СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме № Однородные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме № Однородные члены предложения"»

Обобщающий урок по теме : «Однородные члены предложения» 8 класс

Обобщающий урок по теме :

«Однородные члены

предложения»

8 класс

Цель  урока : Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них.

Цель урока :

Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Чем соединяются однородные члены предложения Соединительными союзами 2.Разделительными союзами И; да; ни-ни; тоже; Не только ,но и; Как ……, так и. 4. Интонацией  перечисления. Или, либо, то-то, не то- не то 3. Противительными союзами: А, но , да, однако, зато , же.

Чем соединяются однородные члены предложения

  • Соединительными союзами

2.Разделительными союзами

И; да; ни-ни; тоже;

Не только ,но и;

Как ……, так и.

4. Интонацией перечисления.

Или, либо, то-то,

не то- не то

3. Противительными союзами:

А, но , да, однако, зато ,

же.

Знаки препинания при однородных членах Запятая ставится: O , но  O . O , а  O . и  O , и  O , и  O . O, и  O , и  O . O и  O , O  и  O . O, O , O .  Запятая не ставится: O  и  O .

Знаки препинания при однородных членах

Запятая ставится:

O , но O . O , а O .

и O , и O , и O .

O, и O , и O .

O и O , O и O .

O, O , O .

Запятая не ставится:

O и O .

Обобщающие слова при однородных членах предложения При однородных членах могут обобщающие слова . Если обобщающее слово стоит перед однородными членами , то перед ними ставится двоеточие. Если обобщающее слово стоит после однородных членов , то за ними ставится тире. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами , а после них предложение продолжается , то перед однородными членами ставится двоеточие , а после них – тире.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

  • При однородных членах могут обобщающие слова .
  • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами , то перед ними ставится двоеточие.
  • Если обобщающее слово стоит после однородных членов , то за ними ставится тире.
  • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами , а после них предложение продолжается , то перед однородными членами ставится двоеточие , а после нихтире.

Обобщающими словами могут быть: ВСЕ, ВСЕ ЭТО,ВСЕ ОНИ , ВСЮДУ, ВЕЗДЕ, НИГДЕ, ВСЕГДА, ПОВСЮДУ, ВОТ ЧТО, НИКОГДА……и.т.д . ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО МОЖЕТ БЫТЬ ТЕМ ЖЕ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ,ЧТО И ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Обобщающими словами могут быть:

ВСЕ, ВСЕ ЭТО,ВСЕ ОНИ , ВСЮДУ, ВЕЗДЕ, НИГДЕ, ВСЕГДА, ПОВСЮДУ, ВОТ ЧТО, НИКОГДА……и.т.д .

ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО МОЖЕТ БЫТЬ ТЕМ ЖЕ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ,ЧТО И ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Знаки препинания при обобщающих словах [  :  ,  ,  ] . [  ,  ,   -  ] . [  :  ,  ,  - ... ] .

Знаки препинания при обобщающих словах

  • [  :  ,  ,  ] .
  • [  ,  ,  -  ] .
  • [  :  ,  ,  - ... ] .

   Разминка 1В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. 2И лицо и одежда и душа и мысли все в человеке должно быть прекрасно. 3Все в человеке и лицо и одежда и душа и мысли должно быть прекрасно.

Разминка

1В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

2И лицо и одежда и душа и мысли все в человеке должно быть прекрасно.

3Все в человеке и лицо и одежда и душа и мысли должно быть прекрасно.

 Разминка 1.В человеке все должно быть прекрасно: и лицо , и одежда , и душа, и мысли . 2. И лицо, и одежда, и душа ,и мысли- все в человеке должно быть прекрасно. 3. Все в человеке: и лицо , и одежда, и душа, и мысли - должно быть прекрасно.

Разминка

1.В человеке все должно быть прекрасно: и лицо ,

и одежда , и душа, и мысли .

2. И лицо, и одежда, и душа ,и мысли- все в человеке

должно быть прекрасно.

3. Все в человеке: и лицо , и одежда, и душа, и мысли - должно быть прекрасно.

Задание № 1 Найдите в предложениях однородные члены предложения, подчеркните их, расставьте знаки препинания. Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в пойме. Прощально и трогательно кричит пароход на перекате.  В пруду водились караси лещи окуни.

Задание № 1

  • Найдите в предложениях однородные члены предложения, подчеркните их, расставьте знаки препинания.
  • Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в пойме.
  • Прощально и трогательно кричит пароход на перекате.
  • В пруду водились караси лещи окуни.

