СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка плана-конспекта урока на основе методического пособия Демичева И. А. Методическое пособие к учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маш, И. Н. Беляева "Биология. Человек. 8 класс" / И. А. Демичева, И. Н. Беляев. - М.: Дрофа, 2016. - 272 с.

Просмотр содержимого документа
«Науки о человеке. Здоровье и его охрана»

Урок 1

Тема: Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Цели урока: сформировать представления о человеке как биосоциальном существе; обозначить предмет и методы наук, изучающих организм человека.

Тип урока: вводный

Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Науки, изучающие организм человека».

Предметные результаты обучения:

-определять предмет изучения и методы анатомии, физиологии, психологии, гигиены;

-выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

Метапредметные результаты обучения:

-познавательные – самостоятельно находить информацию и использовать ее в учебной деятельности; владеть навыками смыслового чтения при работе с основным текстом учебника и иллюстрациями; использовать дополнительные источники информации;

-регулятивные – контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;

-коммуникативные – полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, эффективно работать в группе при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения:

-осознавать практическую ценность знаний по анатомии, физиологии, психологии и гигиене;

-проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.

Характеристика видов деятельности учащихся:

-объясняют место и роль человека в природе;

-выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

-раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни;

-выявляют методы изучения организма человека.

Ход урока

I. Организационный этап

Структура учебника и правила работы с ним.

Беседа по вопросам:

1. Как с помощью предметного указателя найти в учебнике необходимый материал?

2. На каких сайтах можно найти дополнительную информацию к урокам?

II. Актуализация знаний

Вопросы:

1. Как изучают строение и функции человеческого организма?

2. Почему опыты на животных позволяют лучше понять функции организма человека?

3. Что такое психология?

4. Что такое здоровье? Как его сохранить?

III. Изучение нового материала

Главным предметом изучения человечества является человек (Гете).

1. Учебная лекция с элементами беседы

Почему человек – биосоциальное существо?

-Какова биологическая сущность человека?

(Особенности человека как биологического вида: прямохождение, высокоразвитый головной мозг, сложное пластичное поведение).

-В чем заключается социальная сущность человека?

(Способность к трудовой деятельности, речь, сознание, мышление).

Учитель. Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся и взаимодействующий в обществе с помощью языка, становится личностью. Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности. Его индивидуальность проявляется в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.

2. Дифференцированно-групповая работа с текстом учебника

Задание – выяснить для каждой из наук, изучающих человека, ее предмет и методы (таблица «Науки, изучающие человека»).

Науки, изучающие человека

п/п

Наука

Предмет изучения

Методы изучения

1.

Анатомия



2.

Физиология



3.

Психология



4.

Гигиена



Внутреннее строение человеческого тела и его органов изучает анатомия человека. Название этой науки происходит от латинского слова «анатомэ» - рассечение. Вскрытие умерших людей – основной и наиболее древний метод изучения строения организма человека.

Современные методы исследования с помощью рентгена и ультразвука позволяют изучать строение внутренних органов, не причиняя пациентам беспокойства. Они позволили намного продвинуть анатомическую науку.

Анатомия изучает не только внутреннее строение человека, но и внешние его особенности: рост, вес, пропорции тела, тип телосложения.

Анатомические исследования дают возможность устанавливать детали строения органов, обнаружить возможные отклонения от нормы, что необходимо при диагностике.

Анатомические названия едины для всех стран. Они даются на национальном и латинском языках. Употребление латинских названий предусмотрено Международной анатомической номенклатурой.

Органы на таблицах анатомического атласа часто рисуют так, как они расположены у человека, обращенного к нам лицом. Поэтому органы, находящиеся у человека справа, на рисунках изображены слева, то есть зеркально. Соответственно органы, находящиеся у человека слева, на таблице изображаются с правой стороны.

Физиология человека – наука, изучающая функции человеческого организма и его органов. Ее название происходит от слова «физис» - природа. Основу физиологических методов составляют наблюдения за здоровыми и больными людьми и эксперименты на животных. Поскольку органы человека сходны по строению с органами животных, опыты ставились на них.

Совершенствовались лабораторные методы изучения крови, слюны, мочи и других веществ, образующихся в процессе жизнедеятельности.

Современная электроника позволяет по электрической активности органов судить о работе сердца, мозга, сосудов и других органов и проводить измерения, приближая физиологию к точным наукам.

Электроэнцефалограф позволяет оценить электрическую активность различных отделов головного мозга.

