СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обеспечение мотивацией и повышение познавательного интереса к предмету география , путем использования современных образовательных технологий». Обобщение опыта работы по проблемной теме.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке приводится обобщение опыта по проблемной теме учителя географии «Обеспечение мотивацией и повышение познавательного интереса путем использования современных образовательных технологий»

Просмотр содержимого документа
««Обеспечение мотивацией и повышение познавательного интереса к предмету география , путем использования современных образовательных технологий». Обобщение опыта работы по проблемной теме.»

Обобщение опыта работы по проблемной теме.


«Обеспечение мотивацией и повышение познавательного интереса путем использования современных образовательных технологий»


Развитие современного общества, изменение образовательной стратегии ориентируют педагогическое сообщество на значительное обновление качества образования, на содействие развитию всесторонне развитого человека, конкурентоспособного, оперативного в условиях быстро меняющейся жизни. Поэтому в период, прошедший после последней аттестации, я продолжила работу над проблемой развития познавательной и творческой активности учащихся, создавая условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стремясь приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни. Как и другие педагоги, я ищу пути, стимулирующие познавательную и творческую деятельность учащихся. Твердо убеждена, что на современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной и творческой деятельности учащихся приобретает особенно важное значение, т.к. в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники обществу нужны люди инициативные, творческие, смелые в принятии решений.

Развивающий характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью я использую различные нетрадиционные методы и формы проведения уроков географии, активно использую разнообразные приёмы развивающего обучения, с помощью которых делаю акцент на развитие мышления и психических процессов .

Один из факторов активизации познавательной и творческой деятельности учащих­ся — разнообразие форм организации обучения, включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных приёмов, форм, методов познавательной и творческой деятельности. Задача современного учителя — не преподносить зна­ния школьникам, а создать мотивацию и сфор­мировать комплекс общеучебных умений учить самого себя.

Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали стандартные типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников. Я согласна с мнением профессора В.П. Сухова, что в основе технологии развивающего обучения лежит личностно-деятельный подход. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», то есть «какова деятельность, такова и личность, и вне деятельности нет личности». Методы обучения, используемые на уроке, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка. Развивать у детей умение видеть, способность к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важна. От этого зависит, каким гражданином вырастет ребёнок, что он сумеет увидеть в окружающем мире. Именно природа – неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако не все люди рождаются чуткими к её красоте, и в этом случае особенно важна работа учителя. На уроке, во внеурочной работе необходим совместный поиск, при котором ребёнок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности со взрослыми и товарищами.

Решение задачи развития творческого мышления обучаемых основано на развитии познавательной деятельности школьников. Начальным этапом решения учебных проблем служат познавательные задачи. А затем постепенно из урока в урок рождается самостоятельность в творчестве учащихся: от прослушивания материала до отработки его сначала на репродуктивном уровне, а затем на творческом.

Под словом творчество понимается: умственная активность, быстрая обучаемость, смекалка и изобретательность, стремление добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задач, способность видеть общее и главное в различном и, наоборот, находить различия в сходных явлениях и т.д. Результатом творчества является — игрушка, модель, макет и т.д. Проявляется творчество хотя бы в минимальном отступлении от образца.

В своей работе я использую основные принципы обучения творчеству:

1. Без основных опорных знаний, умений, навыков невозможно творчество детей.

2. Работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе — это фантазия, не имеющая учебной (научной) ценности.

З. В начальный период творчеству нужно учить постепенно, усложняя задания и увеличивая меру отступления от образца.

4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе.

Развивает не само знание, а специальное его конструирование. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует познание этой системы ребёнком. В результате творческого мышления ребята способны самостоятельно объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экономические и др. ситуации; прогнозировать возможные направления различных явлений и процессов.

На уроке целесообразно создавать особый психологический климат, особую ситуацию общения учителя и учащихся. Показателями качества урока уже не может быть только эрудиция. Главный его показатель — организация творческой деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, на производстве, в обществе. В таблице 1 предложены примеры влияния различных видов заданий на развитие творческого потенциала.

Таблица 1. Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.

    Типы творческих заданий

Способствуют развитию, психических свойств

Репродуктивного уровня

рисунок

воображение

сообщение

устная речь, память

чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны.

мышление, память, внимание

игра “термин - понятия”

память, внимание

Частично-поискового уровня

рассказ с ошибками

внимание, память

составление логических цепочек

внимание, логическое мышление

узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

внимание

Творческий уровень

путешествие

внимание, память, мышление, воображение

решение географических задач

внимание, логическое мышление

составление образца территории

внимание, память, логическое мышление, воображение

социологический опрос

внимание, мышление

свое задание

внимание, память, мышление, воображение


Необходимо, чтобы ученики осознавали предполагаемые трудности в достижении цели, контро­лировали себя в том, насколько успешно идет продвижение. Как правило, положительная мотивация формируется на тех уроках, где «главное наглядное пособие- сама жизнь». Изучаемое содержание становится личностно значимым, если оно связано с реальными социально – экономическими проблемами, которые касаются всех и проявляются в непосредственном окружении, поэтому практически каждый урок мы начинаем с обсуждения природных явлений, политических и экономических событий, происходящих в стране и мире. Особый интерес вызывают задания, связанные с изучением экономических и демографических ситуаций в нашем посёлке, районе. Всё это закладывает основы критического мышления, способствует усвоению социального опыта, формированию личностных оценок происходящему.