Задание № 1 Найдите в предложениях однородные члены предложения, подчеркните их, расставьте знаки препинания. Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в пойме. [ O и O] ; [O и O] Прощально и трогательно кричит пароход на перекате. [ O и O] В пруду водились караси , лещи, окуни . [ O , O , O]

Задание № 1

  • Найдите в предложениях однородные члены предложения, подчеркните их, расставьте знаки препинания.
  • Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в пойме. [ O и O] ; [O и O]
  • Прощально и трогательно кричит пароход на перекате. [ O и O]
  • В пруду водились караси , лещи, окуни . [ O , O , O]

МИНУТКА ОТДЫХА  Стихотворение « Слово»  Когда ты хочешь молвить слово, Им можно радости прибавить Мой друг, подумай, не спеши: И радость ядом отправить. Оно бывает то свинцово, Им можно лед зимой расплавить То рождено теплом души. И камень в крошку раздробить.  Оно то жаворонком в выси, Оно ограбит иль одарит, То медью траурной поет. Пусть ненароком, пусть любя, Покуда слово сам не взвесил, Подумай, как бы не ударить Не выпускай его в полет. Того, кто слушает тебя.

МИНУТКА ОТДЫХА

Стихотворение « Слово»

Когда ты хочешь молвить слово, Им можно радости прибавить

Мой друг, подумай, не спеши: И радость ядом отправить.

Оно бывает то свинцово, Им можно лед зимой расплавить

То рождено теплом души. И камень в крошку раздробить.

Оно то жаворонком в выси, Оно ограбит иль одарит,

То медью траурной поет. Пусть ненароком, пусть любя,

Покуда слово сам не взвесил, Подумай, как бы не ударить

Не выпускай его в полет. Того, кто слушает тебя.

На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу союзы как - так и, не только – но и, не столько – но и, если не – то. 1. Игра оказалась непростой и заинтересовала …. детей взрослых. 2. …  дыхание …  питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.  3. … через неделю … немного позже я вам верну эту книгу.

На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу союзы как - так и, не только – но и, не столько – но и, если не – то.

1. Игра оказалась непростой и заинтересовала …. детей взрослых.

2. … дыхание … питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.

3. … через неделю … немного позже я вам верну эту книгу.

На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу союзы как - так и, не только – но и, не столько – но и, если не – то. 1. Игра оказалась непростой и заинтересовала не только детей , но и взрослых. 2. Как дыхание , так и питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.  3. Если не через неделю , то немного позже я вам верну эту книгу. 16

На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу союзы как - так и, не только – но и, не столько – но и, если не – то.

1. Игра оказалась непростой и заинтересовала не только детей , но и взрослых.

2. Как дыхание , так и питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.

3. Если не через неделю , то немного позже я вам верну эту книгу.

16

Дополните предложения однородными членами. Мчится поезд мимо _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _. При постройке дома работали ____, ____, ____, ____. В зоопарке мы любовались _ _ _ _, _ _ _ _ , _ _ _ _, _ _ _ _. Слова для справок: лес, поле, луг; каменщик, плотник, маляр, штукатур; обезьяна, лев, медведь, тигр.  17

Дополните предложения однородными членами.

  • Мчится поезд мимо _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _.
  • При постройке дома работали ____, ____, ____, ____.
  • В зоопарке мы любовались _ _ _ _, _ _ _ _ , _ _ _ _, _ _ _ _.

Слова для справок: лес, поле, луг; каменщик, плотник, маляр, штукатур; обезьяна, лев, медведь, тигр.

17

Дополните предложения однородными членами. Мчится поезд мимо леса, поля, луга. При постройке дома работали каменщик, плотник, маляр, штукатур. В зоопарке мы любовались обезьянами, львами. медведями, тиграми. 18

Дополните предложения однородными членами.

  • Мчится поезд мимо леса, поля, луга.
  • При постройке дома работали каменщик, плотник, маляр, штукатур.
  • В зоопарке мы любовались обезьянами, львами. медведями, тиграми.

18

Запишите текст, ставя слова в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова. Расставьте знаки препинания. Общение с окружающим миром (природа, искусство, живые люди) обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость но и существовать вообще. (С.Бардин) 19

Запишите текст, ставя слова в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова. Расставьте знаки препинания.

Общение с окружающим миром (природа, искусство, живые люди) обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость но и существовать вообще.

