Пояснительная записка
Рабочая программа курса Внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 .
Программа разработана на основе авторской Программы курса Внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир » С.Н.Ямшининой(УМК «Перспективная начальная школа»).
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе вМБОУ СОШ №3, базисного учебного плана и требований к результатам начального общего образования.
Программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» в качестве приоритетной задачи развития личности школьника определяет социальное и спортивно-оздоровительное направления.
Программа связана с предметной областью учебного плана «Окружающий мир».
Программа представляет собой вариант1 организации деятельности младших школьников (1–4 классы) в школьном научном сообществе (научном клубе) «Мы и окружающий мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками — «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющими ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.
Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» — формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
Содержательной основой программы являются учебники по окружающему миру (1–4 классы), дневники достижений младшего школьника (1–4 классы).
Место предмета в базисном учебном плане.
Курс изучается в 3классе по 1 часу в неделю- 34 часа. Предлагаемые задания напрямую взаимосвязаны с темами учебника « Окружающий мир» системы « Перспективная начальная школа». Данная программа ориентирована на использование учебника:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. -М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. 3 класс: Хрестоматия- - М.: Академкнига/Учебник
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
— формирование экологической культуры: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
— формирование социальной и учебно-познавательной мотивации;
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
— ведение устного и письменного диалога;
— аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— составление плана и последовательности действий при выполнении опыта, эксперимента, наблюдения;
— построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
— выбор оптимальных форм поведения на основе изученных правил безопасности; сбор материала и составление портфолио о родном крае.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса «Мы и окружающий мир» в 1 классе носит подготовительный характер; во 2–4 классах осуществляется непосредственно деятельность научного клуба с использованием учебников и дневников достижений младшего школьника.
3 класс. Деятельность научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» (30 ч)
Тема 1. Письмо экологам.
Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1, с. 6).
Тема 2. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Ориентирование на местности. Компас»
Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1, с. 42).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Глобус и карта: сходство и различие. Ориентирование на местности с помощью компаса.
Тема 3. Фотоконкурс «Живая и неживая природа».
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Тела. Вещества. Частицы».
Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1, с. 56).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия парк. Фотографирование объектов живой и неживой природы.
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — практическая работа, олимпиада.
Подготовка к выставке «Этот удивительный мир».
Олимпиада. Тела живой и неживой природы. Отличия тела от вещества.
Тема 4. Фотоконкурс «Живая и неживая природа». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды».
Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1, с. 75). Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — выставка фотографий, рисунков. Проведение выставки «Этот удивительный мир».
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада.
Свойства воды в газообразном, жидком и твердом состоянии.
Тема 5. Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!». Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды». Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1, с. 95).
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. Источники загрязнения воды в нашем крае.
Способы очистки воды. Значение воды в жизни человека.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Свойства воды.
Тема 6. Выполняем олимпиадные задания «Свойства воздуха».
Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1, с. 109).
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — лабораторный практикум. Практическое рассмотрение свойств воздуха.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада.
Описание результатов лабораторной работы.
Тема 7. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».
Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1, с. 123, 124).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конкурс. Карта, глобус, меридиан. Ориентирование по физической карте России. Стороны горизонта. Тела, частицы, вещества. Свойства воздуха и воды. Темы заседаний научного клуба1.
Тема 8. Мини-конференция «Береги дары природы». Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 2, с. 29).
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — конференция.
Коллекции полезных ископаемых родного края. Охрана полезных ископаемых родного края. Проект природоохранных знаков «Береги полезные ископаемые».
Тема 9. Безопасное поведение в лесу. Конкурс экологических знаков.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.
Тема 10. Помощь животным весной. Доклады. Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 2, с. 102).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.
Проект «Скворечник своими руками». Доклады для первоклассников «Как помочь животным весной».
Тема 11. История моего края (города, села, поселка).
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — проектная работа.
Тема 12. Выполняем олимпиадные задания «Путешествие по времени. Золотое кольцо России».
Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 2, с. 123).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада.
Древнерусские города. Золотое кольцо России.
Тема 13. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».
Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1, с. 137–139).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конкурс. Полезные ископаемые. Почва. Человек и природные сообщества. Исчезающие животные родного края.
Дневник достижений младшего школьника, 3 класс (с. 20–23).
Тема 14. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир» за 3 класс.
