СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы "Нравственные проблемы рассказа Л. Андреева "Кусака"

Категория: Литература
Тема: Кусака

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы разработан в соответствии с ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы "Нравственные проблемы рассказа Л. Андреева "Кусака"»

Технологическая карта урока

Предмет: литература. Автор учебника: В.Я.Коровина

Класс: 7

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа Л.Н. Андреева «Кусака».

Цели: 1. деятельностная 1. Создание условий для усвоения темы;.

2. создание ситуации успеха:

3.развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности4

4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;

5. развитие навыков самоконтроля;

6. развитие образного мышления, развитие критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение

2. содержательная 1. доказать взаимосвязь художественного образа и мысли в произведении; показать возможности образного словесного изображения чувства

2. формирование знания об идейно-художественном своеобразии произведения

3.формирование положительно – значимых качеств личности ( сострадания, гуманности, доброты, чувства ответственности)



Тип урока: урок открытия нового знания















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Этап мотивации

Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему

диалогу на основе личностного

жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.


Психологический настрой детей на урок.

Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть собака? Вы заметили, что собаки способны распознавать человеческие эмоции и сопереживать своим хозяевам? Они настолько преданны, что иногда кажется, что люди не заслуживают такой искренней, самоотверженной любви…Предлагаю вам послушать притчу о собаке.

Участие в психологическом общении, самонастрой на работу\

Л: нравственно-этическое оценивание.

Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование.

П: построение речевого высказывания.

К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

II. Актуализация знаний

Ситуация «яркого пятна».



















Цель этапа: оценка первичной интерпретации произведения.

Ситуация «яркого пятна». Просмотр видеоролика к песне Светланы Копыловой «Притча о собаке». Какие чувства вызвал у вас этот видеосюжет? Представляете, в городе Тольятти есть «Памятник преданности», установленный в 2002 году. Молодая пара, находившаяся в машине вместе с собакой, погибла в автокатастрофе. Собаку выбросило из машины. Пес чудом выжил и в течение 7 лет на обочине дороги искал своих хозяев, за что получил кличку Верный. Собаки - это единственные существа на Земле, которые любят хозяев больше самих себя. Обратите внимание на слова: преданность и предательство. Они созвучны. Это однокоренные слова.

Преданная человеку и преданная человеком…О героине какого рассказа мы можем так сказать? Сам Л.Андреев писал, что в рассказе главным героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями.

Как вы думаете, над какими проблемами предлагает задуматься писатель? Как одним словом мы можем назвать эти проблемы. Правильно. Тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа Л.Н. Андреева «Кусака».



Обратите внимание на эпиграф к уроку «Берегите в себе человека!» А.П. Чехова. Как вы понимаете эти слова?


Какова цель нашего урока?



Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы учителя.
















Отвечают, что речь пойдет о Кусаке из одноименного рассказа Л.Н. Андреева «Кусака».

Проблемы равнодушия, безразличия к судьбе животного, проблема одиночества; ответственности человека за тех, кого приручили.







Человек – человечность (отзывчивость, сочувствие, способность чувствовать чужую боль.



Отвечают, что цель урока: перечитывая ключевые эпизоды, анализировать поступки людей, поведение собаки; размышлять над теми проблемами, которые поднимает в произведении автор.



Л: нравственно-этическое оценивание.

Р: самостоятельно формулировать тему, проблему урока., целеполагание, планирование, рефлексия.

П: поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, построение речевого высказывания., излагать содержание прочитанного текста выборочно.


К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: деконструкция личного опыта благодаря встрече с другим «я». Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением. Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций.


Рассказ называется «Кусака»

Какие у вас возникают ассоциации при слове "кусака"? Почему? Кого можно назвать кусакой?


Приводят ассоциативный ряд слов

Л: жизненное, личностное самоопределение,

П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией,

К. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов.


Класс разделен на 5 группы (по пяти главам произведения). Лидеры групп получают конверт с заданиями, распределяют задания между участниками.

  1. Вопросы для анализа первой главы.


  1. Как начинается рассказ Л. Андреева «Кусака»? Обратите внимание на отрицательные частицы, местоимения в первом предложении.


  1. Как вы думаете, почему писатель не дает собаке «имени»?

  2. Что отличало ее от дворовых собак? Как жила собака?

  3. Расскажите об эпизоде «Только один раз ее пожалели и приласкали…».

  4. Какие чувства испытывала собака, перестав доверять людям? Похожи ли эти чувства на человеческие?

Противопоставим жизнь собаки и поведение людей.


Обратите внимание на пейзаж.

Какие краски в нем преобладают? Почему?

Делаем вывод: Чего недостает собаке? Почему она поселяется под террасой пустой дачи и охраняет ее?


Какое название дадим этой главе?

II.Вопросы для анализа второй главы.

- Какое время года описывается в этой части? Какие преобладают краски? Меняется ли настроение? Почему?


1.Что изменилось в жизни Кусаки?


2. Расскажите о знакомстве девочки Лели с собакой.


3.Что удерживало собаку на расстоянии от людей?

4.Как Кусака выражала людям свою преданность? (найти в тексте)

5. Какой вы видите Кусаку в этой части?

6.Как вы понимаете слова: "Ей больно было от непривычной ласки, словно от удара".

7. Как в её жизнь вошла любовь?


Вывод по 2 главе: Жизнь Кусаки изменилась, она поверила людям, доверилась им.

Какое название дадим этой главе?


Вопросы для анализа 3 главы

1.Как вы понимаете слова: "Всей своей собачьей душой расцвела Кусака"?

