мы» учащиеся научатся:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;
- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ
Содержание программы «Природа и мы»
1 класс
№ | Название разделов, тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Мир вокруг нас. | 4 | 2 | 2 |
2 | Разнообразие растительного и животного мира. | 16 | 6 | 10 |
3 | Красная Книга | 7 | 3 | 4 |
4 | Невидимые нити | 7 | 3 | 4 |
Итого | 34 | 14 | 20 |
2 класс
№ | Название разделов, тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводные занятия. Основы экологического образования | 5 | 3 | 2 |
2 | Лес как экосистема | 8 | 4 | 4 |
3 | Мир грибов | 3 | 1 | 2 |
4 | В мире животных | 8 | 5 | 3 |
5 | Мир птиц | 6 | 3 | 3 |
6 | Комнатные растения | 6 | 3 | 3 |
Итого | 36 | 19 | 17 |
3 класс
№ | Название разделов, тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Воздух | 5 | 3 | 2 |
2 | Вода – источник жизни. | 10 | 6 | 4 |
3 | Мир насекомых. | 4 | 2 | 2 |
4 | Красная книга | 2 | 1 | 1 |
5 | Человек и природа | 4 | 2 | 2 |
6 | Экология человека | 11 | 6 | 5 |
Итого | 36 | 20 | 16 |
4 класс
№ | Название разделов, тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Среда обитания | 6 | 4 | 2 |
3 | Жизнь животных | 6 | 4 | 2 |
4 | Реки и озёра | 8 | 5 | 3 |
5 | Человек и животные | 8 | 4 | 4 |
6 | Сельскохозяйственный труд весной | 7 | 3 | 4 |
Итого | 36 | 21 | 15 |
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. При реализации программы активно используются игровые технологии, в том числе ролевые игры, проектная методика, а также программой предусмотрены экскурсии. Итогами реализации программы являются результаты участия детей в различных конкурсах, праздниках.
Основные методы обучения:
фронтальный;
объяснительно-иллюстративный,
групповой,
практический,
частично-поисковый,
исследовательский метод.
Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
чтение и обсуждение;
экскурсии на пришкольный участок;
практические занятия;
творческие домашние задания;
конкурсы
мини-проекты
совместная работа с родителями
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Природа и мы»
Тематическое планирование первого года обучения
(36 часов из расчета 1 час в неделю)
№ | Наименования разделов и тем | Содержание занятия | Кол-во часов |
теория | практика |
| 1.Мир вокруг нас. (4 часа) | | 2 | 2 |
1 | «Мир, окружающий нас» | 1.Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) 2. Сравнение объектов природы и рукотворного мира. 3. Глобус — модель Земли 4. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных 5. Прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных | 1 | |
2 | «Неживая и живая природа» | 1. Живая и неживая природа, их отличия. 2. Связь между живой и неживой природой | 1 | |
3 | «В гости к осени» (1-я экскурсия) | Осенние изменения в неживой и живой природе (растительном мире) | | 1 |
4 | «В гости к осени» (2-я экскурсия) | Изменения в жизни животных с приходом осени». Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. | | 1 |
| 2.Разнообразие растительного и животного мира. (16 часов) | | 6 | 10 |
5 | «Разнообразие растительного мира» | 1. Деревья, кустарники и травы. Их отличительные признаки. 2. Лиственные и хвойные растения. 3. Изготовление модели «клина журавлей» | 1 | |
6 | «Разнообразие животного мира» | 1. Звери, птицы, рыбы, насекомые и пауки. 2. Отличительные признаки этих групп животных. 3. Дидактическая игра «Рассели животных по домам» Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. | | 1 |
7 | «Что где растет? Кто где живет?» | 1.Животные и растения разных мест обитания 2. Их приспособления к жизни в этих условиях Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | | 1 |
8 | «У воды, на воде и в воде» | 1.Сезонные изменения на водоеме 2. Водоем как среда обитания животных и растений. 3.Приспособление к жизни в водных условиях среды обитания. Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема Наблюдение за обитателями водоемы. | | 1 |
9 | «Дикие и домашние животные» | 1.Основные признаки и отличительные особенности диких и домашних животных. Уточнить признаки домашних и диких животных, их сходства и различия. Роль человека в жизни домашних животных. | 1 | |
10 | «Лес -многоэтажный дом» | 1.Лес как пример сообщества. 2.Взаимосвязь живых организмов друг с другом. 3.«Дома» лесных растений и животных. Бережное отношение ко всем лесным жителям. Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий. | | 1 |
11 | Киты, дельфины, акулы. | Разнообразие морского мира. Рисунки детей по теме занятия Формирование умения правильно использовать монологическую речь для решения различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции. | | 1 |
