Согласно ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации») аттестация педагогических работников проводится в целях:
2) установления квалификационной категории.
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым должностям осуществляется один раз в пять лет. Решение по поводу конкретного работника принимает аттестационная комиссия, которая самостоятельно формируется образовательной организацией.
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по желанию педагогических работников. В этом случае аттестационная комиссия формируется:
Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (на данный момент это Минобрнауки России), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (сейчас это Минтруд России).
С 1 января 2011 г. аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится согласно Порядку, утвержденному приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 (далее - Порядок-2011), с учетом разъяснений по его применению, изложенных в письмах Минобрнауки России от 15.08.2011 № 03-515/59, Минобрнауки России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46 (далее - Письмо № 03-52/46) и др.
В настоящее время на регистрации в Минюсте России находится приказ Минобрнауки России, устанавливающий порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Проект Порядка-2014). Необходимость в его разработке возникла в связи с изменением законодательства в сфере образования, в т. ч. в связи с принятием упомянутого выше Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Порядок 2011 | Проекта Порядка-2014 |
Структура документа |
Документ состоит из четырех разделов: I. Общие положения. II. Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы. III. Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. IV. Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) | Документ состоит из трех разделов: I. Общие положения. II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Отсутствие раздела, посвященного формированию аттестационых комис- сий, объясняется тем, что согласно ч. 2 и 3 ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» аттестационная комиссия для проведения аттестации на соответствие должности формируется образователь- ной организацией, а для проведения аттестации в целях установления квали- фикационной категории – либо федера- льными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, либо упол- номоченными органами государствен- ной власти субъектов РФ |
Требования к представлению |
Требования к заявлению отсутствуют. Такие требования содержатся в Разъяснениях по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приложение к Письму № 03-52/46) | Заявление подается непосредственно в аттестационную комиссию либо направляется в ее адрес по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с исполь- зованием информационно-телеком- муникационных сетей общего пользо- вания, в т. ч. сети Интернет. В заявлении педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию. Заявления подаются педагогичес- кими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в т. ч. в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. |
Уведомление о дате, месте и времени проведения аттестации |
Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала | Письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации осуществляется аттестационной комиссией |
Лица не подлежащие аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности |
Аттестации не подлежат: педагогические работники, про- работавшие в занимаемой долж- ности менее двух лет; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, нахо- дящиеся в отпуске по уходу за ребенком достижения им воз- раста трех лет | Аттестации не подлежат следующие педагогические работники: имеющие квалификационные категории; проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой про- водится аттестация; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием |
Решение, принимаемое аттестационной комиссией по результатам аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности |
По результатам аттестации аттеста- ционная комиссия принимает одно из следующих решений: соответствует занимаемой долж- ности (указывается должность работника); несоответствует занимаемой должности (указывается долж- ность работника) | По результатам аттестации аттеста- ционная комиссия принимает одно из следующих решений: соответствует занимаемой долж- ности (указывается должность педагогического работника); несоответствует занимаемой должности (указывается долж- ность педагогического работ- ника) |
Критерии для определения уровня соответствия педагогических работников квалификационным категориям |
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогичес- ким работникам, которые: владеют современными образо- вательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспи- танниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогичес- ким работникам, которые: имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образова- тельными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспи- танниками образовательных про- грамм и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в т. ч. с учетом результатов участия обучаю- щихся, воспитанников во все- российских, международных оли- мпиадах, конкурсах, соревнова- ниях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распрост- раняют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания | Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавли- вается на основе: стабильных положительных резу- льтатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводи- мых организацией; стабильных положительных резу- льтатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном поста- новлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осу- ществлении мониторинга сис- темы образования» (далее - Постановление № 662); выявления развития у обу- чающихся способностей к на- учной (интеллектуальной), твор- ческой, физкультурно-спортив- ной деятельности; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятель- ности, активного участия в работе методических объединений педа- гогических работников орга- низации. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: достижения обучающимися поло- жительной динамики результатов освоения образовательных про- грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией; достижения обучающимися поло- жительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Поста- новлением № 662; выявления и развития способ- ностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фести- валях, соревнованиях; личного вклада в повышение качества образования, соверше- нствования методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образо- вательных технологий, трансли- рования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в т. ч. экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педа- гогических работников органи- заций, в разработке программно-методического сопро- вождения образовательного про- цесса, профессиональных конкур- сах |
Право педагогического работника на аттестацию в случае истечения срока действия высшей квалификационной категории |
Не закреплено. Реализация указанного права регули- руется отраслевыми соглашениями, заключаемыми на федеральном и региональном уровнях социального партнерства | Истечение срока действия высшей квалификационной категории не огра- ничивает право педагогического работ- ника впоследствии обращаться в аттес- тационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификацион- ной категории по той же должности |
Оформление результатов аттестации |
Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника | Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия занимае- мой должности оформляются выпиской из протокола, которая хранится в личном деле работника. На основании решений аттеста- ционных комиссий о результатах аттес- тации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий соответствующие федераль- ные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государствен- ной власти субъектов РФ издают распорядительные акты об установле- нии педагогическим работникам первой или высшей квалификационной кате- гории, которые размещаются на офи- циальных сайтах указанных органов в сети Интернет |
Порядок повторного прохождения аттестации |
Отсутствует. Такой порядок содержится в Разъяснениях по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (прило- жение к Письму № 03-52/46) | Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной кате- гории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссии соответст- вующего решения |
Возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы |
Не предусмотрена. Такая возможность предусмотрена п. 9 разд. «Квалификационные характерис- тики должностей работников обра- зования» Единого квалификационного справочника должностей руководи- телей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздрав- соцразвития России от 26.08.2010 № 761 н | Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответ- ствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих спе- циальной подготовки или стажа рабо- ты, установленных в разделе «Требо- вания к квалификации» раздела «Ква- лификационные характеристики долж- ностей работников образования» Еди- ного квалификационного справочника должностей руководителей, специалис- тов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладаю- щих достаточным практическим опы- том и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности |