Нравствееные проблемы рассказа Л. Андреева «Кусака»
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
А. де Сент-Экзюпери
Анализ рассказа «Кусака»
Цели:
- 1. Продолжить знакомство с творчеством Л. Андреева (1871 - 1919).
- 2. учить видеть нравственную проблему – милосердия - поставленную писателем в своём произведении; - проблему ответственности человека за свои поступки
- 3. Воспитывать чувство ответственности к «братьям нашим меньшим» и к человеку , к природе ;нравственные черты характера, такие как, сострадание, отзывчивость, чуткость, душевность.
- 4. Способствовать выработке навыков выразительного чтения.
Заглянем в словарь…
- Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным, послушным.
- Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку.
- Сострадание , жалость, сожаление, сочувствие, соболезнование, участие.
- Сострадательность , милосердие, сердобольность, жалостливость (разг.), сердоболие (уст.), благость (уст. книжн.).
- Отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность.
(1871 - 1919).
1898 г. - в газете «Курьер» напечатан «Баргамот и Гараська». С этого дня Андреев ведет отсчёт своей литературной карьеры.
- «Алеша - дурачок»
- «В Сабурове».
1899 г. - в «Журнале для всех» - «Петька на даче».
1900 г. - знакомство с Горьким. Затем появляются рассказы: «Ангелочек», «Молчание», «Жили-были», «Набат», «Стена», «Бездна», «Иностранец», «В тумане» и др. 2 цикла фельетонов «Впечатления» и «Москва».
- «Этапные» произведения Л. Андреева:
- «Баргамот и Гараська» (1898).
- «Красный смех» (1904).
- «Жизнь Василия Фивейского» (1906).
- «Жизнь человека» (1907).
- «Рассказ о семи повешенных» (1908).
- «Дневник Сатаны» (1918).
ЧТО ГЛАВНОЕ В ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ?
В своих произведениях Л. Андреев всегда выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных несчастных.
Поработаем над рассказом «Кусака».
Главным героем является собака, которая, как и любое живое существо, имеет душу, умеет любить и страдать, хочет верить в людей, хочет иметь свой дом, тепло, заботиться о ком-то и получать заботу, тепло и ласку.
Отношение к животным у русского народа являлось в старину одним из критериев добра , нравственности.
К жениху, явившемуся в дом свататься , подпускали кошку и смотрели, как он к ней отнесется :приласкает или отпихнет с пренебрежением? И делали вывод: отдать ли дочь за него?
Вот и Л.Андреев заставляет нас посмотреть на людей с этой точки зрения.
.
ИГРА «Кто больше?»вспомнит произведений литературы и авторов книг о собаках?
«Белый Бим черное ухо» Г. Н. Троепольский
«Белый пудель» А. И. Куприн
«Муму» И. С. Тургенев
«Булька», Л.Толстой
«Пожарные собаки», «Лев и собачка», Л. Толстой
«Каштанка» А. П. Чехов
Какова тема и идея рассказа «Кусака»?
Тема милосердия и жестокости человека, тема ответственного отношения к животным.
- Тема милосердия и жестокости человека, тема ответственного отношения к животным.
Лексическая работа.
- внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
- чуткость, участливость, сердечность, душевность.
- Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, жалости.
- Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
План рассказа
1) Жизнь Кусаки до встречи с «добрыми людьми».
2) Как Кусака получила свое имя.
3) Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.
4) Отъезд дачников.
5) Кусака снова одна.
Читальный зал.
Прочтите выразительно отрыв ки:
«С тех пор собака не доверяла людям...».
«И в ту же минуту подкравшаяся собака...».
«Единственное, что могла Кусака...» .
Давайте найдем в тексте слова для характеристики Кусаки, когда она одинока и когда она любит и любима.
Кусака одинока
1. Никому не принадлежала.
2. Не было клички.
3.«Грязная, некрасивая, с длинной шерстью, висевшей рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью».
4. Ребята бросали камнями и палками.
5)Взрослые весело улюлюкали и страшно свистали;
6)Зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу.
7)Не доверяла людям, иногда со злобою набрасывалась и пыталась укусить.
Кусака любит и любима
1. Спокойно и уверенно ложилась на свое место под террасой.
О пище не надо заботиться.
2. Появилась кличка .
3. «Расцвела всей своей собачьей душою, шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас».
«Гордая и независимая изменилась до неузнаваемости ».
4. Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем.
5)Ласкали и играли с ней.
6)У нее отняли нестерпимую злобу.
7)Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким .
Какую роль играет природа в рассказе?
СРАВНИМ:
1) долгая морозная зима
2) черные окна пустой дачи
3) желтыми огнями загорелась осень
4) заплакало небо
5) частые дожди, холод, слякоть
6) мрак осенней длинной ночи
7) неприветливое небо
1) наступила весна
2) тихая дача огласилась громким говором
3)солнце, тепло
4) ясное небо
5) весенний воздух
6) цветущие яблони и вишни
Блиц-опрос№1.
- Понравился ли вам рассказ ?
- Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»?
- Какие моменты вам запомнились, взволновали вас?
- Так как же жила Кусака до встречи с людьми?
- Почему Кусака боялась людей?
- Как она получила свое имя?
- Почему она полюбила Лелю?
- Как относились Леля и другие дети к Кусаке?
- . Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?
БЛИЦ-ОПРОС №2
- Почему Кусаку не взяли в город?
- Как вы оцениваете этот поступок?
- Хорошо ли поступила Леля по отношению к своему другу ?
- Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему? Кусака о Леле или Леля о Кусаке?
- Как бы вы поступили на месте Лели?
Читальный зал.
- Зачитать конец рассказа со слов: «Наступила ночь».
- О чем бы сказали нам собаки своем воем, если бы умели говорить человеческим языком?
- Что вам слышится в вое собаки?
Напишем синквейн.
СОБАКА
СОБАКА. УМНАЯ, ПРЕДАННАЯ.
ОБЕРЕГАЕТ, ЛЮБИТ, РАДУЕТ.
СОБАКА В ДОМЕ –БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.
ДРУГ.
Напишем синквейн.
Человек . Сильный, добрый. Любит, помогает, заботится.
Настоящий человек никого не обидит.
Друг.
Домашнее задание.
Написать ответы на вопросы:
- Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец? Придумай свое завершение рассказа.
- Составить план биографии В. Маяковского в тетради.
- Выучить «Необычайное приключение…» наизусть.