СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наклонение глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Наклонение глагола»

Русский язык. 6 класс. Урок № 126.Повторение темы «Спряжение глагола»)

Словарная работа. Запись слов в словарики: фасОль, салАт, винегрЕт, сельдерЕй, звонИт, звонЯт “Цветик-семицветик”А). На каждом лепестке ученик пишет “заветное” желание

1 вариант. Если бы я был президентом…

  1. вариант. Если бы у меня было много денег…

3 вариант. Если бы я был волшебником….

Вспомните: 1).«Говори правильно»: ляг – лягте, клади – кладите, положи – положите, беги – бегите. 2)-Чем отличаются две фразы: Вы бегите! (повел. накл.) Вы бежите? (изъяв. накл.)

Задание № 1: определите (на слух) спряжение следующих глаголов.

Ключ:

Глагол

Спряжение

а

Решать

I

б

распустить

II

в

разобраться

I

г

сохнет

I

д

готовить

II

е

побежать

I

ж

переехать

I

з

дышу

II

и

надеяться

I

к

научиться

II


Повторение темы «Вид глагола»Задание № 2: у глаголов из данных словосочетаний определите (на слух) грамматическую категорию вида.

Ключ:

Словосочетание

Вид

1

Слушал предание

несовершенный

2

увидите причудливые растения

совершенный

3

видел извержение

несовершенный

4

заклеил конверт

совершенный

5

затеял ссору

совершенный

6

сеял вражду

несовершенный

7

построили искусственный каток

совершенный

8

снег растаял

совершенный

9

зависел от времени

несовершенный

10

затеет игру

совершенный

11

лелеял мечту

несовершенный

12

повеял ветер

совершенный


Задание № 3: из данных предложений выпишите словосочетания с переходными глаголами; определите падеж зависимых слов:

(1) Вдруг увидел я что-то черное. (2) Его хладнокровие ободрило меня. (3) В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. (4) Я подал ему письмо от батюшки. (5) Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. (6) Я с охотой исполнил его желание. (7) Савельич за него заступился. (8) Строгая немецкая экономия царствовала за его столом. (9) Беспокойство Савельича очень меня забавляло. (10) Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. (11) Около кибитки подымался сугроб. (12) За ними простирались киргизские степи. (13) Никто не встретил меня. (14) Через две минуты мы поравнялись с человеком. (15) Передо мною простиралась печальная степь.

(Пушкин А. С. «Капитанская дочка»Ключ:

Предложение

Словосочетание с переходным глаголом

1

Вдруг увидел я что-то черное.

1

увидел что-то (В. п.)

2

Его хладнокровие ободрило меня.

2

ободрило меня (В. п.)

3

В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем.

3

---

4

Я подал ему письмо от батюшки.

4

подал письмо (В. п.)

5

Лошади тяжело ступали по глубокому снегу.

5

---

6

Я с охотой исполнил его желание.

6

исполнил желание (В. п.)

7

Савельич за него заступился.

7

---

8

Строгая немецкая экономия царствовала за его столом.

8

---

9

Беспокойство Савельича очень меня забавляло.

9

меня (В. п.) забавляло

10

Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга.

10

---

11

Около кибитки подымался сугроб.

11

---

12

За ними простирались киргизские степи.

12

---

13

Никто не встретил меня.

13

не встретил меня (Р. п.)

14

Через две минуты мы поравнялись с человеком.

14

---

15

Передо мною простиралась печальная степь.

15

---

Новая тема §75. «Условное наклонение глаголов».

1. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Ответил бы, если б выучил.

2. Глаголы условного наклонения образуются от глаголов прошедшего времени с помощью частицы «бы» («б»):

Ответил бы, написал бы, помог бы.

3. Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе – по родам:

О тветил бы (мужской род)

ответила бы (женский род) единственное число

ответило бы (средний род)

ответили бы - множественное число.

