СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нации и межнациональные отношения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.    Знать, что такое этнос и этнические общности. 2.    Понимать смысл основных понятий темы:  нация, национализм, нацизм, сепаратизм, менталитет, самосознание.  3. Знать причины межэтнических конфликтов и пути их решения.  4. Уметь анализировать явления современной социальной жизни с применением полученных знаний. 5. Уметь объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. 6. Уметь выстраивать взаимоотношения и организовывать совместную работу в группе.  

Просмотр содержимого документа
««Нации и межнациональные отношения»»











Конспект урока обществознания в 11 классе

(учебник Боголюбова Л.Н., профильный уровень)

«Нации и межнациональные отношения»







Автор: Шумская Вероника Александровна,

учитель истории обществознания, высшая категория

МБОУ СОШ №52, город Новосибирск



















Задачи урока:

  1. Знать, что такое этнос и этнические общности.

  2. Понимать смысл основных понятий темы: нация, национализм, нацизм, сепаратизм, менталитет, самосознание.

3. Знать причины межэтнических конфликтов и пути их решения.

4. Уметь анализировать явления современной социальной жизни с применением полученных знаний.

5. Уметь объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

6. Уметь выстраивать взаимоотношения и организовывать совместную работу в группе.


Этап урока

Содержание

Компетенции

1.

Мотивационный

Ученикам предлагается ответить на вопросы:

Зачем нам изучать эту тему?

Кто является источником власти в России?

Сколько народностей проживает на территории нашей страны?

Что такое «этнос»?

О каких межэтнических конфликтах вы слышали?

Что такое толерантность?

Коммуникативные: выстраивать диалог друг с другом и с учителем

2.Целеполагание

Учащиеся формулируют проблему «Как необходимо выстраивать взаимодействие в многонациональном мире»?

Ставят задачи изучения темы.

Общеучебные

3.Актуализация знаний

Приведите в соответствие таблицу, аргументируйте свою точку зрения

Этническая

общность

Тип общества

(Стадиальный)

Тип общества

(формационный)

род

Индустриальн.

феодализм

племя

Традиционное

капитализм

народность

Информационн

первобытное

нация



Учащиеся вспоминают два подхода к изучению развития общества, сопоставляют периоды формирования этнических общностей и исторические условия, отраженные в разных типологиях.

Мыслительные

4.Изучение нового материала

1.Наша тема сегодня «Нации и межнациональные отношения». Есть разные определения понятия «нация». Задание: сравнить 2 определения, выписать из них признаки этнических общностей, найти отличия, объяснить их суть.

1.Историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

2.Исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории,

экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

Учащиеся выписывают признаки этнических общностей. Объясняют, что определения отличаются акцентом в одном случае на этническую сущность, а в другом на общегражданское сознание. Делают вывод, что нация еще и политическое объединение. Записываем определение «нации»:

Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.

Что такое национальность? Чем отличается это понятие от понятия «национализм»? В каком смысле чаще упоминается понятие «национализм»?

1. Преданность своему народу.

2. Защита национального единства или независимости.

3. Всеобщая приверженность и верность своей нации.

4. Приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов.

5.Инстинкт национального самосохранения, вера в силу своего народа; преобладание интересов нации над всеми другими (государства, партий и т.п.), приводящее к способности нации эффективно бороться с враждебными инородными элементами.

Какое определение вам больше нравится и почему? Изменилось ли ваше понимание смысла термина «национализм»?

2.Что такое межэтнические отношения? В современном мире параллельно идут два противоположных процесса, связанные с межэтническими отношениями: интеграция и дифференциация. Что это за процессы? Привести примеры, отражающие их сущность. (Евросоюз, распад СССР). Какой процесс приводит к межэтническим конфликтам?

Записываем определение «межэтнический конфликт».

3.Работа в группах. Учащимся предложены тексты с описанием межэтнических конфликтов (Уничтожение евреев нацистами, Палестина-Израиль, Англия – Ирландия, Югославия - Албания) Задание: кратко пересказать суть конфликта для одноклассников и вычленить причину конфликта.

Учащиеся представляют результаты, записывают причины конфликтов.

Территориальные — борьба за изменение границ.

Экономические — борьба этносов за обладание

ресурсами.

Социальные — требования гражданского равно-

правия, равенства перед законом.

Культурно-языковые — требования сохранения

или возрождения, развития языка, культурной общности.

Работа с понятиями «сепаратизм» и «ксенофобия».

4.Возвращаемся к поставленной проблеме: как

выстраивать межнациональное, межэтническое взаимодействие, чтобы избегать конфликтов?

Учащиеся предлагают свои решения проблемы.

5.Работаем с учебником Боголюбова «Обществознание, 11 класс: профильный уровень», стр.93. Задание: представить свое понимание как можно на практике использовать названные средства урегулирования конфликтов.

1 группа: пути предотвращения конфликтов (правовые механизмы, переговоры, информация о мерах предотвращения конфликта).

2 группа: признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, неприятие насилия в отношениях между народами;

3группа: развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности;

4 группа: нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения.

Представление результатов работы.

Общеучебные, мыслительные, метапредметные

коммуникативные

5.Рефлексия

Можно ли представить современный мир без межнациональных конфликтов? Какие причины возникновения конфликтов вы считаете основными и почему?

общеучебные

6.Домашнее задание

Найти в СМИ информацию о межнациональных конфликтах и проанализировать её с точки зрения:

  1. Причин возникновения

  2. Способов урегулирования данного конфликта (какие из названных на уроке способов были использованы и насколько эффективно).

метапредметные



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!