Обобщающий урок по теме :
«Однородные члены
предложения»
8 класс
Цель урока :
Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Чем соединяются однородные члены предложения
2.Разделительными союзами
И; да; ни-ни; тоже;
Не только ,но и;
Как ……, так и.
4. Интонацией перечисления.
Или, либо, то-то,
не то- не то
3. Противительными союзами:
А, но , да, однако, зато ,
же.
Знаки препинания при однородных членах
Запятая ставится:
O , но O . O , а O .
и O , и O , и O .
O, и O , и O .
O и O , O и O .
O, O , O .
Запятая не ставится:
O и O .
Обобщающие слова при однородных членах предложения
- При однородных членах могут обобщающие слова .
- Если обобщающее слово стоит перед однородными членами , то перед ними ставится двоеточие.
- Если обобщающее слово стоит после однородных членов , то за ними ставится тире.
- Если обобщающее слово стоит перед однородными членами , а после них предложение продолжается , то перед однородными членами ставится двоеточие , а после них – тире.
Обобщающими словами могут быть:
ВСЕ, ВСЕ ЭТО,ВСЕ ОНИ , ВСЮДУ, ВЕЗДЕ, НИГДЕ, ВСЕГДА, ПОВСЮДУ, ВОТ ЧТО, НИКОГДА……и.т.д .
ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО МОЖЕТ БЫТЬ ТЕМ ЖЕ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ,ЧТО И ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Знаки препинания при обобщающих словах
- [ : , , ] .
- [ , , - ] .
- [ : , , - ... ] .
Разминка
1В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
2И лицо и одежда и душа и мысли все в человеке должно быть прекрасно.
3Все в человеке и лицо и одежда и душа и мысли должно быть прекрасно.
Разминка
1.В человеке все должно быть прекрасно: и лицо ,
и одежда , и душа, и мысли .
2. И лицо, и одежда, и душа ,и мысли- все в человеке
должно быть прекрасно.
3. Все в человеке: и лицо , и одежда, и душа, и мысли - должно быть прекрасно.
Задание № 1
- Найдите в предложениях однородные члены предложения, подчеркните их, расставьте знаки препинания.
- Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в пойме.
- Прощально и трогательно кричит пароход на перекате.
- В пруду водились караси лещи окуни.
Задание № 1
- Найдите в предложениях однородные члены предложения, подчеркните их, расставьте знаки препинания.
- Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в пойме. [ O и O] ; [O и O]
- Прощально и трогательно кричит пароход на перекате. [ O и O]
- В пруду водились караси , лещи, окуни . [ O , O , O]
МИНУТКА ОТДЫХА
Стихотворение « Слово»
Когда ты хочешь молвить слово, Им можно радости прибавить
Мой друг, подумай, не спеши: И радость ядом отправить.
Оно бывает то свинцово, Им можно лед зимой расплавить
То рождено теплом души. И камень в крошку раздробить.
Оно то жаворонком в выси, Оно ограбит иль одарит,
То медью траурной поет. Пусть ненароком, пусть любя,
Покуда слово сам не взвесил, Подумай, как бы не ударить
Не выпускай его в полет. Того, кто слушает тебя.
На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу союзы как - так и, не только – но и, не столько – но и, если не – то.
1. Игра оказалась непростой и заинтересовала …. детей взрослых.
2. … дыхание … питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.
3. … через неделю … немного позже я вам верну эту книгу.
На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу союзы как - так и, не только – но и, не столько – но и, если не – то.
1. Игра оказалась непростой и заинтересовала не только детей , но и взрослых.
2. Как дыхание , так и питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.
3. Если не через неделю , то немного позже я вам верну эту книгу.
16
Дополните предложения однородными членами.
- Мчится поезд мимо _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _.
- При постройке дома работали ____, ____, ____, ____.
- В зоопарке мы любовались _ _ _ _, _ _ _ _ , _ _ _ _, _ _ _ _.
Слова для справок: лес, поле, луг; каменщик, плотник, маляр, штукатур; обезьяна, лев, медведь, тигр.
17
Дополните предложения однородными членами.
- Мчится поезд мимо леса, поля, луга.
- При постройке дома работали каменщик, плотник, маляр, штукатур.
- В зоопарке мы любовались обезьянами, львами. медведями, тиграми.
18
Запишите текст, ставя слова в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова. Расставьте знаки препинания.
Общение с окружающим миром (природа, искусство, живые люди) обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость но и существовать вообще.
(С.Бардин)
19
Запишите текст, ставя слова в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова. Расставьте знаки препинания.
Общение с окружающим миром : природ ой , искусств ом , живы ми люд ьми - обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем : и молод ым , и пожил ым , и дет ям . Без контактов , без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость , но и существовать вообще. (С.Бардин)
20
Из данных предложений образуйте и запишите предложения с однородными членами, соединив их союзами.
- По сторонам дороги тянулись поля. По сторонам дороги тянулись луга.
- Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные.
- Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся.
- Поля опустели. Луга опустели.
21
21
Из данных предложений образуйте и запишите предложения с однородными членами, соединив их союзами.
- По сторонам дороги тянулись поля и луга.
- Осенью дни короткие и пасмурные.
- Разноцветные листья кружатся и летят над поляной.
22
22
По данным схемам составьте предложения на тему «Зимний лес»
- [ O , O] .
- [O и O] .
- [O : O и O] .
23
Тест№1
1.Укажите неверное утверждение.
А) Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Б) Однородные члены предложения равноправны по отношению к друг другу.
В) Однородными членами предложения могут быть слова только
одной части речи.
Г)Обобщающее слово всегда является тем же членом предложения , что и однородные члены.
Тест№2
Найдите предложения, в которых однородные члены связаны соединительными союзами .
А)Он приезжал домой пообедать да переночевать.
Б)Он походил на мастера или на управляющего .
В)Олег прислушался ,но не услышал ничего .
Г)Нигде ни садика , ни длинного забора.
Тест №3
Укажите ,в каком примере нужна запятая перед союзом да .
А)Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Б)Мал золотник да дорог .
В)Ученье да труд к славе ведут.
Г)Ягодами да грибами богаты наши леса .
Тест №4
Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах .
А)Распоряжения его были всегда быстры точны отчетливы .
Б)Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.
В)В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.
Г)На деревьях стогах домах везде лежал снег .
Рефлексия
1. О чём говорили сегодня на уроке?
2. Чему научились?
3. Что понравилось на уроке?
Составьте текст на тему «Зимний лес», в котором обязательно должны быть предложения с однородными членами предложения.
Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте.
29
за урок
29