2.Какой стала теперь Кусака?



3. Как она пыталась доказать людям свою любовь?

4. Почему у собаки не исчез до конца страх, почему она "ждала побоев, ведь люди ласкают её, кормят, играют с ней?


5.Можно ли считать, что люди приручили собаку?

Какое название дадим этой главе?


Анализ 4 части рассказа. 1.Нарисуйте устную картину осени, отметьте ее признаки. Какие краски преобладают в нём? Меняется ли настроение? Почему?

2.Кто задумался о судьбе Кусаки? «Жалко», – повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», – повторила Леля, но не заплакала».



3. Почему Кусаку решили оставить на даче?

Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока что погасить! Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности.

4. Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей? Зачитать. Во что верит Илюша?(значение имени Илья – верующий). Автор говорит не только об обиженном животном, но и об обиженных людях.

5. Вернётся ли Лёля за Кусакой? Почему?

6. Как вы оцениваете поступок дачников?

Знакомство с 5 частью рассказа.

Вопросы:

  1. Как вела себя собака, когда поняла, что люди уехали?


  1. Найдите описание пейзажа.

  2. Прочитайте последний абзац рассказа. Почему собака завыла?


4. Сможет ли Кусака когда-нибудь вновь поверить людям?

5.Как вы думаете, кто нанёс собаке удар больнее - человек, который её пнул, или дачники? Почему?

6. Объясните, когда Кусака несчастнее - до или после дружбы и людьми?

7.Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Лёля о Кусаке или Кусака о Лёле?

Обратите внимание на кольцевую композицию рассказа.

Вы обратили внимание, что в рассказе постоянно говорится о добрых людях. Давайте составим кластер(по ассоциациям – ДОБРО

Просмотр видеозаписи стихотворения ГАФТА.

Работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов, комментированное чтение, поиск фактуальной, контекстной, концептуальной информации в тексте, участие в диалоге с автором.

Предполагаемые ответы лидера группы:

Рассказ начинается со слов: Она никому не принадлежала…». Рассказывается о живом существе без крыши над головой, без еды, без имени.


2.Писатель тем самым показывает безликость и ненужность собаки.

3 «Копила в одиночестве страх и злобу».

4. Пересказ эпизода с мужиком-пропойцем.


5.Одиночество, злоба, обида, боль.



Отвечает учащийся, который работал с таблицей.


Отвечает учащийся, который работал по этому заданию.



Ласки, заботы, внимания, доброго отношения со стороны людей. Все, в чем нуждается и любой человек.


Отвечает учащийся, выполнявший задание.


Отвечает ученик, работавший по этому заданию. Предполагаемый ответ. Наступает весна, все оживляется. Свежий воздух, тепло, свет.

На вопросы отвечает лидер группы:


На дачу приехали люди.

«Приехавшие дачники были очень добрыми людьми».

Собака яростно вцепилась в подол платья Лели, рванула и беззвучно скрылась в кустах крыжовника.


Страх. Она боялась взмаха руки, бросающей хлеб (словно камень).


Охраняла террасу, когда

люди спали. Служила им.




Это была непривычная ласка. У кусаки отняли непримиримую злобу.


«Леля окончательно ввела ее в круг счастливых и отдыхающих детей».



Отвечает учащийся, работавший с таблицей.



Отвечает учащийся, выполнявший задание.



Предполагаемый ответ.

Она принадлежала людям и служила им.




Шерсть стала лосниться, как атлас. Была гордой и независимой наедине с собой.



Бдительно охраняла дачу. Уверенно и спокойно ложилась на свое место.


«И как прежде люди кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так и теперь ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной.

Собака привыкла к людям, она была им преданна, любила своих хозяев.




Отвечает учащийся, готовящий это задание.





«Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо…»Ветер, блестящие капли дождя. Почерневшая земля,


Жалко», – повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», – повторила Леля, но не заплакала».

Ля дворовой собаки в городской квартире не было места. Догаеы давно уже предлагали взять породистого щеночка.







Люди издеваются над юродивым, хохочут.

Как и Кусака, он верит в доброту людей.





Нет. Только на вокзале Леля вспомнила, что не простилась с Кусакой.

Это предательство.







Искала людей, бегала на станции. Возвращалась на террасу, заглядывала в стеклянную дверь.




От тоски, безысходности, одиночества, отчаяния.




Вряд ли.



Душевная боль сильнее физической.













кластер


ДОБРО – сострадание, милосердие, сочувствие, забота, преданность



Л: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Р: прогнозирование, рефлексия, оценка.

П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

К: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

V. Этап включения в систему знаний и повторения

Мир, в котором мы с вами живем, огромен. В нем есть все: добро и зло, сострадание и бессердечие. Очень важно не потеряться в этом мире, правильно ответить на поставленные жизнью вопросы. Надеюсь, что наш урок поможет вам стать добрее и милосерднее.

Возвращение к эпиграфу: Берегите в себе человека!

Можно привести в пример слова – «Пока ты чувствуешь боль – ты жив, пока ты чувствуешь чужую боль – ты человек».

самоанализ, анализ цитаты , участие в диалоге.


Л: Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания.

К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: рефлексия, оценка интерпретации произведения, постановка проблемных вопросов, объяснение домашнего задания

Домашнее задание: написать письмо Леле.

Учащиеся передают друг другу игрушку-собачку и говорят, о чем они задумались на уроке.

Сегодня на уроке я понял…

Мне показалось интересным…

Я верю….



Л: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания.

К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!