СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект на тему: «Развитие речевого мышления учащихся как средство достижения планируемых результатов по русскому языку»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный проект на тему:

«Развитие речевого мышления учащихся как средство достижения планируемых результатов по русскому языку»

 

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект на тему: «Развитие речевого мышления учащихся как средство достижения планируемых результатов по русскому языку»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Башкирская гимназия села Большеустьикинское

муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан









Образовательный проект на тему:

«Развитие речевого мышления учащихся как средство достижения планируемых результатов по русскому языку»





























с.Большеустьикинское

К образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что ученик на выходе из учебного заведения должен обладать определённой суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника, умеющего ориентироваться в меняющихся жизненных условиях, гибкого в принятии решений, умеющего искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве. И сегодня как никогда остро стоит вопрос о коммуникативной компетентности выпускника школы. Умение общаться очень важная сторона в жизни любого человека. Искусство общения помогает человеку в его профессиональной деятельности, карьерном росте. Правильная речь – это залог успеха в жизни.

Актуальность выбора темы

Одной из задач уроков русского языка и литературы является формирование у детей правильной речи. Следовательно, цель учителя- словесника –правильно организовать работу по развитию речи.

На практике мы видим, что учащиеся не умеют обосновывать, аргументировать свои суждения (или испытывают большие затруднения в отборе аргументов) даже при наличии определенных знаний. Эта проблема особенно остро стоит перед учащимися, для которых русский язык является не родным. Поэтому обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь книжную информацию, проникнуть в смысл высказывания – слушание; навыков изучающего чтения; умений ведения диалога и построения монологического высказывания – говорение; умений, осмысливая тему и основную мысль высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание – письмо, говорение. Исходя из всего этого я могу объяснить причину выбора именно этой темы: «Развитие устной речи на уроках русского языка и литературы».

Данный педагогический проект предполагается реализовать в три этапа:

I этап – 2015-2016 учебный год

II этап – 2016 -2017 учебный год

III этап – 2017-2018 учебный год

Цель проекта: Формирование коммуникативной культуры.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Уроки русского языка и литературы строить с учетом того, что на каждом занятии осуществлялась работа по развитию речи.

2. Способствовать развитию речевого мышления в соответствии с планируемыми результатами по русскому языку основной образовательной программы основного общего образования.

3. Рассмотреть имеющиеся в психолого-педагогической практике пути решения профессиональной проблемы, использовать современные педагогические технологии, методики, формы, приёмы и средства обучения.

4. Улучшить учебную мотивацию, развивать познавательные интересы к предмету.

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в том, что все техники и приемы по развитию речевого мышления систематизированы с учетом требований учебного предмета «Русский язык» в условиях реализации ФГОС основного общего образования и изучаются дифференцированно.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта состоит в существенном повышении качества работы по достижению результатов по русскому языку в основной школе.

Концептуальная основа

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

  • взаимопроверка, взаимоконтроль;

  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

В современных условиях перехода на ФГОС наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми являются технологии развивающего обучения, такие как проблемное обучение, метод проектов, технология модерации и т.д.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса.

Так же, технология модерации направлена на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.







Содержательная часть обучения

Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока – урок-исследование. Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. Стараюсь разнообразить уроки развития речи.

На уроках развития речи широко использую

- работу с опорными словами,

- сочинения-миниатюры по картине

- сочинения на заданную тему,

- сочинения по пословице,

Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают «техникой» выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. «Речевая деятельность» - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:

1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;

2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений;

3) написание сочинения.























Работа над изложением

В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме, т.е. изложения с элементами сочинения – 8 класс Использование разных видов изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями.

Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе. Очень большая работа проводится в решу ОГЭ https://rus-ege.sdamgia.ru, где ребята каждый урок находят новые тексты для обработки.









Целевые группы и партнеры проекта

Целевые группы проекта

  1. Учащиеся 5-11 классов МОБУ Бащкирская гимназия:

- освоение техник и приемов, направленных на формирование развитие речевого мышления у учащихся.

Краткое описание проекта по этапам

Проект длительный, срок реализации: 4 года (5-11 классы).

