1.Наша тема сегодня «Нации и межнациональные отношения». Есть разные определения понятия «нация». Задание: сравнить 2 определения, выписать из них признаки этнических общностей, найти отличия, объяснить их суть. 1.Историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании. 2.Исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. Учащиеся выписывают признаки этнических общностей. Объясняют, что определения отличаются акцентом в одном случае на этническую сущность, а в другом на общегражданское сознание. Делают вывод, что нация еще и политическое объединение. Записываем определение «нации»: Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Что такое национальность? Чем отличается это понятие от понятия «национализм»? В каком смысле чаще упоминается понятие «национализм»? 1. Преданность своему народу. 2. Защита национального единства или независимости. 3. Всеобщая приверженность и верность своей нации. 4. Приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов. 5.Инстинкт национального самосохранения, вера в силу своего народа; преобладание интересов нации над всеми другими (государства, партий и т.п.), приводящее к способности нации эффективно бороться с враждебными инородными элементами. Какое определение вам больше нравится и почему? Изменилось ли ваше понимание смысла термина «национализм»? 2.Что такое межэтнические отношения? В современном мире параллельно идут два противоположных процесса, связанные с межэтническими отношениями: интеграция и дифференциация. Что это за процессы? Привести примеры, отражающие их сущность. (Евросоюз, распад СССР). Какой процесс приводит к межэтническим конфликтам? Записываем определение «межэтнический конфликт». 3.Работа в группах. Учащимся предложены тексты с описанием межэтнических конфликтов (Уничтожение евреев нацистами, Палестина-Израиль, Англия – Ирландия, Югославия - Албания) Задание: кратко пересказать суть конфликта для одноклассников и вычленить причину конфликта. Учащиеся представляют результаты, записывают причины конфликтов. Территориальные — борьба за изменение границ. Экономические — борьба этносов за обладание ресурсами. Социальные — требования гражданского равно- правия, равенства перед законом. Культурно-языковые — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Работа с понятиями «сепаратизм» и «ксенофобия». 4.Возвращаемся к поставленной проблеме: как выстраивать межнациональное, межэтническое взаимодействие, чтобы избегать конфликтов? Учащиеся предлагают свои решения проблемы. 5.Работаем с учебником Боголюбова «Обществознание, 11 класс: профильный уровень», стр.93. Задание: представить свое понимание как можно на практике использовать названные средства урегулирования конфликтов. 1 группа: пути предотвращения конфликтов (правовые механизмы, переговоры, информация о мерах предотвращения конфликта). 2 группа: признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, неприятие насилия в отношениях между народами; 3группа: развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности; 4 группа: нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения. Представление результатов работы. |