Современное развивающееся общество нуждается в компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Кружковая работа имеет прекрасную возможность в создании благоприятных условий для проявления творческих способностей, научных исследований, наличие возможности для самореализации учащихся в неформальной обстановке.
Программа кружка «Удивительный мир зоологии» направлена именно на реализацию таких способностей ребят.
Программа кружка разработана для учащихся 7 классов и способствует расширению и углублению знаний по биологии.
- помочь увидеть, понять и осознать красоту животного мира, научить природоохранным действиям;
- показать необходимость использования знаний различных наук для объяснения биологических процессов и явлений;
- развить способность применять свои знания в нестандартных ситуациях, научить изготавливать и работать с микропрепаратами.
- продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, оформлять рефераты, разрабатывать проекты;
- развить интерес к исследовательской и лабораторной деятельности.
Программа кружка «Удивительный мир зоологии» включает 34 часа(1 час в неделю). В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественно‑научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Она разработана для расширения знаний и навыков учащихся и призвана развивать у учащихся любознательность, наблюдательность, самостоятельность, а также формировать нравственность и духовность.
Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами: ботаника, география, психология, физика, математика.
- Учащиеся освоят правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
- Учащиеся научатся осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- Учащиеся научатся использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- Учащиеся научатся раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
-приобретут навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Оборудование | УУД |
1 | Современная зоология | 1 | Проектор, Красная книга, http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных». Составляют схему «Структура науки зоологии». Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость рационального использования животного мира и его охраны. Знакомятся с Красной книгой |
2 | Классификация животных. | 1 | Проектор, таблица, http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «простейшие», «беспозвоночные», «позвоночные». Сравнивают простейших с растениями. Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия животных и растений». Знакомятся с многообразием животных, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Учатся составлять систематические таксоны. |
3 | Простейшие | 1 | Проектор, таблица, http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «простейшие», «корненожки», «радиолярии», «солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями. Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. |
4 | Изучение простейших под микроскопом. | 1 | Проектор, микроскоп, выращенные одноклеточные в культурной среде, салфетки, предметное стекло, покровное стекло, лупа. http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «простейшие», «корненожки», «радиолярии», «солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями. Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. проводят самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах. |
5 | Значение простейших | 1 | Проектор, таблица, коллекции, журналы http://scool-collection.edu.ru/catalog | Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. |
6 | Тип Кишечнополостные | 1 | Проектор, таблица, http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «двуслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». Дают характеристику типа Кишечнополостные. Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Раскрывают значение кишечнополостных в природе и жизни человека |
7 | Класс сцифоидные | 1 | Проектор, http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «двуслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». Дают характеристику типа Кишечнополостные. Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Раскрывают значение кишечнополостных в природе и жизни человека |
8 | Класс Коралловые полипы | 1 | Проектор, http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «двуслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». Дают характеристику типа Кишечнополостные. Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Раскрывают значение кишечнополостных в природе и жизни человека |
9 | Изучение кишечнополостных по коллекциям и наглядным пособоиям. | 1 | Проектор, таблицы, коллекции, демонстрационный материал http://scool-collection.edu.ru/catalog | Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Рассматривают наглядный материал, знакомятся с многообразием типа кишечнополостные. |
10 | Тип Плоские черви | 1 | Проектор, http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «орган», «система органов», «трёхслойное животное», «двусторонняя симметрия», «паразитизм», «кожно‑мышечный мешок», «гермафродит», «окончательный хозяин», «чередование поколений». Знакомятся с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Дают характеристику типа Плоские черви. Обосновывают необходимость применять полученные знания в повседневной жизни |
11 | Тип Круглые черви | 1 | Проектор, таблица http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «первичная полость тела», «пищеварительная система», «выделительная система», «половая система», «мускулатура», «анальное отверстие», «разнополость». Дают характеристику типа Круглые черви. Обосновывают необходимость применения полученных знаний в повседневной жизни |