Проект «Развитие речевого мышления учащихся как средство достижения планируемых результатов по русскому языку» рассчитан на 2015-2018 годы.

Этапы проекта и основные мероприятия


№ п/п

Этап проекта

Мероприятия

Сроки

1.

Организационный

этап

  1. Стартовая диагностика уровня развития устной речи.
  2. Определение перечня методических приемов и техник для развития речевого мышления у учащихся основной школы в соответствии с выявленными по результатам диагностики затруднениями у учащихся

1 четверть

2.

Практический этап

  1. Освоение учащимися модулей «Информационное, рациональное и аналитическое чтение» и «Техника сжатия, «упаковки» информации»
  2. Применение приобретённых умений и навыков при выполнении учебных заданий по русскому языку

8 класс




9-11 классы

3.

Мониторинг реализации данного проекта

  1. Проведение диагностики уровня развития речевого мышления.
  2. Анализ соответствия промежуточных (5-8 классы) и итоговых (9 и 11 классы) результатов диагностики планируемым результатам рабочей программы по русскому языку.

Ежегодно, май



На организационном этапе выявляется уровень развития речевого мышления учащихся. Для этого в течение 1 четверти 8 класса проводится стартовая диагностика, педагогом проверяется следующее:
  • степень понимания после первично прочитанного текста;

  • умение работать индивидуально и в группе путем наблюдения;

  • оценка владения устной и письменной речью, диалогической и монологической контекстной речью, информационной переработки текста;

  • развитие навыков чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала;

  • умение оценивать собственную и чужую речь.

На практическом этапе системно применяются техники и приемы для развития речевого мышления по модулям:
  • «Информационное, рациональное и аналитическое чтение»;
  • «Техники сжатия, «упаковки» информации».
Перечень методических приемов и техник для развития речевого мышления определяется исходя из полученных результатов и с учетом интересов учащихся конкретного класса. При обучении модулю «Техника сжатия, «упаковки» информации» используются приемы и техники:
  • «25 слов» (Приложение);
  • аргументированное лото;
  • квест по книге (Приложение).
На этапе мониторинга реализации данного проекта выявляется динамика уровня развития речевого мышления и анализ промежуточных и итоговых результатов

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Таблица 4

Задача проекта

Ожидаемый результат

Критерии

оценивания

Показатели

Инструмент

оценки

1.Способствовать развитию речевого мышления в соответствии с планируемыми результатами по русскому языку основной образовательной программы основного общего образования


Доля числа учащихся, достигнувших уровня развития речевого мышления в соответствии с планируемыми результатами по русскому языку, не менее 96%

Мотиваци-онно-волевой

Уровень сформированности мотивации к выполнению заданий в рамках проекта

Методика диагностики направленности учебной мотивации

Инструмен-тально-деятельнос-тный

Учащиеся применяют приобретённые умения и навыки при выполнении учебных заданий по русскому языку, овладели основными «инструментами» аналитической работы с информацией, ее структурирования и презентации


Качественный анализ выполнения устных и письменных учебных заданий по русскому языку

Наличие инструмен-тария для диагностики уровня развития речевого мышления учащихся

Уровень развития речевого мышления учащихся


Диагностический инструментарий




Повышение качества знаний учащихся основной школы по русскому языку

Процент качества знаний

Классный журнал

2.Определить техники и приемы развития речевого мышления в соответствии с затруднениями учащихся по результатам диагностики

Наличие банка техник и приемов развития речевого мышления в соответствии с затруднениями учащихся

Сформиро-ванность банка техник и приемов развития речевого мышления

Соответствие техник и приемов требованиям рабочей программы по русскому языку

Банк техник и приемов развития речевого мышления размещен на странице в сети Интернет

3. Создавать на урочных занятиях по русскому языку ситуации для развития речевого мышления учащихся основной школы

Использование ситуаций для развития речевого мышления, не менее 30% учебного времени

Наличие разработок учебных занятий с использованием ситуаций для развития речевого мышления учащихся основной школы

Соответствие разработанных ситуаций требованиям рабочей программы по русскому языку

Наличие технологических карт учебных занятий


Оценка эффективности реализации проекта:

  1. Соответствие уровня развития речевого мышления планируемым результатам по русскому языку основной образовательной программы основного общего образования.

