II. Актуализация знаний Ситуация «яркого пятна». Цель этапа: оценка первичной интерпретации произведения. -
| Ситуация «яркого пятна». Просмотр видеоролика к песне Светланы Копыловой «Притча о собаке». Какие чувства вызвал у вас этот видеосюжет? Представляете, в городе Тольятти есть «Памятник преданности», установленный в 2002 году. Молодая пара, находившаяся в машине вместе с собакой, погибла в автокатастрофе. Собаку выбросило из машины. Пес чудом выжил и в течение 7 лет на обочине дороги искал своих хозяев, за что получил кличку Верный. Собаки - это единственные существа на Земле, которые любят хозяев больше самих себя. Обратите внимание на слова: преданность и предательство. Они созвучны. Это однокоренные слова. Преданная человеку и преданная человеком…О героине какого рассказа мы можем так сказать? Сам Л.Андреев писал, что в рассказе главным героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями. Как вы думаете, над какими проблемами предлагает задуматься писатель? Как одним словом мы можем назвать эти проблемы. Правильно. Тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Обратите внимание на эпиграф к уроку «Берегите в себе человека!» А.П. Чехова. Как вы понимаете эти слова? Какова цель нашего урока? | Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы учителя. Отвечают, что речь пойдет о Кусаке из одноименного рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Проблемы равнодушия, безразличия к судьбе животного, проблема одиночества; ответственности человека за тех, кого приручили. Человек – человечность (отзывчивость, сочувствие, способность чувствовать чужую боль. Отвечают, что цель урока: перечитывая ключевые эпизоды, анализировать поступки людей, поведение собаки; размышлять над теми проблемами, которые поднимает в произведении автор. | Л: нравственно-этическое оценивание. Р: самостоятельно формулировать тему, проблему урока., целеполагание, планирование, рефлексия. П: поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, построение речевого высказывания., излагать содержание прочитанного текста выборочно. К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов. | Класс разделен на 5 группы (по пяти главам произведения). Лидеры групп получают конверт с заданиями, распределяют задания между участниками. Вопросы для анализа первой главы. Как начинается рассказ Л. Андреева «Кусака»? Обратите внимание на отрицательные частицы, местоимения в первом предложении. Как вы думаете, почему писатель не дает собаке «имени»? Что отличало ее от дворовых собак? Как жила собака? Расскажите об эпизоде «Только один раз ее пожалели и приласкали…». Какие чувства испытывала собака, перестав доверять людям? Похожи ли эти чувства на человеческие? Противопоставим жизнь собаки и поведение людей. Обратите внимание на пейзаж. Какие краски в нем преобладают? Почему? Делаем вывод: Чего недостает собаке? Почему она поселяется под террасой пустой дачи и охраняет ее? Какое название дадим этой главе? II.Вопросы для анализа второй главы. - Какое время года описывается в этой части? Какие преобладают краски? Меняется ли настроение? Почему? 1.Что изменилось в жизни Кусаки? 2. Расскажите о знакомстве девочки Лели с собакой. 3.Что удерживало собаку на расстоянии от людей? 4.Как Кусака выражала людям свою преданность? (найти в тексте) 5. Какой вы видите Кусаку в этой части? 6.Как вы понимаете слова: "Ей больно было от непривычной ласки, словно от удара". 7. Как в её жизнь вошла любовь? Вывод по 2 главе: Жизнь Кусаки изменилась, она поверила людям, доверилась им. Какое название дадим этой главе? Вопросы для анализа 3 главы 1.Как вы понимаете слова: "Всей своей собачьей душой расцвела Кусака"? 2.Какой стала теперь Кусака? 3. Как она пыталась доказать людям свою любовь? 4. Почему у собаки не исчез до конца страх, почему она "ждала побоев, ведь люди ласкают её, кормят, играют с ней? 5.Можно ли считать, что люди приручили собаку? Какое название дадим этой главе? Анализ 4 части рассказа. 1.Нарисуйте устную картину осени, отметьте ее признаки. Какие краски преобладают в нём? Меняется ли настроение? Почему? 2.Кто задумался о судьбе Кусаки? «Жалко», – повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», – повторила Леля, но не заплакала».
