СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные проблемы в рассказе Л. Андреева "Кусака"

Категория: Литература
Тема: Кусака

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы в рассказе Л. Андреева "Кусака"»





Урок:

Предмет:  литература

Класс: 7

Дата:





Тема: Нравственные проблемы в рассказе Л.Андреева «Кусака»

Планируемый результат: Учащиеся умеют применять слова нравственных категорий в речи. Умеют анализировать текст, рассуждать на заданную тему с опорой на зрительные образы коммуникативный

Метапредметные результаты

- пользоваться средствами информационных технологий;

- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами;

- осуществлять логические действия: сравнение, анализ, синтез, обобщение,

- установление аналогий и причинно- следственных связей



Универсальные учебные действия Задачи (практические/развивающие/ воспитательные/образовательные)

Личностные

- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу

- установка на здоровый нравственный образ жизни.

Коммуникативные

- формулировать собственное мнение;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы; - отвечать на вопросы

- умение строить учебное сотрудничество с партнером .

Познавательные

- смысловое чтение;

-выделение необходимой информации

-умение устанавливать закономерности

- умение устанавливать причинно - следственные связи

- осознанное построение речевых высказываний в устной форме

Регулятивные

- целеполагание

- прогнозирование

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- осознание качества и уровня усвоения знаний

-самооценка и самоанализ

Задачи (практические/развивающие/ воспитательные/образовательные)

Образовательные задачи

 активизировать употребление изученных лексических единиц;

- организовать осмысление понятий через анализ текста

Развивающие задачи –

 развивать внимание, мышление; коммуникативные способности;

 развивать критическое мышление

Воспитательные задачи –

 воспитание умения взаимодействовать и сотрудничать;

 воспитание здорового образа жизни;

Практические задачи:

 формировать навыки смыслового чтения;

 формировать навыки говорения по теме;

 формировать навыки восприятия видеотекста.



Предполагаемые трудности: умение анализировать фрагменты текста

Способы их преодоления: тренировочные упражнения

Оснащение урока: доска, компьютер, проектор, обучающие видео ролики, презентация Power Point, раздаточный материал (карточки с терминами, схема ).



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учащихся

Положительный настрой на урок. Погружение в тему Определение темы и целей работы на уроке. Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний и мотивации к дальнейшей работе.

Учитель приветствует детей.

- Что значит выражение «собачья жизнь?

- Почему жизнь собаки бывает трудной?

В русском языке существуют слова нравственность, сострадание, ответственность, милосердие, предательство, проблема.

- Знаете ли вы значение этих слов?

-Дети высказывают свои предположения (составление кластера)

Собачья жизнь – тяжелая, трудная, печальная…

Дети высказывают свои предположения.

Учащиеся соединяют слово и его лексическое значение (работа с карточкой - работа в паре)

III. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование и согласование цели урока.

Начать наш урок мне хотелось бы с притчи.

Притча – это короткий поучительный рассказ. Сейчас вы прослушаете песню-притчу и попытайтесь ответить, какая проблема затронута в ней?  

Приложение 1 видеоролик  «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой.)

- Итак,  какие проблемы вы можете сформулировать? (проблема взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема дружбы и предательства)


- Вы абсолютно правы. Но самой главной, наверное, является проблема ответственности человека за судьбу братьев наших меньших

К проблеме « Человек и животные» обращались многие русские писатели.

- Вспомните произведения, которые повествуют о собаках.

( А. П. Чехов « Каштанка»,  И. С. Тургенев « Муму», Г. Н. Троепольский  « Белый Бим Чёрное ухо» ).

–  Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)

Рассказ, который мы будем изучать называется «Кусака».


- Какие у вас возникают ассоциации при слове «кусака»? Почему?

- О чем повествует автор в рассказе с таким названием?


IV. Целеполагание


  1. Сформулируем тему урока: Нравственные проблемы рассказа «Кусака».


- Каких целей мы должны достичь на уроке?


1. Узнать о Леониде Андрееве как о писателе.

2. Познакомиться с рассказом «Кусака» 3. Определить нравственные проблемы рассказа.

3.Сформулировать собственное отношение к событиям рассказа.


Участие в психологическом общении, самонастраивание на работу

V. Проблемное объяснение нового знания

1. Работа с презентацией (биография Л. Андреева) (приложение №2)

2. Совершенствовать формирование навыков смыслового чтения

Обратимся к рассказу.

– Кто главный герой рассказа?

- Герой рассказа является собака, а почему?

(Л. Андреев подчеркивал: "Мне не важно, кто "он" - герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе "Кусака" героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни").



3. Работа в парах (группах):

Работа с частями текста: перечитывают, отвечают на вопросы учителя.

- Какова тема рассказа «Кусака»? (о жизни собаки, о взаимоотношениях человека и собаки)

-Как долго проходит перед нами жизнь собаки? Изменялась её жизнь?

(Жизнь собаки мы рассматриваем в рамках одного года: зима - весна – лето - осень- зима)

Композиция рассказа кольцевая, так как на протяжении этого года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, и счастье, любовь, сытость, гордость, потому что служит людям…. Жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года. Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в течение этого года.

- Как выглядит Кусака в определенное время года?

- Каков внутренний мир Кусаки?

4. Тренировка элементов анализа текста (сочетается с динамической паузой)

- Попытайтесь назвать трудности, с которыми столкнулась собака?

