СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные уроки русской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Нравственные уроки русской литературы" может быть отличным подспорьем в духовно-нравственном воспитании современных школьников. Произведения, включенные в данный курс, помогают осознать необходимость таких жизненных ориентиров, без которых невозможно оставаться человеком в соврменнном мире. 

Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки русской литературы»


Программа курса

внеурочной деятельности

«Нравственные уроки русской литературы»


7«А», «Г», 8 «А», «Г» классы


34 часа




Разработчик:

учитель русского языка

и литературы

Фурзикова Ольга Юрьевна























2016 г.


Данный курс предназначен для учащихся7-8-х классов, проявляющих интерес к литературе и желающих расширить знания по курсу русской литературы (изучение внепрограммных произведений). Курс рассчитан на 34 часа(1 час в неделю).

Основные задачи курса:

- подготовка учащихся к взрослой жизни, где их нравственные суждения станут опорой и основой взрослого нравственного поведения;

- изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений (на основе анализа литературных произведений);

- научить учащихся критически осмысливать и анализировать собственные поступки, поступки сверстников и одноклассников;

- развитие личностных качеств: умения признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы; умения прощать и быть прощенным, понимать, что такое добро и зло, ответственность, долг, честь, достоинство, любовь и дружба, открытость, жалость и т.д.;

- совершенствование навыков анализа прозаических текстов.

В системе образования и воспитания данные занятия несут для учащихся большое воспитательное значение. Школа и жизнь взаимосвязаны. Мир вокруг нас стал другим: чаще стали проявляться насилие, жестокость, бесстыдство; перестают ценить такие нравственные качества, как честность, милосердие, благородство, учтивость, взаимоуважение, почитание общественного мнения, которые веками передавались из поколения в поколение. В наше время для того, чтобы сохранить добрые человеческие качества у учащихся, нужно всерьез заниматься их нравственным воспитанием.

Сегодня ни один ребенок не должен потерять те духовные ценности, которые познал сам, своим умом, с товарищами и педагогами, направлявшими его на познание этих ценностей.

Уроки нравственности проходят при активном сотрудничестве самих учащихся, используются разные формы проведения: диспуты, дискуссии, конференции, презентации, обсуждение фильмов.


Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами освоения являются:

  1. умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;

  2. умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений;

  3. умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизненного и творческого пути писателя;

  4. умение выразитель читать произведения или фрагменты из них; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  5. самостоятельное выполнение различных видов творческих работ по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом.

Метапредметные результаты :

  1. овладение понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

  2. приобретение читательского опыта и повышение читательской квалификации;

  3. умение привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию;

  4. приобретение коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности в общении, включая общение с помощью средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.

Предметные результаты проявляются:

  1. в способности ощущать и объяснять специфику литературы как вида творчества, понимания культурной ценности литературного творчества; понимание места литературы в ряду других искусств;

  2. в умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим читательским опытом, оценивать литературные и визуальные интерпретации известных сюжетов;

  3. в приобретении читательского опыта, приобщении к классическим образцам отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; чтении и понимании литературных произведений разных жанров, созданных в различные эпохи;

  4. в восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской позиции; смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании и формулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другими произведениями того же автора или того же жанра; умении находить элементы художественной структуры литературного произведения и формировать целостное эстетически осмысленное представление о прочитанном тексте;

  5. в способности применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов; обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.




































Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Вводный урок. Нравственное осмысление вечных проблем в русской литературе.


1

2

Уроки милосердия, внимательного отношения к окружающим.

Н.Кожевникова. Сборник рассказов «Окна во двор».

1

3

В.Распутин «Уроки французского».

1

4-5

В.Железняков «Чучело». История, воплощенная в кино.

2

6

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

1

7

В.Астафьев. Повесть«Людочка».

1

8

Б.Екимов. Рассказ «Ночь исцеления»


9

Б.Екимов. Рассказ «Продажа».

1

10

В.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

1

11-12

Уроки внимательного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Т.Крюкова. Повесть «Костя+Ника».



2

13

А.Геласимов. Рассказ «Жанна»

1

14-15

М.Петросян. Роман «Дом, в котором…»

2

16

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Уроки любви и жалости, ответственности за братьев наших меньших.

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо».


2


17

Ю.Яковлев. Рассказ «Разбуженный соловьями»

1

18

Ю.КазаковПовесть«Арктур – гончий пес».

1

19-20

Ю.Коваль.Повести «Недопёсок», «Алый».

2

21

«Мать – самое уважительное, что ни есть в жизни» (В.Шукшин). Уроки любви материнского сердца.

В.Шукшин «Материнское сердце».

1

22

Л.Улицкая. Рассказ «Дочь Бухары»

1

23-24

В.Токарева. Рассказ «Я есть, ты есть, он есть»

2

25

Л.Куликова. Рассказ «Свиделись»

1

26

В.Крупин «Молитва матери»

1

27

Б.Екимов «Говори, мама, говори…»

1

28-29

Уроки патриотизма и преданности своей Родине.

Э.Казакевич «Звезда»

2

30-31

В.Богомолов. Повесть «Иван».История, воплощенная в кино.

2

32

Д.С.Лихачев. Статья «Раздумья о Родине»

1

33

Э.Веркин. Роман «Облачный полк»

1

34

Итоговое занятие: составление, презентация и защита собственного списка произведений, обращенных к нравственным проблемам.

1

ИТОГО: 34 часа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!