МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе с использованием технологии «Развитие критического мышления» по теме:
« Наклонение глаголов»
Урок разработала и провела учитель русского языка и литературы: Костина Елена Борисовна
Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме "Наклонение глаголов"; “прочувствовать” и “прожить” ее.
Цели:
1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
2. Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.
3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Тип урока: комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.
Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластера.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и надеюсь, что на мой урок вы пришли с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь нашим гостям. Ну что ж, я думаю, вы готовы к совместной творческой работе! Запишите в тетради число, классная работа.
Сегодня мы продолжим изучать раздел науки о языке Морфология, который изучает …? Верно. А какую часть речи мы недавно начали изучать? (Глагол). Давайте воспользуемся методом «Мозговой штурм» и поиграем в игру «Корзина понятий». Итак, наполняем нашу корзину знаниями о глаголе…
- О каком морфологическом признаке глагола вы узнали впервые в этом учебном году? (Переходность) Какие глаголы называются переходными, а какие непереходными? Вспомните, какие трудности по теме «Переходные и непереходные глаголы» вы для себя выделили на прошлом уроке?
II. Проверочная работа: заполните квадрат, буквами указывая –переходный/непереходный глагол (2 варианта):
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
Переходные глаголы - П
1.Повесить нос 7. гнуть спину
2. валиться с ног 8. прикусить язык
3. водить за нос 9. развесить уши
4. морочить голову 10. подать рукой
5. держать в голове 11. клевать носом
6. зарубить на носу 12. надуть губы
Непереходные глаголы – Н
Взаимопроверка:
1 вариант:
1п | 2н | 3н | 4п |
5н | 6н | 7п | 8п 0 ошибок – «5» 1-4 ошибки – «4» 5-6 ошибок – «3» |
9п | 10н | 11н | 12п |
2 вариант:
1п | 2н | 3п | 4н |
5н | 6п | 7п | 8п |
9н | 10п | 11н | 12п |
Рефлексия:
- Довольны вы своими результатами? В каких словах допустили ошибки? Что помогло вам безошибочно справиться с работой?
III. Введение в тему. Стадия вызова: Итак, ребята, вы обладаете достаточными знаниями, чтобы перейти к следующему этапу. Посмотрите на доску, прочитайте предложения, найдите глаголы и определите время:
Миша читает повесть «Дубровский». (Настоящее)
Миша читал повесть «Дубровский». (Прошедшее)
Миша будет читать повесть «Дубровский». (Будущее)
Миша, читай повесть «Дубровский»?
Читал бы Миша повесть «Дубровский», если бы его не отвлекали?
- У нас возникли разногласия в определении времени в 4 и 5 предложениях? А может в этих предложениях время и вовсе не определяется?
- Давайте обратимся к информационному тексту и поработаем с ним, используя метод «ИНСЕРТ».
Работа с информационным текстом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно ;
+ знаком «плюс» помечается то, что явилось новым и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Информационный текст | Работа с текстом. «Инсерт» |
В современном русском языке начальной формой глагола считается инфинитив, т.е. неопределенная форма глагола. Он образуется при помощи суффикса -ть, -ти. | |
В русском языке глаголы имеют постоянные признаки: вид (совершенный и несовершенный). | |
В русском языке глаголы имеют непостоянные признаки: - наклонение, | |
- время, | |
- лицо, | |
- число, | |
- род (кроме настоящего и будущего времени). | |
4. В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного. | |
В предложении глагол чаще всего является сказуемым. | |
Вопросы:
1) Итак, о каком непостоянном морфологическом признаке глагола идет речь? (Наклонение)
2) Перечислите наклонения глагола. (Изъявительное, повелительное, условное)
3) Использовали вы в работе с текстом вопросительный знак, было ли что-то непонятным для вас?
Целеполагание.
- Сформулируйте перед собой задачу при изучении темы «Наклонение глаголов». Какую цель вы ставите перед собой сегодня на уроке? ( Узнать, что такое наклонения глагола, уметь различать наклонения).
- Запишите тему урока в тетради.
IV. Стадия осмысления. Исследование.
- Итак, глагол имеет 3 наклонения: изъявительное, условное, повелительное. Глагол изменяется по наклонениям, т.е. один и тот же глагол можно употребить в форме этих наклонений. Для того, чтобы узнать, как образуются изъявительное, условное, повелительное наклонения, что они обозначают и как изменяются, вам придётся провести небольшое исследование, оформить его в виде кластера и познакомить своих товарищей. Работаем в командах.
Работа с учебником.
