Готовимся к по обществознанию
Тема 2.3. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
Образование – это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.
Образование — целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.
Цели образования:
приобщение к достижениям цивилизации
сохранение культурного достояния
развитие качеств личности, необходимых её и обществу для включения в социально значимую деятельность
Функции образования:
культурная — трансляция культуры в обществе, её накопление, хранение, передача последующим поколениям, передача социального опыта (знаний, ценностей. норм);
социальная – социализация личности, формирование у молодого поколения ценностных ориентаций;
информационная – обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности
профессиональная — подготовка специалистов различной квалификации.
Основные принципы образования
(то есть что лежит в основе образования в нашей стране):
демократизация-ликвидация монополии государства в образовании, максимальная передачи власти на местах, самостоятельность образовательных учреждений;
компьютеризация — использование современной информационной техники и технологий;
интеграция – взаимосвязь всех элементов системы образования;
интернационализация – единая система образования для разных стран, знакомство с системами образования, активный обмен учащимися, изучение опыта других стран;
гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам, запросам, индивидуальным особенностям и способностям;
гуманитаризация – усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам (истории, социологии, политологии, правоведению, литературе, языкам и др.)
профилизация – первичная профессиональная ориентация
единство федерального образования приправе на своеобразие образования национальных и региональных культур;
общедоступность;
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях (образование отделено от церкви).
Тенденции в развитии образования:
соответствие мировому уровню общей и профессиональной культуры
переход к непрерывному образованию ( самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Элементы системы образования в РФ.
Дошкольное образование (ясли, сад).
Общее образование (школы, гимназии, лицеи)
-начальное (1-4 классы)
-основное (неполное среднее) – 5- 9 классы;
-среднее (полное) – 10-11 классы.
-дополнительное
-начальное (ПТУ)
-среднее (профессиональные лицеи, колледжи, техникумы)
-высшее (вузы : институты, университеты, академии)
а) бакалавриат
б) магистратура
Дополнительное образование (дома школьников, творчества юных, институты повышения квалификации и т.д.)
Одна из важнейших задач образования – обеспечение условий для непрерывного образования, охватывающего всю жизнь человека. Это необходимо для достижения гармоничного развития личности в современную эпоху.
В России имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей (строителей, врачей, учителей, работников телевидения и др.).
В систему образования входят:
дошкольные образовательные учреждения
школы
средние (профессионально-технические) учебные заведения
высшие учебные заведения
специальные (коррекционные) учреждения для детей с отклонениями в развитии
учреждения дополнительного образования
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Пути получения образования в РФ:
Основной путь – обучение в учебных заведениях. (Формы: очная, вечерняя, заочная).
Образование в семье (семейное образование, при наличии соответствующих условий).
Самообразование – самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков.Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования в повышении культуры личности.
Основной источник самообразования — чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствуют прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач.
Типы образовательных программ:
общеобразовательные – направлены на решение задач формирования общей культуры человека, адаптации его к жизни, создание основы для осознанного выбора профессии
профессиональные – направлены на повышение профессионального мастерства
Документы:
Конституция РФ, статья 43. Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование.
«Закон об образовании», 1992 г.
Поправка к Закону о введении обязательного среднего образования, 2007 г.
С 2009 г – ЕГЭ стал обязательным