СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Неопределенная форма глагола»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме : «Неопределенная форма глагола»

Тип урока: « Открытие нового знания».

Цели урока:

- познакомить с новым понятием «начальная форма глагола»;

- развивать умение ставить вопрос к глаголам в неопределенной форме;

- закреплять умение распознавать форму слова и однокоренные слова;

- развивать мыслительные операции сравнения, класификации;

- воспитывать самостоятельность у учащихся.

Формирование УУД.

Личностные:

- признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

      Регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.

     Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.

    Коммуникативные:

- подтверждать аргументы фактами;

- слушать ,сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

 

 

                                               Ход урока

1.Этап мотивации к учебной деятельности. Организационный момент.(Слайд №3)

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Чистописание.

               Нн    но    народ     народы    народом

               Юю  юн   юноша    юный       юнец 

- Можно ли назвать слова первой строчки однокоренными или этоформа слова? Почему так думаете?

    - Прочитайте слова второй строчки и сделайте вывод.

    - А при помощи каких частей слова образуются новые однокоренные слова?

Словарная работа. (Слайд №4)

-Вставьте пропущенную букву, поставьте ударение.

-Проверьте. (Слайд №5)

- Найдите лишнее слово. Почему вы так считаете? (Слайд № 6)

 Мы на уроках уже много говорили об этой части речи. Что вы знаете о ней? (Слайд №7) Хотите узнать новое о глаголе?

  1. Этап выявления места и причины затруднения.

-Сейчас поиграем в игру «Найди свой остров».

-Надо каждый кораблик-глагол отправить на свой остров. (Слайд №8)

- Перепишите группы глаголов в тетради.

-Все ли глаголы- кораблики нашли свой остров? Какие слова остались?    

        (Дети зачитывают глаголы: радовать, грустить, затопить.)

-Посмотрите внимательно на оставшиеся глаголы и скажите, можно ли  

  сказать, когда происходит действие, кто их совершает ?Вы смогли определить время и лицо глаголов? (Нет)

-В чем затруднения? (Не изменяются по временам.) Задайте к ним вопросы. Чем похожи эти глаголы? (Вопросы, на конце –ть)

Запишите глаголы в четвертую группу.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.       

- Ребята, предложите, как можно назвать форму у глаголов, в которых не определишь ни время, ни лицо? ( ответы детей)

- Это неопределенная форма глагола. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Слайд № 10.

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? ( Что делать? Что сделать?)

- А какого вида эти глаголы? (совершенного и несовершенного)

  1. Этап реализации построенного проекта.

- Сравните наш вывод с определением в учебнике на с. 100. ( Читают правило)

-Что мы еще не сказали о глаголе очень важное? ( глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -ть, -ти, -чь) Слайд № 11.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

  -В тетради сделайте два столбика, в первый будем записывать глаголы несовершенного вида, какой вопрос запишем? (Что делать?)

- А во второй столбик совершенного вида, какой вопрос запишем? (Что сделать?)

- Я называю глагол в неопределенной форме, а вы записываете антоним:  радовать, прилететь, сидеть, прибежать, брать, войти, раздевать, принести, говорить.

- Возьмите карандаши и выделите суффиксы у глаголов. ( взаимопроверка )

  1. Физминутка (Слайд № 12)
  2. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Групповая работа.

- А сейчас посмотрите на экран (Слайд №13). Вам необходимо от предложенных глаголов образовать неопределенную форму, но учтите, что вид глагола не меняется. Все формы одного слова-это глаголы одного вида. Правильно задавайте вопрос!

Смотрю, смотришь, смотрел-...

Расскажу, расскажешь, рассказал-...

Водят, водим, водил-...

Подарю, подарят, подарил-...

Беседуют, беседуешь, беседовали-…

9.Этап включения в систему знаний и повторения.

  • А сейчас поиграем. У меня на карточке записаны глаголы, ученик показывает жестами действие, а вы отгадываете, записываете, выделяете суффикс.

Думать, плести,прыгать, стеречь, бегать, нести, писать.

  • Следующее задание связано с фразеологизмами. Вспомните, что такое фразеологический оборот. Замените фразеологический оборот глаголами в неопределенной форме, выделите суффикс.

Водить за нос – обманывать.

Клевать носом- засыпать.

Чесать языки- разговаривать, болтать.

Развешивать уши- слушать доверчиво.

Делать из мухи слона- преувеличивать.

Строить глазки- кокетничать.

Точить зубы- ненавидеть.

Прикусить язык- замолчать.

Не в своей тарелке- смущаться, стесняться.

