СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 6-м классе с использованием технологии «Развитие критического мышления» по теме: « Наклонение глаголов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Наклонение глаголов

Тип урока: комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.

Вид урока: Освоение нового материала

 Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме "Наклонение глаголов"; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Цели: 1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации. 2. Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; - работать в парах; - сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; - систематизировать материал в кластер.  3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластера.

Оборудование урока:

Стенд с кластерами учащихся по теме «Глагол как часть речи»

Компьютер, проектор (компьютерная презентация);

Раздаточный материал для проверочной работы, для исследовательской работы, для работы на закрепление нового материала;

Карточки для индивидуальной работы, т.к. в классе есть учащиеся 7-го вида.

Содержание урока:

         Основной технологией урока  является технология развития критического мышления учащихся через чтение и письмо. Весь урок был подчинён данной технологии. Урок имел чёткую структуру:

  1. Организационный момент. (Задача  -  дать позитивный настрой учащимся на урок)
  2. Повторение с контролем. На данном этапе я воспользовалась методом «Мозговой штурм», учащимся была предложена игра «Корзина понятий», которую они «наполняли знаниями о глаголе»
  3. Проверочная работа. Цель  - проверить знания учащихся по изученному на предыдущих уроках материалу. Учащиеся сами проверяли себя, сами себя оценивали. Делали вывод: нужна ли ещё кому-то помощь по теме «Переходные и непереходные глаголы».
  4. Введение в тему. Стадия вызова.  Анализ предложений, записанных на доске. На данном этапе урока было использована проблемная ситуация, решить которую можно лишь изучив теорию. Таким образом, плавно переходим к следующему этапу.
  5. Работа с информационным текстом. На данном этапе урока я предложила ребятам, используя метод «ИНСЕРТ», самостоятельно добыть знания по новой теме, сделать выводы. После проделанной работы дети вполне смогли сформулировать цели урока, поэтому следующий этап урока ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
  6. Стадия осмысления. Исследование. Один из главных этапов урока. Ребята работали в группах, каждая группа получила задание, для выполнения которого нужно обратиться к учебнику, в ходе данной работы дети заполняли таблицы и делали выводы. После чего учащиеся обменялись полученной информацией. (Нужно отметить, что на этом этапе определилась и 4-ая группа учащихся, которой были даны индивидуальные карточки. Это дети 7-го вида. Но сидели они в группах со всеми остальными учащимися) ВАЖНО: каждый этап урока заканчивался рефлексией.
  7. Физкультминутка.  На уроке была применена здоровьесберегающая технология в виде тематической физминутки.
  8. Закрепление полученных знаний. Работа с текстом:
  9. Домашнее задание. Я использовала двухуровневое домашнее задание: задание повышенной сложности и альтернативное задание по учебнику.
  10. Итоговая рефлексия.

Итак, благодаря использованию на уроке технологии развития критического мышления учащиеся были максимально приближены к  самостоятельному получению новой информации. Дети работали в группах, формулировали и задавали вопросы, делали выводы. Цели и задача урока были реализованы.

Открытый урок по русскому языку в 6-м классе с использованием  технологии «Развитие критического мышления» по теме:

« Наклонение глаголов» 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 6-м классе с использованием технологии «Развитие критического мышления» по теме: « Наклонение глаголов»»

МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа»


Открытый урок по русскому языку в 6-м классе с использованием технологии «Развитие критического мышления» по теме:

« Наклонение глаголов»


Урок разработала и провела учитель русского языка и литературы: Костина Елена Борисовна


Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме "Наклонение глаголов"; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Цели:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Тип урока: комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластера.










Ход урока:

I. Организационный момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и надеюсь, что на мой урок вы пришли с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь нашим гостям. Ну что ж, я думаю, вы готовы к совместной творческой работе! Запишите в тетради число, классная работа.

Сегодня мы продолжим изучать раздел науки о языке Морфология, который изучает …? Верно. А какую часть речи мы недавно начали изучать? (Глагол). Давайте воспользуемся методом «Мозговой штурм» и поиграем в игру «Корзина понятий». Итак, наполняем нашу корзину знаниями о глаголе…


- О каком морфологическом признаке глагола вы узнали впервые в этом учебном году? (Переходность) Какие глаголы называются переходными, а какие непереходными? Вспомните, какие трудности по теме «Переходные и непереходные глаголы» вы для себя выделили на прошлом уроке?

