СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные проблемы рассказа «Кусака».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы рассказа «Кусака».»

Технологическая карта урока

Предмет: литература. Автор учебника: В.Я.Коровина

Класс: 7

Тема урока: Леонид Николаевич Андреев Нравственные проблемы рассказа «Кусака».

Цели: 1. деятельностная 1. Создание условий для усвоения темы;.

2. создание ситуации успеха:

3.развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности4

4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;

5. развитие навыков самоконтроля;

6. развитие образного мышления, развитие критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение

2. содержательная 1. доказать взаимосвязь художественного образа и мысли в произведении; показать возможности образного словесного изображения чувства

2. формирование знания об идейно-художественном своеобразии произведения

3.формирование положительно – значимых качеств личности ( сострадания, гуманности, доброты, чувства ответственности)



Тип урока: урок открытия новых знаний







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Этап мотивации

Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему

диалогу на основе личностного

жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.


Психологический настрой детей на урок.

Посмотрим друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»

Участие в психологическом общении, самонастрой на работу

Л: нравственно-этическое оценивание.

Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование.

П: построение речевого высказывания.

К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: оценка первичной интерпретации произведения.

Слово учителя.

Три больших имени – А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев – обозначили пути развития русской прозы в начале XХ в. Два имени вам уже известны. Сегодня – наше первое знакомство с Леонидом Николаевичем Андреевым (показ портрета), который родился в России, в Орле, а умер в эмиграции в Финляндии в 1919 году.

Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Л. Н. Толстой, и А. П. Чехов, и В. Г. Короленко, и многие другие писатели.

Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя.

Чем интересен характер писателя? О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщает нам Корней Иванович Чуковский?


О чём мы сегодня будем говорить?


















Работа по учебнику: чтение статьи «Люди и книги

Отвечают на вопрос, слушают ответы одноклассников


Л: нравственно-этическое оценивание.

Р: самостоятельно формулировать тему, проблему урока., целеполагание, планирование, рефлексия.

П: поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, построение речевого высказывания., излагать содержание прочитанного текста выборочно.


К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: деконструкция личного опыта благодаря встрече с другим «я». Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением. Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций.


Рассказ называется «Кусака»

Какие у вас возникают ассоциации при слове "кусака"? Почему? Кого можно назвать кусакой?

- К концу знакомства с этим удивительнейшим произведением мы с вами попробуем ответить на вопрос У. Шекспира: "Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?"

Приводят ассоциативный ряд слов

Л: жизненное, личностное самоопределение,

П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией,

К. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов.


Чтение 1 части рассказа учителем. Чтение с остановками.

Беседа по вопросам.- Какое настроение вызвала у вас эта часть рассказа?

- Зачитайте пейзаж этой части. Какие краски в нём преобладают? Как вы думаете, почему?

- Какой предстаёт перед читателями Кусака? Есть ли у неё кличка? Как её зовут?

- Как и каким появляется здесь человек? Почему о нём говорит писатель? ( прпойца-мужик)

Знакомство со 2 частью рассказа. Самостоятельная работа с текстом. Ответить на вопросы.

- Какое время года описывается в этой части? Какие преобладают краски? Меняется ли настроение? Почему?

- Что изменилось в жизни Кусаки?

- Как складывались её отношения с людьми? Как называла её Леля? (Кусачка)

- Как Кусака выражала людям свою преданность? (найти в тексте)

- Теперь попробуйте описать Кусаку. (словесное рисование) Какою вы её видите в этой части?

- Как вы понимаете слова: "Ей больно было от непривычной ласки, словно от удара".

- Как в её жизнь вошла любовь? Зачитайте.

Физминутка

Беседа по 3 части рассказа. Комментированное чтение.

- Как вы понимаете слова: "Всей своей собачьей душой расцвела Кусака"?

- Какой стала теперь Кусака?

- Как она пыталась доказать людям свою любовь?

- Почему у собаки не "выпарился до конца страх", почему она "ждала побоев", ведь люди ласкают её, кормят, играют с ней?

Анализ 4 части рассказа. Прослушать фонограмму начало 4 главы; нарисуйте устную картину осени, отметить ее признаки. Какие краски преобладают в нём? Меняется ли настроение? Почему?



– Кто задумался о судьбе Кусаки? («Жалко», – повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», – повторила Леля, но не заплакала».

– Чем отличаются эти фразы!

(Ох, уж эти взрослые! Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока что погасить! Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности. А потом мы вопрошаем, откуда в детях наших бесчувственность, безразличие и жестокость. А вот оно и доказательство этой жестокости!)

Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей? Зачитать.

Вернётся ли Лёля за Кусакой? Почему?

Знакомство с 5 частью рассказа. Чтение учителем. Анализ прочитанного:

- Найдите главное предложение этой части. ("Собака выла").Что чувствуется в этих словах? Почему она выла?

- Сможет ли Кусака когда-нибудь вновь поверить людям?

- Как вы думаете, кто нанёс собаке удар больнее - человек, который её пнул, или дачники? Почему?

- Объясните, когда Кусака несчастнее - до или после дружбы и людьми?

- Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Лёля о Кусаке или Кусака о Лёле?

- Кого из героев можно считать неблагодарным? Почему? Вы когда-нибудь сталкивались с неблагодарностью? Какие чувства вы испытывали?


Работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов, комментированное чтение, поиск фактуальной, контекстной, концептуальной информации в тексте, участие в диалоге с автором.





Л: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Р: прогнозирование, рефлексия, оценка.

П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

К: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

V. Этап включения в систему знаний и повторения

Попробуйте ответить на вопрос У. Шекспира: "Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?

1."Когда был написан рассказ по времени? (В начале XX века).

2. Что изменилось с тех пор в отношении человека к животному?

3. Почему этот рассказ актуален в наше время?

Вывод. "Мы в ответе за тех, кого приручили"

самоанализ, анализ цитаты , участие в диалоге.


Л: Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания.

К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: рефлексия, оценка интерпретации произведения, постановка проблемных вопросов, объяснение домашнего задания


Вывод. Л. Андреев – тонкий психолог не только человеческой души; он как бы пытается вразумить человека, что испытываемые им страдания не чужды живым существам, которых мы называем (как-то уж очень легковесно!) меньшими братьями, и эта фраза должна быть не только фразой, она должна быть подкреплена человеческими поступками.

Прочитать литературу по теме, создать электронную презентацию «Образы собак в русской литературе»

Чехов «Каштанка», Куприн «Белый пудель», Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо» и др.

Д з. 1 гр. составить выборочный пересказ на тему «История Кусаки»;

II гр. – подготовить диалог на тему «Разговор с другом о прочитанном рассказе «Кусака» Л. Андреева»;

III гр. – написать отзыв о рассказе.

Всем Прочитать рассказ Л. Андреева « Петька на даче»


Л: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания.

К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!