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Другого пути развития познавательных способностей нет. Познавательная активность - это деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Активизировать познавательную деятельность обучающихся, я считаю, позволяет использование нетрадиционных уроков обобщения. Их использование решает целый ряд задач, направленных на развитие памяти, внимания, а так же способствуют созданию благоприятной атмосферы на уроке, объединяя учащихся. В моём арсенале имеются разнообразные уроки: это и собственные разработки, и взятые из опыта работы других учителей-практиков.

Развитие познавательной мыслительной деятельности осуществляется на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам предлагаю что-то доказать. Возьмём, к примеру, тему «Климат Казахстана». Для этого классу задаю сложный и в то же время интересный вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?». После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в парах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет большую ценность. Я пришла к выводу, что ценность данного методического приема в том, что ученики начинают осознавать значимость изучаемого материала. К примеру, ученикам 6 класса даю задание: «Какое внутреннее строение Земли?» Вопрос им покажется трудным, но надо вселять в детей уверенность, что они смогут выполнить задание. Эффект неожиданности включает в себя развитие мышления. Действует механизм «творчества». Каждый ученик идет своим путём к цели. Здесь развитие слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Учащиеся обладают более развитыми творческими способностями, что говорит об опережающем познавательном развитии детей. В учебной практике мыслительная деятельность характеризуется следующими мыслительными операциями: абстракция, обобщение, сравнение, аналогия, классификация и систематизация, с этой целью для развития логического мышления использую приёмы: «Да - нетка», «Логическая задача», «Лестница», «Географическая почта», «Географический диктант», «Географические шарады», «Географическая матрица», «Поиск общего», «Соотношение понятий» (Приложение №1).

Для развития познавательной мыслительной деятельности учащихся применяю методы прикладной диалектики: системный анализ, «метод контрольных вопросов», составление и решение противоречий, «мозговой штурм» и другие.

На уроке физической географии материков и океанов использую один из таких методов – «мозговой штурм». На карте полушарий помещена картинка с изображением бурого медведя на материке Евразия, вторая такая же картинка – на материке Северная Америка, изображение страусов – на материках Австралия, Южная Америка, Африка. Ребятам предлагаю следующие вопросы:

- Почему похожие или одинаковые животные живут на разных материках, удалённых друг от друга на большие расстояния? Почему вы так считаете?

Развивающие задания должны не только приводить учащихся к пониманию нового материала, то есть к установлению системы знаний, но и выполнять корригирующие функции.

Я считаю, что дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих учащихся: ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает обычно, а, наоборот, сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.

В психологии традиционно принято различать шесть качеств, определяющих индивидуальные свойства внимания: объем внимания, его переключаемость, распределенность, сосредоточен­ность, устойчивость и колебание. Объем, колеба­ние и распределенность внимания во многом оп­ределены врожденными качествами человека и являются данностью, которая неподконтрольна педагогу. Сосредоточенность, переключаемость и устойчивость зависят от наличия волевого ком­понента и степени заинтересованности личности в объекте внимания. Эти три последних качества внимания и являются объектом педагогического воздействия на уроке со стороны учителя.

Вообще, высокая степень сосредоточенности, особенно при участии волевого компонента, — процесс весьма утомительный. Как правило, пос­ле периода сосредоточенности наступает период расслабления, при котором внимание или рассе­ивается, или переключается на другой объект. Для школьников период сосредоточенности ред­ко превышает 15—20 минут. В то же время, если ребенок увлечен чем-то, этот период может значительно растянуться во времени. Отсюда мой глав­ный принцип развития внимания на уроке — «учение с увлечением». На разных этапах урока использую приём «Географическая цепочка» или «Составляем коллективный рассказ», когда от детей требуется внимание и ответственность, слушая друг друга, не повторяясь назвать страны - соседи России, или составить описание географического положения страны, материка.

География должна быть предметом интересным, доступным, ценимым учащимися, а урок должен быть бесконфликтным и связан с положительными эмоциями, поэтому стараюсь, чтобы на уроке царила обстановка успеха, одобрения и доброжелательности. Одним из результатов оценки своего урока считаю следующий критерий: если ученик на уроке повысил своё самоуважение и ощутил свою компетентность, значит, урок проведён хорошо, а если он уходит подавленным, разочарованным, значит, урок проведён плохо, и ученик не видит полезного результата для себя.