II. Проверочная работа: заполните квадрат, буквами указывая –переходный/непереходный глагол (2 варианта):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Переходные глаголы - П

1.Повесить нос 7. гнуть спину

2. валиться с ног 8. прикусить язык

3. водить за нос 9. развесить уши

4. морочить голову 10. подать рукой

5. держать в голове 11. клевать носом

6. зарубить на носу 12. надуть губы


Непереходные глаголы – Н









Взаимопроверка:

1 вариант:

1п

4п

7п

8п



0 ошибок – «5»

1-4 ошибки – «4»

5-6 ошибок – «3»

9п

10н

11н

12п

2 вариант:

1п

3п

6п

7п

8п

10п

11н

12п

Рефлексия:

- Довольны вы своими результатами? В каких словах допустили ошибки? Что помогло вам безошибочно справиться с работой?

III. Введение в тему. Стадия вызова: Итак, ребята, вы обладаете достаточными знаниями, чтобы перейти к следующему этапу. Посмотрите на доску, прочитайте предложения, найдите глаголы и определите время:

  1. Миша читает повесть «Дубровский». (Настоящее)

  2. Миша читал повесть «Дубровский». (Прошедшее)

  3. Миша будет читать повесть «Дубровский». (Будущее)

  4. Миша, читай повесть «Дубровский»?

  5. Читал бы Миша повесть «Дубровский», если бы его не отвлекали?

- У нас возникли разногласия в определении времени в 4 и 5 предложениях? А может в этих предложениях время и вовсе не определяется?

- Давайте обратимся к информационному тексту и поработаем с ним, используя метод «ИНСЕРТ».

Работа с информационным текстом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно ;

+ знаком «плюс» помечается то, что явилось новым и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Информационный текст

Работа с текстом. «Инсерт»

  1. В современном русском языке начальной формой глагола считается инфинитив, т.е. неопределенная форма глагола. Он образуется при помощи суффикса -ть, -ти.


  1. В русском языке глаголы имеют постоянные признаки: вид (совершенный и несовершенный).


  1. В русском языке глаголы имеют непостоянные признаки:

- наклонение,


- время,


- лицо,


- число,


- род (кроме настоящего и будущего времени).


4. В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.


  1. В предложении глагол чаще всего является

сказуемым.




Вопросы:

1) Итак, о каком непостоянном морфологическом признаке глагола идет речь? (Наклонение)

2) Перечислите наклонения глагола. (Изъявительное, повелительное, условное)

3) Использовали вы в работе с текстом вопросительный знак, было ли что-то непонятным для вас?

Целеполагание.

- Сформулируйте перед собой задачу при изучении темы «Наклонение глаголов». Какую цель вы ставите перед собой сегодня на уроке? ( Узнать, что такое наклонения глагола, уметь различать наклонения).

- Запишите тему урока в тетради.

IV. Стадия осмысления. Исследование.

- Итак, глагол имеет 3 наклонения: изъявительное, условное, повелительное. Глагол изменяется по наклонениям, т.е. один и тот же глагол можно употребить в форме этих наклонений. Для того, чтобы узнать, как образуются изъявительное, условное, повелительное наклонения, что они обозначают и как изменяются, вам придётся провести небольшое исследование, оформить его в виде кластера и познакомить своих товарищей. Работаем в командах.

Работа с учебником.

1-ая группа – изучает изъявительное наклонение; (стр. учебника 201, параграф 83)

2-ая группа – условное наклонение; (стр. учебника 203-204, параграф 84)

3-ья – группа – повелительное наклонение; (стр. учебника 206-207, параграф 85)

4-ая группа – индивидуальное задание для детей 7-го вида (дополнить информацию, пользуясь учебником).

Заполняют таблицы.

Изъявительное наклонение

1.Ч то обозначает?

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

2. Как изменяются?

По временам

3. Как образуются?

