СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используя ИКТ на уроках географии я получила подтверждение, тому что интерактивные средства обучения, способствуют формированию в памяти учеников соответствующих географических представлений и развитию мышления на всех уровнях.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по географии»

Владимирская область, Гусь – Хрустальный район

МКОУ «Нечаевская ООШ им. А.В.Горшкова»



Обобщение опыта

учителя географии

первой квалификационной категории

Ведюшкиной Любови Николаевны.



Тема: Развитие познавательной активности на уроках географии с помощью ИКТ

География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.

«География для всех не только звук!

География - опора и основа всех наук!»

Используя ИКТ на уроках географии в течение семи лет,  я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие географических объектов, процессов и явлений, способствуют формированию в памяти учеников соответствующих географических представлений и развитию мышления на всех уровнях: наглядно-действенном, чувственно-образном и интеллектуально-логическом.











2018 г.



Информационная карта педагога – автора данного опыта



1. ФИО – Ведюшкина Любовь Николаевна

2. Образование (учебное заведение, год окончания, специальность по диплому)

Закончила Горьковский С/Х институт, сейчас: Нижегородская С/Х академия по специальности агрономия в 1982г.

3. Место работы – МКОУ «Нечаевская ООШ им.А.В.Горшкова, Гусь – Хрустального района

4.Должность – учитель географии

5. квалификационная категория - 1

6.Педагогический стаж - 22 года

7. Награды – грамота от департамента образования Влад.обл.

8. Ученое звание, ученая степень –

9.Участие в опытно – экспериментальной и инновационной деятельности, конкурсах профессионального мастерства –

10. Обобщался ли опыт по данной теме ранее, форма обобщения, год – 2013 г.















Дата______________ Подпись______________









Содержание:

1.Условия возникновения и становления опыта -----------------------2

2.Актуальность опыта----------------------------3

3.Теоретическая база опыта ---------------------------------4

4. Ведущая педагогическая идея опыта------------------6

5. Новизна опыта----------------------7

6. Адресность опыта ----------------7

7. Технология опыта---------------8

8. Результативность опыта, его эффективность------16

4.Библиографический список -----------------------------19

5.Приложение к опыту -------------------------------------20

























Условия возникновения и становления опыта

Данный опыт возник в сельской школе МКОУ Нечаевская ООШ Гусь-Хрустального района Владимирской области. Я работаю учителем географии в данной школе 22 года. Школа у нас небольшая. Всего 78 человек. Средняя наполняемость классов 8 - 10 уч - ся. Имея уже достаточно большой опыт преподавания географии, я заметила, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся к предмету географии, как, впрочем, и к другим предметам. Компьютер, интернет уверенно входят в нашу жизнь. Практически каждый ребёнок владеет компьютером (в школе оборудован компьютерный класс). Почти каждый из детей имеет дома компьютер, а это значит им доступна любая информация.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня познавательной активности учащихся на уроках географии. Анкетирование показало, что уровень познавательной активности у 18% учащихся – высокий, у 56%-средний, у 36%-низкий. Эти результаты меня не удовлетворили. Видя такую ситуацию, я пришла к выводу, что нужно отходить от старых методов обучения. Эти методы детям уже не интересны. Нужно исключать пассивное заучивание информации.

Для развития познавательной деятельности школьников на уроках географии необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения. В кабинете географии созданы все необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся. Имеются средства ИКТ, наглядные пособия, дидактический материал, методическая литература.

Детям нужно больше давать самостоятельности в приобретении знаний. Ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям жизни общества. Педагог должен стимулировать учащегося к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.

Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по развивающему обучению географии – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Поэтому главная задача учителя – развивать познавательную деятельность учащихся на уроках географии.

Все эти проблемы явились причиной становления моего опыта.



Актуальность опыта

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Их особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.

Стоит вопрос, как сделать, чтобы учебный труд был непринужденным, чтобы он диктовался внутренними потребностями и желаниями учащихся в приобретении знаний. Речь идет о непринужденном мотиве учения как важнейшим стимуле учебной деятельности.

Кратчайший путь к познанию лежит через познавательную самостоятельную активность учащихся в учебном процессе через продуктивную их деятельность. Поэтому актуально сегодня найти эффективные пути формирования знаний учащихся, создать условия для познавательного поиска. Познавательный интерес, а вследствие его и творческая активность школьников сами по себе не возникают, они формируются и создаются содержанием учебного материала, формами, методами, приемами обучения. География, изучающая элементы природы, процессы и явления, происходящие в природной среде, закономерности их развития, население, хозяйство, взаимосвязь природы и хозяйственной деятельности человека, научные основы рационального природопользования, решения глобальных проблем человечества как никакой другой предмет актуален в развитии творческого поиска, глубокого интереса к современным проблемам со стороны учащихся.

Таким образом, актуальность опыта обусловлена: социальным заказом общества на развитие творческого потенциала учащихся; необходимостью учета личностных качеств ученика, его потребностей и способностей в изучении географии; необходимостью разработки учебной технологии, обеспечивающей формирование положительной мотивации учебной деятельности на уроках географии. Развитие универсальных учебных действий (УУД).