1-ая группа – изучает изъявительное наклонение; (стр. учебника 201, параграф 83)
2-ая группа – условное наклонение; (стр. учебника 203-204, параграф 84)
3-ья – группа – повелительное наклонение; (стр. учебника 206-207, параграф 85)
4-ая группа – индивидуальное задание для детей 7-го вида (дополнить информацию, пользуясь учебником).
Заполняют таблицы.
Изъявительное наклонение |
1.Ч то обозначает? | Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле. |
2. Как изменяются? | По временам |
3. Как образуются? | Прош: основа инфинитива+суффикс –л-, иногда без него (нёс); Наст: с помощью личного окончания. (В учебнике нет!) |
Условное наклонение |
1. Что обозначает? | Глаголы в условном наклонении, обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях. |
2. Как образуется? | От основы неопределённой формы глагола + суффикс-л- + частица бы. Частица бы(б) может стоять после глагола, перед ним и даже отделяться другими словами. |
3. Как изменяется? | Изменяются по числам, в единственном числе – по родам. Не имеет времени и не изменяется по временам! (в учебнике этого нет) |
Повелительное наклонение |
1. Что обозначает? | Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые кто-то требует или просит выполнить. |
2. Как образуется? | Основа настоящего времени(или будущего времени) + суффикс –и- (или без суффикса)+ окончание –те (во множ.числе). В ед.числе имеют нулевое окончание, а во мн. числе – окончание – те. |
3. Как употребляются? 4.Как изменяются? | Употребляются обычно в форме 2-го лица ед. и мн. числа. Не изменяются по временам. |
Обмен информацией. С результатами исследования выступает ученик от каждой группы, остальные внимательно слушают, дополняют.
Вопросы для рефлексии:
- Сумели вы решить поставленную перед собой задачу?
- Что вам в этом помогло?
- Какие трудности возникли?
Физкультминутка: (на слайде)
V. Закрепление полученных знаний.
- А теперь вернёмся к нашим предложениям (предложения записаны на доске). Давайте определим наклонения глаголов в этих предложениях. В каких предложениях глаголы стоят в изъявительном наклонении? (1,2,3) В каком предложении глагол стоит в условном наклонении? (в 5) В каком предложении глагол стоит в повелительном предложении? (в 4).
Работа с текстом:
- Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения. Назовите автора этих строк и название стихотворения. Какова его тема?
- Правильно. Это стихотворение А. Пушкина о зиме. Стихи о зиме – отличное средство, чтобы взглянуть на снежную и холодную погоду другими глазами, увидеть в ней много прекрасного.
- Какие чувства испытывает лирический герой в это зимнее утро? Вам знакомы эти чувства? Какие художественные средства помогают автору создать образ великолепного зимнего утра?
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Работа по группам. 1-ая группа работает с 1-ой строфой стихотворения, 2-ая группа - со 2-ой, а 3-ья - с 3-ей.
- Спишите. Графически обозначьте известные вам орфограммы. Подчеркните глаголы, укажите наклонение глаголов. Формы какого наклонения вы не нашли?
- Прочитайте отрывки из стихотворений о зиме, написанные учащимися нашей школы. Какой общей темой объединены эти стихотворения? Какой отрывок из стихотворения понравился вам, почему?
В лесу мороз устроил пир…
У нас в саду, в кустах калины
Сидит, нахохлившись, снегирь.
Но скоро ветер переменный
Пришлёт привет всем от весны,
И в центре нашей Локни дружно
Сожжём мы чучело зимы. (Тихомирова Александра)
И вьётся в кружевах,
Пушинкою-снежинкою
Летает в облаках.
Летит, ложится на землю
И вновь взлетает он.
Под белым покрывалом
Приятен зимний сон. (Полюбин Илья)
И земля надолго снова засыпает.
Птицы в небе светлом больше не летают…
Ждёт опять природа, когда снег растает. (Голик Глеб)
- Выпишите из текстов 3-4глагола, образуйте от них все формы наклонений. Задание выполните по образцу.
Изъявительное | Сослагательное | Повелительное |
Гуляет | Гулял бы | Гуляй, гуляйте |
VI. Домашнее задание: составить кластер «Наклонение глаголов», заполнить его примерами из поэтических произведений ; сочинить стихотворение о зиме, подчеркнуть глаголы, определить их наклонение.
Альтернативное задание: параграф №83 , упражнение №482
Итоговая рефлексия.
- Что было полезным на уроке?
- Что было интересным на уроке?
- Что было трудным на уроке?
- На что нужно обратить внимание на следующем уроке?