СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания по теме "Нации и межнациональные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у учащихся представление о нациях и межнациональных отношениях; воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности; воспитывать чувство любви и гордости к своей родине.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме "Нации и межнациональные отношения"»

Тема урока: «Нации и межнациональные отношения»

Предмет: обществознание

Класс: 8



Цель:


Сформировать у учащихся представление о нациях и межнациональных отношениях.


Задачи:


Образовательные:  учащиеся узнают о таких понятиях как этническая группа, национальность; на примерах рассмотрят причины и суть этнических конфликтов и пути их разрешения.

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники; развивать умение анализировать ситуации и факты, выражать собственную позицию по проблеме, а также умение формулировать правила поведения при общении между представителями различных этнических групп.

Воспитательные: воспитание уважительного отношения к людям другой национальности; воспитывать у учащихся чувство гордости и любви к родине, нравственную культуру и убеждения; сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования межнациональных отношений.




Планируемые результаты:


  • Предметные: Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения узнать о видах этнических общностей и познакомиться с их основными характеристиками; выявить  причины межнациональных конфликтов;

  • Метапредметные УУД:

  • Познавательные: .ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирать наиболее эффективные способы их решения; находить достоверную информацию из разных источников; устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; определять цель – проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь вести дискуссию, диалог, выражать и обосновывать свое мнение.

Личностные: проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; давать оценку заданной ситуации, обосновывать собственное мнение; сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания.


Основные понятия:


Этнос, нация, национальность, межнациональные отношения, межнациональный конфликт.


Форма урока:


Комбинированный урок с элементами ролевой игры.


Методы урока:


Технология проблемного диалога, частично-поисковая, технология критического мышления.



Ресурсы:

1. Конституция РФ

2. Концепция национальной политики РФ.

3. Электронное приложение к учебнику «Обществознание», 8 класс. – М, Просвещение.

4. Дидактический материал к уроку обществознания.

5. Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карта «Народы Северной и Южной Осетии», х/ф «Горец» (режиссер М.Джуссоев)

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.social.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»


Ход урока.

Этапы урока



Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


I. Орг. момент




личностные: внимание, уважение к сверстникам; к присутствующим гостям

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Психологический настрой учащихся на урок.

Быстрое включение в деловой ритм.




II. Мотивация к учебной деятельности











личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

Эпиграф к уроку: «Весь мир мой храм,

Любовь - моя святыня,

Вселенная – Отечество мое».

Коста Хетагуров.

.Демонстрирует фрагмент художественного фильма «Горец».

Какая ситуация возникла между героями?

Так какую тему мы сегодня изучим?

Тема нашего урока «Нации и межнациональные отношения».

Что мы будем изучать? Чего мы не знаем?

Подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана.


Знакомятся с эпиграфом к уроку.

Просматривают видео.

Обучающиеся участвуют в определении темы, постановке цели и задач урока.

Записывают тему урока в тетради.

Формулируют план урока:

Что такое нация, признаки нации, нации на территории РСО-Алания, межнациональные конфликты, национальная политика РФ. Включение в работу, самоопределение.

Выявление желания знакомиться с новым материалом.


III. Усвоение новых знаний































познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

личностные: моральный выбор;

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определенной нации или народности. Современное человечество представлено примерно 3 тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире около 200. Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах.

Все мы живем вместе с людьми разных национальностей. А это значит, что мы общаемся, встречаемся, учимся, работаем с представителями разных национальностей. Примером может служить ваш класс – он многонациональный. В нем учатся осетины, русские, грузины, греки, армяне.

А теперь давайте попробуем определить, что же такое нация и что объединяет людей одной нации? (Учитель записывает на доске, а учащиеся – в тетрадях)

Мы уже отметили, что Россия – многонациональное государство, но и наша малая родина – Северная Осетия – Алания – тоже многонациональная республика. На ее территории проживают представители различных национальностей: русские, армяне, греки, грузины, ингуши, кабардинцы, балкарцы, чеченцы, корейцы, евреи, поляки, азербайджанцы, дагестанцы. Как же они здесь живут, как складываются их взаимоотношения?

(слушаем подготовленные детьми сообщения)

Если я сейчас каждому сидящему в классе задам вопросы: «Любите ли вы свою нацию?», «Испытываете ли вы чувство гордости за свою нацию?», то наверняка услышу лишь положительные ответы.