Теоретическая база опыта

В основе опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов:

И. Песталоцци, В. А.Сухомлинского, А. Дистервега и др., общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.

Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А. БолотовымЕ.В. Бондаревской А.Н. ДахинымИ.А. Зимней О.Е. Лебедевым Э.М. Днепровым, В.А. Кальней, С.В. Кульневичем,, Е.А. Ленской, А.А. Пинским, В.В. Сериковым, А.П. Тряпициной, И.Д. Фруминым, В.Д. Шадриковым, С.Е. Шишовым, А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др.

Интересной и близкой к идее опыта теория развития познавательных интересов Г. И.Щукиной, модель которой такова: разминка - развитие психических механизмов -выполнение частично поисковых задач - решение творческих задач.

наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)

выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».

В работе находят отклик и предложения, выдвинутые Ю. К. Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, её творческого потенциала. Также имеет значение технология развивающего обучения В. В.Давыдова, З. И.Калмыковой.

В рамках существующей модели компетенции выпускника существенной проблемой является создание успешного ученика, успешного выпускника, свободной, творческой личности, духовно зрелой, физически и морально совершенной, способной к решению жизненных проблем, готовой к самооценке, самоусовершенствованию и самореализации – вот цель моей работы, основой которой является использование ИКТ

Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества.

Данная проблема меня привлекает ещё тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения и др.

Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке.

Всем известно, что видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учащихся, поэтому мультимедийная презентация подчеркивает урок географии, делает его ярким, и одновременно следует развитию коммуникабельных навыков учащихся, глубины мышления, помогает формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а следовательно ребенок будет воспринимать предмет в другом ракурсе, в мировоззренческой позиции - "Мне это необходимо знать", "Это для меня очень важно".

В модернизации системы географического образования одним из направлений является внедрение компьютерных технологий. В настоящее время мы не мыслим современный урок без возможности показать фрагмент научно-популярного фильма, презентации (приложение -1) , теста (приложение- 2), схемы (приложение-3), иллюстративного материала. Знания ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку. Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными.

При интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ:

1.стимулируется познавательный интерес к географии;

2.создаются условия для мотивации учащихся к учению;

3.формируется активная жизненная позиция в современном обществе.

Использование ИКТ позволяет:

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

  • реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;

  • повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс;

  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;

  • сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.

Это особенно актуально в настоящее время, когда этот предмет переживает не лучшие времена - сокращение часов, объединение классов многие учащиеся недостаточно усваивают фактический материал .

В следствии этого целью является повышение мотивации учащихся к обучению географии посредством осуществления личностно-ориентированного подхода и применение инновационных технологий как условие формирования творчески мыслящей личности.

Для достижения поставленной цели используются следующие задачи:

1.Анализ, изучение и обобщение научной литературы по данной проблеме.

2.Принять участие в работе МО учителей естествознания;

3.Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

4.Провести самоанализ и самооценку собственных уроков;

5.Выработка алгоритма применения методик для диагностической оценки уровня качества знаний учащихся по географии;

6.Обобщение опыта работы (подведение итогов, формирование результатов)

Предполагаемый результат: овладение информационно- коммуникативные технологии на уровне построения модели образовательного процесса.

Я считаю, что применение ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших технологий, что ведёт к интенсификации процесса обучения. Но нужно помнить и о живом слове учителя, о работе учащихся с учебником, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания.



Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.

Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

Мною разработана система уроков географии в общеобразовательной школе с использованием ИКТ, как средств развития познавательных способностей учащихся.

Традиционные в недавнем прошлом репродуктивные методы обучения, опиравшиеся на принцип авторитарности, уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых общественных отношениях, условиях жизни.

Школы сегодня отходят от информационной модели образования. Упор делается не на пассивное заучивание информации, или получение её из уст учителя, а на активное вхождение в проблему, требующее самостоятельных творческих усилий интеллекта. Роль учителя существенно меняется, но нисколько не уменьшается, а даже возрастает. От учителя требуется искусство организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке, что намного интереснее и в то же время сложнее, чем обычное сообщение знаний и проверка его усвоений.

Поэтому я вижу ведущую идею своего опыта в следующем:

Формирование самообразовательных умений учащихся на уроках географии как способ организации учебно – познавательной деятельности.

Формирование творческих способностей как способностей создавать новое, оригинальное.

Формирование активной творческой личности, способной преобразовывать окружающий мир



Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы применения активных форм обучения, нацеленных на развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии.

Компьютер в школе выступает в качестве средства для обучения, инструмента поддержки различных уроков, в том числе и уроков географии. Компьютерные технологии используются при проведении различных типов уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний, при оформлении творческих работ, при объяснении нового материала, при выполнении исследовательских работ…

Время вносит коррективы, появляются новые учебные программы, обновляются учебники и создаются альтернативные. «Официальные» методики быстро устаревают, а традиционные методы преподавания уже не удовлетворяют. Но не останавливается процесс обучения.

Адресность опыта

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ ОПЫТА.     Учителям, которые работают в школе над совершенствованием учебного процесса, отбирают методы и формы работы с детьми необходимо ставить личность ребенка, во главу всего исходя из его индивидуальных особенностей, развивать его познавательный интерес, учить его приемам учебной деятельности. В перспективе я хотела бы видеть веселые лица детей, которые идут на уроки с радостью;  не представляю себе развитие нынешней школы без умений педагога дойти до каждого. Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания; заинтересовать, а уже потом научить; вот, в чем суть педагогического мастерства.