12 | Тип Кольчатые черви | 1 | Проектор, таблица, живые черви, лупа, салфетки. http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «вторичная полость тела», «параподия», «замкнутая кровеносная система», полихеты», «щетинки», «окологлоточное кольцо», «брюшная нервная цепочка», «забота о потомстве». Систематизируют кольчатых червей. Дают арактеристику типа Кольчатые черви. Определяют понятия: «диапауза», «защитная капсула», «гирудин», «анабиоз». Работают с различными источниками (книги, Интернет) для получения дополнительной информации. Проводят наблюдения за дождевыми червями. Оформляют отчёт по наблюдению, включающий описание наблюдения, его результат и выводы. |
13 | Тип Моллюски. Класс брюхоногие. | 1 | Проектор, таблица http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка». Определяют понятия: «брюхоногие». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков. |
14 | Класс Двустворчатые | 1 | Проектор, коллекции раковин http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «двустворчатые», «головоногие».Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков. Рассматривают коллекции раковин. |
15 | Класс Головоногие | 1 | Проектор, таблица http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «головоногие», «реактивное движение», «перламутр», «чернильный мешок», «жемчуг». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков |
16 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | 1 | Проектор, таблица http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение».Иллюстрируют примерами значение ракообразных в природе и жизни человека. Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «трахеи», «жаберный типдыхания», «лёгочный типдыхания», «трахейный тип дыхания». |
17 | Класс Паукообразные. | 1 | Проектор, таблица http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный типдыхания», «лёгочный типдыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Проводят наблюдения за паукообразными. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Иллюстрируют примерами значение паукообразных в природе и жизни человека |
18 | Класс Насекомые | 1 | Проектор, таблица http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный типдыхания», «лёгочный типдыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Иллюстрируют примерами значение насекомых в природе и жизни человека |
19 | Изучение многообразия членистоногих по коллекциям. | 1 | Проектор, коллекции членистоногих http://scool-collection.edu.ru/catalog | Изучают многообразие членистоногих по коллекциям и наглядным материалам. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Иллюстрируют примерами значение ракообразных, паукообразных, насекомых в природе и жизни человека. |
20 | Тип Хордовые. | 1 | Проектор, таблица http://scool-collection.edu.ru/catalog | Сформировать у учащихся знания о строении ланцетника как представителя типа хордовые и его приспособленности к среде обитания, определяют понятие «хорда» |
21 | Подтип Бесчерепные | 1 | Проектор, таблица http://scool-collection.edu.ru/catalog | Сравнивают строение низших и высших хордовых, определяют понятия «хорда», «внутренний скелет». |
22 | Подтип Черепные | 1 | Проектор, таблица http://scool-collection.edu.ru/catalog | Сформировать у учащихся знания о строении подтипа черепных. Сравнивают строение низших и высших хордовых, определяют понятия «череп», «позвоночник», «позвонки». |
23 | Класс Земноводные | 1 | Проектор, таблица, муляжи. http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «наружнее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Знакомятся со строением земноводных и их особенностями. Рассматривают демонстрационный материал. |
24 | Класс Пресмыкающиеся | 1 | Проектор, таблица, муляжи. http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Знакомятся со строением пресмыкающихся и их особенностями. Определяют понятие «панцирь». Сравнивают изучаемые группы животных между собой. Работают с наглядным материалом и дополнительной литературой. |
25 | Класс Птицы | 1 | Проектор, таблица, муляжи. http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «теплокровность», «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «инкубация», «двойное дыхание», «воздушные мешки». Сравнивают изучаемые группы животных между собой. Работают с наглядным материалом и дополнительной литературой. Иллюстрируют примерами значение птиц в природе и жизни человека |
26 | Класс Млекопитающие. | 1 | Проектор, таблица, http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «первозвери, или яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Иллюстрируют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека. |
27 | Отряды Млекопитающих | 1 | Проектор, таблицы, http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятие «резцы», «миграции», «цедильный аппарат», «бивни», «хобот», «хищные зубы». Составляют схемы «Отряд Китообразные», «Особенности строения и образа жизни хищных». Получают сведения о значении животных данных отрядов, используя дополнительные источники. Определяют понятия: «копыта», рога», «сложный желудок», «жвачка». Составляют таблицу «Семейство Лошади». Определяют понятия: «приматы», «человекообразные обезьяны». Иллюстрируют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека. |
28 | Значение животных в природе и жизни человека. | 1 | Проектор, таблицы, http://scool-collection.edu.ru/catalog | Знакомятся с многообразием животных, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. |
29 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | 1 | Проектор, таблицы, http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «промысел», «промысловые животные». Анализируют причинно‑следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на животных и среду их обитания. Работают с дополнительными источниками информации |
30 | Охрана и рациональное использование животного мира . Система мониторинга. | | Проектор, таблицы, карты мониторингов, Красная книга http://scool-collection.edu.ru/catalog | Определяют понятия: «мониторинг», «биосферный заповедник». Изучают законодательные акты Российской Федерации об охране животного мира. |
31 | Повторение. | 1 | | |
32 | Проектная работа | 1 | | |
33 | Проектная работа | 1 | | |
34 | Проектная работа | 1 | | |