СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наречие как часть речи. Урок в 7 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на уроке русского языка в 7 классе (знакомство с наречием как частью речи).

Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи. Урок в 7 классе.»

МОУ Ветлужская школа № 1

Разработка урока русского языка

в 7 классе

Наречие как часть речи


Учитель русского языка и литературы Смирнова Наталья Вениаминовна

2016










Тип урока : усвоение новых знаний и закрепление их с применением технологии разноуровневого обучения

Цель :

дать понятие о наречии как части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи.

Образовательные: формирование умения находить и использовать наречия в тексте;

синтаксический разбор простого предложения; разбор наречий по составу.

Развивающие: развивать творческие способности, устную и письменную речь учащихся; расширять их словарный запас за счёт употребления в речи наречий.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, формировать целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность.

Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся научатся распознавать наречия, правильно задавать вопросы к данной части речи, определять синтаксическую роль в предложении, разбирать их по составу.

Метапредметные: ученик учится слушать учителя, одноклассников, пользуется учебником и другими источниками информации, умеет наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом.





1. Оргмомент.











2.Проверка домашнего задания






































3.Объяснение нового материала.

Ввод в тему.



































































































4. Закрепление нового материала.













































































































.Подвижная пауза (после выполнения самостоятельной работы).











5.Лексическая разминка.


















6. Развитие речи. Написать сочинение -рассуждение (миниатюру )на тему «Почему я люблю зимний лес?»
























7. Рефлексия.


























8. Домашнее задание.

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга понимает. Чувствует и слышит.

-Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Оставьте строчку для темы урока.

- Что было задано на дом?




-Прочитайте, пожалуйста, стихотворение наизусть и объясните написание слов с пропусками.






































-Какие слова привлекли внимание поэта?




-На какой особенности этих слов акцентирует внимание автор?

-На какие вопросы отвечают слова «высоко», «кругом» и другие?

-Какая же это часть речи? Догадались?

-И какая же цель нашего урока?


-Правильно, ребята. Запишите тему урока : «Наречие как часть речи»


- С наречием мы встречались и раньше, но мы никогда ещё подробно эту часть речи не изучали. Эта часть речи в силу морфологических и словообразовательных особенностей является, пожалуй, одной из самых сложных.



-Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку. Прочитайте его.


- А ещё очень любил употреблять наречия

А.С. Пушкин. Он говорил, что они «живописуют» нашу речь. Давайте «украсим « текст, написанный на доске наречиями.













-Какой вывод можно сделать по результатам нашей работы с текстом?



- Задачи нашего урока таковы:

научиться определять морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречий в предложении, обогатить свой словарный запас наречиями.



-Работаем с предложениями,

написанными на доске .Каждое предложение надо разобрать синтаксически.



-Чем выражено обстоятельство? (наречием)

(Разбор на доске производит тот ученик, который справился с заданием раньше всех.)

- К какому слову оно относится? Задайте правильно вопрос. Рассуждайте логически .Что же обозначает здесь наречие?









-Разберём 2 предложение. Найдите наречие, правильно задайте к нему вопрос. Что оно будет обозначать?







-Разберём 3 предложение.


- Нас интересует наречие «очень».






-Обратимся к схеме на слайде № 1(Признак, который обозначает наречие.) Хором прочитаем

его.

- Приведите по 3 примера на каждый тип

наречия.








- А сейчас работаем с учебником: стр. 94. Осознанно прочитайте правило про себя, а затем перескажите по памяти.


- Выполним упражнение №196 письменно , найдите наречия. Правильно задайте вопрос к ним. Подчеркните их как части речи. Проверьте друг у друга.




(Игровой элемент урока)

Неожиданный стук …

- Ребята, к нам гость!






























-Спасибо, господин НАРЕЧИЕ.

Ребята, о каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа г. НАРЕЧИЯ?



-Докажите это, разберите названные наречия по составу.




- А чем являются в предложении?





- Господин НАРЕЧИЕ, вы ещё что-то хотите сказать?



Учитель открывает конверт, читает.

-Ребята, да здесь три вида групповых заданий (для лингвистов, исследователей и волшебников).


Учитель раздаёт карточки с заданиями.


(Во время работы учитель по мере необходимости подходит к ученикам и оказывает помощь).







































-Быстро встаньте, поднимите руки вверх, плавно опустите их вниз, повернитесь вправо, повернитесь влево, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

-Сколько раз в тексте физкультминутки встретилось наречие?(8 раз)



Коллективная проверка самостоятельной работы под руководством учителя.






Во время проверки заданий 1 группы учитель рассказывает историю происхождения фразеологизма «На всю Ивановскую».

