СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательное событие, как эффективная форма организации внеурочной деятельности в школе.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная научная статья содержит описание педагогического опыта о работе учителя технологии.

Просмотр содержимого документа
«Образовательное событие, как эффективная форма организации внеурочной деятельности в школе.»

Образовательное событие, как эффективная форма организации внеурочной деятельности в школе.

Федурина З.Б.

учитель технологии высшей категории

МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия №4»

г.Чита

Внеурочная деятельность является важной и неотъемлемой частью учебного процесса и вводится «в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся»[4]. Внеурочной деятельностью можно назвать любую организуемую педагогами деятельность школьников вне урока. Главной потребностью каждого обучающегося, приходящего на урок, является потребность в самореализации и самоопределении. Предмет «Технология» интегирующий предмет, способный помочь обучающимся применить на практике многие знания и умения, полученные при изучении других учебных дисциплин, помочь осознать важность и системность своего обучения в школе. Если, для получение предметных и метапредметных результатов традиционно связывают с уроком, то для получения личностных результатов наиболее благоприятные условия могут быть созданы во внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности может проходить в форме научно-практической конференции, олимпиады, выставки, туристического похода, акции, игры, праздника, викторины, конкурса и даже создания общешкольного проекта[3].

В Федеральном законе «Об образовании» и Федеральном образовательном стандарте даются требования к личностным результатам. Во время организации и проведения школьного мероприятия происходит формирование таких компетенций как:

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- развитие морального сознания и компетентности, в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения и осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

В основе внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход, который помогает выявить и раскрыть личностные возможности учащихся. Внеурочная деятельность, как часть реализации основной образовательной программы основного общего образования является составляющей частью учебного процесса в любой предметной области, тем более в предметной области«Технология». В Концепции преподавания предметной области «Технология» значение технологического образование выделено, как необходимый компонент общего образования, позволяющий на практике применять знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности [5]. Это говорит о ключевой роли предмета «Технология» в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека и взаимодействия между содержанием общего образования и окружающим миром.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир - человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!». [1 с. 19]

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Применение событийного и системно-деятельностный подхода подхода при организации внеурочной деятельности в преподавании предмета «Технология» является тем методом, который может обеспечить связь преобразующей деятельности человека с содержанием общего образования и окружающего мира.

Большую часть жизни ребёнок проводит в школе, а потому федеральные образовательные стандарты уделяют особое внимание событийному подходу в образовательной деятельности, и потому учитель, планируя сегодня свою деятельность, должен «обеспечить» своих учащихся образовательными событиями.

Образовательное событие - обучение в действии, включение в инициативные формы порождения и оформления знания.

Для успешного проведения образовательного события должны быть созданы специальные условия для действия, в результате которого создается определенный продукт; затем усиление этого действия через рефлексию. С помощью событийности преодолевается однообразность школьной жизни, появляется что-то новое, увлекающее всех участников.

Организация образовательного события в форме школьного праздника помогает раскрыть таланты и возможности учащихся, которые не могут в достаточной мере раскрыться на уроке. Такие мероприятия способствуют большей мотивации обучающихся к расширению знаний полученных на уроке и созданию личной траектории, которая помогает самоопределению и дальнейшей профориентации.

Обратимся к рассмотрению особенностей проведения праздника «Школьный подиум», который является отчетным мероприятием по предмету «Технология». На мероприятии девочки демонстрируют свои работы, которые они спроектировали и изготовили самостоятельно под руководством учителя. Школьный подиум пользуется популярностью у детей разного школьного возраста. Праздник собирает множество зрителей. Среди них администрация школы, родители, классные руководители, учителя и одноклассники выступающих. Каждый из присутствующих участвовать в оценке представленных моделей.

В процессе работы по подготовке к мероприятию, участвуют группы обучающихся с пятого по седьмой класс. Девочки представляют свои работы по командам от каждого класса, даже можно сказать, «защищая честь» своего класса. Для участия в подиуме выбираются только самые лучшие модели одежды и, конечно, девочки очень стараются показать свои возможности, поэтому многие обучающиеся имеют возможность выступить. Очень часто классы объединяются в группы и создают коллекции одежды.

За многолетнюю историю проведения мероприятия сложилась традиция, что седьмой класс, наиболее проявивший себя, организует и проводит праздник. Эта работа является групповым проектом и является почетной миссией. Такая работа помогает в формировании коммуникативных компетенций в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение работать в команде.

Работа над проектом включает в себя планирование, организацию и проведение праздника «Школьный подиум». В планировании проведения мероприятия обучающиеся распределяют обязанности и по этапам работы. Организация праздника включает в себя написание сценария, музыкальное оформление и создание презентации к празднику, репетиции. В проведении праздника участвует вся активная группа. Это ведущие, музыкальный руководитель (диджей), девочки организующие викторину и музыкальную паузу, а так же группа девочек организующих выступление классов.

Начальная часть праздника включает в себя введение в тематику мероприятия и создание сюжетной линии. Например, одна девушка приехала из города Париж и рассказывает своей подруге о своих впечатлениях, в частности об увиденном ею показе мод. Или, например, сказочные персонажи Шляпкина Сантиметра Лекаловна и Юбочкина Иголка Стразовна рассуждают о моде и красоте. Между выступлениями классов проходит викторина, связанная с тематикой предметной области «Технология», а так же музыкальная пауза. Заканчивается мероприятие выступлением представителя от администрации гимназии и руководителя проекта учителя технологии.

Юные модельеры являются постоянными участниками городских конкурсов. Таких как конкурс молодых дизайнеров при ЗабГУ, городской подиум, конкурс «Звездная волна», городской фестиваль театров мод «Созвездие». Участвовали юные мастерицы в школьных и городских научно-практических конференциях с исследовательскими проектами, а также в городских олимпиадах. Девочки участвовали во всероссийском конкурсе юных дизайнеров «Дизайнер будущего».

Во время организации и проведения праздника «Школьный подиум» обучающимся могут попробовать себя в разных «ролях», что можно назвать профессиональной пробой. Это может быть модельер, художник-дизайнер, модель, ведущий, организатор или музыкальный руководитель. Девочки учатся показывать свои достижения, что способствует созданию ситуации успеха и повышает самооценку участников.

Такое образовательное событие, как школьный подиум способствует самоопределению обучающихся и соответственно носит профориентационный характер. Немало девочек выбрали профессии дизайнера, художника, архитектора, организатора праздников, обучаются в модельных агенствах, многие создатели моделей одежды благодаря полученным грамотам посетили престижные лидерские школы и всероссийские детские центры.

Развитие личностных компетенций во время внеурочной деятельности важная и неотъемлемая часть учебного процесса, способствующая реализации основной образовательной программы в общем образовании. [2] Подобные мероприятия помгают обучающимся в достижении предметных и метапредметных результатов в предметной области «Технология».



Литература:

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. – М.,2013.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – 2-е изд. – М., 2013. – с.25.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – 2-е изд. – М., 2013. – с.26

5. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!