Прош: основа инфинитива+суффикс –л-, иногда без него (нёс);

Наст: с помощью личного окончания. (В учебнике нет!)

Условное наклонение

1. Что обозначает?

Глаголы в условном наклонении, обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях.

2. Как образуется?

От основы неопределённой формы глагола + суффикс-л- + частица бы.

Частица бы(б) может стоять после глагола, перед ним и даже отделяться другими словами.

3. Как изменяется?

  1. Изменяются по числам, в единственном числе – по родам.

  2. Не имеет времени и не изменяется по временам! (в учебнике этого нет)

Повелительное наклонение

1. Что обозначает?

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

2. Как образуется?

Основа настоящего времени(или будущего времени) + суффикс –и- (или без суффикса)+ окончание –те (во множ.числе). В ед.числе имеют нулевое окончание, а во мн. числе – окончание – те.

3. Как употребляются?



4.Как изменяются?

Употребляются обычно в форме 2-го лица ед. и мн. числа.


Не изменяются по временам.



Обмен информацией. С результатами исследования выступает ученик от каждой группы, остальные внимательно слушают, дополняют.



Вопросы для рефлексии:

- Сумели вы решить поставленную перед собой задачу?

- Что вам в этом помогло?

- Какие трудности возникли?

Физкультминутка: (на слайде)



V. Закрепление полученных знаний.

- А теперь вернёмся к нашим предложениям (предложения записаны на доске). Давайте определим наклонения глаголов в этих предложениях. В каких предложениях глаголы стоят в изъявительном наклонении? (1,2,3) В каком предложении глагол стоит в условном наклонении? (в 5) В каком предложении глагол стоит в повелительном предложении? (в 4).

Работа с текстом:

- Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения. Назовите автора этих строк и название стихотворения. Какова его тема?

- Правильно. Это стихотворение А. Пушкина о зиме. Стихи о зиме – отличное средство, чтобы взглянуть на снежную и холодную погоду другими глазами, увидеть в ней много прекрасного.

- Какие чувства испытывает лирический герой в это зимнее утро? Вам знакомы эти чувства? Какие художественные средства помогают автору создать образ великолепного зимнего утра?





Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!



Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче… погляди в окно:



Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.



Работа по группам. 1-ая группа работает с 1-ой строфой стихотворения, 2-ая группа - со 2-ой, а 3-ья - с 3-ей.

- Спишите. Графически обозначьте известные вам орфограммы. Подчеркните глаголы, укажите наклонение глаголов. Формы какого наклонения вы не нашли?



- Прочитайте отрывки из стихотворений о зиме, написанные учащимися нашей школы. Какой общей темой объединены эти стихотворения? Какой отрывок из стихотворения понравился вам, почему?



  • Февраль. Сугробы ночью стынут.

В лесу мороз устроил пир…

У нас в саду, в кустах калины

Сидит, нахохлившись, снегирь.

Но скоро ветер переменный

Пришлёт привет всем от весны,

И в центре нашей Локни дружно

Сожжём мы чучело зимы. (Тихомирова Александра)



  • Гуляет снег по улице

И вьётся в кружевах,

Пушинкою-снежинкою

Летает в облаках.

Летит, ложится на землю

И вновь взлетает он.

Под белым покрывалом

Приятен зимний сон. (Полюбин Илья)



  • Первые снежинки землю покрывают,

И земля надолго снова засыпает.

Птицы в небе светлом больше не летают…

Ждёт опять природа, когда снег растает. (Голик Глеб)



- Выпишите из текстов 3-4глагола, образуйте от них все формы наклонений. Задание выполните по образцу.

Изъявительное

Сослагательное

Повелительное

Гуляет

Гулял бы

Гуляй, гуляйте




VI. Домашнее задание: составить кластер «Наклонение глаголов», заполнить его примерами из поэтических произведений ; сочинить стихотворение о зиме, подчеркнуть глаголы, определить их наклонение.

Альтернативное задание: параграф №83 , упражнение №482

Итоговая рефлексия.

- Что было полезным на уроке?

- Что было интересным на уроке?

- Что было трудным на уроке?

- На что нужно обратить внимание на следующем уроке?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!