-В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями, вступали в торговые сделки. Тут же ( (ведь ни газет, ни радио, ни интернета тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали приказы и указы. Так и закрепилось в языке это выражение «Во всю Ивановскую», то есть очень громко. Фразеологизм – устойчивый оборот речи.





- Ребята, как , по какому плану нужно писать сочинение- рассуждение?

- Напишите работу, обязательно используйте наречия (не менее 5, например, такие: тихо, бесшумно, еле-еле, кругом , вдалеке…)

Дополнительные задания для групп.

Лингвисты могут употребить в своей работе предложения с причастными оборотами, исследователи - с деепричастными оборотами, волшебники могут осложнить предложения однородными членами.





















-К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие?

-Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?

-Каким членом предложения обычно бывает наречие?

- Чем наречие отличается от других частей речи?



Сегодня на уроке мы говорили, что одна из особенностей наречия – образность. Наречия помогают выразить чувства точнее, выразительнее. Подберите наречия к пожеланиям, которые пусть будут адресованы всем нам :

-Не болеть …

- Выглядеть…

-Улыбаться …

-Готовиться к урокам …

-Жить …

-Учить правила …


-Оцените свою работу на уроке.



-Упр. №197 . Дополнительное задание: найти

5-6 пословиц с наречиями.





Список используемой литературы

1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985, С. 138-139.

2. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. – М., 1989.

3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1976.

4. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1987.

5. Краткий этимологический словарь русского языка. – Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В.



.

Учащиеся встают, приветствуют учителя,










Один ученик отвечает, а остальные ребята проверяют свою домашнюю работу.

-На прошлом уроке был задан стихотворный текст, который надо было выучить наизусть, а на месте пропусков необходимо было вставить пропущенные орфограммы.


Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.


Ты скажи : «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.


Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно,


Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыши цветы,

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобой сразу вся страна.


Слова «увидишь», «вспомнишь» относятся ко 2 спряжению, поэтому имеют окончание –ишь


-Глагол «скажешь» 1 спряжения, у него окончание –ешь. Не с глаголом «видать» пишется раздельно. В слове «вспомнится» -тся пишется без ь. т. К. это 3 лицо глагола.

« С крыш» ь не пишется, т. к. это родительный падеж существительного.

-Слова «высоко», «кругом», «белым-бело», «светло», «темно», «ароматно», «красиво».

-Данные слова обладают образностью.


-Эти слова отвечают на вопрос «как?»


-Это наречие.

- Изучение наречий.


Ученики записывают тему урока.










-«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»

М. Горький.

(Учащиеся записывают текст в тетрадях, по цепочке отвечают, какое наречие вставили.)

Текст на доске.

Тихо-тихо в лесу. Вот (…) ступают по рыхлому снегу чьи-то лапы. (…) вместе с ветром доносится голодный вой волков. (…) молчит лес. Хлопья снега падают(…). (…) и (…) от опушки стоят сосны в хлопьях снега.

(слова для справок: по-кошачьи, откуда-то, справа, по-зимнему, редко-редко, справа, слева). Вывод: текст с наречиями получился интереснее, красочнее.




-Действительно, наречия «украшают» текст.














Один ученик отвечает у доски, а остальные ребята работают в тетрадях.

  1. Дочь рано проснулась, умылась, оделась, причесалась.


Проснулась (когда?) рано. Таким образом, глагол обозначает действие, а наречие - его признак, в предложении слово «рано» будет обстоятельством.






На столе лежит хлеб, на блюдечке - яйцо

всмятку.

Слово «всмятку» - наречие, т. к. оно само по себе отвечает на вопрос «как?». Но в данном предложении при разборе мы задаём вопрос иначе: яйцо (какое?) всмятку. Наречие «всмятку» обозначает признак предмета.


Она очень быстро позавтракала и побежала в школу.

-Наречие «очень» относится к наречию «быстро» , получается, что оно здесь обозначает признак признака.





Ученики читают хором, что обозначает наречие.


Приводят примеры: «говорил правильно»,

«написал аккуратно», « читал увлечённо» (наречия обозначают признак действия);

«дом напротив», «яйцо всмятку», «езда верхом» (наречия обозначают признак предмета); «очень хорошо», «весьма успешный», «совсем пожилой» (наречия обозначают признак признака).



Ученики работают с учебником: читают правило, а затем осознанно пересказывают его.

Выполняют упражнение № 196, производят взаимопроверку.








Ученик в роли НАРЕЧИЯ: «Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи – Наречие. Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень – -речь- .Он был известен ещё в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить» .От него произошли такие слова, как «изречение», «речистый», «наречие» (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие», так как я почти всегда живу и работаю с глаголом. Если прилагательное неразлучно с существительным, то Я КАК МОГУ ПОМОГАЮ ГЛАГОЛУ: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость.

Хочу обратить внимание на мою главную особенность – НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, Да у меня его и нет, даже нулевого. В предложении я чаще всего бываю ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, но могу быть и ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.




-Наречие чаще всего употребляется рядом с глаголом, например: быстро бежать, хорошо выполнить, вкусно готовить.

Наречие не изменяется, не имеет окончания.

Учащиеся выполняют разбор названных наречий по составу, заостряют внимание на том, что у наречия нет никакого окончания


-Наречие чаще всего является в предложении обстоятельством, но может быть и определением.



- Да, я принёс в конверте интересные задания для ребят. ( Отдаёт конверт учителю).







Дифференцированная самостоятельная работа.

Лингвисты (самая сильная группа учащихся) получили задание подобрать к фразеологизмам синонимы-наречия. Составить 3 предложения с данными фразеологизмами, а 5 -7 наречий разобрать по составу.

Карточка №1.

Идти черепашьим шагом –

Как по маслу –

Кот наплакал –

Встать чуть свет –

Рукой подать –

Яблоку упасть негде –

Положа руку на сердце –

У чёрта на куличках –

Рукой подать –

Как в аптеке –

Чёрным по белому -

Битый час –

Бок о бок –

На вес золота –

Душа в душу

На всю Ивановскую –



Исследователи (средняя группа учащихся) находят в учебнике упражнение №199 и выписывают наречия вместе с тем словом, к которому они относятся.


Волшебники (третья группа учащихся, занимающихся слабо) составляют предложения с наречиями (настежь, сначала, справа, аккуратно, хорошо, ,издавна, вверх, поровну) , т. е. занимаются развитием речи.





Учащиеся выполняют физкультминутку.








Кто-то из 1 группы, из 2, из 3читает то, что сделано, все ребята слушают,
















Кто-то из учеников отвечает:









«Рассуждение строится по такому плану: тезис, доказательства, вывод. Каждый абзац надо писать с красной строки.»


Учащиеся выполняют задание, работы сдают на проверку.


























Учащиеся отвечают на вопросы .















Учащиеся хором отвечают: «никогда, отлично, приветливо, всегда, счастливо, всегда»





Несколько оценок с комментированием послушать.



Учащиеся записывают д\з

Коммуникативные УУД.

Умение строить продуктивное взаимодействие, настрой на сотрудничество.







Познавательные УУД: умение осуществлять смысловое чтение художественного текста, умение сознательно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом; умение работать с орфограммой, умение строить логическую цепь рассуждений.

Личностные УУД: воспитание любви к родному языку, воспитание любви к родине.


Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность, умение вносить дополнения и изменения в свою работу.




















Коммуникативные УУД: воспитание умения слушать и вступать в диалог, воспитание инициативного сотрудничества в коллективном обсуждении проблемы.


Познавательные УУД:

умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (целеполагание); умение осуществлять поиск необходимой информации при работе с разными источниками; умение наблюдать за языковым материалом; умение сравнивать, анализировать, обобщать.


Личностные УУД: умение усваиваемый материал применять на практике.

















































































Развивающие УУД: умение осознанно воспринимать научную информацию, умение структурировать знания, умение действовать по алгоритму при исследовании частей речи.

Регулятивные УУД: умение

выполнять контроль и коррекцию.



Познавательные УУД: умение выделять необходимую учебную информацию из любого источника,

умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе услышанного логическую цепь рассуждений.












































Познавательные УУД: умение применить полученные знания на практике, продолжить развивать письменную и устную речь.







































Применение здоровьесберегающей технологии.














Познавательные УУД:умение слушать и воспринимать дополнительную информацию с целью развития кругозора.













Регулятивные УУД: умение определять последовательность работы, умение прогнозировать, воспитание саморегуляции как способности к преодолению препятствий.

Познавательные УУД :

умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, умение наблюдать за языковым материалом.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и адекватно воспринимать информацию по заданию, данному учителем.

Личностные УУД: умение изученный материал применять на практике












Регулятивные УУД: умение выполнять планирование, контроль и коррекцию, умение давать оценку своей деятельности, а также деятельности своих одноклассников.

Коммуникативные УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог


Познавательные УУД: умение систематизировать знания .

Личностные УУД: умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
















1 мин.











4мин.










































6мин.








































































































2 мин.




4 мин.








3 мин.




































































4 мин.












































3 мин.








3мин.






1мин.





















10 мин.


























3 мин.























1 мин.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!