  2. Определены техники и приемы развития речевого мышления в соответствии с затруднениями учащихся по результатам диагностики.

  3. Проявляются приобретённые умения и навыки при выполнении учебных заданий по русскому языку, овладели основными «инструментами» аналитической работы с информацией, ее структурирования и презентации.



Промежуточные результаты реализации проекта.

Мероприятия

Результаты

Организационный этап

  1. Стартовая диагностика уровня развития речевого мышления

Анализ уровня сформированности речевого мышления учащихся

  1. Определение перечня методических приемов и техник для развития речевого мышления у учащихся основной школы в соответствии с выявленными по результатам диагностики затруднениями у учащихся

Банк методических приемов и техник для развития речевого мышления у учащихся основной школы в соответствии с выявленными по результатам диагностики затруднениями у учащихся

Практический этап

1. Освоение учащимися модулей «Информационное, рациональное и аналитическое чтение» и «Техника сжатия, «упаковки» информации»

Владение стратегиями технологии развития критического мышления через чтение и письмо, приемами сжатия и «упаковки» информации

2. Применение приобретённых умений и навыков при выполнении учебных заданий по русскому языку Качественное выполнение заданий по русскому языку, овладение основными «инструментами» аналитической работы с информацией, ее структурирования и презентации

Мониторинг реализации данного проекта

1. Проведение диагностики уровня развития речевого мышления

Повышение уровня развития устной речи у учащихся

2.Анализ соответствия промежуточных (5-8 классы) и итоговых (9 и 11 классов) результатов диагностики планируемым результатам рабочей программы по русскому языку Соответствие промежуточных и итоговых результатов диагностики планируемым результатам рабочей программы по русскому языку





















Планируемые результаты по русскому языку на ГИА


Метапредметные результаты включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества:

  • «умение самостоятельно определять цели своего обучения ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности»;

  • «умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач»;

  • уметь «соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией»;

  • научиться умению «оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения»;

  • владеть «основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности»;

  • уметь «определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы»;

  • овладеть смысловым чтением;

  • уметь «организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение»;

  • овладеть умением «осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью»;

  • работать над формированием и развитием «компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитием мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами»;

  • Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» должны отражать:

  • совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

  • создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

  • развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

  • овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

  • умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

  • умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

  • осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

  • соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

  • стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

  • распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

  • уместное использование фразеологических оборотов в речи;

  • корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;

  • использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

  • расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

  • идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

  • распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

  • распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;

  • распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

  • распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

  • проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

  • проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

  • анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

  • определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

  • определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

  • деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

  • умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

  • проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;

  • характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

  • опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

  • определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

  • определение грамматической основы предложения;

  • распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;

  • распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

  • опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;

  • определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

  • определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

  • умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

  • пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

  • пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

  • использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

  • использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

  • использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов.

 Также применяю технологию «Портфолио», когда ребята видят конкретные результаты своего труда, сравнивают себя с самим собой, понимают, чего достигли за определённый период и что ещё предстоит сделать, чтобы итог обучения был положительным.







Приложение 1

Стратегии технологии развития

критического мышления через чтение и письмо

Кластер

(от англ. – cluster- гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот  или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.  Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».   Последовательность действий  при построении кластера проста и логична:

  • Ключевое слово

  • Слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

  • По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием.

Правила построения кластера:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  • Постараться построить как можно больше связей. Не  следовать по заранее.

Построение таблицы

Любая таблица – представляет собой  результат некоторой классификации, оформленный в  виде нескольких столбцов и  строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. 

ТАСК-анализ

ТАСК -  (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача   помочь учащимся научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста.  Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста предстоит размышлять обучающимся.  Наиболее рациональные ответы на вопросы необходимо занести в  специально сконструированную таблицу.

