СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обобщение по теме: "Главные и второстепенные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Данный материал помогает обобщить и систематизировать учебный материал по теме: "Члены предложения", способствует развитию умений и навыков выполнения синтаксического и пунктуационного разборов, построения схем предложений.. Предназначен для учителей общеобразовательных школ, работающих в 5 классах.

Просмотр содержимого документа
«"Обобщение по теме: "Главные и второстепенные члены предложения"»

РУССКИЙ ЯЗЫК 5КЛАСС

ТЕМА: «Обобщение по теме: Главные и второстепенные члены предложения».

ЦЕЛИ: обобщение изученного по теме «Члены предложения»: особое внимание уделить синтаксическому разбору; формировать умение работать со схемами предложений; обратить внимание обучающихся на стилистику членов предложения; подготовиться к диктанту.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (образовательные):

• обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»;

• формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения;

• наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;

• развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.

Метапредметные:

• формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки, осуществлять самоконтроль и рефлексию;

• формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

• формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

Личностные:

• формирование духовно-нравственных качеств личности;

• поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

Оборудование: Учебник «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы», «Русский язык. Практика. 5 класс» (учебный комплекс В.В. Бабайцевой), карточки

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания п. 17, 18 упр. 269

Проверь себя!

…….. - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются система …. и … их постановки.

- Назовите предложения по цели высказывания?

- А по интонации?

- Как называются предложения, в которых есть только одна грамматическая основа?

- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

- Какие бывают члены предложения?

- Чем может быть осложнено предложение?

- Где пригодятся все эти знания? В каких разборах? (синтаксическом и пунктуационном)

III. Повторение. Составление алгоритма.

1) Определите вид каждого предложения по цели высказывания. Прочитайте предложения с разной интонацией:

Ноябрь –третий месяц осени.

Как осень хороша! Как чисты небеса!

Наступил холодный ноябрь.



2) Чем отличаются эти предложения?

Тонкий туман стоит над жёлтыми полями, облака закрыли небо.

Тонкий туман стоит над жёлтыми полями. Облака закрыли небо.



3) Какое перед вами предложение по наличию второстепенных членов?

Наступил ноябрь.

Сделайте так, чтобы оно стало распространенным.



4) Расскажите, чем осложнены данные предложения.

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла! (А. Плещеев)

Y. Минута релаксации.

YI. Повторение терминов. Ромашка «Продолжи предложение!»

- Вспомните определения

Дополнение – это…

Определение – это…

Обстоятельство – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

YII. Применение знаний.

1. Синтаксический разбор (чтение порядка синтаксического разбора)

Поздней осенью птицы улетают на юг.

(Взаимопроверка выполненной работы)

2. Тренировочные упражнения: работа со схемами предложения упр.270

- Для того чтобы выполнить верно пунктуационный разбор, мы должны знать знаки препинания и уметь видеть их функцию в предложении. Запишите, пожалуйста, пользуясь учебником, в ваши рабочие листы с алгоритмами каждый знак препинания в нужную колонку таблицы (Знак завершения, разделения и выделения)

3. Групповая работа : игра «Кто самый внимательный».

(работа с карточками)

- Внимательно рассмотрите разборы. Найди ошибки в разборах. Исправьте их.

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится выделительная запятая между однородными дополнениями.

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение вопросительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится разделительная запятая между однородными подлежащими.

4. Комментированное письмо.

Выполнение упр. 272 с грамматическим заданием. Работа со схемами.

ОБРАЗЕЦ: На сухую, твёрдую, мёрзлую землю упал ранний снег. (Повеств., невоскл., простое, распростр., осложнено однородными определениями)

[ O, O, O = - ].

5. Тренировочные упражнения.

Отработка умения определять главные и второстепенные члены предложения (синтаксический разбор) Упр.269

YIII. Рефлексия и оценивание.

- Чему научились на уроке?

- Понятен ли вам алгоритм выполнения синтаксического разбора?

- Что показалось самым трудным?



IX. Домашнее задание: п 17, 18 упр. 273

- Произведите указанные в тексте цифровыми индексами виды разбора.



РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

КАРТОЧКА 1

Проверь себя!

…….. - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются система …. и … их постановки.

1. Вид предложения по цели высказывания:



2. Вид предложения по интонации:



3. Вид предложения по количеству грамматических основ:



4. Вид предложения по наличию второстепенных членов:





5. Осложнено предложение или нет. Если да, то чем:



6. Схема предложения.





КАРТОЧКА 2

Найди ошибки в разборах. Исправьте их.

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится выделительная запятая между однородными дополнениями.

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение вопросительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится разделительная запятая между однородными подлежащими.



КАРТОЧКА 3

Составление алгоритма.

1) Определите вид каждого предложения по цели высказывания. Прочитайте предложения с разной интонацией:

Ноябрь –третий месяц осени.

Как осень хороша! Как чисты небеса!

Наступил холодный ноябрь.



2) Чем отличаются эти предложения?

Тонкий туман стоит над жёлтыми полями, облака закрыли небо.

Тонкий туман стоит над жёлтыми полями. Облака закрыли небо.



3) Какое перед вами предложение по наличию второстепенных членов?

Наступил ноябрь.

Сделайте так, чтобы оно стало распространенным.



4) Расскажите, чем осложнены данные предложения.

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла! (А. Плещеев)



- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- А по интонации?

- Как называются предложения, в которых есть только одна грамматическая основа?

- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

- Какие бывают члены предложения?

- Чем может быть осложнено предложение?



КАРТОЧКА 4

ОБРАЗЕЦ: На сухую, твёрдую, мёрзлую землю упал ранний снег. (Повеств., невоскл., простое, распростр., осложнено однородными определениями)

[ O, O, O = - ].






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!