Людям любой нации присущи чувства любви и национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Одни гордятся великой историей своего народа, достижениями в духовной культуре, традициями и обычаями, подвигами своих воинов на полях сражений, вкладом народа в мировую сокровищницу культуры, разделяют успехи нации и способствуют ее развитию. При этом они уважают национальные чувства других народов.

Другие же, испытывая любовь к своей нации, готовы не задумываясь, оправдать все, что было в истории своего народа, даже самое плохое, и при этом очернить все, что было в истории другого народа. Чрезмерная любовь к своей нации может, к сожалению, принимать извращенные формы, и тогда возникает нетерпимость, ненависть к представителям других наций. В истории таких фактов немало. Такая позиция ведет к национальной розни, а значит и к бедам не только для других народов, но и для своего собственного. Давайте попробуем определить, какая позиция проявления национальной гордости порождает взаимопонимание и сотрудничество, а какая национальную рознь.

(Учитель совместно с учащимися составляет схему).

- Почему необходимо беречь и укреплять сотрудничество и взаимопонимание между народами, особенно в многонациональном государстве?


Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

В истории Осетии немало фактов дружбы и сотрудничества между представителями разных национальностей. Об этом уже было сказано. В Осетии встречалось и такое проявление межнациональных отношений, как искусственные формы родства (аталычество, куначество, побратимство).


Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряженными и даже трагическими. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются памятники духовной и материальной культуры. Уцелевшие люди вынуждены бежать из своих домов, покидая насиженные места проживания.

- Каковы причины межнациональных конфликтов?


Выслушав ответы, учитель подводит учащихся к выводу:


Причины межнациональных конфликтов:

1. территориальные споры;

2. исторически возникшая напряженность в отношениях между народами;

3. политика дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;

4. стремление народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.


Любое государство должно проводить разумную национальную политику: регулировать межнациональные отношения во всех сферах жизни общества; создавать благоприятные условия для свободного развития всех народов; предупреждать возможные конфликты на национальной почве.

Для нашей многонациональной страны проведение продуманной демократической национальной политики очень важная задача. В законодательстве России и РСО-Алании отражена эта политика.

Работа с документами. Тексты Конституции РФ и «Концепции национальной политики РФ» (приложение 1) необходимо определить и записать:

  1. Какие права гарантируются?

  2. Что запрещено?




Ролевая игра в переговоры

«Нож или открытая ладонь» (приложение 2)


После игры учитель задает вопросы.

  1. Что повлияло на отношение к стране – оппоненту и почему?

2. Что повлияло на отношение к своему президенту?

3. Отражала ли игра конкретную жизненную ситуацию? Приведите примеры известных вам мировых конфликтов.

4. Чему нас научила игра в переговоры?

5. Какую роль сыграла или могла сыграть ООН?

6. Как мы можем использовать эти знания на практике?









Отвечают на вопрос и выполняют задание.


Нация – исторически сложившаяся социально-экономическая

и духовная общность людей.

1. экономические связи

2. единый язык

3. единая территория

4. общая культура, традиции, обычаи

5. психология народа (менталитет), социально-психологическая общность.






Учащиеся выступают с сообщениями о национальных общностях на территории Северной Осетии.




Включение в работу, самоопределение.

Выявление желания знакомиться с новым материалом.



















Чертят схему в тетрадях, выполняют задание.




Отвечают на вопрос.

Это - гарант мира и стабильности в государстве.

Пример: ВОВ. Мужество советского многонационального народа.

План фашистов – национальная разобщенность, возникновение национальных столкновений.





Заслушать сообщение учащегося об искусственных формах родства.














Учащиеся отвечают на вопрос и записывают причины межнациональных конфликтов в тетради.
























Знакомство с новым материалом.

Обучающиеся работают индивидуально и в группах.

Отвечают на вопросы.






Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

Знакомство с новым материалом,

Обучающиеся работают индивидуально и в группах.


Отвечают на вопросы.

Подбирают аргументы собственных позиций.

Слушают и понимают речь других.




IV. Закрепление знаний.


познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация;

самоопределение, побуждение к деятельности;

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)




- Попробуйте сформулировать правила, которые следует соблюдать в отношениях между людьми разных национальностей, правила которые помогут избежать межнациональных конфликтов.