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.     Какая тема обсуждается?

 

2.     Каково основное утверждение по теме?

 

3.     Сформулируйте контрутверждение: что скорее всего выскажет оппонент в защиту либо для опровержения данного утверждения?

 

4.     Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках.

 

5.     Содержит ли этот текст непонятные, сложные или "перегруженные" слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.

 

6.     Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.

 

7.     Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.

 

8.     Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то, что ... (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), ... (основное утверждение), поскольку ...(главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).

 

9.     Является ли полный тезис спорным, но в тоже время, приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия?

 

10.  В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК.

 

  Таким образом,  предлагаемый метод -   заставляет учеников относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, это помогает им устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств. Сотрудничество достигается, когда читатель начинает предлагать идеи, дополняющие, оценивающие или подвергающие сомнению довод, приведенный автором.

Приложение 2

Квест по книге

В современном мире одной из известнейших технологий является «квест» - новая и интересная форма работы, которая позволяет получить информацию самостоятельно или работая в команде.

Квест – это возможность проявить смекалку и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений. 

В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений». Как игровой жанр он сформировался задолго до появления Интернета и изначально предполагал выполнение каких-либо заданий, записанных на бумажках.

Суть любого квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.

Интрига – основа любого квеста.

Его суть заключается в том, чтобы проходя квест, ученики кратко познакомились с основой произведения, основными героями и событиями.

Структура квеста по книге следующая:

  1. Интрига

  2. Получение заданий и подсказок для достижения цели

  3. Получение конечного результата (клад)








Пример «Квеста по книге»

Любовь, предсказания, месть и интриги – все ты найдешь в этой удивительной книге. Хотите большое произведение изучить всего за 15 минут? Тогда отправляйся в путь! В пути на вопросы все отвечай и подсказки получай.

Приступим!

Дорогой участник! чтобы получить первую подсказку Тебе предстоит выполнить первое задание,

Задание 1

Перед тобой текст, прочти его, тогда узнаешь важные факт из этого произведения.

…. Молчал1, спокойно смотря на метавшегося1 в лодке …, только его трубка задымила сильнее, и он помедлив4, вынул ее изо рта, чтобы лучше видеть4 происходящее.

- …! – взвыл …. – Ты ведь слышишь1 меня, я погибаю, спаси!

Но … не сказал ему ни одного слова1; казалось, он не слышал отчаянного вопля. Пока не отнесло2 лодку так далеко, что еле долетали слова-крики …, он не переступил даже с ноги на ногу. .. рыдал.

Тогда1 набрав воздуха и глубоко вздохнув, чтобы не потерялось в ветре3 ни одного слова … крикнул:

- Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, …, и не забудь!

Тогда крики6 умолкли, и … пошел домой. …, проснувшись7, видела, что отец1 сидит перед угасающей лампой в глубокой задумчивости. Услышав голос девочки, звавшей его, он подошел к ней2, крепко поцеловал и прикрыл сбившимся одеялом.

- Спи, милая, - сказал он, - до утра еще далеко.

- Что ты делаешь7?

- Черную игрушку я сделал, …, спи!

Почему назвали это «черной игрушкой», ты поймешь, если найдешь в тексте глаголы, и соберешь те буквы из них, номера которых указаны над ними.

Чтобы узнать, за что герой мстил …, выполни задание 2, но находится под одним из стульев, на котором сидит один из участников вашей группы.

Задание 2

В ребусе зашифровано предложение, расшифруй его

4 = Р




Задание 3

После смерти жены осталась маленькая дочь, которую воспитывал отец. У девочки не было друзей из-за мести ее отца.

Однажды, когда девочке исполнилось 10 лет, с ней кое-что случилось… А что с ней случилось, узнай сам, выполнив задание.

