Русский язык. 6 класс. Урок № 126.Повторение темы «Спряжение глагола»)
Словарная работа. Запись слов в словарики: фасОль, салАт, винегрЕт, сельдерЕй, звонИт, звонЯт “Цветик-семицветик”А). На каждом лепестке ученик пишет “заветное” желание
1 вариант. Если бы я был президентом…
вариант. Если бы у меня было много денег…
3 вариант. Если бы я был волшебником….
Вспомните: 1).«Говори правильно»: ляг – лягте, клади – кладите, положи – положите, беги – бегите. 2)-Чем отличаются две фразы: Вы бегите! (повел. накл.) Вы бежите? (изъяв. накл.)
Задание № 1: определите (на слух) спряжение следующих глаголов.
Ключ:
№ | Глагол | Спряжение |
а | Решать | I |
б | распустить | II |
в | разобраться | I |
г | сохнет | I |
д | готовить | II |
е | побежать | I |
ж | переехать | I |
з | дышу | II |
и | надеяться | I |
к | научиться | II |
Повторение темы «Вид глагола»Задание № 2: у глаголов из данных словосочетаний определите (на слух) грамматическую категорию вида.
Ключ:
№ | Словосочетание | Вид |
1 | Слушал предание | несовершенный |
2 | увидите причудливые растения | совершенный |
3 | видел извержение | несовершенный |
4 | заклеил конверт | совершенный |
5 | затеял ссору | совершенный |
6 | сеял вражду | несовершенный |
7 | построили искусственный каток | совершенный |
8 | снег растаял | совершенный |
9 | зависел от времени | несовершенный |
10 | затеет игру | совершенный |
11 | лелеял мечту | несовершенный |
12 | повеял ветер | совершенный |
Задание № 3: из данных предложений выпишите словосочетания с переходными глаголами; определите падеж зависимых слов:
(1) Вдруг увидел я что-то черное. (2) Его хладнокровие ободрило меня. (3) В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. (4) Я подал ему письмо от батюшки. (5) Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. (6) Я с охотой исполнил его желание. (7) Савельич за него заступился. (8) Строгая немецкая экономия царствовала за его столом. (9) Беспокойство Савельича очень меня забавляло. (10) Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. (11) Около кибитки подымался сугроб. (12) За ними простирались киргизские степи. (13) Никто не встретил меня. (14) Через две минуты мы поравнялись с человеком. (15) Передо мною простиралась печальная степь.
(Пушкин А. С. «Капитанская дочка»Ключ:
№ | Предложение | № | Словосочетание с переходным глаголом |
1 | Вдруг увидел я что-то черное. | 1 | увидел что-то (В. п.) |
2 | Его хладнокровие ободрило меня. | 2 | ободрило меня (В. п.) |
3 | В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. | 3 | --- |
4 | Я подал ему письмо от батюшки. | 4 | подал письмо (В. п.) |
5 | Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. | 5 | --- |
6 | Я с охотой исполнил его желание. | 6 | исполнил желание (В. п.) |
7 | Савельич за него заступился. | 7 | --- |
8 | Строгая немецкая экономия царствовала за его столом. | 8 | --- |
9 | Беспокойство Савельича очень меня забавляло. | 9 | меня (В. п.) забавляло |
10 | Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. | 10 | --- |
11 | Около кибитки подымался сугроб. | 11 | --- |
12 | За ними простирались киргизские степи. | 12 | --- |
13 | Никто не встретил меня. | 13 | не встретил меня (Р. п.) |
14 | Через две минуты мы поравнялись с человеком. | 14 | --- |
15 | Передо мною простиралась печальная степь. | 15 | --- |
Новая тема §75. «Условное наклонение глаголов».
1. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Ответил бы, если б выучил.
2. Глаголы условного наклонения образуются от глаголов прошедшего времени с помощью частицы «бы» («б»):
Ответил бы, написал бы, помог бы.
3. Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе – по родам:
О тветил бы (мужской род)
ответила бы (женский род) единственное число
ответило бы (средний род)
ответили бы - множественное число.
Задание № 4: образуйте от глаголов формы условного (сослагательного) наклонения:
(1) Прийти, (2) приходить, (3) идти, (4) спеть, (5) молчать, (6) засыпáть, (7) лечь, (8) ложиться, (9) сесть, (10) класть.
Ключ:(1) Прийти – пришел бы, (2) приходить – приходил бы, (3) идти – шел бы, (4) спеть – спел бы, (5) молчать – молчал бы, (6) засыпáть – засыпáл бы, (7) лечь – лег бы, (8) ложиться – ложился бы, (9) сесть – сел бы, (10) класть – положил бы.
Задание № 5: выпишите из предложений формы глаголов условного (сослагательного) наклонения:
(1) Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. (2) Мне хотелось книг, которые волновали бы, как чудесный Бальзак. (3) Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя. (4) И всё бы слушал этот лепет... . (5) Или, может быть, вы съели бы киселику? (6) О, если бы когда-нибудь сбылись поэта сновиденья! (7) Ну, в деле сердца я бы не послушался маменьки. (8) «И охота было не слушаться, - говорил он сердито. - Воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра». Ключ:(1) могло бы; (2) волновали бы; (3) спросили бы; учились бы; (4) слушал бы; (5) съели бы; (6) сбылись бы; (7) не послушался бы; (8) воротился бы, накушался бы, почивал бы.
Задание № 6: от глаголов из данного текста образуйте неопределенную форму, а от нее – условное наклонение:Письмо / Само / Никуда не пойдет, / Но в ящик его опусти - / Оно пробежит, / Пролетит, / Проплывет / Тысячи верст пути. (Маршак С. Я.)
Ключ:(Не) пойдет – (не) пойти – (не) пошел бы;
опусти – опустить – опустил бы;
пробежит – пробежать – пробежал бы;
пролетит – пролететь – пролетел бы;
проплывет – проплыть – проплыл бы.
Задание № 1: определите (на слух) спряжение следующих глаголов.
Задание № 2: у глаголов из данных словосочетаний определите (на слух) грамматическую категорию вида.
Задание № 3: из данных предложений выпишите словосочетания с переходными глаголами; определите падеж зависимых слов:
(1) Вдруг увидел я что-то черное. (2) Его хладнокровие ободрило меня. (3) В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. (4) Я подал ему письмо от батюшки. (5) Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. (6) Я с охотой исполнил его желание. (7) Савельич за него заступился. (8) Строгая немецкая экономия царствовала за его столом. (9) Беспокойство Савельича очень меня забавляло. (10) Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. (11) Около кибитки подымался сугроб. (12) За ними простирались киргизские степи. (13) Никто не встретил меня. (14) Через две минуты мы поравнялись с человеком. (15) Передо мною простиралась печальная степь. (Пушкин А. С. «Капитанская дочка»)
Задание № 4: образуйте от глаголов формы условного (сослагательного) наклонения:
(1) Прийти, (2) приходить, (3) идти, (4) спеть, (5) молчать, (6) засыпáть, (7) лечь, (8) ложиться, (9) сесть, (10) класть.
Задание № 5: выпишите из предложений формы глаголов условного (сослагательного) наклонения:
(1) Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. (2) Мне хотелось книг, которые волновали бы, как чудесный Бальзак. (3) Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя. (4) И всё бы слушал этот лепет... . (5) Или, может быть, вы съели бы киселику? (6) О, если бы когда-нибудь сбылись поэта сновиденья! (7) Ну, в деле сердца я бы не послушался маменьки. (8) «И охота было не слушаться, - говорил он сердито. - Воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра».
Задание № 6: от глаголов из данного текста образуйте неопределенную форму, а от нее – условное наклонение:
Письмо / Само / Никуда не пойдет, / Но в ящик его опусти - / Оно пробежит, / Пролетит, / Проплывет / Тысячи верст пути. (Маршак С. Я.)