В рамках существующей модели компетенции выпускника главной задачей является создание успешного ученика, успешного выпускника, свободной, творческой личности, духовно зрелой, физически и морально совершенной, способной к решению жизненных проблем, готовой к самооценке, самоусовершенствованию и самореализации – вот цель моей работы, основой которой является использование ИКТ.



Длительность работы над опытом

Опыт, над которым я работаю, актуален и перспективен. Он в определённой степени разрешает основные противоречия современной школы. Практическую деятельность по проблеме, конечно же, надо сочетать с теоретической. Поэтому свою методическую работу по обобщению опыта я прогнозировала и прошла через определённые этапы.

\1-ый этап-2010-2011г. изучение фактического уровня подготовки

учащихся через анкетирование, собеседования, беседы с классными руководителями, учителями-предметниками.

2-ой этап- 2011-2012г. изучение состояния вопроса в науке через курсы

повышения квалификации, педсоветы, самообразование,

ознакомление с передовым педагогическим опытом,

работу МО, знакомство с официальными документами.

3-ий этап-2012-2013г. организация практической деятельности через

обобщение опыта, организацию внутреннего контроля

Исходя из целей модернизации, я ищу такие способы и средства, которые позволили бы создать условия для развития познавательной деятельности учащихся. Приоритетная роль в ней принадлежит внедрению и распространению таких форм обучения, которые позволят изменить сам ход познавательного процесса, а вместе с этим и позицию самого учащегося.

Над своим опытом я работаю с 2010 года.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы учителя по развитию у учащихся познавательной активности (урок- путешествие, урок-викторина, урок-игра, различные виды тестирования). Кроме того, были разработаны обучающие задачи для уроков географии в старших классах.



Технология опыта

Из своего многолетнего опыта я поняла, что только тогда учитель испытывает истинное удовольствие, когда он видит глаза детей, полные любопытства и удивления, когда урок заканчивается массой различных вопросов и высказываний. Поэтому учитель всегда должен напряженно работать, это трудно.

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.

Ещё не все слова знакомы детям, но мечта рождается – увидеть мир своими глазами. Конечно, за небольшой отрезок времени (40 минут) дать ученикам информацию, проверить знания, развить практические навыки – задача сверхсложная.

От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависят качество обучения, успешность достижения конечных результатов. Нужно выбирать формы и приёмы обучения, позволяющие так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе.

Цель моей педагогической деятельности, исходя из актуальности проблемы, состоит в том, чтобы в классе создать условия для развития познавательной деятельности учащихся, а также для формирования свободной, творческой личности.

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю:

  • на уроке изучение нового материала;

  • для обобщения и систематизации заданий;

  • при выполнении практических работ, творческих заданий;

  • при контроле знаний и умений.



Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Возможности труженика - компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности, в котором можно творить настоящие чудеса географической науки.

Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером помогает ему чувствовать себя не абстрактной куклой, готовой воспроизвести только действия по определенному образцу, а реализовать свои творческие способности, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.

Информационно - коммуникативные технологии играют важную роль в подготовке учащихся к Внешнему независимому тестированию. Формат тестовых компьютерных программ дает возможность проверить знания, навыки, умения учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт.

География - предмет, где ИКТ, особенно презентации, можно использовать практически на каждом уроке. Моя работа на уроках географии планируется по таким направлениям:

- демонстрация материала;
- практическая работа;
- проверка знаний;
- самостоятельная работа учащихся.

Также я частично использую материалы педагогического программного обеспечения "География - 6 класс", «география – 7класс». Этот ресурс является интересным и полезным как для учителя, так и для ученика. Больше всего мне импонируют изображения в динамике, которые дают возможность лучше понять происхождение или развитие того или иного явления. Например, при изучении темы "План местности. Условные обозначения" целесообразным и ярким является использование изображения виртуальной аэрофотосъемки и превращения ее в план местности. Чрезвычайно интересной для уроков географии является серия "Золотой глобус", где на дисках дается полная, содержательная информация о странах мира. При изучении курса "География материков и океанов" я использую познавательно - информационное наполнение на дисках "Чудеса природы" и "Великие творения людей".

За время работы я увидела особенности учащихся нашей школы. В первую очередь это ярко выраженная особенность между двумя категориями учащихся, которые хотят и могут учиться и которые не хотят, или не могут нормально усваивать школьную программу в силу своей недостаточной подготовленности. Поэтому я считаю, что дифференциация в обучении поможет разрешить эту проблему. Давая детям разноуровневые задания, можно надеяться на хороший результат. И у детей не пропадет интерес к обучению.

Для развития познавательной активности учащихся на уроках географии в 9 классе я использую обучающие задачи. Учащиеся заинтересовались. Я разрешаю им пользоваться любыми источниками информации (атласами, учебниками географии разных авторов, справочниками и др.). Дети учатся ориентироваться в справочной литературе, самостоятельно добывать знания. Обучающие задачи я могу давать на любом этапе урока, но лучше это делать на обобщении материала.