12 | Грибы - удивительное царство. | Где и какие грибы встречаются в Саратовской области. | | 1 |
13 | «В гости к зиме» (экскурсия) | 1. Изменения в живой и неживой природе с приходом зимы. 2. Д/игра «Узнай птицу по описанию» | 1 | |
14 | «Растения и животные зимой» | 1. Жизнь растений и диких животных зимой. 2. Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии | | 1 |
15 | «С кем дружит ель?» | 1. Ель. Внешний вид, продолжительность жизни; животные, связанные с елью. 2. Сюжетно-ролевая игра «В лес за елкой» | | 1 |
16 | «Как рождается ветер» | 1.Дать представление о движении воздуха (ветре) 2. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури | 1 | |
17 | «Водоемы нашего края» | 1. Водоемы Земли (океаны, моря, реки, озера, болота, водохранилища, пруды, каналы), их обозначения на глобусе. 2. Части реки: исток, устье, русло, притоки . Значение воды в природе и жизни человека. 3. Загрязнение воды и ее охрана | | 1 |
18 | «Воздух-невидимка, без которого не жить» | 1. Знакомство с воздухом, его значением для живого на Земле, для жизни человека. 2. Загрязнение воздуха и его охрана | 1 | |
19 | Тайны камней | 1.Разнообразие камней. 2.Айсберг. Что такое коралловый остров? 3.Где находится самая большая и самая глубокая пещера? 4.Сады камней. 5.Откуда взялись статуи на острове Пасха? 6.Почему нефрит называют национальным камнем Китая? 7.Откуда взялись алмазы? | | 1 |
20 | «Из чего что сделано?» | 1. Знакомство с технологией изготовления книги, глиняных, шерстяных изделий. 2. Игра «Что из чего?» | 1 | |
| 3.Красная Книга (7 часов) | | 3 | 4 |
21 | «Красная книга» | 1. Знакомство с Красной книгой. 2. Просмотр диафильма «Красная книга» | 1 | |
22 | Эти удивительные животные | 1.«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. 2.Красная книга Саратовской области. 3.Разумные дельфины. | | 1 |
23 | Жили-были динозавры... и не только они | 1.Голубые лягушки. *2.Когда появились первые рептилии? *Какими были первые рыбы? 3.Как улитка строит свой панцирь? 4.Где живут «карманные динозавры?» | 1 | |
24 | «В гости к весне» (экскурсия) | Изменения в живой и неживой природе с приходом весны. Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам Цикл наблюдений «Пробуждение природы» Признаки наступления весны. Изменения в живой природе связанны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни | | 1 |
25 | «Если посмотреть вокруг...» | Знакомство с горизонтом, линией горизонта, сторонами горизонта | | 1 |
26 | «Как солнце жизнь дает земле» | 1. Знакомство с понятием «ориентирование». 2. Правила появления Солнца на небе. 3. Задачи-упражнения на определение сторон горизонта по Солнцу | | 1 |
27 | «Компас» | 1. Знакомство с компасом, его устройством и назначением, правилами определения сторон горизонта. 2. Практическая работа по определению сторон «Найди спрятанную игрушку» (по компасу) | 1 | |
| 4.Невидимые нити (7часов) | | 3 | 4 |
28 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. | Знакомство с миром насекомых. Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. | 1 | |
29 | Летающие птицы и звери, их особенности | Приспособления к воздушной среде: -форма тела летающих: -обтекаемость тела (птица), -наличие плоскостей для опоры на воздух (крылья, парашют), -облегченная конструкция (полые кости), -наличие крыльев и иных приспособлений для полета (летательные перепонки, например), -облегчение конечностей (укорочение, уменьшение массы мышц). | | 1 |
30 | «Невидимые нити» | 1. Знакомство с понятием «невидимые нити». 2. Примеры невидимых нитей, нарушений их человеком | 1 | |
31 | «Впереди лето» | 1. Изменения в живой и неживой природе с приходом лета. 2. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. 3. Рассказы-загадки о растениях. 4. Правила друзей природы | | 1 |
32 | «Что мы узнали и чему научились за год?» | Диагностика знаний, умений, навыков, приобретенных за год. Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной) | | 1 |
33 - 34 | «Что мы узнали и чему научились за год?» | Выполнение общего теста, где предлагается определить по внешнему виду бегающих, лазящих и летающих существ. | 1 | 1 |
| | | 14 | 20 |
| Итого: | | 34 |
Тематическое планирование второго года обучения
(36 часов из расчета 1 час в неделю)
№ | Наименования разделов и тем | Содержание занятия | Кол-во часов |
теория | практика |
| 1.Вводные занятия. Основы экологического образования (5 часов) | | 3 | 2 |
1 | Формирование и открытие кружка «Природа и мы» | Знакомство с целями, задачами, планом работы кружка. | 1 | |
2 | Я и природа | Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом и человеком. Просмотр презентации по теме: «Я и природа». Беседа. | | 1 |
3 | Живая и неживая природа | Формирование углубленных знаний об объектах живой и неживой природы. Беседа о взаимосвязи живой и неживой природы. | 1 | |
