СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа внеурочной деятельности научного общества обучающихся (ноо) «открытие»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа научного общества обучающихся  "Открытие" предназначена для 5-11 классов, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью и имеющих активную жизненную позицию. 

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа внеурочной деятельности научного общества обучающихся (ноо) «открытие»»

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР МОУ

Кратовская СОШ №28

_______Лайко Г.В.

01.09.2018г





ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ (НОО) «ОТКРЫТИЕ»

МОУ КРАТОВСКОЙ СОШ №28


Программа НОО «Открытие» составлена на основании нормативных документов, регламентирующих её реализацию в МОУ Кратовской СОШ №28:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р».

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрирован в

Минюсте России 7 июня 2012 г. №24480).

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008)

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»

- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Законодательно закреплено понятие «дополнительное образование»

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ ст.2, п.14).


-Устава МОУ Кратовская СОШ №28, ООП МОУ Кратовская СОШ №28



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


1.Структура документа.

Рабочая программа внеурочной деятельности Научного Общество обучающихся (НОО) «Открытие» представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методических и технических средств обучения.


2.Общая характеристика внеурочной деятельности НОО «Открытие».

В связи с требованиями ФГОС нового поколения, формированием у обучающихся проектно-исследовательских компетенций в ученической среде в настоящий момент четко про­слеживается повышение интереса к исследовательской деятельности. Поэтому создание школьных научных обществ так актуально и необходимо. НОО «Открытие» имеет научно-исследовательское направление.

Отличительной особенностью НОО «Открытие» является возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индиви­дуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный инте­рес, личная увлеченность — пропуск в школьное научное общество.

Какое значение для уча­щихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с метода­ми научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленника­ми, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества.

НОО «Открытие» – это добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы и проектной деятельности. Именно для таких ребят научное общество является надежной опорой и средством самоутверждения.

Такая форма внеурочной деятельности, как научное общество, является новой для нашей школы. Но апробация некоторых элементов содержания курса была проведена несколько лет назад. Учащиеся нашей школы под руководством опытных педагогов провели несколько исследовательских работ (в частности по краеведению, физике, географии, литературе). Результаты своей деятельности они представили на школьной конференции, лучшие работы были представлены на районной ученической конференции, где заняли призовые места.

Элементы научно-методической новизны:

  1. Трактовка НОО как особой образовательной политики, где объективные задачи образования соединены с личностными;

  2. Определение НОО как особого культурного пространства самостоятельного диалога культур и наук.

Образовательно – воспитательные задачи решаются на трех уровнях:

  • Информационном – получение учащимися новых знаний;

  • Эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

  • Нравственно–психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного общества.


В НОО «Открытие» принимаются учащиеся 5-11 классов, желающие заниматься научно-исследовательской деятельностью и имеющие активную гражданскую позицию. Из числа старшеклассников путем голосования выбирается председатель и секретарь НОО.


Содержание курса.
Объём курса – 68 часов (2 часа в неделю).

Из них: теория – 16,5,

практика – 51,5 (в начале и в конце учебного года проводится заседание членов НОО).

Курс занятий НОО проходит по вторникам по два часа в день и рассчитан на один учебный год.

Форма обучения: очная.



КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


Цели и задачи НОО «Открытие»

Цель курса - трансформация процесса развития интеллек­туально-творческого потенциала личности ребенка путем со­вершенствования его исследовательских способностей в про­цесс саморазвития.

Задачи курса:

Личностные:

-  создать условия для самовыражения и самореализации;

-  развивать творческое мышление;

-  формировать аналитическое отношение к собственной деятельности.

Образовательные:

- помочь в профессиональном самоопределении и обеспечение условий профессионального роста;

-  совершенствовать навыки научно-исследовательской деятельности;

-  популяризация научных знаний;

-  утверждение престижа образования;

-  вооружить методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности интеллектуальной деятельности;

Метапредметные:

-  углубить знания в выбранных сферах науки и культуры;

- расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;

- выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

- активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;

- совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки;


Направления деятельности НОО:

  • организация научно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с их научными интересами;

  • организация консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся;

  • подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад, конкурсов;

  • проведение интеллектуальных игр, выставок творческих работ учащихся;

  • организация лекторий - консультаций с учителями предметниками;

  • распространение и пропаганда материалов о своей деятельности (лучших школьных проектов и материалов к школьным мероприятиям).