3. Почему Кусаку решили оставить на даче? Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока что погасить! Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности. 4. Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей? Зачитать. Во что верит Илюша?(значение имени Илья – верующий). Автор говорит не только об обиженном животном, но и об обиженных людях. 5. Вернётся ли Лёля за Кусакой? Почему? 6. Как вы оцениваете поступок дачников? Знакомство с 5 частью рассказа. Вопросы: Как вела себя собака, когда поняла, что люди уехали? Найдите описание пейзажа. Прочитайте последний абзац рассказа. Почему собака завыла? 4. Сможет ли Кусака когда-нибудь вновь поверить людям? 5.Как вы думаете, кто нанёс собаке удар больнее - человек, который её пнул, или дачники? Почему? 6. Объясните, когда Кусака несчастнее - до или после дружбы и людьми? 7.Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Лёля о Кусаке или Кусака о Лёле? Обратите внимание на кольцевую композицию рассказа. Вы обратили внимание, что в рассказе постоянно говорится о добрых людях. Давайте составим кластер(по ассоциациям – ДОБРО Просмотр видеозаписи стихотворения ГАФТА. | Работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов, комментированное чтение, поиск фактуальной, контекстной, концептуальной информации в тексте, участие в диалоге с автором. Предполагаемые ответы лидера группы: Рассказ начинается со слов: Она никому не принадлежала…». Рассказывается о живом существе без крыши над головой, без еды, без имени. 2.Писатель тем самым показывает безликость и ненужность собаки. 3 «Копила в одиночестве страх и злобу». 4. Пересказ эпизода с мужиком-пропойцем. 5.Одиночество, злоба, обида, боль. Отвечает учащийся, который работал с таблицей. Отвечает учащийся, который работал по этому заданию. Ласки, заботы, внимания, доброго отношения со стороны людей. Все, в чем нуждается и любой человек. Отвечает учащийся, выполнявший задание. Отвечает ученик, работавший по этому заданию. Предполагаемый ответ. Наступает весна, все оживляется. Свежий воздух, тепло, свет. На вопросы отвечает лидер группы: На дачу приехали люди. «Приехавшие дачники были очень добрыми людьми». Собака яростно вцепилась в подол платья Лели, рванула и беззвучно скрылась в кустах крыжовника. Страх. Она боялась взмаха руки, бросающей хлеб (словно камень). Охраняла террасу, когда люди спали. Служила им. Это была непривычная ласка. У кусаки отняли непримиримую злобу. «Леля окончательно ввела ее в круг счастливых и отдыхающих детей». Отвечает учащийся, работавший с таблицей. Отвечает учащийся, выполнявший задание. Предполагаемый ответ. Она принадлежала людям и служила им. Шерсть стала лосниться, как атлас. Была гордой и независимой наедине с собой. Бдительно охраняла дачу. Уверенно и спокойно ложилась на свое место. «И как прежде люди кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так и теперь ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной. Собака привыкла к людям, она была им преданна, любила своих хозяев. Отвечает учащийся, готовящий это задание. «Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо…»Ветер, блестящие капли дождя. Почерневшая земля, Жалко», – повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», – повторила Леля, но не заплакала». Ля дворовой собаки в городской квартире не было места. Догаеы давно уже предлагали взять породистого щеночка. Люди издеваются над юродивым, хохочут. Как и Кусака, он верит в доброту людей. Нет. Только на вокзале Леля вспомнила, что не простилась с Кусакой. Это предательство. Искала людей, бегала на станции. Возвращалась на террасу, заглядывала в стеклянную дверь. От тоски, безысходности, одиночества, отчаяния. Вряд ли. Душевная боль сильнее физической. кластер ДОБРО – сострадание, милосердие, сочувствие, забота, преданность | Л: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Р: прогнозирование, рефлексия, оценка. П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. К: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
V. Этап включения в систему знаний и повторения | Мир, в котором мы с вами живем, огромен. В нем есть все: добро и зло, сострадание и бессердечие. Очень важно не потеряться в этом мире, правильно ответить на поставленные жизнью вопросы. Надеюсь, что наш урок поможет вам стать добрее и милосерднее. Возвращение к эпиграфу: Берегите в себе человека! Можно привести в пример слова – «Пока ты чувствуешь боль – ты жив, пока ты чувствуешь чужую боль – ты человек». | самоанализ, анализ цитаты , участие в диалоге. | Л: Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка. П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания. К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками. |