Тематическое планирование(30 часов)
№ | Тема. | Кол-во часов |
1 | Письмо экологам | 2 |
2 | Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные зада- ния «Ориентирование на местности. Компас». | 2 |
3 | Фотоконкурс «Живая и неживая природа». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Тела. Ве щества. Частицы». | 2 |
4 | - Фотоконкурс «Живая и неживая природа». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды». | 2 |
5 | Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!». Вы- полняем олимпиадные задания «Свойства воды». | 3 |
6 | Выполняем олимпиадные задания «Свойства воздуха». | 2 |
7 | Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» | 2 |
8 | Мини-конференция «Береги дары природы». | 2 |
9 | Безопасное поведение в лесу. Конкурс экологических знаков | 2 |
10 | Помощь животным весной. Доклады. | 2 |
11 | История моего края (города, села, поселка) | 3 |
12 | Выполняем олимпиадные задания «Путешествие по времени. Золотое кольцо России». | 2 |
13 | Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1, с. 137–139). | 2 |
14 | Конференция. Защита портфолио. Дневник достижений младшего школьника, 3 класс | 2 |
| Всего | 30 |
Календарно-тематическое планирование (30 часов)
№ | Тематические линии и темы. Используемые учебники, учебные пособия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факти-чески | Примечание |
1-2 | Письмо экологам. Учебник «Окружающий мир. 3 класс» ч. 1). Дневник достижений младшего школьника, 3 класс | 2 | 06.09 13.09 | | |
3-4 | Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Ориентирование на местности. Компас». Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1) | 2 | 20.09 27.09 | | |
5-6 | Фотоконкурс «Живая и неживая природа». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Тела. Вещества. Частицы». Учебник «Окружающий мир. 3 класс» | 2 | 04.10 11.10 | | |
7-8 | - Фотоконкурс «Живая и неживая природа». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды». Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1) | 2 | 18.10 25.10 | | |
9-10 | Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!». Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды». Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1) | 2 | 08.11 15.11 | | |
11-12 | Выполняем олимпиадные задания «Свойства воздуха». Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1) | 2 | 22.11 29.11. | | |
13-14 | Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1) | 2 | 06.12 13.12 | | |
15-16 | Мини-конференция «Береги дары природы». Учебник«Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1) | 2 | 20.12 27.12 17.01 | | |
17-18 | Безопасное поведение в лесу. Конкурс экологических знаков | 2 | 24.01 31.01. | | |
19 20 | Помощь животным весной. Доклады. Учебник «Окружаю щий мир. 3 класс» (ч. 2) | 2 | 07.02 14.02 | | |
21-22 | История моего края (города, села, поселка) | 2 | 21.02. 28.02. | | |
23-24 | Выполняем олимпиадные задания «Путешествие по времени. Золотое кольцо России». Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 2) | 2 | 14.03. 21.03 | | |
25-26 | Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1, с. 137–139). | 1 | 11.04 | | |
27-28 | Конференция. Защита портфолио. | 2 | 18.04 25.04 | | |
29 | Конференция. Защита портфолио. | | 15.05 | | |
30 | Дневник достижений младшего школьника, 3 класс | | 22.05 | | |
С учетом выходных и праздничных дней — 30 часов
Аннотация к рабочей программе
по курсу«Внеурочная деятельность научного
Клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» 3 класс
Рабочая программа курса Внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,утвержденного приказом Минобраукиот 06.10.2009 № 373 .
Программа разработана на основе авторской Программы курса Внеурочной деятельностинаучного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир » С.Н.Ямшининой(УМК «Перспективная начальная школа»).
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе МБОУ СОШ №3, базисного учебного плана и требований к результатам начального общего образования.
Данная программа ориентирована на использование учебника:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. -М.: Академкнига/Учебник.
Срок реализации рабочей программы 1год
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа «Мы и окружающий мир» рассчитана на учащихся начальной школы 1-4 класс.
Цель проектной деятельности по курсу мы и окружающий мир – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Проектная деятельность при изучении курса «Мы и окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
во-первых, она имеет краеведческую направленность;
во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения;
в-третьих, деятельность носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Описание места программы курса «Мы и окружающий мир» в учебном плане.
Курс «Мы и окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часа. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы). Способами определения результативности программы являются:
диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
1