Результаты освоения курса НОО «Открытие»


В процессе освоения курса внеурочной деятельности НОО « Открытие» будут сформированы следующие виды универсальных учебных действий:


Личностные универсальные учебные действия обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятель­ности;

- широкая мотивационная основа исследовательской дея­тельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам позна­ния;

- ориентация на понимание причин успеха в исследова­тельской деятельности, в том числе на самоанализ и само­контроль результата, на анализ соответствия результатов тре­бованиям конкретной задачи, понимание предложений и оце­нок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешнос­ти исследовательской деятельности.


Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понима­ния необходимости исследовательской деятельности, выра­женного в преобладании познавательных мотивов и пред­почтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/не успешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению мораль­ных проблем на основе учета позиций партнеров в об­щении, устойчивого следования в поведении моральным нор­мам и этическим требованиям.


Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.


Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

- самостоятельно находить варианты решения познава­тельной задачи.



Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполне­ния учебного исследования с использованием учебной и до­полнительной литературы в открытом информационном про­странстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для реше­ния познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познава­тельных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по раз­ным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо приз­наку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, выска­зывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргумен­тировать (защищать) свои идеи и т.п.


Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с исследовательской задачей с использованием ре­сурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, разли­чие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаи­модействия с миром.


Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.


Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей раз­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собст­венной, и учитывать позицию партнера в общении и взаи­модействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать парт­нерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регу­ляции своей деятельности.










Учебно-тематический план


№ п/п

Название раздела\

тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации или контроля

1

Введение\ Деятельность НОО «Открытие». Выбор совета.

1

0,5

0,5

Заявление о вступлении в НОО

2

Ознакомление с программой.

1

1



3

Структура учебно-исследовательской деятельности

1

1



4

Этапы организации учебно-исследовательской деятельности

1

1



5-6

Что такое научно-исследовательская работа

2

2



7-8

Оформление уголка «Школьное научное общество»

2


2

газета

9

Устав и девиз НОО «Открытие»

1


1

Устав, девиз

10

Практикум: создаем эмблему НОО

1


1

Эмблема

11-12

Написание гимна НОО

2


2

гимн

13-14

Оформление странички НОО на сайте школы

2


2

сайт

15

Посвящение в члены НОО «Открытие»

1


1

Фото-отчет

Видео-отчет

16 - 17

Создание сайта НОО «Открытие»

2


2

сайт

18

Проектирование научно-исследовательской деятельности.

1

1



19

Методы исследования.

Работа в сети Internet.

1

0,5

0,5


20

Статистические методы исследования. Работа с графиками и диаграммами.

1

0,5

0,5


21

Системный подход в исследовательской работе.

1

1



22

Реферат, исследование, проект. Сравнительный анализ, отличительные признаки.

1

1



23

Как оформить реферат?

1

1



24

Как оформить исследовательскую работу?

1

0,5

0,5


25-26

Как оформить проект и подготовиться к его защите?

2

0,5

1,5


27-28

Как оформить и подготовить презентацию научно-исследовательской работы или проекта?

2


2

Фото-отчет

29-30

Консультации и подготовка к конференции «Шаги в науку»

2


2


31-32

Консультации и подготовка к конференции «Шаги в науку».

2

1

1

Методические материалы

33-34

Оформление работ, портфолио, экспертных заключений

2

1

1

Методические материалы

35-36

Оформление работ, портфолио, экспертных заключений

2


2


37-38

Написание статьи в районную газету «Родник» о НОО

2


2

статья

39-40

Компьютерные технологии в ИД. Как правильно создать презентацию для проекта?

2

1

1


41-42

Подготовка материалов для презентаций

ученических работ.

2


2


43-44

Создание презентации Power Point по темам исследовательских работ.

2

1

1


45-46

Создание презентации Power Point по темам исследовательских работ.

2


2

презентация

47

Практическое занятие: учимся слушать себя и других

1


1


48

Подготовка и организация школьной научной конференции учащихся «Шаги в науку»

1


1


49-50

Школьная научная конференция

(по итогам победители участвуют в районной конференции)

2


2

Фото-отчет, наградные материалы

51-52

Оформление и выпуск брошюры с тезисами исследовательских работ

2


2


53-54

Практическое занятие: словарь парадоксов

2


2


55-56

Выпуск школьной газеты об НОО

2


2

газета

57-58

Экскурсии в цифровые лаборатории Сколково, «Зарядье», ВДНХ

9

4

5

Фотоотчет, видеоотчет

59-60

Индивидуальные консультации

2


2

презентация

61-62

Деловая игра

«Развитие интеллектуального потенциала учащихся»

2


2

Фото-отчет

63-64

Работа с сайтом НОО. Итоги года.

2


2

Пополнение сайта новыми материалами

65-66

Подготовка к празднику «Честь и достоинство»

2


2


67-68

Заседание НОО по итогам года. Планирование деятельности на лето.

2

1

1

протокол


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    1. Вводное занятие (2 ч).

Теория: Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества. Практика: Выбор Совета. Определение рабочих групп.

    1. Структура учебно-исследовательской деятельности (4 ч).

Теория: Раскрывает содержание учебно-исследовательской деятельности. Раскрываются понятия: «научный факт», «гипотеза», «исследовательская работа». Гипотезы в истории развития науки и культуры.

Практика: Проводится практическая работа по формулированию гипотез в различных областях знания, определению их научности доказуемости.

    1. Методическая работа над символикой НОО «Открытие» (13 ч).

Практика: Создание сайта НОО, оформление странички, разработка устава, эмблемы и девиза НОО, написание Гимна. Посвящение в члены НОО.

    1. Этапы организации учебно-исследовательской деятельности (21 ч).

Теория: Выявить основные источники получения информации. Познакомить с правилами и приёмами работы в библиотеке, с ресурсами Интернет. Освоение и знакомство с основными методами исследования: экспериментом, наблюдением, анкетированием. Раскрытие понятий: «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение», «абстрагирование».

Практика: Совершенствование и освоение методов работы по оформлению результатов, составлению сводных таблиц, диаграмм, схем.

Раздел предполагает большое количество самостоятельных и практических работ под руководством научного руководителя.

    1. Оформление работ. (7 ч.)

Практика: Проведение работы по оформлению материала, редакция и выпуск газеты, оформление стенда.

    1. Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности (8 ч).

Теория: Раздел предполагает индивидуальную и групповую работу над методическими проектами под руководством научного руководителя.

Практика: Конкурсы творческих работ и презентаций. Школьная итоговая конференция. Участие лучших работ на районной конференции и областных конкурсах.

    1. Практические занятия на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся (2 ч).

Практика: Проведение практических занятий на развитие интеллектуального потенциала учащихся. Проведение творческих мероприятий для членов НОО.

    1. Экскурсия (9 ч).

Практика: Посещение цифровых лабораторий в Сколково, «Зарядье», ВДНХ.

    1. Итоги года (2 ч).

Теория: Итоговое заседание НОО. Подготовка к школьному празднику «Честь и достоинство». Планирование деятельности на лето.

Практика: Отчет о проделанной работе за год на сайте НОО «Открытие».


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Основные методы исследования;

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно оформлять исследовательскую работу,

  • Проектировать исследовательскую деятельность;

  • Использовать основные методы исследования;

Условия реализации программы:

  1. материально-техническое обеспечение:

(программа реализуется в кабинете географии, кабинет соответствует санитарным нормам, оснащен необходимым оборудованием, для проведения занятий)

  • Парты – 7 шт.;

  • Стулья – 14 шт.;

  • Классная доска – 1 шт.;

  • Компьютер (ноутбук) – 1 шт.;

  • Проектор

  • Экран

  • Ватман

  • Бумага для печати анкет и тестов-опросников;

  • Место для учителя – 1 стол и 1 стул;

  • Наборы цветных карандашей.;

  • Наборы красок или гуашь ;

  • Фотокамера – 1 шт;

  • Видеокамера – 1 шт;

  • Фотобумага для фото-отчета (А-4) – 3шт.

  • Доступ к интернету, защищённый канал

  1. информационное обеспечение:

  • методическая литература для учителя и учащихся;

  • аудиозаписи песен о доброте и дружбе;

  • фильм о красоте русской природы;

  • фото или картинки Государственной символики РФ.

  1. кадровое обеспечение: программу реализует педагог, имеющий опыт в организации научных исследований, а также публикации научно-исследовательских работ в сборниках статей – Фролова Надежда Игоревна (образование: высшее педагогическое, аспирант).

  2. Научное консультирование –кандидат педнаук, замдиректора по НМР –Павлова Людмила Александровна


Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материал анкетирования и тестирования, фото, стенгазета, доклады.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, фото-отчет, анкеты для портфолио, стенгазета, круглый стол.



Оценочные и методические материалы:

  • Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и школьной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей подросткового возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию учащихся средней школы.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).

8. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.


Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в соответствии с направлениями развития учеников 5-11 классов.

Программа обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, соответствует требованиям ФГОС к результатам обучения.

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.


  • Перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов:

1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример);

2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение)

3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

Применяются все группы методов обучения и воспитания: наглядные (показ, демонстрация пособий, образца движения, наблюдение и пр.), практические (упражнение, экспериментирование), словесные (объяснение, пояснение, беседа), игровые (подвижные игры).