- Можно ли это назвать проблемой?

- Перечитайте значение слова нравственность.

- Собака – друг человека. А человек – друг Кусаке? Аргументируйте данный тезис.

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха. ( в случае если в работе допущена ошибка, ситуация успеха заключается в её нахождении и исправлении)

- Работая в парах, заполните схему (скелет рыбы): в голове проблема - тезис; вверху – предполагаемый «друг», внизу – нравственные категории; в хвосте – вывод.

Работа в парах по заполнению схемы фишбоун.

6. Повторение, включение в систему знаний

-Почему в конце рассказа собака выла?

-Это физическая или душевная боль?

- Ей было очень больно, ее предали те, кому она доверилась.

(Это душевная боль, которая сильнее физической (в начале рассказа собаку избил человек, но раны прошли), Кусака, наверное, больше не будет доверять людям. Собака плакала, рыдала)



Выть – 1. Выводить голосом звонко, протяжно и жалобно;

2. Плакать голосом, рыдая заунывно, протяжно.

- Как выла собака? Только ли у собаки в рассказе показана тяжёлая, собачья жизнь?

(Собачья жизнь, т.е. тяжёлая, может быть и у человека. Пример этому – отношение толпы к деревенскому дурачку Илюше. Люди дразнили его. Он просил копеечку, но толпа хохотала в ответ)

7. Прослушать стихотворение  Эдуарда Асадова и Бориса Владимировича Заходера (Приложение 3)

Глаза покинутой собаки 

Мне снятся ночью... как тут быть? 
Ее обидеть может всякий 
И даже попросту убить. 
Для комнатных нужна порода, 
А для дворовых - злобный нрав 
Ее обидела природа 
Достоинств этих ей не дав 
Хозяева прогнали прочь, 
И я не в силах ей помочь! 

В моей квартире коммунальной 
Она помехой будет всем. 
Но плач ее призывный, дальний 
Мне душу вымотал совсем! 
И вот, настойчиво и глупо 
Я всех прошу, забыв покой 
Плесните ей немного супу! 
Погладьте ласковой рукой. 
Хоть на часок пустите в сени! 
Пускай погреется она! 

Она поймет, она оценит, 
До смерти будет вам верна! 
О, одиночество огромность 
И невозможно потерять 
Собачью вечную готовность 
Любить, служить и доверять 
Пусть человек добрее будет! 
Не прихоть это, не пустяк 
Внимательно вглядитесь люди 
В глаза покинутых собак! 
(Эдуард Асадов)



Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы когда - нибудь видели столько печали ?
Две дорожки от глаз «протоптала» слеза.
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили: «Мы в ответе за тех...»
Или может Вы просто про это забыли ,
Когда Вам надоело и после утех,
Вы за ней двери дома закрыли?

А она до сих пор верит людям и ждет,
Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!
И на голову руку положит...
(Борис Владимирович Заходер)



- Презентация (Приложение 4)

- О чём говорят глаза собаки?

- Что мы можем почувствовать, глядя в них?

Смотрят и слушают. Делятся своими мыслями.

8. Работа с понятиями

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения определяемые этими качествами.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Предательство – нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо. Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.



VI. Рефлексия.

- Какую цель мы ставили? Удалось ли её достичь? С какими трудностями столкнулись?

Обратимся к целям урока: выполнили мы их?


1. Узнать о Леониде Андрееве как о писателе.

2.Познакомиться с рассказом «Кусака».

3.Определить нравственные проблемы рассказа.

4.Сформулировать собственное отношение к событиям рассказа.


VII Итог урока.


  1. Выберите высказывание, которое наиболее точно выражает ваше отношение:


  • «…ты в ответе за тех, кого приручил» Антуан де Сент Экзюпери

  • «Чтобы понять, есть ли у животного душа, нужно самому иметь душу» Лев Толстой

  • "Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви» Илья Ильф

  • «…все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями…» Леонид Андреев


- Актуален ли этот рассказ в наше время?


Вывод. Леонид Андреев – обладатель незаурядного дара – тонко организованной человеческой души. Он обращается к сердцу и совести каждого человека, будя в нас лучшие нравственные чувства.


- Затронула ли вас судьба Кусаки?

- Как мы должны относиться к братьям нашим меньшим и к людям тоже, чтобы не причинять им боль?

- Какие качества характера нам в этом помогут?

- Любовь, доброта, забота, участие, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость.

- Любовь! Весь мир держится на любви. Нужно любить всё живое не за то, что оно приносит пользу, а за то, что оно есть рядом с нами. Придерживайтесь этого принципа сами и учите этому других. Изгоняйте из своей жизни равнодушие и жестокость, и тогда вы станете богаче духовно, а это дороже любых денег. Будьте милосердны!


  1. Прослушивание песни Ю. Шатунова «Бездомный пёс» (Приложение 5)



VIII Домашнее задание: поработайте дома над созданием творческой работы (по выбору):

1.Письмо Лёле.

2.О чём меня заставил задуматься рассказ Л.Андреева «Кусака»?







Приложение1 видеоролик  «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой

Приложение2 Презентация (биография Л. Андреева)

Приложение3 Стихотворения Эдуарда Асадова и Бориса Владимировича Заходера

Приложение4 Презентация «О чём говорят глаза собаки?»

Приложение5 Песня Ю. Шатунова «Бездомный пёс»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!