Особое внимание в своей работе уделяю работе с картами, так как карта – это источник новых знаний. Географические карты содержат дополнительные сведения, которые расширяют и углубляют обязательный материал, увеличивают объем сведений, в итоге получают общую картину природы Земли. Уроки понимания карты заставляют размышлять, побуждают к исследовательской деятельности, способствуют хорошему усвоению материала, тренируют географическую зоркость, страноведческую эрудицию.


Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Использование информационно-коммуникативных технологий в своей деятельности считаю необходимым условием успешности и учителя, и учащихся. Принимаю участие в сетевых образовательных содружествах для педагогов: блоги, мастер - классы, курсы. Всё это помогает не только мне, как учителю на уроках, но и активно передаю полученные знания детям, создавая презентации к урокам, обучая их работе в PowerPoint и других редакторах, умению работать в сети Интернет. Всё это, конечно же, способствует повышению мотивации и успешности ребят.

Применение ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Хотя возможности сельской школы ограничены для организации и использования ИКТ в полном объёме и на каждом уроке но, элементы данной технологии применяю, тем самым, дополняя приёмы и методы технологии развивающего обучения. Кроме готовых, создаю и свои мультимедийные презентации к урокам.


Развитие творческих способностей учащихся является главным аспектом в образовании. На протяжении изучения географии предлагаю школьникам выполнять творческие проекты, со временем изучения предмета всё больше усложняющиеся. Такие работы являются источником, который способствует формированию познавательного интереса. Ученики, выполняя творческие проекты, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершают поисковую, активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. В начале изучения раздела или темы сообщаю школьникам название творческого проекта, и они на протяжении всей темы работают над ним. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Виды творческих проектов, которые я предлагаю учащимся, разнообразные.

Большое внимание в преподавании географии и внеклассной работе уделяю проектной и поисково-исследовательской работе. Обучающиеся под моим руководством изучают традиции своей местности, принимают участие в краеведческой работе. Такие исследования имеют огромное воспитательное значение для гражданина многонационального государства, способствуют воспитанию толерантности, уважения к обычаям других народов, желания понять особенности национальной психологии.

Рамки урока не позволяют в полной мере раскрыть все индивидуальные способности детей, поэтому я продолжаю эту работу во внеурочное время, на занятиях кружка «Глобус», при краеведческой работе. Занятия и деятельность организуются на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а так же и новые, которые ещё предстоит приобрести. «Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Проектная деятельность на занятиях кружка развивает у ребят самостоятельность мышления, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Знание основ ИКТ помогает мне в организации проектной деятельности, а также помогает мне и моим ученикам участвовать в он - лайн викторинах и турнирах,.

Целенаправленная работа по развитию познавательной и творческой деятельности, логики и анализа позволяет не только облегчить усвоение нового материала, разнообразить познавательную деятельность, но и сформировать у учащихся представления о географических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях, происходящих в природе и обществе. Всё это позволяет успешно участвовать в конкурсах по географии, например, группа ребят принимала участие в дистанционном конкурсе по географии «Дарын» , есть победители.

Применение технологии развивающего обучения на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся. Использование развивающей технологии в обучении географии позволило мне достигнуть определённых результатов:

  1. Качество знаний по географии. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационных, позволяет добиваться повышения качества знаний обучающихся. Анализ результатов мониторинга учащихся за межаттестационный период свидетельствуют в целом о положительной динамике качества знаний и умений учащихся по географии .

2. Уровень развития познавательной и творческой активности

Анализ числа обучающихся и качества участия в проектной и исследовательской , краеведческой работе, позволяют сделать вывод о росте активно-творческой познавательной активности








































Библиографический список:

1. Баринова, И.И. и Герасимова, Т.П. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / И.И. Баринова и Т.П.Герасимова. – М.: Просвещение,1983 – 85с.

2. Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии. М.: Дрофа 2006

2. Борецкая, И.А. Развитие личности школьников в процессе изучения экономической и социальной географии мира // География в школе. – 2001 №7. – с.77-78

3. Войлошникова, Н.А. Самостоятельные работы учащихся при изучении экономической географии зарубежных стран / Н.А. Войлошникова. – М.: Просвещение, 1981 – 67с.

4. Галеева, Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха на уроках географии / Н.Л.Галеева. – М.:5 за знания, 2006 – 125с.

5. А. Гин. Приёмы педагогической техники.- М.: Вита-Пресс, 2006

6. Коринская, В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии Материков / В.А. Коринская. – М.: Просвещение, 1983 – 206с.

7. Крылова, О.В. Современный урок // География в школе. – 2006 №2. – с. 33-35

8. СелевкоГ.К. Энциклопедия образовательных технологий/ Г.К.Селевко – М.: НИИ школьных технологий, 2006 -55 с.

9. Серебрякова, Е.К. Применение элементов технологии перспективно - опережающего обучения // География в школе. – 2001 №4. – с. 52 – 55

10. Скатова, Н.Н. Современные педагогические технологии // География в школе. - 2000 №8. – с. 46 - 47

11. Соломонович, Г.П. Новые подходы к формированию творческого мышления учащихся // География в школе. – 1998 №4. – с.58 – 60



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!