Наряду со сложными инструментальными методами существуют и более простые, позволяющие оценивать работоспособность и тренированность человека. Это функциональные пробы. Человеку дают дозированную нагрузку, например, присесть 20 раз. При этом регистрируют изменения работы его сердечной мышцы. Зная норму, каждый человек может определить, соответствуют ли ей его личные показатели.

Психология – наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека. Каждый человек отражает явления внешнего мира по-своему, определяет их ценность в зависимости от своих индивидуальных потребностей. У каждого складывается свой субъективный (присущий только ему одному) внутренний мир. Каждый строит свои взаимоотношения с другими людьми согласно своим убеждениям, сам определяет свои поступки и оценивает их. Вся эта сложная работа составляет душевную деятельность человека, его психику. Она включает в себя восприятие, представление, мышление, память, волю, чувства, переживания и индивидуальные особенности людей: характер, способности, интересы.

Психология – это наука, изучающая душевую жизнь людей (от греческого слова «психо» - душа). Она пользуется методами, присущими любой науке: наблюдениями, экспериментами, измерениями. Важное значение имеет также самонаблюдение, поскольку о собственных переживаниях может рассказать только сам человек. Самонаблюдение – субъективный метод исследования. Но если разные люди описывают свои мысли и переживания одинаково, можно сделать вывод о наличии определенной закономерности.

Гигиена (от греческого слова «гигиенос» - здоровый) – отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей.

Существуют различные направления гигиены, например школьная, производственная, гигиена сельскохозяйственного труда и т.д. Как и другие науки, гигиена использует наблюдение, измерение, эксперимент, а также моделирование и статистику.

Изучение факторов природной среды требует применения физических, химических и биологических методов. Определяют температуру и состав воды и воздуха, химический состав почвы, продуктов питания, вещей и строений, уровень радиации, степень загрязнения различных объектов.

Физиологические гигиенические наблюдения позволяют определить, как человек приспосабливается к тем или иным факторам среды. Эти сведения нужны для создания средств защиты и разработки методов тренировки, позволяющих быстрее приспособиться к неблагоприятным условиям.

Клинические гигиенические наблюдения выявляют причины заболеваний, общих для многих людей. Так, исследования врачей-стоматологов привели к выводу, что быстрое разрушение зубов может быть связано с недостатком фтора в питьевой воде. В результате этих исследований была разработана специальная фторсодержащая зубная паста.

Санитарное обследование

На основе перечисленных выше методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности. В каждом из более или менее крупном населенном пункте имеются санитарно-эпидемиологические станции (СЭС), контролирующие соблюдение этих норм.

Выступления учащихся сопровождаются учебной презентацией, в которой наглядно демонстрируются методы, используемые в современной медицине для изучения анатомических особенностей и физиологических процессов (рентгеноскопия, ультразвуковое исследование, магнитно-резонансная томография, лабораторные методы, электрокардиография, функциональные пробы, электроэнцефалография и др.).

3. Вопросы для обсуждения

1. Какие современные методы используются для изучения анатомии органов?

2. Какие методы исследований используют для изучения физиологических процессов?

3. Необходимы ли современному человеку знания в области психологии? Ответ аргументируйте.

4. Всегда ли слово «гигиена» связано с соблюдением чистоты? Как бы вы объяснили понятия: «гигиена тела», «гигиена зрения», «правила гигиены», «гигиена труда»?

IV. Закрепление

Вопросы:

1. Какие науки изучают:

а) строение человека и его органов;

б) функции человеческого организма;

в) душевную деятельность человека;

г) влияние природной среды, быта и труда на здоровье человека с целью охраны здоровья населения?

2. Почему науки о человеке – анатомия, физиология, психология и гигиена тесно связаны?

3. Почему каждому человеку нужно знать строение и функции своего организма?

V. Обобщение

Вывод: Строение тела и органов изучает анатомия, функции – физиология, общие закономерности психических процессов, индивидуально-личностные свойства и поведение человека – психология. Изучением влияния природных условий, труда и быта на организм занимается гигиена. Она разрабатывает методы охраны и поддержания здоровья.

VI. Домашнее задание

1. Параграф 1 на страницах 6-8 учебника.

2. Вопрос на странице 8 учебника.

3. Словарь: анатомия, физиология, психология, гигиена.

4. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовить сообщение и презентацию об одном из ученых, внесшем значительный вклад в изучение человека.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!