10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

  • Что нового узнали на уроке?
  • На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
  • Какие имеют суффиксы?
  • Оцените свою работу ( дети показываю смайлики), оценивание учителем.
  • Желаю, чтобы у вас не возникло трудностей дома, когда вы будете выполнять домашнее задание!Д.з. с. 100, упр. 2
  •  Спасибо за урок! Слайд № 18.

Просмотр содержимого документа
«НЕОПРЕД Ф ГЛАГОЛА»

Урок русского языка по теме : «Неопределенная форма глагола»



Тип урока: « Открытие нового знания».

Цели урока:

- познакомить с новым понятием «начальная форма глагола»;

- развивать умение ставить вопрос к глаголам в неопределенной форме;

- закреплять умение распознавать форму слова и однокоренные слова;

- развивать мыслительные операции сравнения, класификации;

- воспитывать самостоятельность у учащихся.

Формирование УУД.

Личностные:

- признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.

Коммуникативные:

- подтверждать аргументы фактами;

- слушать ,сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.



Ход урока

1.Этап мотивации к учебной деятельности. Организационный момент. (Слайд №3)

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Чистописание.

Нн но народ народы народом

Юю юн юноша юный юнец

- Можно ли назвать слова первой строчки однокоренными или это форма слова? Почему так думаете?

- Прочитайте слова второй строчки и сделайте вывод.

- А при помощи каких частей слова образуются новые однокоренные слова?

Словарная работа. (Слайд №4)

-Вставьте пропущенную букву, поставьте ударение.

-Проверьте. (Слайд №5)

- Найдите лишнее слово. Почему вы так считаете? (Слайд № 6)

Мы на уроках уже много говорили об этой части речи. Что вы знаете о ней? (Слайд №7) Хотите узнать новое о глаголе?

  1. Этап выявления места и причины затруднения.

- Сейчас поиграем в игру «Найди свой остров».

- Надо каждый кораблик-глагол отправить на свой остров. (Слайд №8)

- Перепишите группы глаголов в тетради.

- Все ли глаголы- кораблики нашли свой остров? Какие слова остались?

(Дети зачитывают глаголы: радовать, грустить, затопить.)

- Посмотрите внимательно на оставшиеся глаголы и скажите, можно ли

сказать, когда происходит действие, кто их совершает ? Вы смогли определить время и лицо глаголов? (Нет)

-В чем затруднения? (Не изменяются по временам.) Задайте к ним вопросы. Чем похожи эти глаголы? (Вопросы, на конце –ть)

Запишите глаголы в четвертую группу.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Ребята, предложите, как можно назвать форму у глаголов, в которых не определишь ни время, ни лицо? ( ответы детей)

- Это неопределенная форма глагола. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Слайд № 10.

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? ( Что делать? Что сделать?)

- А какого вида эти глаголы? (совершенного и несовершенного)

  1. Этап реализации построенного проекта.

- Сравните наш вывод с определением в учебнике на с. 100. ( Читают правило)

-Что мы еще не сказали о глаголе очень важное? ( глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -ть, -ти, -чь) Слайд № 11.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

-В тетради сделайте два столбика, в первый будем записывать глаголы несовершенного вида, какой вопрос запишем? (Что делать?)

- А во второй столбик совершенного вида, какой вопрос запишем? (Что сделать?)

- Я называю глагол в неопределенной форме, а вы записываете антоним: радовать, прилететь, сидеть, прибежать, брать, войти, раздевать, принести, говорить.

- Возьмите карандаши и выделите суффиксы у глаголов. ( взаимопроверка )

  1. Физминутка (Слайд № 12)

  2. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Групповая работа.

- А сейчас посмотрите на экран (Слайд №13). Вам необходимо от предложенных глаголов образовать неопределенную форму, но учтите, что вид глагола не меняется. Все формы одного слова- это глаголы одного вида. Правильно задавайте вопрос!

Смотрю, смотришь, смотрел-...

Расскажу, расскажешь, рассказал-...

Водят, водим, водил-...

Подарю, подарят, подарил-...

Беседуют, беседуешь, беседовали-…

9.Этап включения в систему знаний и повторения.

  • А сейчас поиграем. У меня на карточке записаны глаголы, ученик показывает жестами действие, а вы отгадываете, записываете, выделяете суффикс.

Думать, плести, прыгать, стеречь, бегать, нести, писать.

  • Следующее задание связано с фразеологизмами. Вспомните, что такое фразеологический оборот. Замените фразеологический оборот глаголами в неопределенной форме, выделите суффикс.

Водить за нос – обманывать.