(С.Бардин)

19

Запишите текст, ставя слова в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова. Расставьте знаки препинания.  Общение с окружающим миром : природ ой , искусств ом , живы ми люд ьми - обогащает и облагораживает человека.       Общение необходимо всем : и молод ым , и пожил ым , и дет ям . Без контактов , без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость ,  но и существовать вообще. (С.Бардин) 20

Запишите текст, ставя слова в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова. Расставьте знаки препинания.

Общение с окружающим миром : природ ой , искусств ом , живы ми люд ьми - обогащает и облагораживает человека.  Общение необходимо всем : и молод ым , и пожил ым , и дет ям . Без контактов , без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость , но и существовать вообще. (С.Бардин)

20

Из данных предложений образуйте и запишите предложения с однородными членами, соединив их союзами. По сторонам дороги тянулись поля. По сторонам дороги тянулись луга. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся. Поля опустели. Луга опустели. 21 21

Из данных предложений образуйте и запишите предложения с однородными членами, соединив их союзами.

  • По сторонам дороги тянулись поля. По сторонам дороги тянулись луга.
  • Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные.
  • Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся.
  • Поля опустели. Луга опустели.

21

21

Из данных предложений образуйте и запишите предложения с однородными членами, соединив их союзами. По сторонам дороги тянулись поля и луга. Осенью дни короткие и пасмурные. Разноцветные листья кружатся и летят над поляной. Поля и луга опустели. 22 22

Из данных предложений образуйте и запишите предложения с однородными членами, соединив их союзами.

  • По сторонам дороги тянулись поля и луга.
  • Осенью дни короткие и пасмурные.
  • Разноцветные листья кружатся и летят над поляной.
  • Поля и луга опустели.

22

22

По данным схемам составьте предложения на тему «Зимний лес» [ O , O] . [O и O] . [O : O и O] . 23

По данным схемам составьте предложения на тему «Зимний лес»

  • [ O , O] .
  • [O и O] .
  • [O : O и O] .

23

 Тест№1 1.Укажите неверное утверждение. А) Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Б) Однородные члены предложения равноправны по отношению к друг другу. В) Однородными членами предложения могут быть слова только одной части речи. Г)Обобщающее слово всегда является тем же членом предложения , что и однородные члены.

Тест№1

1.Укажите неверное утверждение.

А) Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

Б) Однородные члены предложения равноправны по отношению к друг другу.

В) Однородными членами предложения могут быть слова только

одной части речи.

Г)Обобщающее слово всегда является тем же членом предложения , что и однородные члены.

 Тест№2 Найдите предложения, в которых однородные члены связаны соединительными союзами . А)Он приезжал домой пообедать да переночевать. Б)Он походил на мастера или на управляющего . В)Олег прислушался ,но не услышал ничего . Г)Нигде ни садика , ни длинного забора.

Тест№2

Найдите предложения, в которых однородные члены связаны соединительными союзами .

А)Он приезжал домой пообедать да переночевать.

Б)Он походил на мастера или на управляющего .

В)Олег прислушался ,но не услышал ничего .

Г)Нигде ни садика , ни длинного забора.

 Тест №3 Укажите ,в каком примере нужна запятая перед союзом  да . А)Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Б)Мал золотник да дорог . В)Ученье да труд к славе ведут. Г)Ягодами да грибами богаты наши леса .

Тест №3

Укажите ,в каком примере нужна запятая перед союзом да .

А)Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

Б)Мал золотник да дорог .

В)Ученье да труд к славе ведут.

Г)Ягодами да грибами богаты наши леса .

 Тест №4 Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах . А)Распоряжения его были всегда быстры точны отчетливы . Б)Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко. В)В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб. Г)На деревьях стогах домах везде лежал снег .

Тест №4

Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах .

А)Распоряжения его были всегда быстры точны отчетливы .

Б)Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

В)В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.

Г)На деревьях стогах домах везде лежал снег .

Рефлексия 1. О чём говорили сегодня на уроке? 2. Чему научились? 3. Что понравилось на уроке?

Рефлексия

1. О чём говорили сегодня на уроке?

2. Чему научились?

3. Что понравилось на уроке?

Составьте текст на тему «Зимний лес», в котором обязательно должны быть предложения с однородными членами предложения. Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте. 29

Составьте текст на тему «Зимний лес», в котором обязательно должны быть предложения с однородными членами предложения.

Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте.

29

за урок 29

за урок

29


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!