1. Оргмомент. 2.Проверка домашнего задания 3.Объяснение нового материала. Ввод в тему. 4. Закрепление нового материала. .Подвижная пауза (после выполнения самостоятельной работы). 5.Лексическая разминка. 6. Развитие речи. Написать сочинение -рассуждение (миниатюру )на тему «Почему я люблю зимний лес?» 7. Рефлексия. 8. Домашнее задание. | -Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть каждого из вас, И пусть зима прохладой в окна дышит, Нам здесь уютно, ведь наш класс Друг друга понимает. Чувствует и слышит. -Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Оставьте строчку для темы урока. - Что было задано на дом? -Прочитайте, пожалуйста, стихотворение наизусть и объясните написание слов с пропусками. -Какие слова привлекли внимание поэта? -На какой особенности этих слов акцентирует внимание автор? -На какие вопросы отвечают слова «высоко», «кругом» и другие? -Какая же это часть речи? Догадались? -И какая же цель нашего урока? -Правильно, ребята. Запишите тему урока : «Наречие как часть речи» - С наречием мы встречались и раньше, но мы никогда ещё подробно эту часть речи не изучали. Эта часть речи в силу морфологических и словообразовательных особенностей является, пожалуй, одной из самых сложных. -Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку. Прочитайте его. - А ещё очень любил употреблять наречия А.С. Пушкин. Он говорил, что они «живописуют» нашу речь. Давайте «украсим « текст, написанный на доске наречиями. -Какой вывод можно сделать по результатам нашей работы с текстом? - Задачи нашего урока таковы: научиться определять морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречий в предложении, обогатить свой словарный запас наречиями. -Работаем с предложениями, написанными на доске .Каждое предложение надо разобрать синтаксически. -Чем выражено обстоятельство? (наречием) (Разбор на доске производит тот ученик, который справился с заданием раньше всех.) - К какому слову оно относится? Задайте правильно вопрос. Рассуждайте логически .Что же обозначает здесь наречие? -Разберём 2 предложение. Найдите наречие, правильно задайте к нему вопрос. Что оно будет обозначать? -Разберём 3 предложение. - Нас интересует наречие «очень». -Обратимся к схеме на слайде № 1(Признак, который обозначает наречие.) Хором прочитаем его. - Приведите по 3 примера на каждый тип наречия. - А сейчас работаем с учебником: стр. 94. Осознанно прочитайте правило про себя, а затем перескажите по памяти. - Выполним упражнение №196 письменно , найдите наречия. Правильно задайте вопрос к ним. Подчеркните их как части речи. Проверьте друг у друга. (Игровой элемент урока) Неожиданный стук … - Ребята, к нам гость! -Спасибо, господин НАРЕЧИЕ. Ребята, о каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа г. НАРЕЧИЯ? -Докажите это, разберите названные наречия по составу. - А чем являются в предложении? - Господин НАРЕЧИЕ, вы ещё что-то хотите сказать? Учитель открывает конверт, читает. -Ребята, да здесь три вида групповых заданий (для лингвистов, исследователей и волшебников). Учитель раздаёт карточки с заданиями. (Во время работы учитель по мере необходимости подходит к ученикам и оказывает помощь). -Быстро встаньте, поднимите руки вверх, плавно опустите их вниз, повернитесь вправо, повернитесь влево, низко присядьте, тихо сядьте за парту. -Сколько раз в тексте физкультминутки встретилось наречие?(8 раз) Коллективная проверка самостоятельной работы под руководством учителя. Во время проверки заданий 1 группы учитель рассказывает историю происхождения фразеологизма «На всю Ивановскую». -В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями, вступали в торговые сделки. Тут же ( (ведь ни газет, ни радио, ни интернета тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали приказы и указы. Так и закрепилось в языке это выражение «Во всю Ивановскую», то есть очень громко. Фразеологизм – устойчивый оборот речи. - Ребята, как , по какому плану нужно писать сочинение- рассуждение? - Напишите работу, обязательно используйте наречия (не менее 5, например, такие: тихо, бесшумно, еле-еле, кругом , вдалеке…) Дополнительные задания для групп. Лингвисты могут употребить в своей работе предложения с причастными оборотами, исследователи - с деепричастными оборотами, волшебники могут осложнить предложения однородными членами. -К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? -Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает? -Каким членом предложения обычно бывает наречие? - Чем наречие отличается от других частей речи? Сегодня на уроке мы говорили, что одна из особенностей наречия – образность. Наречия помогают выразить чувства точнее, выразительнее. Подберите наречия к пожеланиям, которые пусть будут адресованы всем нам : -Не болеть … - Выглядеть… -Улыбаться … -Готовиться к урокам … -Жить … -Учить правила … -Оцените свою работу на уроке. -Упр. №197 . Дополнительное задание: найти 5-6 пословиц с наречиями. Список используемой литературы 1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985, С. 138-139. 2. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. – М., 1989. 3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1976. 4. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1987. 5. Краткий этимологический словарь русского языка. – Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В.
. | Учащиеся встают, приветствуют учителя, Один ученик отвечает, а остальные ребята проверяют свою домашнюю работу. -На прошлом уроке был задан стихотворный текст, который надо было выучить наизусть, а на месте пропусков необходимо было вставить пропущенные орфограммы. Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Ты скажи : «Кругом белым-бело» - И увидишь зимнее село, С белых крыш свисает белый снег, Не видать под белым снегом рек. Вспомнится наречие «светло» - И увидишь: солнышко взошло. Если скажешь слово ты «темно», Сразу вечер поглядит в окно, Если скажешь «ароматно» ты, Сразу вспомнишь ландыши цветы, Ну, а если скажешь ты «красиво», Пред тобой сразу вся страна. Слова «увидишь», «вспомнишь» относятся ко 2 спряжению, поэтому имеют окончание –ишь -Глагол «скажешь» 1 спряжения, у него окончание –ешь. Не с глаголом «видать» пишется раздельно. В слове «вспомнится» -тся пишется без ь. т. К. это 3 лицо глагола. « С крыш» ь не пишется, т. к. это родительный падеж существительного. -Слова «высоко», «кругом», «белым-бело», «светло», «темно», «ароматно», «красиво». -Данные слова обладают образностью. -Эти слова отвечают на вопрос «как?» -Это наречие. - Изучение наречий. Ученики записывают тему урока. -«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» М. Горький. (Учащиеся записывают текст в тетрадях, по цепочке отвечают, какое наречие вставили.) Текст на доске. Тихо-тихо в лесу. Вот (…) ступают по рыхлому снегу чьи-то лапы. (…) вместе с ветром доносится голодный вой волков. (…) молчит лес. Хлопья снега падают(…). (…) и (…) от опушки стоят сосны в хлопьях снега. (слова для справок: по-кошачьи, откуда-то, справа, по-зимнему, редко-редко, справа, слева). Вывод: текст с наречиями получился интереснее, красочнее. -Действительно, наречия «украшают» текст. Один ученик отвечает у доски, а остальные ребята работают в тетрадях. Дочь рано проснулась, умылась, оделась, причесалась. Проснулась (когда?) рано. Таким образом, глагол обозначает действие, а наречие - его признак, в предложении слово «рано» будет обстоятельством. На столе лежит хлеб, на блюдечке - яйцо всмятку. Слово «всмятку» - наречие, т. к. оно само по себе отвечает на вопрос «как?». Но в данном предложении при разборе мы задаём вопрос иначе: яйцо (какое?) всмятку. Наречие «всмятку» обозначает признак предмета. Она очень быстро позавтракала и побежала в школу. -Наречие «очень» относится к наречию «быстро» , получается, что оно здесь обозначает признак признака. Ученики читают хором, что обозначает наречие. Приводят примеры: «говорил правильно», «написал аккуратно», « читал увлечённо» (наречия обозначают признак действия); «дом напротив», «яйцо всмятку», «езда верхом» (наречия обозначают признак предмета); «очень хорошо», «весьма успешный», «совсем пожилой» (наречия обозначают признак признака). Ученики работают с учебником: читают правило, а затем осознанно пересказывают его. Выполняют упражнение № 196, производят взаимопроверку. Ученик в роли НАРЕЧИЯ: «Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи – Наречие. Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень – -речь- .Он был известен ещё в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить» .