Прочитай предложение, следуя по направлению

Д

Е

В

О

В

О

Ж

К

О

О

Н

Е

Д

Ж

О

И

Т

И

Ч

В

Л

Ш

В

Т

О

П

Р

С

Л

А

Л

Е

Л

К

Ж

А

Е

Я

Т

Р

К

Н

К

А

З

Ы

Р

А

А

Ц

О

Б

И

А

Ы

П

Е

Е

Щ

Е

Ш

Т

С

В

Е

М

Н

И

К

Й

Б

У

Д

У

Х


























































































Задание 4

Перед тобой текст предсказания, которое волшебник проговорил девочке. Только для того, чтобы прочитать его, нужно правильно расположить предложения:

Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго.

Ты будешь большой, ...

Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус.

Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе.

Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там.

Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная в коврах, в золоте, цветах, поплывет от него быстрая лодка.

«Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят люди на берегу.

Тогда ты увидишь красивого храброго принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки.

«Здравствуй, …! - скажет тебе он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь жить там со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали».

Он посадит тебя в лодку и привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Чтобы проверить правильность выполнения задания, найди подсказку, которая находится под столом вашей команды



Подсказка

Переверни листы с предсказанием и проверь, получилась ли картинка, на ней изображен автор этого произведения.

Перед вами портрет автора произведения, давайте выясним, кто это. Определите, кто автор!

Задание 5

А теперь давайте узнаем имена главных героев

Имя принца, который увезет девочку, такое же, как и у известного британского короля, героя британского эпоса. Фамилию этого принца можно составить, если вспомнить русский алфавит. Записана последовательность цифр, запиши ту букву, которая стоит в алфавите по этим номером, и ты ее прочтешь.

4 18 6 11

Имя девочки так же зашифровано, прочти его.

1 19 19 16 13 30

А теперь соберите фрагменты. Иллюстрация к какому произведению получилась?

Вы успешно прошли квест по произведению «Алые паруса» Александра Степановича Грина. Не читая произведения, что вы узнали о нем?



Приложение 3













































Прием «25 слов»



Прием, который требует сократить содержание текста до объема 25 слов, причем передать необходимо тему, ключевые понятия, задание выполняется на время, например, за 10 минут.

Благодаря этому приему учащиеся освоят навыки сжатия текста, научатся видеть в тексте ключевые моменты.
























Приложение 4

Техника «Фишбоун»

Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Рис.1 Пример к технике «Фишбоун»




Таким образом, на уроках русского языка и литературы необходимо как можно полнее использовать методы и приемы, работающие на развитие и воспитание коммуникативной компетенции учащихся, реализацию творческого потенциала личности каждого ученика.


Результативность за 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебный год




2015-2016



Муниципальный уровень:

Олимпиада по литературе



Шакирова Вероника 9 класс



Призер









2016-2017




Муниципальный уровень:

Конкурс сочинений «Пою мою республику»



Шакирова Вероника 9 класс



2 место






Конкурс сочинений «Я помню! Я горжусь!»



Шакирова Вероника 9 класс




1 место

Региональный уровень:

«Акмуллинская олимпиада» по русскому языку


Шакирова Вероника, 10 класс

Мубаракшина Лейсан

6 класс

Участие



участие

«Акмуллинская олимпиада» по русской литературе

Мубаракшина Лейсан

6 класс


участие


2017-2018

Муниципальный уровень:

Конкурс сочинений

«Пою мою республику»





Конкурс сочинений

«Я помню! Я горжусь!»





Региональный уровень:

Конкурс сочинений «Моя мечта»

Шакирова Вероника 9 класс

Мубаракшина Лейсан, 7 класс



Шакирова Вероника 11 кл,

Гатиятуллина Алсу, 10 кл.



Мубаракшина Лейсан, 7кл.



Юсупова Ильгиза,7 кл



Шакирова Вероника 11 кл,


2 место

2 место



1место

1 место



3 место

3 место

Участие, публикация в сборнике

Результативность деятельности обучающихся по русскому языку и литературе за последние три года



Предмет

Средний балл

Успеваемость

Качество знаний

2015-2016 уч.г.

2016-2017 уч. г.

2017-2018 уч. г.

2015-2016 уч.г.

2016-2017 уч. г.

2017-2018 уч. г.

2015-2016 уч.г.

2016-2017 уч. г.

2017-2018 уч. г.

Русский язык

3,4

3,5

3,6

100%

100%

100%

50%

55%

64%

Русская литература

3,8

3,8

3,9

100%

100%

100%

75%

77%

79%



Результаты ОГЭ по русскому языку

Итоги ОГЭ по русскому языку 2016 года

Башкирская гимназия

Кол-во

Уч-ся

Средняя оценка

Класса

Средняя оценка

Район

Средняя оценка

Р Б

20

3,7

4

4



Итоги ОГЭ по русскому языку 2017 года

Башкирская гимназия

Кол-во

Уч-ся

Средняя оценка

Класса

Средняя оценка

Район

Средняя оценка

Р Б

21

3,6

4

4



При анализе результатов ОГЭ мы увидели, что проект достиг своих целей, так как по сочинениям и изложениям у ребят были хорошие результаты. Так же ученики, которые сдавали ГВЭ, успешно написали изложение.





Результаты ЕГЭ по русскому языку 2018 г.

Башкирская гимназия

Кол-во

Уч-ся

Средняя оценка

Класса

Баллы за сочинение

11 А

9

3,6

Всего 24 б







Ф.И.О.






Русский язык


Афризунова Ильнара

73

20 б

Бовт Оксана

70

13 б

Гилиздинова Алина

64

13 б

Лукманов Альберт

53

12 б

Ризванов Руслан

55

11 б

Сабирова Лейсан

64

16 б

Хадыева Лейсан

57

14 б

Шакирова Вероника

89

23 б

Юнусов Алик

89

20 б



По итогам ЕГЭ мы видим, в задание с развёрнутыми ответами, т.е в сочинениях трое получили наивысший бал, что опять таки свидетельствует о том, что проект достиг своего результата. Например, Шакирова В. получила 23 балла из 24, а Юнусов А. получил 20 баллов из 24, Афризунова И. – 20 баллов. (Приложение)















Итоги олимпиад:

2015-2016

Муниципальный уровень:

Олимпиада по литературе


Шакирова Вероника 9 класс


Призер


2016-2017

Региональный уровень:

«Акмуллинская олимпиада» по русскому языку


Шакирова Вероника, 10 класс

Мубаракшина Лейсан

6 класс

Участие

«Акмуллинская олимпиада» по русской литературе

Мубаракшина Лейсан

6 класс


Участие


Российский уровень:

Международная дистанционная олимпиада «Зима-2017» проекта «Инфоурок»

Мубаракшина Лейсан

6 класс


2 место

Международная дистанционная олимпиада «Весна-2017» проекта «Инфоурок»


Шакирова Вероника

10 класс

Мубаракшина Лейсан

6 класс

Гилиздинова Алина

10 класс

3 место

2017-2018

Муниципальный уровень:

Олимпиада по литературе


Мубаракшина Лейсан

7 класс


3 место



















Заключение

Развитие речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка. Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной и письменной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся. Главная цель работы по развитию речи учащихся — формирование личности, воздействие словом на его внутренний мир, воспитание ума и сердца учащегося, помощь ему в возможности ярко и выразительно сообщить о своих взглядах и переживаниях, т.к. именно в речи человека проявляются его общая культура, богатство его личности.
В этой работе я раскрыла некоторые аспекты своей деятельности. Масштабность работы по развитию речи даёт возможность и заставляет искать новые методы преподавания, что предполагает творческий поиск и самообразование учителя.

В ходе работы была достигнута следующая цель: Обоснована практическая значимость работы по развитию связной речи учащихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования (5-11 класс).

  1. Для достижения поставленной цели была проанализирована научная, методическая литература, в которой раскрывается роль работы по развитию связной речи учащихся, продемонстрирован проект урока «Александр Грин «Алые паруса», который формирует не только способность анализировать произведение, намеренно использовать различные средства речевой выразительности, конструирования текстов, но и требует от учащихся решения разнообразных учебных задач, что обеспечивает интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность и самостоятельность учащихся.

Список использованной литературы:

        1.  Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка.Ю.А.Соколова. Русский язык в школе. – 2011.

2. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами : рекомендации для учащихся, учителей и родителей.  Ярославль: Академия развития, 2013.

 











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!