Методическое обеспечение программы

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;

Категории обучающихся: (учащиеся 5-11 классов)


Методические материалы:

Формы организации учебного занятия: беседа, диспут, игра, круглый стол, лекция, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, тренинг.


Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения



ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Структура, содержание и оформление исследовательской работы

  • Исследовательская работа (реферат, проект) оформляется в соответствии со стандартными требованиями и включает в себя следующие элементы:

    1. Титульный лист;

    2. Введение;

    3. Основное содержание;

    4. Выводы и рекомендации;

    5. Список используемой литературы;

    6. Приложения.

  • Титульный лист исследовательской работы содержит: наименование образовательного учреждения, тему работы, основные сведения об авторе и руководителе работы.

  • Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием разработки той или иной проблемы, с трудностями принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению цели работы. Во введении указываются цели, задачи, проблемы исследования, ожидаемый результат. Объём введения не должен превышать трёх страниц.

  • Раздел «Основное содержание» должен иметь заглавие, выражающее основное содержание работы. Здесь должна быть раскрыта история вопроса и новизна (это может быть анализ известных научных фактов и оценка их автором работы, новое решение известной научной задачи, новая постановка эксперимента, новое применение известного способа действия и т.п.).

  • Достоверность результатов должна подтверждаться фактами, расчётами, примерами решения, макетами устройств, ссылками на литературные и другие источники, архивные данные и т.д. Этот раздел может включать в себя рисунки, схемы, таблицы. Оптимальный объём данного раздела – 15-20 страниц печатного текста.

  • В разделе «Выводы» или «Заключение» кратко формулируются основные результаты работы. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из двух-трёх пунктов. Утверждающее содержание вывода – это то, на чём настаивает автор, что он готов защищать.

  • Список литературы включает желательно не менее 10 наименований. Он составляется в алфавитном порядке (по фамилии автора), указывается издательство и год издания. При этом в самом тексте работы делаются сноски на эту литературу (или постраничные или в виде примечаний в конце текста).

  • Приложения включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии, результаты эксперимента), которые необходимы автору для иллюстрации (доказательств) своих исследования.


ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕВОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ:

- использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;

- научное и практическое значение результатов работы:

- новизна работы:


  • получены новые теоретические результаты, разработано и выполнено новое оригинальное изделие, макет или эксперимент;

  • имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы;

  • эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных результатов и научных фактов, знакомство с современным состоянием проблемы;

  • объём библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и исследователей в данной области);

  • логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;

  • продуманность структуры работы.

Пример критериев при выставлении оценок:

· Постановка проблемы;

· Методы решения;

· Актуальность;

· Наглядность;

· Экспериментальный характер работы;

· Практическая направленность;

· Оформление работы;

· Эмоциональность изложения;

· Знание научной терминологии и свободное владение научной проблемой;

· Рецензия научного руководителя.


Список использованных источников

Для учителя

Книги

1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)

2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор личностного и профессионального развития: Материалы научно - практической конференции 9 -10 дек. 2003 г. - Вологда, 2004. - 376 с. - (ВИРО, ВГПУ)

3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. - Минск: ИООО "Красико-Принт", 2005.-176 с. -(Педагогическая мастерская)

4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построе­ния и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. - (Школьное образование)

5. Научно - исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова. - М.: Центр "Школьная книга". Вып.2. - 2002. - 64 с.

6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.-М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып. 8)

7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие для вузов.-М.: Ось - 89, 2006. - 480 с.

8. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследо­вательские способности: Учебник - тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005. - 95 с.

9. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психо­логов. - М.: Генезис, 2005. - 203 с.

10. Степанова М.В. Учебно - исследовательская деятельность школь­ников в профильном обучении: Учебно - методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПБ: КАРО, 2005. - 96 с.

11. Технология исследовательской деятельности по полевой биологии: ( Методические рекомендации). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с. - ( Библиотечка для педагогов, родителей и детей. Прил. к журналу "Внешкольник". Вып. 2)

12. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. - М.: Академия; АНКиПРО, 2005. - 64 с.

Статьи

Теория и методика исследовательской работы учащихся

1. Арцев М. Н. Учебно - исследовательская работа учащихся: (мето­дические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. - 2005. - № 6. - С. 4 - 29.

2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 68 –74.

3. Бушковская Е.А. Методическое сопровождение в исследователь­ской деятельности обучающихся и учителей, ориентированное на самореализацию индивидуальных проявлений и использование витаген­ного опыта: [Академический лицей г.Томска] / Е.А.Бушковская, И.Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. - 2008. - № 2. - С. 70 -102.

