СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неопределенная форма глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Неопределенная форма глагола»

Технологическая карта урока русского языка


Бондаренко Нины Васильевны_

Класс ___3____

Дата (четверть)-__4

УМК: «Школа России»

Тема: Неопределенная форма глагола

Тип урока:


Планируемый результат

  • сформировать умение ставить глаголы в неопределенную форму;

  • развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений, учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме;

расширять словарный запас учащихся.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные


  • осознание алгоритма учебного действия;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;







  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач;

  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;

  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.


  • освоение умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений, учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме;

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, отнесения к известным понятиям.


  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства к ее осуществлению;

  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое мнение.

Основные понятия

Глагол в неопределенной форме, суффиксы глаголов, вид, форма, спряжение, предложение, текст, схема.


Межпредметные связи

Русский язык, развитие речи, литературное чтение


Ресурсы:

  • основные;

  • дополнительные.

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык-учебник для 3 класса, 2 часть.

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Неопределенная форма глагола»

Карточки с творческим заданием.

Карточки «Рефлексия урока»


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.




Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Мотивация (создание проблемной ситуации)




На доске записаны слова: выкопал, выдержал, угрожает, зашагает, стемнеет, сбегут.


Слайд 1.

-Прочитайте вслух написанные слова. Найдите, что в них общее?


-По какому признаку мы можем разделить все эти слова?.


- С какой частью речи мы сегодня будем работать?

-Все слова глаголы.

–Они имеют безударную гласную, в каждом слове есть приставка.

-По временам, по числам, по количеству букв в приставках.

Глагол

Повторение понятия «общий признак, глагол»

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Исследование


По мере ответов учащихся, на презентации последовательно появляются определенные блоки (по щелчку)

Слайд 2.

- Вспомним все, что мы уже знаем о глаголе.

Глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать, что сделать, что будет делать и др. Глагол может иметь настоящее время, прошедшее или будущее. В прошедшем времени можно определить род глагола и имеет суффикс Л. Не с глаголами пишется раздельно.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала


строим дом

Слайд 3

-Что можно определить в глаголах?








- Вы все правильно ответили. А давайте проверим, во всех ли глаголах можно определить все то, что вы назвали. Но для начала поработаем в словаре.

-В глаголах можно определить число, вид, лицо,


Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные

Работа по теме урока

Словарная работа.


Поиск (расшифровка) словарного слова






















Подбор синонимов


Составление и запись предложений


Выборочное списывание из словаря в книге по русскому языку.

Работа с пословицами

(нахождение и объяснение глаголов смысловое значение)

Работа со слайдами




















Учитель помогает











Ученье лучше золота сверкает.

Не все то золото что блестит.

-Попробуйте расшифровать слово, которое мы запишем с вами.

Слайд 4.



Слайд 5.




Слайд 6.




Слайд 7.





Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

-В неопределенной форме глагола окончание -ТЬ,.


-Подберите к слову сверкать синоним.

Составление предложений, запись и разбор одного из них.


-Давайте из наших словариков выберем только глаголы.

-Прочитайте написанные на доске пословицы.

-Назовите глаголы встречающиеся в пословицах. Определите их число, время. От данных глаголов образуйте глаголы, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?

-Можем ли мы определить лицо, число, время этих глаголов?

Делаем вывод




-Слово озеро среднего рода, значит буква С

-У слова ДРУЖБУ винительный падеж, значит буква В

-В окончаниях , в дательном падеже пишется окончание Е, значит буква Е.

- В слове МАМЫ родительный падеж, значит буква Р.

-Предлогом является К, значит буква К

-В ж.р. 1 склонения окончание А, значит буква А.

-Значит –ТЬ Получилось слово СВЕРКАТЬ


блистать, лучиться










сверкать, засверкать, блестеть, заблестеть




Вывод

Существует такая форма глагола, при которой не определяется ни время, ни число, ни лицо глагола - это неопределенная форма глагола.

Регулятивные, познавательные

IV. Физминутка

Физминутка с использованием интерактивной доски.

Отдельно для глаз и для речи.






Закрепление знаний

Работа над упражнениями по закреплению










Работа по упражнению 235 (с.57,часть 2).

Запись слов на доске под диктовку с выделением суффиксов.

носить (косить)колечко место (мести) найти увлечь (беречь)берега

нажать (……..)левый зайчик (……)нести испечь (……..)залесье








Б.жать, с.деть, стеречь,пр.г.ворить, п.днимать, св.тлеть, испечь, .тдохнуть, м.сти, п.днять, выс.деть, цв.сти, п.хв.лить,


-Определите, как образовано слово в скобках верхней строки. Таким же образом составьте слово в скобках нижней строки. Запишите эти слова, подчеркнув орфограммы.

- Какой вывод мы можем сделать? (



-Так что же такое –ть,-ти,-чь? (Суффиксы или окончания).

-Какие буквы надо вставить на месте пропусков и почему?




-Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? и имеют суффиксы -ть, -ти, -чь)


Чтение учащимся вслух.


Регулятивные, познавательные


V. Подведение итогов,

рефлексия Домашнее задание

Подведение итогов. Д/з.








В качестве домашнего задания – выполнить упражнение на выбор из учебника по теме урока.

-Что наиболее запомнилось в уроке?

-Что для себя возьмете на будущее?

-Что можете сказать о глаголе и о неопределенной форме глагола?

Делают выводы о собственной работе.

Регулятивные, коммуникативные




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!