Сколь трудные времена ни переживали бы мы сегодня, для учителя школы, как и всегда, актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы школьники знали географию и любили ее? Как правильно организовать познавательную деятельность ребят на уроке? Как помочь ученику учиться? Как усилить теоретическую и практическую направленность в обучении географии? Как активизировать учащихся? Как привить им интерес к предмету? Перечень этих «как» может быть продолжен. Вот только всеобъемлющего ответа на них, единого рецепта на все случаи жизни, к сожалению не существует.

Время вносит коррективы, появляются новые учебные программы, обновляются учебники и создаются альтернативные. «Официальные» методики быстро устаревают, а традиционные методы преподавания уже не удовлетворяют. Но не останавливается процесс обучения.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии. Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках географии. Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например, с использованием комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии страны меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернет. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ГИА, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять. Приведу пример использования программы Power Point на уроке «Вулканы, горячие источники, гейзеры».( приложение -

Презентации позволяют представить информацию в виде текстового, графического изображения, мультимедийных звуков и видеоэффектов. Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности, фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных городах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение.

Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. Мультимедийные учебники для 6-10 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2 – 3 минуты, но отражают суть процесса или явления (например, извержение вулкана). Использование диктора тоже дает возможность разнообразить урок и включить в деятельность слуховую память учащихся. В своей педагогической деятельности я использую и демонстрирую электронные (цифровые) пособия по географии в Интернете. Но помимо готовых электронных образовательных ресурсов мной создана и собрана собственная коллекция-копилка по различным темам и разделам школьной программы.

Вторая форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии. Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно- исследовательской и реферативной работе с учащимися: а) в учебном процессе; б) во внеурочное время учителя географии часто сталкиваются с работой со статистическим материалом, трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. Для решения этой проблемы удобно использовать технологию учебных проектов. Например, был проведен исследовательский проект: «Моё географическое».?

Проекты позволяют моделировать отдельные элементы, способствуют развитию логического мышления, умению ориентироваться в проблемных ситуациях, отделять основное от второстепенного, систематизировать полученные знания. Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. В моих планах – возможность проводить видео уроки- конференции с использованием Интернет.

Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий, участие в дистанционных олимпиадах). Всем известно, что различные формы вне учебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе. Опыт нашей школы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств ИКТ: в подготовке и проведении предметной недели естественных наук; в организации работы интеллектуальных игр, в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования; в организации работы с одарёнными детьми (олимпиады, телекоммуникационные проекты). Участие в ДООГ (дистанционной обучающей олимпиаде по географии).

Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний. Таким образом, очевидно, что развитие творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Любая деятельность человека будет проходить более активно, с наибольшим конечным эффектом , если она полностью поглощает волю и чувства человека, если она ему интересна. Без интереса, на мой взгляд, не может быть продуктивного учения. Познавательный интерес, а вследствие его и творческая активность школьников сами по себе не возникают. Они формируются и создаются содержанием учебного материала, формами, методами, приемами обучения

Проработав 22 года в школе, я определила для себя главное - готовясь к уроку надо каждый раз четко знать какой учебный материал необходимо дать детям в какой форме, чтобы каждому было интересно. Уделяю большое место сочетанию разных методов обучения, которые рассматриваю как взаимосвязанную деятельность учащихся и учителя. Для конкретного урока методы выбираю исходя из содержания учебного материала, наличия средств обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, опорных знаний. Словесные методы сочетаю с наглядными (учебные картины, карточки, карты, атласы, фотографии,) и практическими работами.

На своих уроках и при участии в интернет-конкурсах я использую материалы, в т.ч. созданные самостоятельно, так как успешно прошла курсы повышения квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Академия АЙТИ (приложение - №1), «Развитие профессиональных компетенций учителя географии, реализующих требования ФГОС» В сентябре 2018 г. приняла участие в 5 областном слёте учителей географии «Владимирская параллель – 2018», в методическом мероприятии «Цифровая трансформация. Новые образовательные инструменты учителя», В декабре 2018 г. года участвовала в работе семинара по теме «Методика формирования цикла деятельных уроков географии», В апреле 2016 года прошла обучение, по программе: «Краеведческий модуль как одна из форм реализации содержания биологического образования в ФГОС нового поколения», принимаю активное участие в вебинарах.

Деятельность учащихся стараюсь организовать на проблемно-поисковом, творческом уровне. Более эффективными являются:

  1. использование опорных схем,

  2. блочная подача материала,

  3. коллективная, групповая форма работа,

  4. защита творческих, индивидуальных проектов заданий,

  5. проблемный подход.

Как я использую опорные сигналы и блочную подачу материала. При подготовке к уроку, изучив тему, я составляю лист с опорными сигналами. Схема-конспект с рисунками, таблицами, (приложение №2). Каждый лист, включает в себя содержание нескольких параграфов учебника блок знаний по определенной теме.

Блоковая компоновка учебного материала преследует следующие цели:

Первая - облегчить ребятам процесс запоминания и воспроизведения опорных сигналов;

 Вторая - определить рамки ответа (во времени) ученика;

 Третья-восприятие темы в целом, а затем отработка практических навыков и умений. Работа с опорными схемами сопровождается анализом карт, картин, чтением стихов, ТСО.

Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Целью моей деятельности является формирование общеучебных умений и навыков на уроках  географии с использованием компьютерных технологий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями;

  2. развивать познавательные процессы;

  3. содействовать творческому развитию каждого ученика;

  4. способствовать воспитанию социально – активной личности.

Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. Нашедшие в настоящее время широкое распространение нестандартные уроки (урок-тестирование, урок-исследование, урок-семинар, урок-игра, урок-КВН, урок - викторина и т. д.) позволяют каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе в роли учителя.

Такие уроки – один из наиболее эффективных путей, формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

В 6-7 классах целесообразно проводить урок-игру, или урок-викторину. Для детей данного возраста это приемлемые формы проведения урока, особенно при обобщении материала (Приложения № 3,4), в 9 классах можно практиковать урок-семинар или урок-конференцию (Приложение № 5).Учащиеся готовят выступления или презентации для проведения данного урока.(приложение… Это повышает интерес, развивает самостоятельность.

Тестирование провожу на любом этапе урока. Чаще всего использую тесты после изучения определённой темы (Приложение № 6,7) или итоговые тесты в конце учебного года, четверти (Приложение № 8,9).Это способствует проверке знаний учащихся и, как правило, самооценке. Такая система повышает интерес учащихся к обучению.

В работе с одарёнными учащимися провожу школьные олимпиады, которые развивают интеллект учащихся, способствуют подготовке учащихся к участию в районных олимпиадах, развивают познавательную активность (Приложения № 10,11)

Групповая работа. Во время работы в группах присутствует непринужденная обстановка в классе, возникает плодотворный шум, повышается активность учащихся. А самое главное самые застенчивые, неуспевающие, которые либо стесняются, либо неуверенны выступая вслух, учатся отвечать сначала среди своих товарищей. Так они учатся говорить перед классом, выражают свое мнение, становятся делать более уверенными. Мы знаем, что достаточно много учащихся мало читают книг, имеют малый словарный запас, поэтому ответ по схеме помогает им выразить главную мысль, составить целостный рассказ по теме. Это и есть личное достижение ученика. Если первый ответ ученика на оценку «3» и он хотел бы улучшить результат, он может это сделать на следующем уроке.

В целях наибольшей эффективности урока использую проблемное обучение. При решении проблемных вопросов учащиеся активны в поиске решения. Ситуация выбора вопроса, ответа на вопрос переживается детьми, как состояние неопределенности, возникает стимул к активной мыслительной деятельности. Например, при изучении темы « Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» в 7 классе было предложено задание: Сравните карты «Строение земной коры и полезные ископаемые» и физическую Карту материка выявите черты сходства в истории развития рельефа всех южных материков, а затем установите отличительные черты тектоники Южной Америки и обоснуйте развитие современных форм ее поверхности.

В 9 кл. практикую уроки дискуссии по выбранной проблеме. Например на тему «Экологические проблемы человечества». Задания для дискуссии:

1 .По прогнозам ученых уровень Аральского моря в конце текущего столетия упадет до критической отметки 40 м. При этом море распадается на две части, соленость 50-90% и станет

Не возможным существование в нем многих видов живых организмов.

Примерный вопрос. В чем вы видите решение проблемы Аральского моря?

2.Почему при решении экологических проблем необходимо международное сотрудничество? Проблемный подход (Приложение 2)

Использую задания с элементами исследовательской работы. При изучении «Высотной поясности» дети получают задание вычертить схему, на которой распределить по высоте горы (Памир, Урал, Кавказские, Гималаи), для сравнения в цвете показать расположение природных зон. Отметить высоты. Исследовать , как изменяется температура воздуха с высотой. Какое влияние оказывает температура на размещение зон Аналогично можно исследовать ход снеговой линии в горах, размещение органического мира в океане и др. С большим интересом и активностью проходят уроки и использованием познавательных игр, кроссвордов, чайнвордов, географическое лото, матрицы, защита рекламы. Хорошо проходят игры «Найди ошибки в тексте», «Узнай силуэт», «Знаешь ли ты эту страну». Такие игры служат источником развитию творческого воображения учащихся, сообразительности и наблюдательности. В них присутствует элемент соревнования. В процессе игры дети получают знания за рамками учебника, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала. Уроки в форме игр «Поле чудес», «Своя игра» нравятся учащимся. Через такие активные формы урока я учу детей решать поставленные перед ним проблемы. Проблемное обучение- это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности. Благодаря такому подходу происходят познавательные процессы личности - актуализация прежних знаний осознание проблемной ситуации, формулировка вывода по проблеме, выдвижение и проверка гипотезы, доказательство гипотезы, построение обобщений и выводов. Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приемами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, установление причинно – следственных связей, поиск, исследование. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке, причинно-следственных связей. Формирование гипотезы составляет второй этап решения проблемы. Третий этап решения проблемы доказательство гипотезы. Например:

На уроке географии в 7 классе при изучении темы «Внутренние воды Африки» учащиеся решают проблему «Почему вода в бессточном озере Чад пресная?»

Схематично противоречие, которое здесь возникает выглядит так.
Причина         Следствие

1.Отсутствие  поверхностного стока        ►   1 .Наличие соленой воды в озере

2.Наличие поверхностного   стока          ► 2.Наличие пресной воды в озере

3.Отсутствие поверхностного          ►З.Наличие слабосоленой ,

стока         почти пресной воды.

Так учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми формами. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы.

Отсутствие поверхностного стока в озере должно было привести к засолению его вод, но это не произошло. Видимо сток все же существует.

Для доказательства гипотезы учащиеся используют знания, полученные ранее, вспоминают, как может существовать сток в озерах, каким он может быть. Учащиеся знают (или узнают, что сток бывает постоянный и временный, поверхностный и подземный.

Для решения проблемы я дополняю знания по теме ( о впадине Баделе т.к. ее дно значительно ниже, чем уровень озера.) ?

ВЫВОД: Из-за возможности стока по временным водостокам и во время разливов озера, из-за дождей …………………? это четвертый этап в решении проблемы.

Для того, чтобы дети работали быстрее на уроке, решая проблему я учу их строить причинно-следственные связи, этапы решения. Чтобы легче дети усвоили логику решения проблем , я предлагаю памятку.

Памятка для учащихся решающих проблемные вопросы:  Внимательно прочитайте ; найдите условие и требование вопроса, определите что дано в условии и что требуется найти, вспомните, что вы уже знаете об этом объекте или явлении, какие причинно-следственные связи его объясняют, сопоставьте ранее полученные связи и новую информацию выявите противоречие, скрытые в вопросе.

  1. этап выскажите предположение о причинах возникновения
    явления или объекта сформулируйте гипотезу.

  2. этап докажите гипотезу. Поставьте новый вопрос, исходя из
    предположений, высказанных в гипотезе, ответить на этот
    вопрос, по возможности проверить свой ответ.

  3. этап - дайте общий вывод. Ответьте на вопросы:

1 ) Какие новые знания вы получили?

2) Что узнали нового о причинно-следственных связях?

Одним из видов самостоятельных работ, активизирующих развитие познавательной деятельности учащихся, является реферат, презентация.

Реферат – одна из трудных форм работы, так как это краткое изложение в письменном виде или в форме доклада научного труда по определённой проблеме.

Систему обучения рефератной работе необходимо выстраивать дифференцированно с учётом возраста (постепенно увеличивать объём излагаемого материала). В основном эту работу выполняют сильные учащиеся.

Отличие новой технологии обучения от традиционного процесса

Традиционный процесс обучения географии

Новые технологии в обучении географии

1.Цели формулируются для каждого типа урока исходя из особенностей содержания

2. Содержание:

факты;

теоретические закономерности;

умения



3. Основная форма организации

обучения – урок (чаще всего комбинированный)






4. Контроль знаний и умений

(преобладает текущий, реже

итоговый)

1.Цели определяются через конечный результат деятельности учащихся

2. Содержание:

факты;

закономерности, теории;

умения;

оценочные, методологические

знания

3. Разнообразные формы организации обучения:

урок;

практикум;

семинар;

сдвоенный урок;

интегрированный урок;

день географии

4. Контроль за обязательным результатом обучения, разные виды (текущий, итоговый) и разные формы (зачёт, тестирование, игра, пресс-конференция и т. д.)

Самоконтроль


Результативность и эффективность опыта

Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению интереса к данному предмету.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- активизировать познавательную деятельность;
- развивать мышление и творческие способности учащихся;
- формировать активную жизненную позицию,
- индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно, а не списывая с доски;
- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации,
фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики и т. д.);
- реализовать межпредметные связи географии с другими учебными предметами.
Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.

Результаты мониторинга по географии за три год

класс

2010 – 2011 уч.год

2011 – 2012 уч.год

2012 - 2013 уч.год

успеваемость

Качество знаний

успеваемость

Качество знаний

успеваемость

Качество знаний

6

100%

57

100%

83

100%

50

7

100%

50

100%

57

100%

60

8

100%

83

100%

50

100%

67

9

100%

60

100%

67

100%

45









Успеваемость по предмету и качество в %



Качество знаний учащихся 6 – 9 классов

Результаты успеваемости учащихся в %

( за последние 4 года)

Учебный год

Процент качества

Кол-во обучаю-

щихся детей

Кол-во уч-ся

Успевающих

На «4» и «5»

Успеваемость по предмету

2014-2015

69

39

15

100%

2015-2016

55

47

14

100%

2016-2017

56

45

14

100%

2017-2018

64

38

16

100%





Учебный год

Класс

Предмет

%

качества

Средний

показатель

2014-2015

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

география

75%

50%

40%

80%

61,2%

2015-2016

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

география

80%

50%

55%

56%

33%

55,0%

2016-2017

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

география

75%

38%

54%

50%

63%


56,0

2017-2018

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

география

73%

80%

75%

40%

54%

64,4%













Мониторинг качества обученности по краеведению.



Год обучения

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

2014-2015

100%

76,9%

2015-2016

100%

94,1%

2016-2017

100%

100%

2017-2018

100%

100%



Анализ контрольной работы по географии 9 класс 2011 год.