4. Витте И. Маленькая кузница большой науки: [привитие навыков научно - исследовательской работы учащимся]

// Управление школой. - 2008. - № 5. - С. 15 -17

Этапы научного исследования школьника; Как работать над рефератом; Защита

5. Иванов Г. А. Интегративные основы организации научно - иссле­довательской деятельности учащихся

// Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22 - 28.

6. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательс­кого подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.

7. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательс­кого подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.

8. Кущенко И. Ю. Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций школьников // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 142 - 146.

9. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования // Исследовательская работа школьников. - 2007.- № 4.-С. 6 -10.

10. Леонтьева А.В. О критериях оценивания проектно-исследовате­льских работ учащихся / А.В.Леонтьева, Ю.О.Шевяхова // Биология в школе. - 2009. - № 4. - С. 47 – 50

Критерии оценивания проектно-иссле­довательских работ школьников

11. Макарова М. Учебно-научные конференции - средство развития и воспитания учащихся / Макарова М.Ф., Кузькин Н.П. // Директор школы. - 2007. - № 3. - С. 67 - 71.

12. Макотрова Г. В. Формирование учебно - исследовательской куль­туры учащихся как условие устойчивого развития школьного обучения // Химия: методика преподавания. - 2005. - № 2. – С. 46 -48.

13. Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебно - исследовательской культуры школьников // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 1. -С. 33 - 41

14. Макотрова Г.В. Учебно - исследовательская культура учащихся // Педагогика. - 2007. – № 1. - С. 47 - 52.

15. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятель­ности для развития личности. Творческая личность // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123 - 127; № 9. –

С. 173 -180; Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С . 19 – 31

16. Наливайко Е. И. Система показателей интеллектуального пове­дения М.А.Холодной в педагогической диагностике исследовательской деятельности // Одаренный ребенок. - 2007. - № 1.-С. 80 - 82.

17. Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации // Биология. -2008. - № 10. - С. 15 - 21; № 11. - С. 8 - 15.

18. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 3. - С. 18 - 38.

19. Панов В.И. Становление субъекта и субъектности в исследова­тельской деятельности // Школьные технологии. - 2008. - № 4. - С. 45 - 46.

20. Пархоменко Т.Л. Исследовательский метод познания в учебной деятельности // Физика. -2009. - № 4. - С. 3 - 4.

21. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные // Директор школы. - 2006. - № 2. - С. 47 - 52. - (Организация учебного процесса).

22. Пискунова М.В. Психологическое сопровождение исследователь­ской деятельности учащихся: [опыт "Лицея на Донской"] // Исследо­вательская работа школьников. - 2006. - № 1. - С. 93 – 99

23. Проекты и исследования: [что такое научное исследование школьного уровня в рамках исследовательской деятельности учащихся: Подборка материалов] // Управление школой. - 2009.- № 5. - С. 30 – 36

24. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: иссле­довательская деятельность школьников

// Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108 -114.

25. Романцова Н. С. Исследовательский метод в образовательном процессе // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 57 - 60.

26. Савенков А. Принципы исследовательского обучения // Дирек­тор школы. - 2008. - № 9. – С. 50 - 55.

27. Савенков А. Развитие исследовательских умений школьников // Школьный психолог. - 2008.- № 18. - С. 19 - 30.

28. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. - 2008. - № 1. - С. 11 -20.

29. Савенков А. И. Проектирование и исследование в современном образовании // Химия в школе. - 2008. - № 6. –

С. 2- 8.

30. Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения // Школьные технологии . - 2008.- № 4. - С. 47 -50.

31. Савенков А.И. Учебные исследования детей: [история, перспек­тивы, условия, механизмы развития, как способ образования] // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 3. – С. 68 - 75.

32. Шноль Д.Э. О типологии исследовательских работ школьников // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 1. - С. 44 - 48.

33. Штейн А.В. Интеграция предметов гуманитарного цикла как путь развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 1. - С. 92 - 97.





Организация исследовательской работы в школе

1. Алейникова И. Интеллект будущего: [организация учебно - иссле­довательской работы учащихся] // Управление школой. - 2007. - № 1. - С. 25 – 27

2. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся: Концепции и программы // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - C. 24 -33.

3. Бессолицына Р. Организация научно - исследовательской деятель­ности учащихся и педагогов // Управление школой. - 2005. - № 17. - С. 3 - 10.

4. Блинова Т. В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования: [опыт ЦДТ г. Ижевска] / Блинова Т.В., Матвеева О.Г., Ворожцова Т.В.

// Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 126 -130.

5.Васильева Л. П. Интеллектуальный клуб - эффективная форма организации исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 4. -С. 126 - 128.


Уровень программы:

  • Базовый (использование форм организации материала, допускающих освоение специализированных знаний).



31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!