СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект по ритмике

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей юнных лицеистов через занятия ритмикой. Развитие творческих способностей определелили значение ритмики, как внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект по ритмике»

Конкурсное задание

Образовательный проект

Развитие творческих способностей юных лицеистов через занятия ритмикой.

Я работаю учителем ритмики в лицее восьмой год.

Цель проекта: выявить педагогические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами ритмики и раскрыть талант каждого ребёнка. Обоснованию необходимости развития творческих способностей младших школьников, определению значения ритмики как средства развития этих способностей.

В современных условиях творческая личность становится востребованной на всех ступенях её развития. Гармоничное, разностороннее развитие личности, её творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребёнка становится главной задачей системы образования, так как «в наши дни - талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа» В современной «Концепции художественного образования Российской Федерации» определено, что одной из целей является широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей. В центре обучения и воспитания должна стоять личность ребенка, его духовный мир, эстетическое совершенство, развитие индивидуальности и творческих способностей. В.А. Сухомлинский по этому поводу сказал, что «духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он просто засушенный цветок» . Только при тесном сотрудничестве лицеистов, мне удается раскрыть двери для творчества. и увлечённого, талантливого педагога, мир детского творчества распахнёт свои двери.

Что же понимается под творческими способностями? Я это понимаю – как индивидуальный мир ребёнка, который фантазирует, удивляет, наполняется

Дети, обучающиеся в младших классах в лицее, имеют возможность развивать свои творческие способности на уроках ритмики, где предусматривается достаточно широкое использование музыкально - ритмических и танцевальных движений. Наиболее плодотворному становлению творческих способностей младших школьников способствует сочетание в единой деятельности музыки, движения и игры– трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.

«Цель ритмики – прежде всего создавать у ее последователей непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения в комплексе ритмических упражнений выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением; развивает тонкий музыкальный слух и богатое воображение.

При отборе музыкального материала для уроков ритмики я следую основным художественно-педагогическим принципам: высокий художественный уровень, гуманизм, яркость, образность, доступность

Развитие творческих способностей средствами ритмики включает: творческое исследование возможностей своего тела, поиск своей индивидуальной пластики;

поиск новых выразительных способов движения и способов перемещения в пространстве;

формирование умения строить творческий замысел и искать возможности его реализации на основе музыкальных произведений; развитие работы воображения и способности мыслить образами и выражать их в движении. Какие же педагогические условия можно отнести к конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей?

1)Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

2)уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» - не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Юные лицеисты имеют возможность развивать свои творческие способности на уроках ритмики, где предусматривается достаточно широкое использование музыкально - ритмических и танцевальных движений. Наиболее плодотворному становлению творческих способностей способствует сочетание в единой деятельности музыки, движения и игры– трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения. Ритм музыки связан с моторной, мышечной реактивностью человека.

«Цель ритмики – прежде всего создавать у ее последователей непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения». В комплексе ритмических упражнений выделяю как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством

и движением; развивает тонкий музыкальный слух и богатое воображение. Это связано с ее природой: высокой эмоциональностью «повествования», абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный художественный образ. При отборе музыкального материала для уроков ритмики необходимо следовать основным художественно-педагогическим принципам: высокий художественный уровень, гуманизм, яркость, образность, доступность музыкального языка.

Развитие творческих способностей средствами ритмики включает: творческое исследование возможностей своего тела, поиск своей индивидуальной пластики; поиск новых выразительных способов движения и способов перемещения в пространстве;

1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему; уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» - не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

2.предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий; 3. не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим; творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний. Именно в этом возрасте развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, проявляется активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы и т.д. Творческой активности благоприятствуют яркие образы и лёгкое манипулирование ими, воображение, требующие от ребёнка интуиции, своеобразной умственной инициативы, изобретательности. Дети получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела. Ребенок радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, то есть можно говорить о становлении творческого воображения . Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому исполнению. В сочетании образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения . Желания, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в музыкально- ритмической деятельности .

Необходимыми условиями являются:

1. Сотворчество педагога и воспитанника;

2.Стимулирование творческой интерпретационной и импровизационной активности детей;

3. Использование инновационных форм и методов обучения;

4.Формирование у младших школьников опыта овладения общепознавательными умениями и навыками.

Основными видами творческой деятельности средствами ритмики являются: сочинительское творчество, исполнительское творчество, импровизация, игровое творчество, композиционное творчество, образнопластическое, а также работа над сюжетным детским танцем. Игра является самым результативным методом развития творчества, так как именно игра является наиболее естественной деятельностью ребёнка. Радость, которую она несёт, создаваемый ею психологический комфорт, свобода, раскрепощенность, фантазия, ярко в ней проявляющиеся, позволяют детям легко усваивать весьма сложные композиции. Творческие игровые занятия помогают детям создавать свой образ мира и ориентироваться в нём. В детской школе искусств, при разработке учебных программ по хореографической дисциплине «Ритмика» большое значение педагоги уделяют разделу «Игровое творчество». Средствами игровой деятельности предусматривается решение следующих основных задач [10, 430]: 1. Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; 2. Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

  1. Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях; 4.Развивать креативность, применять нестандартные игровые упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы. Постоянные упражнения, тренирующие воображение, рождают творческую смелость, веру в свои силы, создают ситуацию успеха на уроке, а значит – психологическую комфортность. Можно утверждать, что развитие воображения и других творческих способностей, неразрывно связано с развитием личности в целом. Как сохранить в ребенке его творческое начало, как разбудить его фантазию и воображение, как развить задатки его творческих способностей в нужном русле, как помочь стать творческой личностью – одни из главных целей моего образовательного проекта.Творческий потенциал детей столь высок, что мне следует только направлять их фантазию, а также создавать благоприятную атмосферу на занятиях, помня о том, что лишь доброжелательное общение с детьми освобождает их от эмоциональной и физической скованности, зажатости. Самостоятельная творческая деятельность детей помогает им легче и быстрее войти в удивительный мир музыки и танца, способствует их всестороннему эстетическому развитию. Первоначальные творческие проявления у детей, несмотря на их скромные результаты, очень важны, они – начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, воображения, активности и наблюдательности. Все вышеперечисленные средства представляют собой ту самую «танцевальную дорожку», направляющую ребёнка к активности, инициативе и творчеству. Сюда следует также включить мою увлеченность, кропотливую работу, терпение и любовь к детям, что помогает мне творить чудеса. И тогда мы сможем вновь убедиться, что все дети – талантливы! Можно смело утверждать, что использование на уроках специально подобранных игр и творческих заданий способствует повышению уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. При этом необходимо соблюдать следующие педагогические условия: 1.Направленность на новизну и оригинальность выполнения заданий; 2.Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста; 3.Организация увлекательной совместной деятельности; создание на занятиях творческой атмосферы; 4.Поддержка и поощрение всех проявлений творчества у детей; систематическое использование игровых методик и творческих заданий; 5.Трансляция творческого потенциала педагога. Таким образом, уроки ритмики нацелены на творческое развитие младших школьников в условиях проявления свободной инициативы, художественного начала и чувственных размышлений. Создание творческой и соответствующей морально-психологической обстановки вынуждают педагога искать эффективные методы работы, варьировать подходы к достижению намеченных целей.

Главной моей задачей является не только дать детям знания, умения, навыки, но и создать условия для свободного владения ими, использовать здоровьесберегающие технологии, повысить уровень креативности детей. Как педагог ритмики я считаю, что проблема развития творческих способностей младших школьников очень актуальна, так как становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самоутверждению, самовоспитанию.

«Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех», - писал В.А. Сухомлинский.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!