От него произошли такие слова, как «изречение», «речистый», «наречие» (говор), нарекать и другие. Если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие», так как я почти всегда живу и работаю с глаголом. Если прилагательное неразлучно с существительным, то Я КАК МОГУ ПОМОГАЮ ГЛАГОЛУ: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость. Хочу обратить внимание на мою главную особенность – НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, Да у меня его и нет, даже нулевого. В предложении я чаще всего бываю ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, но могу быть и ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. -Наречие чаще всего употребляется рядом с глаголом, например: быстро бежать, хорошо выполнить, вкусно готовить. Наречие не изменяется, не имеет окончания. Учащиеся выполняют разбор названных наречий по составу, заостряют внимание на том, что у наречия нет никакого окончания -Наречие чаще всего является в предложении обстоятельством, но может быть и определением. - Да, я принёс в конверте интересные задания для ребят. ( Отдаёт конверт учителю). Дифференцированная самостоятельная работа. Лингвисты (самая сильная группа учащихся) получили задание подобрать к фразеологизмам синонимы-наречия. Составить 3 предложения с данными фразеологизмами, а 5 -7 наречий разобрать по составу. Карточка №1. Идти черепашьим шагом – Как по маслу – Кот наплакал – Встать чуть свет – Рукой подать – Яблоку упасть негде – Положа руку на сердце – У чёрта на куличках – Рукой подать – Как в аптеке – Чёрным по белому - Битый час – Бок о бок – На вес золота – Душа в душу На всю Ивановскую – Исследователи (средняя группа учащихся) находят в учебнике упражнение №199 и выписывают наречия вместе с тем словом, к которому они относятся. Волшебники (третья группа учащихся, занимающихся слабо) составляют предложения с наречиями (настежь, сначала, справа, аккуратно, хорошо, ,издавна, вверх, поровну) , т. е. занимаются развитием речи. Учащиеся выполняют физкультминутку. Кто-то из 1 группы, из 2, из 3читает то, что сделано, все ребята слушают, Кто-то из учеников отвечает: «Рассуждение строится по такому плану: тезис, доказательства, вывод. Каждый абзац надо писать с красной строки.» Учащиеся выполняют задание, работы сдают на проверку. Учащиеся отвечают на вопросы . Учащиеся хором отвечают: «никогда, отлично, приветливо, всегда, счастливо, всегда» Несколько оценок с комментированием послушать. Учащиеся записывают д\з | Коммуникативные УУД. Умение строить продуктивное взаимодействие, настрой на сотрудничество. Познавательные УУД: умение осуществлять смысловое чтение художественного текста, умение сознательно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом; умение работать с орфограммой, умение строить логическую цепь рассуждений. Личностные УУД: воспитание любви к родному языку, воспитание любви к родине. Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность, умение вносить дополнения и изменения в свою работу. Коммуникативные УУД: воспитание умения слушать и вступать в диалог, воспитание инициативного сотрудничества в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (целеполагание); умение осуществлять поиск необходимой информации при работе с разными источниками; умение наблюдать за языковым материалом; умение сравнивать, анализировать, обобщать. Личностные УУД: умение усваиваемый материал применять на практике. Развивающие УУД: умение осознанно воспринимать научную информацию, умение структурировать знания, умение действовать по алгоритму при исследовании частей речи. Регулятивные УУД: умение выполнять контроль и коррекцию. Познавательные УУД: умение выделять необходимую учебную информацию из любого источника, умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе услышанного логическую цепь рассуждений. Познавательные УУД: умение применить полученные знания на практике, продолжить развивать письменную и устную речь. Применение здоровьесберегающей технологии. Познавательные УУД:умение слушать и воспринимать дополнительную информацию с целью развития кругозора. Регулятивные УУД: умение определять последовательность работы, умение прогнозировать, воспитание саморегуляции как способности к преодолению препятствий. Познавательные УУД : умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, умение наблюдать за языковым материалом. Коммуникативные УУД: умение слушать и адекватно воспринимать информацию по заданию, данному учителем. Личностные УУД: умение изученный материал применять на практике Регулятивные УУД: умение выполнять планирование, контроль и коррекцию, умение давать оценку своей деятельности, а также деятельности своих одноклассников. Коммуникативные УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог Познавательные УУД: умение систематизировать знания . Личностные УУД: умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. | 1 мин. 4мин. 6мин. 2 мин. 4 мин. 3 мин. 4 мин. 3 мин. 3мин. 1мин. 10 мин. 3 мин. 1 мин. |