Школа МКОУ Нечаевская ООШ

Учитель – Ведюшкина Л.Н.

УМК по предмету «География: Население и хозяйство России». А.И.Алексеев

Кол – во уч – ся в классе 5

Выполнили работу без ошибок -------

Количество набранных баллов в %

Кол – во уч - ся

Кол – во баллов

%

1

2

3

4

5

1

1

1

1

1

21

22

22

20

19

78

81

81

74

70











Анализ проверочной работы по Географии в 5 классе 15.05.2017г.

1.Ф.И.О учителя – Ведюшкина Любовь Николаевна

2.Район , школа , класс –МКОУ Нечаевская ООШ 5 класс

3.Количество часов в неделю - 1 час, УМК – учебник «География.5 класс» автор А.А.Летягин, под общей редакцией В.П.Дронова; М., Издательский центр «Просвещение», 2014; атласы и рабочие тетради;

4.Количество учащихся ,выполнивших проверочную работу – 8

5. Итоговая таблица результатов.

Таблица 1. Выполнение заданий части А , Б, С

Часть

Число

учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

8

0

5

7

5

6

6

4

4

6

5


%

0

63

87

63

79

79

50

50

79

63

Б

8

3

3

8









%

38

38

100








С

8

5

8










%

63

100









7. Итоги проверочной работы

На 5 - 2 чел 25%

На 4 – 2 чел 25%

На 3 - 4 чел 50%

На 2 – 0 чел 0%

% выполнения: -100

% качества: - 50

Средний балл: - 4

Анализ промежуточной аттестации по географии в 8 классе 17.05.2018г.

1.Ф.И.О учителя – Ведюшкина Любовь Николаевна

2.Район , школа , класс –МКОУ Нечаевская ООШ им.А.В.Горшкова; 8 класс

3.Количество часов в неделю - 2 час, УМК – учебник «География.Природа России» автор И.И.Баринова, под общей редакцией В.П.Дронова; М., Издательский центр «Просвещение», 2014; атласы и рабочие тетради;

4.Количество учащихся ,выполнивших проверочную работу – 12

5. Итоговая таблица результатов.







Таблица 1. Выполнение заданий части А , Б, С

Часть

Число

учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А

8

12

10

7

9

11

8

7

5

8

12

7

8

10


%

100

83

58

75

91

67

58

63

67

100

58

67

83

Б

8

7

8













%

58

67











С

8

5

8













%

63

100














7. Итоги проверочной работы

На 5 - 1 чел 8%

На 4 – 5 чел 42%

На 3 - 6 чел 50%

На 2 – 0 чел 0%

% выполнения: -100

% качества: - 50

Средний балл: - 3,6

Вывод.

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед нами задачи. Компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

Безусловно, компьютер – это современное средство обучения, позволяющее интенсифицировать учебный труд школьников, развивать их познавательную деятельность. Но для успешного внедрения этого современного средства обучения необходимо несколько обязательных условий. Во-первых, наличие достаточного количества персональных компьютеров в школе и подключению их к интернету. Речь идёт не о специальном кабинете информатики, а о компьютерах во всех предметных кабинетах. В настоящее время реальное обеспечение школ компьютерами оставляет желать лучшего. Поэтому говорить о широком внедрении компьютерных технологий в процесс обучения не приходится (по крайней мере, пока)

На своих уроках и при участие в интернет-конкурсах я использую материалы, в т.ч. созданные самостоятельно, так как успешно прошла курсы повышения квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ВИРО.







Библиографический список:

1.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.;1989.

2.Душина И. В. Педагогические технологии обучения географии. География в школе №3.2001.

3.Крылова О. В.Современный урок. География в школе № 2.2006.

4.Новенко Д. В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе №5.2004.

5.Пантелеева Н. К. Реферат-Один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся. География в школе №7.2001.

6.Скатова Н. Н., Попова Е. А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках географии. География в школе №8.2000.

7.Уткина И. Ю. Развивающее обучение невозможно без карты. География в школе № 4.2001.

8.Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М..: Педагогика, 1988.

9.Яковлева Н. В. Уроки учительского мастерства. Волгоград.2009





























Приложение к опыту.

1.Приложение № 1.Обучающие задачи на уроках географии

2.Приложение № 2.Составление обучающих задач.

3.Приложение № 3. Урок-игра «Африка-континент коротких теней»

(7 класс) фрагмент.

4.Приложение № 4.Урок-викторина «Что мы знаем о Северной Америке» (7 класс) фрагмент.

5.Приложение № 5.Урок-семинар «Новые индустриальные страны»

(11 класс)

6.Приложение № 6.Зачётный тест по теме «Атмосфера» (6 класс)

7.Приложение № 7.Тесты по теме «Природные зоны России» (8 класс)

8.Приложение №8. Итоговое тестирование по географии (8 класс)

9.Приложение № 9.Итоговое тестирование по географии (7класс)

10.Приложение № 10.Школьная олимпиада по географии для учащихся

7 класса

11.Приложение № 11.Школьная олимпиада по географии для учащихся

9 класса



Положительное отношение учащихся к использованию мультимедийных и интерактивных способов обучения ( итоги опроса учащихся 5-9 классов):

Вопрос/ ответ

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1.