4 | Основы экологического образования | Что такое экология. Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Экология и мы. | | 1 |
5 | Основы экологического образования | Что и кто влияет на живой организм. Работа с демонстрационным материалом. Совместная работа – составление плаката «Что влияет на человека». | 1 | |
| 2.Лес как экосистема (8 часов) | | 4 | 4 |
6 | Леса – земли краса | Знакомство детей с лесом, как экосистемой. Работа с демонстрационным материалом. | 1 | |
7 | Лес – дом растений и животных | Формирование углубленных знаний об обитателях леса и растениях. Игра «Жители леса» – разрезные картинки. Составление общего плакала – «Лес – дом растений и животных» | | 1 |
8 | Деревья наши друзья | Формирование углубленных знаний о деревьях. Формирование представления о деревьях, как о живых организмах. | 1 | |
9 | Деревья нашего двора | Формирование умения распознавать деревья. | | 1 |
10 | Биография дерева | Формирование умения рассказать о жизни дерева по срезу. | | 1 |
11 | Лесные пожары | Беседа о причинах и последствиях лесных пожаров. Формирование модели поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара. | 1 | |
12 | Польза деревьев | Беседа о пользе деревьев и их защите. | | 1 |
13 | Листопад | Составление гербария из принесенных учениками материалов. | 1 | |
| 3. Мир грибов (3 часа) | | 1 | 2 |
14 | Мир грибов | Формирование углубленных знаний о грибах. | | 1 |
15 | Съедобное и несъедобное | Закрепление знаний о съедобных и несъедобных грибах. Правила «Тихой охоты». | 1 | |
16 | Съедобное и несъедобное | Составление альбома-справочника о грибах. Рисование по теме. | | 1 |
| 4. В мире животных (8 часов) | | 5 | 3 |
17 | В мире животных | Формирование углубленных знаний о животных. Просмотр презентации по теме: «Удивительные животные». | 1 | |
18 | В мире животных | Продолжение беседы о животных. Закрепление полученных знаний. | | 1 |
19 | В мире животных | Закрепление полученных знаний. Викторина «Угадай по описанию». | 1 | |
20 | Братья наши меньшие | Воспитание чувства ответственности за прирученных животных. Профилактика такого явления, как брошенное, бездомное животное. | | 1 |
21 | Братья наши меньшие | Обучение правильному обращению с животными. Профилактика несчастных случаев при неправильном обращении с животными. | 1 | |
22 | Братья наши меньшие | Рассказ о своих домашних питомцах. Беседа на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили. | 1 | |
23 | Братья наши меньшие | Продолжение рассказов о своих питомцах. Беседа на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили. | | 1 |
24 | Мой домашний любимец | Выставка «Братья наши меньшие». Организация совместно с детьми выставки «Братья наши меньшие». | 1 | |
| 5. Мир птиц (6 часов) | | 3 | 3 |
25 | Пернатые друзья | Формирование углубленных знаний о птицах. Просмотр презентации по теме: «Удивительные птицы». Беседа. | 1 | |
26 | Пернатые друзья | Продолжение беседы о птицах. Роль птиц в жизни человека. | | 1 |
27 | Птицы нашего двора | Формирование умения различать птиц. | 1 | |
28 | Голоса птиц | Прослушивание голосов птиц. | | 1 |
29 | Столовая для птиц | Беседы с учащимися о том, как помочь птицам пережить зиму. | 1 | |
30 | Столовая для птиц | Изготовление простых кормушек. | | 1 |
| 6.Комнатные растения (6 часов) | | 3 | 3 |
31 | Сад на нашем окне | Формирование углубленных знаний о комнатных растениях. Беседа о пользе и вреде комнатных растений. | 1 | |
32 | От семечки до цветка | Формирование знаний о посадке и размножении комнатных растений. | | 1 |
33 | Уход за комнатными растениями. | Формирование знаний о выращивании и уходе за комнатными растениями. | 1 | |
34 | Атмосфера в классе | Опыт – влияние света на рост растений . Совместное проведение опыта и формирование выводов. | | 1 |
35 | Атмосфера в классе | Опыт – влияние полива на рост растений. Совместное проведение опыта и формирование выводов. | 1 | |
36 | «Что мы узнали и чему научились за год?» | Выполнение общего теста, где предлагается определить по внешнему виду бегающих, лазящих и летающих существ. | | 1 |
| | | 19 | 17 |
| Итого: | | 36 |
Тематическое планирование третьего года обучения
(36 часов из расчета 1 час в неделю)
№ | Наименования разделов и тем | Содержание занятия | Кол-во часов |
теория | практика |
| 1.Воздух (5 часов) | | 3 | 2 |
1 | Чем мы дышим? | Формирование знаний о воздухе, его составе. Чем все дышат. Растительный покров Земли – ее легкие. | 1 | |
2 | Загрязнение воздуха | Загрязнения воздуха. Знакомство учащихся с источниками загрязнения воздуха. Природные факторы загрязнения воздуха. | 1 | |
3 | Загрязнение воздуха | Искусственные или антропогенные факторы загрязнения воздуха | | 1 |