-Можно ли жить без межнациональных конфликтов?


Выслушав ответы, учитель подводит учащихся к выводу:

Пока существуют социальные и даже просто межличностные конфликты (а они, видимо, будут всегда), в любом обществе сохраняется опасность перевода их в межнациональную плоскость. Этому нельзя противопоставить ничего, кроме последовательного воспитания высокого уровня культуры межличностных и межнациональных отношений в молодом поколении, в окружающих, а главное – в самом себе.



- А теперь я хочу вернуться к эпиграфу нашего урока.

Весь мир – мой храм,

Любовь – моя святыня,

Вселенная – Отечество мое.

Вдумайтесь в смысл этих строк и согласитесь, что Коста Хетагуров был человеком высокой культуры межнациональных отношений. Он безгранично любил свой народ, но при этом с уважением относился к представителям других наций. Он был «человеком мира».


Подводит итоги урока, оценивает работу учащихся на уроке.





Групповая работа.

Дети на листах бумаги записывают правила и зачитывают их.

Подбирают аргументы собственных позиций.

Слушают и понимают речь других.
















Подбирают аргументы собственных позиций.


V. Домашнее задание.

Сообщение учителя.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

Комментирует задание.

$22 Вопросы к параграфу.



Воспринимают задание, уточняют.

Записывают в дневники.


Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993) Приложение 1


Ст.19 Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.


Ст.26 Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.


Ст.29 Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.


Ст.69 Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.


Ст.71 В ведении Российской Федерации находятся:

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;


Ст.72 В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

- защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности.



«Концепция национальной политики Российской Федерации» (1996)

Основные принципы государственной политики в России:


- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;


- содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;


- защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка культуры и национальных традиций;


- запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.














Приложение № 2

«Нож и открытая ладонь»


Ежедневно в новостях мы сталкиваемся с той или иной конфликтной ситуацией между государствами. Разногласия относительно того, где должна пролегать граница, как должна быть распределена власть – вот наиболее частые причины конфликтов.

Лидеры государств пытаются договориться, но из-за алчности и подозрительности они часто проваливают переговоры. Слово предоставляется оружию. Появляются первые убитые и раненые. Многие вынуждены покинуть родные дома.

Предлагаю вам игру в переговоры «Нож или открытая ладонь».


Две воображаемые страны.

Две одинаковые по количеству участников команды собираются в разных концах класса, чтобы они не могли слышать друг друга.

Дать им следующие задания:

  1. Придумать для своей страны название

  2. Нарисовать герб (флаг) страны

  3. Выбрать президента


Через 1 мин. Каждая команда по очереди сообщает название страны, показывает герб (флаг) и объясняет, что он символизирует, затем представляет президента.


Ход игры:


На границе между двумя странами были найдены золотые прииски. Обе страны объявляют, что прииски являются их собственностью. Страны на грани вооруженного конфликта. Чтобы выяснить, имеют ли они право на использование золота из этих рудников, страны обращаются в Арбитражный суд ООН в Гааге с целью начать переговоры. От успеха переговорного процесса зависит, какую долю от приисков получит каждая сторона.

На переговорах разрешено приводить два аргумента:

- «нож» - символизирует опасность открытого конфликта – войны

- «открытая ладонь» - приглашение к компромиссу и согласию.


«Орудие» переговоров выбирают граждане страны. Внутри страны решение должно быть единогласным или решением большинства.


Игра состоит из 3 раундов.

Перед каждым раундом граждане выбирают орудие переговоров (нож или ладонь). Дискуссия длится не более 1 мин. По истечении которой судья подает сигнал.


Президенты встречаются в арбитражном суде ООН и показывают выбранный ими аргумент.

Кто выигрывает золотые прииски? Результаты будут разными в зависимости от выбранного страной аргумента.



После игры.


  1. Что повлияло на отношение к стране – оппоненту и почему?

2. Что повлияло на отношение к своему президенту?

3. Отражала ли игра конкретную жизненную ситуацию? Приведите примеры известных вам мировых конфликтов.

4. Чему нас научила игра в переговоры?

5. Какую роль сыграла или могла сыграть ООН?

6. Как мы можем использовать эти знания на практике?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!