Урок математики «Название компонентов и результата действия умножения»
Цель: ознакомить учащихся с названиями действия умножения; создать условия для практического применения знаний названия компонентов и результата умножения; формировать умения заменять сложение одинаковых слагаемых умножением и наоборот; умения решать задачи на нахождение произведения.; развивать логическое мышление , вычислительные навыки; формировать умение работать коллективно, уважать мнение друг друга, почувствовать радость, удовлетворение от проделанной работы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: компьютер, экран, карточки с таблицей-памяткой
ХОД УРОКА
Организация класса к уроку. Слайд 2
Настрой на работу. При использовании таблиц повторение правил поведения на уроке для успешного усвоения материала.
Не разговаривай на уроках, если это не связано с выполнением задания.
Не кричи с места, даже если знаешь правильный ответ.
Не выкрикивай на уроке. Если хочешь ответить – подними руку.
Не подсказывай.
Работаем дружно
План путешествия Слайд 3
Станция «Школьная» Слайд 4
Разминка для ума. Слайд 5
Индивидуальный опрос по карточкам. (4 ученика )
«Мозговой штурм» (соревнования по рядам) – получают фишки
Сколько ушей у двух ежей?
Сколько лап у четырёх собак?
Сколько хвостов у семи котов?
У пяти хомячков сколько всего язычков?
Работа в тетради.
Каллиграфическая минутка. Слайд 6,7,8
Что вы можете сказать о числе 7?
С какими событиями можем связать это число? Что вам вспомнилось?
Станция «Внималия» Слайд 9
Повторение о компонентах.
- Из букв двух рассыпанных слов составили пары других. Какие слова были первоначально?
ЛОЖЕ + СЕНИ =
УМЕНИЕ +НОЖ =
(сложение, умножение)
– Назовите название компонентов при сложении Слайд 10
-На экране
5 + 5 + 5 + 5 Слайд 11
10 + 10 + 10
1 + 1 + 1 + 1
3 + 3 + 3 + 3 + 3
Рассмотрите выражения, что в них особенного?
Но при помощи действия умножения мы сможем быстрее найти значение,
Заменяя действие сложение умножением.
Кто мне поможет?
Сообщение темы и цели урока Слайд 12
На экране
7 + 3= ?, 7 – 3 = ?, 7 х3 = ? –
как называются компоненты этих выражений? Слайд 13, 14
2 х 5 4 х3 0 х 2 - что обозначают эти записи?
На экране
-Что значит умножить? Когда сложение можно заменить умножением?
(сложение одинаковых слагаемых заменяем умножением)
- Используя опорные слова «сложение», «одинаковые слагаемые» дайте определение действию умножения. Слайд 15
(варианты ответов детей: «Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением», «Умножение - это когда складывают одинаковые слагаемые», «Умножение – это сложение одинаковых слагаемых»).
- О чем будем говорить сегодня на уроке? (о действии умножения и названии чисел при умножении)
- Как Вы считаете, мы уже все знаем о действии умножения? (наверное, нет)
- Хотите расширить, углубить свои знания о действии умножения? (Мотивация)
- Сегодня на уроке у Вас будет возможность узнать больше о новом изученном математическом действии - умножении. А вот что именно, это Вам предстоит самостоятельно открыть на уроке.
Станция «Спортивная» Слайд 16
Физкультминутка.
Как настроение? Дальше пойдем? Слайд 17
Работа с выражениями:
- Как одним словом назвать запись из чисел и знака действия умножения (7 х 3)?
(дети испытали затруднение при чтении по-разному числового выражения)
7 х 3
- Почему не можете назвать одним словом выражение 7 х 3?
- Подходит для него слово «сумма»? А слово «разность»? Знаете другое подходящее слово? (не знаем такого слова)
Построение проекта выхода из затруднения.
- Запишите выражение 6х3 в тетрадь, замените сложением и вычислите его значение.
- Как получить недостающие сведения (знания), чем можно воспользоваться?
(спросить того, кто знает; поискать в учебнике, попытаться самим подобрать названия числам в записи 6 х 3)
Предложите свою версию слова для названия чисел 6 и 3 в записи 6х 3.
Дети в затруднении.
Учитель направляет мысль обучающихся:
- Сколько можно складывать одинаковых слагаемых! (2, 3, 4, 5; одним словом – много)
- Вспомните, что показывают числа при умножении? Второе число показывает, сколько одинаковых слагаемых, т. е. как много таких слагаемых.
- Продолжите высказывания: «Снежинок в сугробе … (много, множество)»; «Деревьев в лесу …(множество)»; «Звезд на небе …(множество)».
Первичное закрепление с проговариванием Слайд 18,19
Названия выражения «6 х 3», компонентов и результата действия умножения.
- Как называется выражение 6х 3? (произведение)
- Как называется число 6; 3? (множитель)
- Как называется результат умножения? (значение произведения)
С опорой на учебник дети проговаривают новые математические термины.
- Во 2-ом столбике и в 3-ем Вам предстоит самостоятельно записать названия выражений и чисел в их записях.
Самостоятельная работа детей в парах с таблицей.
Проверка работы по слайду с анимационными действиями. Слайд 20
6 + 3 СУММА | 6 - 3 … | 6 х 3 … |
6 СЛАГАЕМОЕ | 6 … | 6 … |
3 СЛАГАЕМОЕ | 3 … | 3 … |
Проверка
Станция «Вычислительная » Слайд 21
Замена сложения умножением и наоборот.
Игра «Замени» Слайд 22, 23
Станция «Спортивная» Слайд 24
Физкультминутка для глаз Слайд 25
Станция «Задачкино» Слайд 26
Задача №415 Слайд 27
Составление краткой записи и решение . Слайд 28
Проверка.
Станция «Успешная» Слайд 29
8. Подведение итогов.
Выскажете свое мнение об уроке.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Чему научились на уроке? Что хотели бы запомнить с урока?
- Какое задание понравилось? Какое показалось самым сложным?
9.Домашнее задание.
С 68 прав., № 417, 418 ( 1, 2 ст.) Слайд 31