Задание № 4: образуйте от глаголов формы условного (сослагательного) наклонения:

(1) Прийти, (2) приходить, (3) идти, (4) спеть, (5) молчать, (6) засыпáть, (7) лечь, (8) ложиться, (9) сесть, (10) класть.

Ключ:(1) Прийти – пришел бы, (2) приходить – приходил бы, (3) идти – шел бы, (4) спеть – спел бы, (5) молчать – молчал бы, (6) засыпáть – засыпáл бы, (7) лечь – лег бы, (8) ложиться – ложился бы, (9) сесть – сел бы, (10) класть – положил бы.

Задание № 5: выпишите из предложений формы глаголов условного (сослагательного) наклонения:

(1) Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. (2) Мне хотелось книг, которые волновали бы, как чудесный Бальзак. (3) Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя. (4) И всё бы слушал этот лепет... . (5) Или, может быть, вы съели бы киселику? (6) О, если бы когда-нибудь сбылись поэта сновиденья! (7) Ну, в деле сердца я бы не послушался маменьки. (8) «И охота было не слушаться, - говорил он сердито. - Воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра». Ключ:(1) могло бы; (2) волновали бы; (3) спросили бы; учились бы; (4) слушал бы; (5) съели бы; (6) сбылись бы; (7) не послушался бы; (8) воротился бы, накушался бы, почивал бы.

Задание № 6: от глаголов из данного текста образуйте неопределенную форму, а от нее – условное наклонение:Письмо / Само / Никуда не пойдет, / Но в ящик его опусти - / Оно пробежит, / Пролетит, / Проплывет / Тысячи верст пути. (Маршак С. Я.)

Ключ:(Не) пойдет – (не) пойти – (не) пошел бы;

опусти – опустить – опустил бы;

пробежит – пробежать – пробежал бы;

пролетит – пролететь – пролетел бы;

проплывет – проплыть – проплыл бы.

Задание № 1: определите (на слух) спряжение следующих глаголов.

Задание № 2: у глаголов из данных словосочетаний определите (на слух) грамматическую категорию вида.

Задание № 3: из данных предложений выпишите словосочетания с переходными глаголами; определите падеж зависимых слов:

(1) Вдруг увидел я что-то черное. (2) Его хладнокровие ободрило меня. (3) В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. (4) Я подал ему письмо от батюшки. (5) Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. (6) Я с охотой исполнил его желание. (7) Савельич за него заступился. (8) Строгая немецкая экономия царствовала за его столом. (9) Беспокойство Савельича очень меня забавляло. (10) Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. (11) Около кибитки подымался сугроб. (12) За ними простирались киргизские степи. (13) Никто не встретил меня. (14) Через две минуты мы поравнялись с человеком. (15) Передо мною простиралась печальная степь. (Пушкин А. С. «Капитанская дочка»)

Задание № 4: образуйте от глаголов формы условного (сослагательного) наклонения:

(1) Прийти, (2) приходить, (3) идти, (4) спеть, (5) молчать, (6) засыпáть, (7) лечь, (8) ложиться, (9) сесть, (10) класть.

Задание № 5: выпишите из предложений формы глаголов условного (сослагательного) наклонения:

(1) Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. (2) Мне хотелось книг, которые волновали бы, как чудесный Бальзак. (3) Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя. (4) И всё бы слушал этот лепет... . (5) Или, может быть, вы съели бы киселику? (6) О, если бы когда-нибудь сбылись поэта сновиденья! (7) Ну, в деле сердца я бы не послушался маменьки. (8) «И охота было не слушаться, - говорил он сердито. - Воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра».

Задание № 6: от глаголов из данного текста образуйте неопределенную форму, а от нее – условное наклонение:

Письмо / Само / Никуда не пойдет, / Но в ящик его опусти - / Оно пробежит, / Пролетит, / Проплывет / Тысячи верст пути. (Маршак С. Я.)


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!