Клевать носом- засыпать.

Чесать языки- разговаривать, болтать.

Развешивать уши- слушать доверчиво.

Делать из мухи слона- преувеличивать.

Строить глазки- кокетничать.

Точить зубы- ненавидеть.

Прикусить язык- замолчать.

Не в своей тарелке- смущаться, стесняться.

10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

  • Что нового узнали на уроке?

  • На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

  • Какие имеют суффиксы?

  • Оцените свою работу ( дети показываю смайлики), оценивание учителем.

  • Желаю, чтобы у вас не возникло трудностей дома, когда вы будете выполнять домашнее задание! Д.з. с. 100, упр. 2

  • Спасибо за урок! Слайд № 18.




Просмотр содержимого презентации
«неопред форма ПРЕЗ»

Урок русского языка  « Неопределëнная форма глагола»   Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 25 Гапбаева Л.К.

Урок русского языка

« Неопределëнная форма глагола»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 25

Гапбаева Л.К.

Цели урока:   - познакомить с новым понятием «начальная форма глагола»; - развивать умение ставить вопрос к глаголам в неопределенной форме; - закреплять умение распознавать форму слова и однокоренные слова; - развивать мыслительные операции сравнения, классификации; - воспитывать самостоятельность у учащихся.

Цели урока:

- познакомить с новым понятием «начальная форма глагола»;

- развивать умение ставить вопрос к глаголам в неопределенной форме;

- закреплять умение распознавать форму слова и однокоренные слова;

- развивать мыслительные операции сравнения, классификации;

- воспитывать самостоятельность у учащихся.

Настрой на урок  Прозвенел звонок и смолк,  Начинается урок.  Тихо сели, ноги вместе.  Книги, ручки- всë на месте.  Руки замерли у всех.  Будем думать, будем слушать  И учиться лучше всех!

Настрой на урок

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Тихо сели, ноги вместе.

Книги, ручки- всë на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех!

Словарные слова  Н . уклюжий, . ктивный,  св . ркать, ж . лтый,  т . ржестве . ный.   а ë н е о

Словарные слова

Н . уклюжий, . ктивный,

св . ркать, ж . лтый,

т . ржестве . ный.

а ë н е о

Неуклюжий, активный,   сверкать, жëлтый,   торжественный.

Неуклюжий, активный,

сверкать, жëлтый,

торжественный.

Интересная часть речи  В русском языке живëт.  Кто что делает расскажет:  Чертит, пишет иль поëт,  Вышивает или пашет,  Или забивает гол,  Варит, жарит, моет, чистит-  Всë расскажет нам …

Интересная часть речи

В русском языке живëт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поëт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всë расскажет нам …

Расскажите о глаголе:  - Глагол- это…   - Глаголы изменяются по…   - Инфинитив- это…   - Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…   - Инфинитив имеет на конце…

Расскажите о глаголе:

- Глагол- это…

- Глаголы изменяются по…

- Инфинитив- это…

- Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

- Инфинитив имеет на конце…

Найди свой остров

Найди свой остров

грустить защищает читает  Настоящее время  Прошедшее время завязала споëт выиграет затопить  Будущее время победил угощали работает радовать охраняет

грустить

защищает

читает

Настоящее время

Прошедшее время

завязала

споëт

выиграет

затопить

Будущее время

победил

угощали

работает

радовать

охраняет

Неопределённая форма глагола  Начальная форма глагола  Инфинитив

Неопределённая форма глагола

Начальная форма глагола

Инфинитив

что делать?  Н. ф. - ть, -ти, -чь  что сделать?  время  лицо

что делать?

Н. ф. - ть, -ти, -чь

что сделать?

время

лицо

Образуй неопределенную форму  Смотрю, смотришь, смотрел- ...  Расскажу, расскажешь, рассказал- ...  Водят, водим, водил- ...  Подарю, подарят, подарил- ...  Беседуют, беседуешь, беседовали- …

Образуй неопределенную форму

  • Смотрю, смотришь, смотрел- ...

  • Расскажу, расскажешь, рассказал- ...

  • Водят, водим, водил- ...

  • Подарю, подарят, подарил- ...

  • Беседуют, беседуешь, беседовали- …

Замените фразеологический оборот глаголом

Замените фразеологический оборот глаголом

обманывать ненавидеть слушать  Врать Замолчать засыпать замолчать преувеличивать кокетничать разговаривать   смущаться

обманывать

ненавидеть

слушать

Врать

Замолчать

засыпать

замолчать

преувеличивать

кокетничать

разговаривать

смущаться

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!