4 | Воздух и здоровье | Формирование понятия о значении воздуха в природе и для жизни человека. Знакомство учащихся с мерами защиты воздуха. | | 1 |
5 | Воздушные процедуры и здоровье человека. | Формирование знаний о взаимосвязи воздуха и здоровья человека. | 1 | |
| 2.Вода – источник жизни. (10 часов) | | 6 | 4 |
6 | Вода, ее признаки и свойства | Расширение представлений учащихся о свойствах и значении воды в жизни человека и природы. Закрепление знаний учащихся о воде как веществе природы, о трёх состояниях воды. | 1 | |
7 | Вода, ее признаки и свойства | Расширение знаний о круговороте воды в природе. | | 1 |
8 | Вода – источник жизни | Формирование представления о воде как ценности живой и неживой природы. Формирование у детей представления об уникальных свойствах воды, развитие представления о воде как составной части живых организмов. Развивать представление о незаменимости воды в жизни всех живых существ. | 1 | |
9 | Водоемы нашего края | Знакомство с водоемами нашего края. Наблюдение в природе за водой. Работа с картой области, знакомство с водоемами нашего края. | | 1 |
10 | Жизнь на водоемах | Формирование у школьников представление о пресном водоёме как природном сообществе, знакомство с разнообразием обитателей пресного водоема. | 1 | |
11 | Загрязнение воды | Формирование представление детей о единстве природы и человека, а также знания об отрицательном влиянии человека на природу и её охране. | | 1 |
12 | Кругом вода | Формирование знаний о правилах экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах. | 1 | |
13 | Вода – источник жизни | Формирование бережного отношения к питьевой воде, желания сохранять красоту и чистоту местных водоёмов. | | 1 |
14 | Жизнь в водоемах | Оригами «Рыбки в аквариуме». | 1 | |
15 | Берегите воду! | Формирование бережного отношения к воде. Просмотр презентации «Берегите воду». Беседа «Чем я могу помочь воде». | 1 | |
| 3.Мир насекомых. (4 часа) | | 2 | 2 |
16 | Мир насекомых | Формирование углубленных знаний о насекомых. Загадки о насекомых. | 1 | |
17 | Удивительный мир насекомых | Книга рекордов среди насекомых. Знакомство с необычными представителями насекомых. | | 1 |
18 | Мир насекомых | Расширение и обобщение знаний о полезных и вредных насекомых. Беседа о значимости насекомых в природе. Воспитание бережного, экологически правильного отношения к насекомым. | 1 | |
19 | Красочный мир насекомых | Рассказ о жизненном цикле бабочки. Оригами «Бабочки». | | 1 |
| 4.Красная книга (2 часа) | | 1 | 1 |
20 | Охрана животных и растений | Тема «Красная книга». Беседа. | 1 | |
21 | Охрана животных и растений | Знакомство с животными и растениями нашего края, занесенными в Красную книгу. | | 1 |
| 5.Человек и природа (4 часа) | | 2 | 2 |
22 | Человек и природа | Формирование представлений о человеке, как части природы. | 1 | |
23 | Человек часть природы | Определение вместе с учащимися места человека в окружающем мире. | | 1 |
24 | Человек часть природы | Сравнение человека с животными, выявление сходных признаков, позволяющих сделать вывод о принадлежности человека к царству животных, а затем выявление коренные отличий человека от животных. | 1 | |
25 | Мир, в котором я живу | Ознакомление с состоянием окружающей среды нашего края. | | 1 |
| 6.Экология человека. (11 часов) | | 6 | 5 |
26 | Экология человека | Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающему миру, ответственности за состояние природной среды. | 1 | |
27 | ЗОЖ | Формирование представлений учащихся о здоровье, как главной ценности в жизни любого человека. Беседа о правилах и рекомендациях здорового образа жизни в детском возрасте, когда происходит активное развитие и формирование тела и психики человека. | | 1 |
28 | Режим дня | Беседа о режиме дня. Ознакомление с правилами составления режима дня. Воспитывать у младших школьников собранность • Познакомить детей с правилами составления режима дня • Закреплять знания детей о гигиенических нормах и культуре поведения • Воспитывать ответственность за своё здоровье • Обогащать словарный запас детей, развивать кругозор Формирование умения рационально распределять время на все виды деятельности и отдыха в течение суток. | 1 | |
29 | Движение – жизнь! | Беседа о роли физкультуры в жизни человека, о том, как физические нагрузки помогают восстанавливать и укреплять организм, улучшать состояние здоровья. | 1 | |
30 | Движение – жизнь! | Беседа об основных физических качествах (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений). | | 1 |
31 | Движение – жизнь! | Организация выставки и рассказ детей о своих достижениях в спорте. | 1 | |
32 | Здоровый сон | Формирование представления детей о том, что такое сон и о том, какое значение он имеет в жизни человека. Гигиена сна. | | 1 |
33 | Умеешь трудиться – умей отдыхать! | Формирование знания о важности чередования труда и отдыха. | 1 | |
34 | Правильное питание | Формирование у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью, освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. | 1 | |
35 | Меньше мусора – меньше проблем! | Беседа о проблеме бытового мусора и вреде, который наносится планете. | | 1 |
36 | Переработка и повторное использование бытовых отходов | Обсуждение путей решения проблемы загрязнения планеты мусором. | | 1 |
| | | 20 | 16 |
| Итого: | | 36 часа |
Тематическое планирование четвертого года обучения
(36 часов из расчета 1 час в неделю)
№ | Наименования разделов и тем | Содержание занятия | Дата |
теория | теория |
| Введение (1час) | | 1 | |
1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. | 1 | |
| 1. Среда обитания (6 часов) | | 4 | 2 |
2 | Времена года на Земле | Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков | 1 | |
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. | | 1 |
4 | Изменения окружающей среды | Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников) | 1 | |
5 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. | | 1 |
6 | Условия жизни растений | Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения | 1 | |
7 | Разнообразие животных, условия их жизни | Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. | 1 | |
| 2. Жизнь животных ( 6 часа) | | 4 | 2 |
8-9 | Динозавры – вымерший вид животных | Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Научатся извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний. | 2 | |
10 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. | | 1 |
11 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. | | 1 |
12-13 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Саратовской области. Разгадывание загадок. | 2 | |
| 3. Реки и озера (8 часов) | | 5 | 3 |
14 | Реки и озера | Пресная вода. Осадки. | 1 | |
15 | Получение кислорода под водой | Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь) | 1 | |
16 | Пресноводные животные и растения | Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов. | | 1 |
17 | Жизнь у рек и озер | Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности) | 1 | |
18 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов Защита проекта. | | 1 |
19 | Околоводные птицы | Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания | 1 | |
20 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края. | 1 | |
21 | Акция « Сохраним первоцвет!» | Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов. | | 1 |
| 4. Человек и животные ( 8 часов) | | 4 | 4 |
22 | Жизнь среди людей | Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек. | 1 | |
23 | Ролевая игра «Это все кошки» | Игра «Это все кошки». | | 1 |
24 | Домашние животные | Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. | | 1 |
25 | Викторина «Собаки – наши друзья» | Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». | 1 | |
26 | Уход за домашними животными | Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). | | 1 |
27 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. | | 1 |
28 | Люди и паразиты | Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. | 1 | |
29 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя» | 1 | |
| 5. Сельскохозяйственный труд весной (7часов) | | 3 | 4 |
30 | Почва | Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). | 0,5 | 0,5 |
31 | Семена овощных и декоративных культур | Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. | 0,5 | 0,5 |
32 | Заботы хлебороба весной | Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле. | 1 | |
33 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки. | | 1 |
34 | Подготовка почвы на пришкольном участке | Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений. | | 1 |
35 | Высадка рассады на участке. Составление графика полива | Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах. | | 1 |
36 | Декоративные растения | Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение». | 1 | |
| | | 21 | 15 |
| Итого: | | 36 часа |
Список литературы
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д.
Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010 – 331 с.
Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики
Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.:
Просвещение, 2015
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель»,
2016
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2015
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 2012
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2017
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 2016