Делает ли мультимедийные и интерактивные технологии интереснее и познавательнее?

12

0

2

2.

Помогают ли Вам мультимедийные и интерактивные технологии лучше понять и запомнить учебный материал?

14

0

0

3.

Помогают ли Вам мультимедийные и интерактивные технологии при повторении ранее изученного учебного материала?

14

0

0

 Педагогическая  деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый  познавательный  интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать  познавательный  интерес  учащихся  к обучению.





Практическая работа №2



Цель работы: отработать умение составлять экономико-географические характеристики угольных бассейнов (топливно-энергетических баз) по плану, используя картосхему, карты атласа и другие источники информации.



Материалы для выполнения работы: учебник по географии, атлас, другие источники информации (Интернет-ресурс).



Ход работы:

Вариант 1.

Задание: Дайте характеристику бассейна по плану (на примере Печорского угольного бассейна).

План характеристики:

Печорский угольный бассейн

1.Географическое положение бассейна. В какой части страны, в каком субъекте РФ расположен бассейн?

Расположен на северо-востоке европейской части страны, на севере республики Коми. Центр-Воркута. Другой город в бассейне Инта. До Воркуты проложена железная дорога - Печорская (Коноша-Воркута);

2. Способ добычи: подземный (шахтный);

3. Глубина добычи: 300 метров.

4. Мощность пластов: средняя мощность-1,5м;

5. Качество угля: высококачественные(0,8 ккал/кг);

6. Себестоимость добычи: угли дорогие (себестоимость высокая);

7. Величина добычи и запасы угля : 13 млн.т;

8. Потребители: предприятия Европейского Севера

9. Проблемы бассейна (экологическая, социальная и пр.)

Связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы-терриконы. Социальные – несвоевременная выплата заработной платы.

10. Перспективы развития бассейна.

Небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости угля, неблагоприятных природных условий (удорожание жизни и условий труда в заполярье), конкуренция – природный газ, как более экологически чистое топливо.



Вариант 2:

Задание: по карте атласа определите местоположение Кузбасса и Канско-Ачинского угольных бассейнов. Дайте их сравнительную характеристику и сделайте вывод об эффективности эксплуатации этих угольных бассейнов. Заполните таблицу, сделайте вывод.



План сравнения

бассейн

Кузбасс

Канско-Ачинский

1. географическое положение

Расположен в азиатской части России, в Кемеровской области, к югу от Западно-Сибирской равнины, в неглубокой котловине между горными массивами Кузнецкого Алатау и Горной Шории и невысоким Салаирским кряжем.

Расположен в Сибири, на территории Красноярского края, частично в Кемеровской и Иркутской областях.

2.Способы добычи

Шахтный (58 шахт), открытый (36 предприятий открытой добычи), гидравлический (3 гидрошахты – 5%).

Открытый.

3. условия добычи и затраты на добычу.

Мощность пластов (их 260) от 1,3 до 4м, местами – до 20 м. Себестоимость добычи угля – средняя.

30 угольных месторождений и 7 угленосных площадей. Условия добычи хорошие, т.к. угольные пласты располагаются близко к поверхности, уголь самый дешевый.

4. Количество (добыча и запасы) и качество добываемого угля

Добыча - 185 млн. тонн (2010 год), запасы – 725 млрд. т, 56% добываемых углей в России, 80% от всех коксующихся. Угли высококалорийные (7000 – 8600 ккал/кг).

Добыча – до 56 млн. т, запасы – 601 млрд.т, калорийность – 0,47 тыс. ккал/кг. Угли низкокалорийные, бурые, есть и каменные, но мало.

5. Потребители

Новокузнецкий, Западно-Сибирский металлургические комбинаты, Новокузнецкий алюминиевый завод, Кузнецкие ферросплавы, химическая промышленность Кемерово, машиностроение (Анжеро-Судженск). 42 – 45% угля идет на коксование. Потребление в основном на территории Западной Сибири, на Урале, а также в Европейской части России, 41% - на экспорт европейским потребителям.

Применяются на месте для выработки электроэнергии в Красноярской и Хакасской энергосистемах, а также для выработки тепла ТЭЦ.

6. Проблемы окружающей среды

Предприятия являются загрязнителями окружающей среды, но угли – среднезольные. Удержание добычи угля на том же уровне требует больших капиталовложений.

Оказывает негативное воздействие на окружающую среду: воздушную, водную, ландшафты

7. Перспективы развития

Бассейн имеет небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости угля.

Роль бассейна будет расти. Особое значение имеет пересекающая с запада на восток Транссибирская магистраль.



Вывод: уголь остается одним из важнейших топливных ресурсов, но является дорогим по добыче видом топлива, т. к. месторождения расположены в неблагоприятных климатических условиях (высокая оплата труда, социальные проблемы), проблемы реализации дорогого угля в условиях возрастающей конкуренции природного газа как более экологически чистого вида топлива. Однако, в перспективе его роль будет расти как основного вида топлива в районах его добычи, т.к. основные базы удалены от основных потребителей.



Приложение №3

Фрагмент урока

Урок-игра «Африка – континент коротких теней» (7 класс)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!