Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: "Однородные члены предложения".»
Обобщающий урок в 8 классе по теме
«Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах».
Цель урока: обобщить материал по теме (правила постановки знаков препинания при однородных членах, при обобщающих словах); составлять схемы предложений; составлять предложения по схемам.
Ход урока:
Работа с текстом (текст раздается каждому ученику без знаков препинания)
Любой уголок земли может подарить миру способного человека. И все - таки есть места, загадочно богатые знатными земляками. В этом смысле орловская земля выходит ЕДВА ЛИ НЕ НА ПЕРВОЕ МЕСТО. Здесь жили и творили чуть ли не все величайшие русские писатели и поэты: Бунин и Тургенев, Фет и Тютчев, Лесков и Леонид Андреев, Пришвин. И природа этих широт России не в малой степени служила колыбелью писательства. Творчество без присутствия в нем природы было немыслимо для таких художников слова, как Тургенев, Кольцов, Бунин, Есенин, Фет. Это все уроженцы полустепной России.
…Есть у земли какие- то свои тайны.
ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ:
- озаглавить текст («Тайны земли», «Знаменитые люди орловской земли»);
-определить стиль (пудлицистический), доказать;
- какая лексика используется? (нейтральная, высокая);
- какова роль первого предложения в тексте? Как оно связано с последним предложением?
- расставить знаки препинания и объяснить.
Обобщающие вопросы:
Какие члены предложения называются однородными членами предложения? Как они соединяются между собой?
Назовите условия, при которых всегда ставится запятая между однородными членами.
Назовите группы сочинительных и подчинительных союзов.
При каком условии запятая между однородными членами не ставится?
Рассказать о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
Закрепление.
Работа с учебником стр. 139 упр. 191 (расставить знаки препинания, вставить вместо вопросов обобщающие слова)
Составить предложения по схемам: [О: О, О, О- …]
[O, O, O- O…]
[безл.], и [двусост.]
Запись предложения с объяснением знаков препинания:
А) В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезет из берлоги.
Б) Ночью ветер злится да в окно стучится.
В) Осень пришла врасплох и завладела землей, садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами.
Г) Дохнул мороз, и рады мы проказам матушки - зимы.
Синтаксический разбор предложения:
Осень листья становятся желтого цвета, тучи, ярко выдающиеся на лиловом фоне, шумят и вертятся.
Найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки (раздаются карточки)
Прав. (1,3,5,7); неправ. (2,4,6,8,9)
Итоговый контрольный тест.
Дом. Задание. Упр. 193